Напоминание

"Дифференциация парных звонких и глухих согласных"


Автор: Лиана Анваровна Губайдуллина
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное реабилитационное бюджетное учреждение ЦПМСС "Инсайт"
Населённый пункт: город Ишимбай, муниципального района Ишимбайский
Наименование материала: Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР
Тема: "Дифференциация парных звонких и глухих согласных"
Дата публикации: 09.03.2024
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное реабилитационное бюджетное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр

психолого-медико-социального сопровождения «Инсайт» г.Ишимбай муниципального

района Ишимбайский район Республики Башкортостан

Конспект коррекционного занятия для

обучающихся 2 класса с ЗПР на тему:

«Дифференциация парных звонких и глухих

согласных».

Разработала:

учитель-дефектолог

Губайдуллина Л.А.

г.Ишимбай - 2023 г.

ТЕМА: «

Дифференциация парных звонких и глухих согласных».

Цель: уточнить и закрепить представления обучающихся о звонких и глухих парных

согласных звуках,

способствовать развитию связной речи, высших психических

функций.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- формировать навык зрительного и языкового анализа и синтеза;

- развивать восприятие (фонематическое, пространственное, зрительное);

- развивать межполушарное взаимодействие;

- развивать орфографическую зоркость.

Образовательные:

- закрепить представление о звонких и глухих парных согласных звуках.

- умение дифференцировать на слух и на письме парные звонкие и глухие согласные.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку.

- воспитывать самоконтроль при выполнении определенных учебных действий.

- формировать положительную мотивацию к занятиям.

Планируемые результаты.

Предметные:

- учиться различать изучаемые звуки на слух, буквы на письме;

- учиться выполнять слоговой анализ и синтез слов;

- учиться грамотно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.

Метапредметные:

Регулятивные УД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины.

Познавательные УД:

- развивать логическое мышление;

- добывать новые знания;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию,

полученную на занятии.

Коммуникативные УД:

- оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь окружающих;

- уметь общаться в диалоге.

Личностные:

- проявлять интерес к процессу обучения;

- развивать способность адекватно судить о причине своего успеха и неуспеха в

учении;

- уметь работать самостоятельно;

- уметь выстраивать свою речь.

Оборудование и материалы: магнитные буквы, мяч, предметные картинки, карточки-

помощницы, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I.

Организационный момент. Приветствие и настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня мы отправимся в

увлекательное путешествие в Страну Грамматику. Чтобы наша речь была

красивой мы должны помнить очень важное правило:

Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре

Верно, четко говорим, никогда мы не спешим!

II. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы нам легче было произносить слова, надо потренировать наш язычок.

Сделаем артикуляционную гимнастику.

III. Актуализация знаний.

- Подумайте и скажите, а зачем и когда людям нужен язык? Почему мы его

должны тренировать?

-Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.

- А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? (ответы детей).

Чтобы наши слова было слышно, нам помогает наш Голосок.

Он тоже живет в горлышке.

- Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько

сопит,

давайте

вместе

послушаем:

«с-с-с-с»,

«ш-ш-ш-ш».

А

когда

просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика

Голоска начинают дрожать: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! Дотрагиваемся ладонью до

горлышка и чувствуем. Закрываем ушки ладонями и слушаем.

- Вспомните, какие бывают звуки, когда горлышко не звенит и в ушках не

звенит? (глухие)

- А когда горлышко дрожит и в ушках звенит? (звонкие)

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Некоторые звонкие и глухие

согласные образуют пары. Какие это пары? (ответы детей)

IV. Основная часть.

- Вы сейчас назвали парные согласные звуки, значит тема нашего занятия?

(ответ детей - «Парные звонкие и глухие согласные звуки»).

- Как

научиться различать звонкие и глухие согласные? (ответы на

закрепление навыка дифференциации глухой-звонкий)

1. Развитие фонематических процессов.

Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Повтори, не ошибись».

Повтори слоги, которые я буду произносить. Смотри на меня внимательно,

слушай,

запоминай

и

только

потом

повторяй

(слоги

даются

дифференцированно, учитывая достижения ребенка).

