Автор: Шестакова Ирина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 44
Населённый пункт: г Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка урока Мужества "День памяти жертв Холокоста", посвященному 27 января Дню освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима),
Тема: Урок Мужества
Дата публикации: 09.04.2025
Раздел: среднее образование
Сценарий урока Мужества
«Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение»
Дж. Сантаян американский писатель философ
27 МММММММММММММ ММММ ММММММ МММММ МММММММММ.
Цель:
ММММММММ М ММММММММ МММММММММ.
Задачи:
:
Образовательные
-
;
ознакомление с трагедией Холокоста
-
.
повышение информационной грамотности обучающихся
:
Воспитательные
-
;
формирование сочувствия к жертвам массового убийства
- ММММММММММММ МММММММММ М МММММ ММММММ МММММММММММММММ, МММММММ МММММММММММММ,
.
сострадания к другим народам
-
развитие умения выслушивать другого человека и
,
способности к сочувствию
.
сопереживанию
-
показать примеры проявления мужества в нечеловеческих
.
условиях
:
Развивающие
–
,
развитие коммуникативных навыков
укрепляющих
.
социальные связи
Оборудование
:
,
,
.
ПК мультимедиа проектор презентация
Возрастная группа
: 7-11
.
класс
Ход классного часа.
4
: 2
2
.
ведущих
девочки
и
мальчика
Девочки
читают
по
.
очереди
текст
с
каждого
слайда
В
некоторых
слайдах
.
читается выразительно закадровый текст по ролям
На 11 слайде добавляется текст, который читает
ведущий- мальчик:
«
Лагеря
смерти
были
построены
вблизи
транспортных
артерий
.
Даже
во
время
Сталинградской
,
битвы
когда
требовалось
срочно
перебросить
на
Восточный
МММММ
новые
воинские
соединения
и
,
технику
график
движения
поездов
составлялся
,
так
что
приоритет
отдавался
,
тем
составам
что
везут в
концлагеря
.»
евреев
На 16 слайде добавляется текст, который читает ведущий-мальчик:
«
10-
Вот
рассказ
одной
из
узниц
лагеря
летней
Наташи
:»
Лемешонок
Читает ведущая-девочка:
"
Через
несколько
дней
солдаты
всех
.
группами выводили из барака и вели через двор в больницу
.
,
Там нас выстроили в очередь
Мы не знали
что с нами будут
.
,
,
делать
Потом пришел немецкий доктор большой и сердитый
,
,
,
и другой немец
я
не
видела
что они делали впереди
но
-
,
какая то
девочка
вдруг
стала
плакать
и
кричать
а
доктор
.
...
топал
ногами
Мне
было
очень
страшно
подошла
моя
...
,
очередь
доктор воткнул мне
в
руку
иглу
и
когда
набрал
,
полную стеклянную трубку
отпустил меня и стал брать кровь
...
,
у моей сестренки Ани
Через день
нас снова повели к врачу
.
.
и опять
брали кровь
Скоро Аня умерла в бараке
У нас все
.
,
,
руки были в уколах Мы все болели кружилась голова
каждый
".
день умирали мальчики и девочки
На 22 слайде добавляется текст, который читает ведущий-мальчик:
«
»
Бухенвальдская
ведьма
была
приговорена
к
пожизненному
.
1967
заключению В
году
она
повесилась
в
своей камере
на
.
...»
простынях Безо всякого раскаяния и прощальных писем
На 24 слайде
добавляется текст, который читает ведущий-мальчик:
Свидетельство очевидца:
«
:
Через громкоговоритель даются приказания
всем надо сдать
,
...
вещи и одежду
даже костыли и очки
Ценные вещи и деньги
: «
».
сдать
в
окошко
с
надписью
Драгоценности
Женщин
и
,
девушек направляют
к цирюльнику
который двумя
взмахами
,
-
ножниц
срезает
им
волосы
набиваемые
в
мешки
из под
...
...
картофеля
Потом начинается
марш
Но
большинство
уже
,
.
