Автор: Филиппова Анна Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ № 1" г. Всеволожска
Населённый пункт: Ленинградской области
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи (ознакомление с грамотой) у детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Тема: "Звуки [П], [П’]. Буква П"
Дата публикации: 09.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1» г. Всеволожска
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по развитию речи (ознакомление с грамотой)
у детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).
(Образовательная область «Развитие речи»)
Тема «Звуки [П], [П’]. Буква П».
Составила: учитель-логопед
Филиппова А.Л.
г. Всеволожск
Образовательная область – развитие речи.
Интеграция с другими образовательными областями: развитие речи,
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Возрастная группа: дети 6 - 7 лет.
Цель:
ознакомление детей с новыми звуками и буквой, которая
обозначает эти звуки.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
познакомить детей с буквой П и со звуками [П], [П’], закрепить
основные характеристики звуков (согласный, глухой, твердый,
мягкий);
уточнить артикуляцию звука [П];
актуализировать словарь детей;
совершенствовать фонематическое восприятие, фонематические
представления, а также навыки фонематического анализа и
синтеза;
закрепить
навык
использования
модели
для
определения
характеристик звуков, которые обозначаются буквой П.
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать мыслительные операции;
развивать умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать любознательность, активность и познавательный
интерес;
воспитывать умение слушать товарищей, взаимодействовать с
ними.
Формирование предпосылок универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
формирование умения понимать инструкции и пользоваться ими,
развитие навыка использования знаково-символических средств,
формирование умения делать выводы.
Личностные УУД:
формирование адекватной самооценки,
воспитание потребности прийти на помощь товарищу.
Регулятивные УУД:
развитие способности к самоконтролю,
формирование умения принимать задачу, достигать заданной цели,
воспитывать навык управления своими эмоциями и поведением в
процессе образовательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
развитие умения сотрудничать со сверстниками в процессе
решения разного рода задач,
формирование позитивного отношения к процессу сотрудничества.
Оборудование:
предметные картинки: тапки, укроп, кепка, пчела,
прицеп, суп, паук, пила, пень, перец, парус, пони, пуговица, папка, павлин,
попугай, пуговица, пёс, пятка; буквы П, А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И;
«паспорт» буквы, демонстрационные и индивидуальные для каждого ребенка
модели
характеристик
звуков
(модель
согласного,
мягкости/твердости
согласного, звонкости/глухости согласного, модель парного согласного).
Активизация и обогащение словаря:
звук, слог, слово, гласный,
согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий, парный.
Методы: наглядные, словесные, практические.
Ход занятия.
Вводная часть.
Логопедическая
распевка
на
основе
материала,
усвоенного
на
предыдущем занятии по грамоте.
Распевка для девочек: БА, БО, БУ, БЭ, БЫ.
Распевка для мальчиков: БЯ, БЁ, БЮ, БЕ, БИ.
Логопед перемещает букву Б сначала по столбцу с гласными буквами А.
О, У, Э, Ы; затем с гласными буквами Я, Ё, Ю, Е, И. Дети читают нараспев
слоги. (Задача: развитие навыков фонематического синтеза)
Основная часть.
Логопед. К нам пришел наш любимый профессор словесности Иван
Иванович и в своем большом портфеле принес новые картинки. Иван
Иванович будет показывать вам картинки, а вы, пожалуйста, по очереди
называйте, то, что изображено на них (Задача: актуализация словаря детей).
Логопед
показывает
детям
предметные
картинки
в
следующей
последовательности: тапки, укроп, кепка, пчела, прицеп,
папка, суп, паук, парус, пони, пуговица, павлин.
Логопед: в каждом из этих слов повторяется один и
тот же звук. Он есть в каждом слове. Кто-нибудь
догадался, что это за звук?
(Задача: развитие фонематического
восприятия, а также навыки фонематического анализа ).
Ответы детей (звук П).
Логопед.
Совершенно верно! Сегодня в портфеле Ивана Ивановича
картинки, в названиях которых есть звук [П].
Артикуляция звука П.
Логопед: Дети, посмотрите, как я произношу этот звук. Давайте вместе
произнесем звук П. Логопед предлагает детям поднести ладошку к губам,
чтобы
они
смогла
ощутить
толчок
воздуха.
Потом
предлагает
при
произнесении звука приложить ладонь к горлу, проверив, дрожит ли оно.
(Задача: уточнить артикуляцию звука [П])
Вопрос детям: «Кто может сказать, как рождается этот звук?»
Ответы детей. (воздух толчком разрывает преграду в виде сомкнутых
губ. Горлышко не работает).
Логопед.
Губки сжались крепко-крепко, словно сжала губки скрепка.
Как же звуку здесь пройти, ведь преграда на пути!
Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.
Мы его произнесли, но без голоса, увы!
Итак, мы с вами определили, что при произнесении звука [П] на пути
воздуха имеется преграда в виде сомкнутых губ, это значит что звук [П]
какой?
