Автор: Казакова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Зеленогорский детский сад №6 "Улыбка"
Населённый пункт: Кемеровская обл., Крапивинский район пгт Зеленогорский
Наименование материала: Статья «Игра как средство развития личности ребенка»
Тема: «Игра как средство развития личности ребенка»
Дата публикации: 09.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Консультация
«Игра как средство развития личности
ребенка»
составитель Казакова Ирина Николаевна
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но
каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким,
какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше,
ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого
отношения со стороны близких нам людей,
Именно ранние формы общения во многом определяют
дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его
отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка
недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в
дальнейшем
у
него
могут
возникнуть
межличностные
и
внутриличностные
конфликты,
которые
у
взрослого
человека
разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и
невозможно.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит
игре
-
важнейшему
виду
детской
деятельности.
Она
является
эффективным средством формирования личности дошкольника, его
морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия
на мир.
Воспитательное
значение
игры
во
многом
зависит
от
профессионального мастерства педагога, от знания им психологии
ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от
правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от
четкой организации и проведения всевозможных игр.
Игровая
деятельность
влияет
на
формирование
произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают
развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях
игры
дети
сосредоточиваются
лучше
и
запоминают
больше.
Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить)
выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия
игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в
игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает
ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игровая ситуация и действия в игре оказывают постоянное влияние на
развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок
учится действовать с заместителем предмета - он даёт заместителю
новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе
действий с предметами-заместителями ребёнок учится мыслить о
реальном предмете.В то же время опыт игровых и особенно реальных
взаимоотношений ребёнка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу
особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения
других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от
этого строить своё собственное поведение.
Помимо сюжетно -
ролевой, среди игр дошкольников выделяются
ролевая,
режиссерская,
игра-драматизация,
игра
с
правилом,
дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные
формы деятельности. В дошкольном возрасте возникают элементы
учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в
этот период является сюжетно-ролевая игра.
К дошкольному возрасту ребёнка уже имеется опыт общения со
взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер
поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить
связь нарушений общения ребёнка в семье с нарушениями его общения
со сверстниками и с проблемами развития его личности.
С помощью игры решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых,
развиваются
навыки
общения
со
сверстниками,
корригируются
типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии
семейных
отношений
(страх,
тревога,
агрессия,
неадекватная
самооценка). Игры помогают в адаптации детей к дошкольному
учреждению.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом
деятельности, но не потому, что современный ребёнок, как правило,
большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра
вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
Важно понимать, что, создавая условия для игры, взрослые заботятся не
только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и
личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети
растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило,
не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И
многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это
полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней
пустоты, которую нечем заполнить…