начинает
догадываться
какая
судьба
им
уготована
Они
-
подымаются
по
нескольким
ступенькам
и
уже
видят
.
,
,
непредотвратимое
Нагие
матери
онемев
прижимают
.
—
младенцев к груди С ними масса детей всех возрастов
все
.
нагие
Они
медленно
продолжают
двигаться
безмолвно
по
. «
!» -
направлению к
камере
смерти
Наполнить
до
отказа
..
командует
комендант
лагеря
Голые
люди
наступают
друг
.
-
...
.
другу на ноги Семьсот восемьсот человек
Двери замыкаются
.
32
Оставшиеся
ждут
своей
очереди
Спустя
минуты мертвы
...
.
все
С другой стороны рабочие
отмыкают
двери
Мертвецы
,
-
.
стоят
как
базальтовые
столбы
им некуда
упасть
И после
-
,
смерти еще можно распознать семьи
они стоят
прижавшись
.
друг
к
другу
и держась
крепко за
руки
С трудом только
,
удается
отделить
тела
чтобы очистить
место для
следующей
партии
…»
На 28 слайде
добавляется текст, который читает ведущий-мальчик:
«
,
когда с Майданека налетал ветер жители Люблина запирали
.
.
окна
Ветер приносил в город трупный запах Нельзя было
,
,
,
.
дышать
нельзя было есть
нельзя было жить
Ветер с
.
Майданека приносил в город ужас
Из высокой трубы
крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный
.
.
дым Дым относило ветром в город Над люблинцами нависал
.
.
тяжкий смрад мертвечины К этому нельзя было привыкнуть
Печами дьявола звали поляки печи крематория на Майданеке
«
».
и
фабрикой смерти
На 29 слайде
добавляется текст стихотворения, который читает
ведущий-мальчик:
,
.
Нас вывели и казнь настанет скоро
…
На пустыре нас выстроил конвой
,
И чтоб не быть свидетелем позора
.
Внезапно солнце скрылось за горой
,
Вокруг стоят прислужники Черчета
!
И кровь щекочет обонянье им
,
,
Они не верят
что их песня спета
,
!
Что не они а мы их обвиним
Пусть палачи с кровавыми глазами
.
Сейчас заносят топоры
,
,
Мы знаем правда
все равно за нами
.
Враги лютуют только до поры
На 31 слайде
текст читают по ролям!
На 32 слайде
добавляется текст, который читает ведущий-мальчик:
«
,
Будучи
работницей
отдела
социальной
защиты
она
имела
.
специальное разрешение для допуска в варшавское гетто
По
должности ей необходимо было проверять
жителей гетто на
,
признаки возникновения
тифа
так как немцы очень
боялись
.»
его распространения
Ведущая-девочка: «
1942
,
Летом
года
когда началась
депортация
,
,
евреев
из
гетто в
лагеря
смерти
Ирена
решила
что нельзя
.»
терять
времени
Ведущий-мальчик: «
Она выносила детей из
еврейского гетто в
,
,
.»
коробках чемоданах а также на тележках
Ведущая-девочка: «
За
время
этой
деятельности
Ирине удалось
вынести из гетто и, тем самым, спасти 2500 детей»
На 33 слайде
добавляется текст, который читает ведущий-мальчик:
«17 МММММММ 1941 ММММ МММММММММММММММММ ММММММММММ, М 28 МММ МММММММММ М ММММММММ.
16670.»
На руке ему вытатуировали номер
Ведущая-девочка:
«
Кольбе
не
прожил
в
лагере
смерти
и
.
,
нескольких
месяцев
Летом
в
бараке
в
котором
жил
,
.
Максимилиан Кольбе
не досчитались одного из
заключённых
Немцы
за
каждого
сбежавшего
обычно
расстреливали
по
,
.
несколько десятков
человек
оставшихся
в
бараке
Но в
этот
.