Ответы детей (Согласный).
Логопед. Раз горлышко не работает, когда мы произносим этот звук,
значит, этот звук какой?
Ответы детей. (Глухой).
(Задача: закрепить такие характеристики звуков, как: согласный,
глухой)
Логопед: Дети, у Ивана Ивановича осталось еще несколько картинок.
Логопед приглашает самого активного ребенка помочь Ивану Ивановичу,
ребенок последовательно достает картинки: пила, пень, перец, пятка, пёс. Дети
называют картинки.
Логопед: Отлично! Кто может нам сказать, с какого звука начинаются
эти слова?
Дети определяют первый звук в словах. [П’].
Логопед: Дети, скажите, чем отличается звук [П] от звука
[П’]?
Ответы детей. ([П] - твердый, [П’] – мягкий)
(Задача: закрепить такие характеристики звуков, как: твердый,
мягкий).
Логопед. Отлично! Вместе с Иваном Ивановичем к нам в гости пришли
его внуки. Давайте знакомиться! Только знакомство будет не совсем обычное.
Вам нужно догадаться, как их зовут. У одного из них имя начинается с
твердого звука [П], а у другого – с мягкого звука [П’]. (Задача: развитие
фонематических представлений детей)
Ответы детей (Внуков Ивана Ивановича зовут Полина и Петя, но
принимаются и другие варианты, например, Пелагея и Павел).
Логопед. Полина и Петя знают много разных интересных
игр и предлагают поиграть вместе с ними. Их любимая игра
«Собери гусеницу». Мы будем собирать гусениц из слов-
названий картинок, которые принес Иван Иванович.
Поля собирает гусеницу из слов, где звук [П] – последний (укроп,
прицеп, суп).
Петя собирает гусеницу из слов, где звук [П] спрятался в середине слова
(тапки, кепка, попугай, папка).
А Иван Иванович просит вас помочь найти ему слова с двумя звуками
[П] (Попугай, папка)
Логопед выставляет фигурки Пети, Поли и головы 2 гусениц на доску, и
предлагает детям по очереди выбрать нужные слова и расположить их на
доске, вписывая в кружочки тел гусениц.
(Задача: совершенствовать
фонематическое восприятие, а также навыки фонематического анализа)
Логопед. Отличная вышла игра. Теперь давайте немного разомнемся.
Физкультминутка.
Раз-два - все вставайте,
Три, четыре - приседайте,
Пять, шесть - повернись,
Семь, восемь - улыбнись,
Девять, десять - не зевайте,
Свое место занимайте!
Логопед. Теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает на
письме звуки [П], [П’]. Логопед рисует букву на доске. (Задача: познакомить
детей с буквой П)
Вопрос логопеда детям: «Из скольки элементов состоит буква П?»
Ответы детей.
Логопед. А теперь ребята, давайте составим из палочек букву П и
оформим «паспорт» нашей буквы.
Детям предлагается составить из палочек букву, а под ней оформить
«паспорт» буквы, используя уже знакомые им модели характеристик звуков
(модель
согласного,
мягкости/твердости
согласного,
звонкости/глухости
согласного, модель парного согласного). Один ребенок составляет паспорт
буквы на доске, остальные – на своих рабочих местах, используя раздаточный
материал. Ребенок, который составлял паспорт буквы на доске дает
характеристику звукам, которые обозначает буква П: согласный, твердый или
мягкий,
парный,
глухой.
Сначала
с
помощью
моделей
описываются
характеристики звука [П], а потом мягкого звука [П’]. Затем составляется
паспорт буквы П.
Звук [П]
Звук [П’]
Паспорт буквы П
(Задача:
закрепить
навык
использования
модели
для
определения
характеристик звуков, которые обозначаются буквой П.)
После того, как ребенок обозначит характеристики звуков, которые
обозначает эта буква, логопед уточняет следующие моменты:
почему звуки [П], [П’] глухие, как это можно проверить? (горлышко
отдыхает, не работает);
какие звуки будут парой для звуков [П], [П’]? (звуки [Б], [Б’]);
чем отличается звук [П] от звука [Б]? (При произнесении звука [П]
горлышко не работает, а при произнесении звука [Б] – работает).
Рефлексия.
Логопед. Ивану Ивановичу, Пете и Полине уже пора домой. Они отлично
провели время и на прощание предлагают немного порисовать. Иван Иванович
приготовил для каждого из вас небольшой листок, на котором написана буква
П. Вы можете взять этот листок и как настоящие волшебники превратить
букву в какой-нибудь предмет. Полина, например, превратила П в качели,
Петя – в футбольные ворота, а Иван Иванович – в турник.
А во что превратите букву вы?
Логопед размещает на доске картинки-ассоциации с буквой П и
предлагает детям, если им это интересно, присоединиться к творческой работе.