да-та-да жу-зу -жу

ва-фо-вы ша-ша-са

аба-апа-аба ото-одо-одо

2.

Сравнительная

характеристика звуков.

Соотнесение

буквы

со

звуками

- Давайте сделаем шпаргалку. Заполним домик - табличку парными буквами,

которые обозначают парные глухие и звонкие звуки. Слева живут звонкие, а

справа – глухие.

- Теперь, пользуясь подсказкой,

найди картинки, названия которых

начинаются на парный звонкий звук, парный глухой звук. Например, Саша

собирает со звонким, а Даша с глухим (звуки выбираем в соответствии с

возможностями ребенка и задачами коррекции на данный момент).

3. Профилактика дисграфии.

- Выложите их из камешков Марблс (зернышек крупы, семечек, ореховых

скорлупок и т.п.) буквы, которые обозначают парные звонкие и глухие звуки.

4. Физминутка «Не ошибись», стоя на балансире «Бильгоу».

- Я буду кидать мяч, и называть слоги со звонким или глухим парным

согласным

звуком,

а

вы

должны

поймать

мяч,

удерживаясь

на

нейробалансире, и вернуть мяч, сказав слог с его парным звонким или

глухим согласным звуком. Например: ВА-ФА, ТЫ-ДЫ, КО-ГО и т.д.

5. Активизация межполушарного взаимодействия.

Упражнения на активизацию межполушарного взаимодействия «Ладошки с

шипами», «Разноцветные коврики» (с разноцветными ковриками из фетра и

слогами).

6. Работа с карточками. Игра «Найди пары слов». Запишите пару,

заменив, звонкий согласный на парный глухой, и подберите слова так, чтобы

они отличались одной парной согласной.

дочка кора

зайка почка

Звонкие

Глухие

Д

Т

Ж

Ш

Б

П

В

Ф

Г

К

З

С

вата шар

жар точка

гора фата

бочка сайка.

7. Развитие фонематического анализа и синтеза

Игра «Закончи фразу». Выбери то слово, которое нужно вставить в конце

предложения. (Слова предлагаются детям на отдельных карточках)

Ведёт мама в садик малышку- …(дочку).

В конце предложения ставим… (точку).

У Андрея болит … (зуб).

Есть он может только … (суп).

Зимой мы строим ледяную … (горку).

Мышонок грызёт хлебную … (корку).

Расставаться с другом … (жаль).

Бабушка связала … (шаль).

8. Профилактика дисграфии. Физкультпауза.

Давайте закрепим наши пары букв. Напишем буквы в воздухе, а затем

запишем их на песке. Повторяй за мной (пишем буквы в воздухе попарно).

9. Играем – закрепляем.

Компьютерная

интерактивна

логоигра

«Парные

звонкие

глухие

согласные». Не более 5 минут.

Дом.задание:

1) разгадывание ребусов (замени в словах звонкий согласный на парный

глухой и запиши новое слово)

Удочка д=т

Ужи ж=ш

Дом д=т

Сова в=ф

Плод д=т

Горка г=к

Бочка б=п

Зуб з=с

2) возьми цветные карандаши и зачеркни буквы, обозначающие звуки,

парные по глухости-звонкости одинаковым цветом.

В О А В Р Н Ф З М Е Ч Ф И В К С Н А З В О Л Д Ф Н Т Ы Е З Ф С Ц Н В Я

С И К В А Е Ч З В Р С Ы Ф Д О Ф Щ Ш В Д Ф Т С Н Ы Ф Д Н З В А Л В С Ф

Н З К Ф Г С Д З Г В Ф Р С В Н В Ф Т К Д В Б З Ф Д И В Е З О Ф В Ы З Ь В

Ы Ф Т Р Н В Д

V. Итог занятия. Дом.задание. Рефлексия.

- Вот и подошло к концу наше занятие, давайте подведем итог.

С какими звуками мы сегодня работали на занятии? Чем они похожи и чем

отличаются? В чем особенность этих звуков?

- Понравилось ли вам занятие? Что было самым трудным? А самым

интересным?



В раздел образования