10
раз они придумали изощрённую пытку
Выбрали
человек и
,
13,
сообщили
всем
что
они
отправляются
в
барак
№
в
котором будут жить без
какой бы то ни было еды до самой
.
-
смерти
Все
заключённые смертники
молча
приняли
свою
,
,
судьбу
только
один
из
них
Франтишек
Гаёвничек
,
начал
: «
,
,
умолять фашистов
У меня дети
они ждут меня
я умру и не
!».
,
увижу их больше
И тогда Максимилиан Кольбе
которого не
,
выбрали для пытки попросил немцев отпустить Франтишека и
.
.»
взять его Его просьбу незамедлительно выполнили
Ведущий-мальчик: «
Максимилиан
Кольбе
прожил
без
еды
в
13
.
,
бараке №
три недели Умер он не от голода
а
,
от того что
,
немецкому
начальству
надоело
каждый
день
видеть
что
. 14
1941
заключённые
еще
живы
августа
года
Максимилиану
Кольбе
и
его
сокамерникам
врачи
Освенцима
ввели
.»
смертельные уколы фенола
На 34 слайде
добавляется текст, который читает ведущий-мальчик:
«
Когда
Максимилиан
Кольбе
вышел
из
строя
и
сказал
: «
,
.
надзирателям
Я уже старик
убейте меня
Я мало чем могу
.
,
,
быть
вам полезен
А
он
молод
у
него
семья
он
может
»,
.
работать
Франтишек
заплакал
Он
остался
жив
благодаря
,
совершенно
незнакомому
человеку
пожертвовавшему
ради
.
него
своей
жизнью
И он
эту
подаренную ему
жизнь
смог
.
.
сохранить
Гаёвничек прожил в Освенциме ещё несколько лет
,
1945
.
Он был освобождён только в
дни Победы
в
мае
года
Первым
делом
после
освобождения
Франтишек
кинулся
,
разыскивать
свою семью
ради
которой
умер
Максимилиан
.
—
Кольбе
Дома
его
ждало
большое
горе
его
жена
Елена
,
осталась жива
а вот два сына погибли за несколько месяцев
.»
до его освобождения
Ведущая-девочка: «
Не
забыл
Франтишек
и
о
Максимилиане
.
Кольбе
О подвиге
священнослужителя
он
рассказывал
всем
.
,
знакомым
и
незнакомым
Побывал
в
Риме
где
рассказал
,
священнослужителям
о
своём
спасителе
вновь
вернулся
в
,
Освенцим
с
паломниками
чтобы
отдать
дань
жертвам
ММММММММ М МММММ ММММММММММ М ММММММММММММ ММММММ, М 1994 ММММ».
На 35 слайде
текст стихотворения читает ведущий-мальчик:
:
Как детям объяснить
шесть миллионов
…
…
Исчезнувших в застенках
навсегда
,
«
»,
Замученных отравленных
Циклоном
,
,
?
Расстрелянных повешенных сожжённых
,
,
Никто не видел слёз
не слышал стонов
,
.
Весь мир был равнодушен как всегда
…
,
Шесть миллионов
Нам представить страшно
.
В какую бездну их толкнули ниц
-
,
Шесть миллионов
напрочь стёртых лиц
-
.
Шесть миллиoнов
целый миp за каждым
,
Шесть миллионов с будущим рассталось
,
,
Потухло взглядов
закатилось лун
,
Сердец шесть миллионов разорвалось
.
Шесть миллионов отзвучало струн
,
А сколько не свершившихся открытий
?..
?
Талантов
Кто узнает их число
,
Шесть миллионов оборвалось нитей
.
Шесть миллионов всходов полегло
«
»
?
Как объяснить
шесть миллионов
дeтям
-
,
По населенью
целая страна
-
Шесть миллионов дней
тысячелетья
-
?
Шесть миллионов жизней
чья вина
:
,
Как вышло так
прошли десятилетья
,
И через реки крови море слёз
,
То тут
то на другом конце планеты
?
Подонки отрицают Холокост
?
Как детям объяснить шесть миллионов