Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников а музыкалных занятиях в детском саду"


Автор: Поединщикова Алена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский №30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию
Населённый пункт: Невский район г.Санкт - Петербург
Наименование материала: статья о патриотическом воспитании дошкольников на музыкальном занятии
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников а музыкалных занятиях в детском саду"
Дата публикации: 09.01.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 30

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей Невского района г. Санкт – Петербурга

Статья на тему : «Патриотическое воспитание дошкольников на

музыкальных занятиях в детском саду»

Составитель: музыкальный руководитель высшей категории

Поединщикова А.В.

г.Санкт – Петербург 2025 г

Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является

воспитание будущего патриота своей страны. Что же такое патриотизм? И

как это донести дошкольнику?

Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте

почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к

добру, любви, красоте.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном

или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и

творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру

страны как свои собственные. Мы не должны забывать о своем культурном

прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи

Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходят через

эмоционально-чувственное

переживание

произведений

музыкального

искусства. Различные виды музыкальной деятельности, знакомство с

творчеством

русских

композиторов

через

музыкальный

материал

патриотической направленности, вызывают чувства и переживания, которые

являются

основой

приобретения

таких

качеств

как

благородство,

порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к Родине, родному

Отечеству.

В образовании и воспитании детей дошкольного возраста значительную

роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной

песенной

культуре.

В

воспитательно-образовательной

работе

по

музыкальному воспитанию предусмотрены различные виды деятельности:

игра, беседа, слушание музыки, пение, игра на музыкально-шумовых

инструментах, разучивание основ народного танца, театрализация игровых

песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, посещение

выставок, музеев, участие в концертной деятельности с целью пропаганды

народного творчества.

Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры

с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память,

чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана

дети учатся передавать в движении художественный образ. В народных

играх

дети

учатся

общаться,

приобщаются

к

народным

традициям,

проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного

творчества.

При знакомстве на занятиях с прибаутками, календарным, потешным,

игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с

удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечают

яркость музыкальных образов, добрый юмор в частушках. Совместная

деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята

оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают,

переживают неудачи и радуются успеху.

Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с

формированием

представлений

о

родном

крае.

Поэтому

необходимо

постепенно расширять круг знаний ребенка во время бесед на музыкальных

занятиях - о Родине и о родной стране, наблюдения за природой родного

города, чтение сказок и разучивание пословиц и поговорок русского народа,

и привлечение детей к общественно-полезному труду. Но главный выход и

показательный момент привлечения ребенка к патриотизму - является

праздник. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к

нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей,

обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

В праздниках в детском саду отражаются разные темы. Это: «Семья и

ближайшее окружение» воспитание любви к матери, уважение к старшим.

«Детский сад - мой второй дом» воспитание любви к детскому саду. «Родной

свой край люби и знай! воспитание любви к родному дому, родной улице, к

своему посёлку. «Россия - Родина моя» воспитание чувство гордости за свою

страну, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. «Слава

армии любимой - самой лучшей на земле», «день защитника Отечества» и

конечно - «Великая Победа». Так как живем мы в городе-герое, бязательные

мероприятия с детьми и взрослыми проходят у нас, посвященные дню снятия

Блокады и День рождения города.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания

имеет тема Защитников Отечества. 23 февраля - День Защитника Отечества,

«Слава армии любимой - самой лучшей на земле». Эта тема очень любима

детьми. На музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей

Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные

перестроения, играют в военные игры проходят спортивные состязания

вместе с папами. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами.

Особенно популярны у них «Бравые солдаты» муз. А. Филиппенко, «Будем в

армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Наша армия сильна» Филиппенко. Они

написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть

сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме на

музыкальных занятиях раскрывается детям величие подвига советского

солдата, знакомство их с песнями тех времен и о тех временах. Дети

получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах

нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление

зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется

представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему

играют

в

военных,

маршируют

в

почётном

строю,

поют

военные,

патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения.

Особенно эмоционально проходят встречи с ветеранами, людьми,

которые были детьми в блокадном городе Ленинград,

экскурсия к

памятным местам.

Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольника

- это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для ребёнка -

дошкольника Родина - это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он

живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. На

музыкальных занятиях разучиваются с детьми песни маме. Проводятся

праздничные концерты, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню Матери.

Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво

вошли в детский репертуар.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчивается

тематическим праздником или развлечением. Это Праздник Осени, зимние и

весенние праздники. Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют,

придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают

экологические сказки и т. д.), походы в лес, изготовление кормушек для

птиц. Осенний или весенний праздник иногда проводится

в русском

народном жанре: все дети

одеваются

в русские народные костюмы,

исполняют песни о России, песни о маме, разучивают русские народные

игры, хороводы, читают потешки, танцуют хороводы и кадрили. В

группах оформляются уголки «Моя Родина - Россия», проводятся проекты на

тему о России, о городе.

На музыкальных занятиях проходит знакомство детей с народными

музыкальными инструментами. Рассказывается о том, что в старину

народные инструменты люди изготавливали своими руками. Детям очень

нравится устраивать народный оркестр, особенно под русские народные

наигрыши, где первоначально присутствует медленный темп музыки, а

потом он постепенно нарастает и детям необходимо не сбиться с него.

Работая по патриотическому воспитанию дошкольников, не остается

без внимания такой раздел музыкальной деятельности, как знакомство детей

с великими классиками русской музыки. Это музыкальный материал О.П.

Радыновой «Музыкальные шедевры», П.И. Чайковского

«Детский

альбома»,

альбом

«Времена года», слушают произведения таких

композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Свиридов, Кабалевский,

частично знакомятся с их биографией. Применяя ИКТ на музыкальных

занятиях, отлично можно рассмотреть картины известных художников

(Серов, Васнецов, Гробарь и др) сравнить используемые цвета, сюжеты.

В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная

на нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников,

проходит в тесном сотрудничестве

воспитателями. Совместно с ними,

через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:

- формируем духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к

родному краю, дому, семье, детскому саду;

-

развиваем познавательные, художественные и творческие способности

детей через ознакомление с музыкальными произведениями;

-

побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через

пение, творческое движение;

-

воспитываем потребность в познавательной активности через восприятие

произведений искусства, развиваем

эмоциональный фон дошкольников

через музыкальные впечатления;

-

воспитываем патриотические чувства детей, используя поэтические образы

родной природы;

-

учим дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные

каналы (слух, зрение), воздействовать на духовное начало ребёнка через

восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения;

-

закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме

русского народа через музыку;

-

воспитываем любовь и уважение к ветеранам войны, вызываем желание

быть похожими на них;

-

воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их

подвиг, верность и преданность Родине.

Список литературы

1. Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания //

Педагогика. - 2005. - №6. - с. 59 -63.

2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду

Линка - Пресс, М., 2003.

3. Полежака С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной

личности // Наука - производству. - 2006. - №6. - с. 15 - 16.

4. Каплунова И, Новоскольцева И. программа «Ладушки», Санкт-Петербург,

2021.



В раздел образования