Напоминание

«Игра как средство развития личности ребенка»


Автор: Казакова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Зеленогорский детский сад №6 "Улыбка"
Населённый пункт: Кемеровская обл., Крапивинский район пгт Зеленогорский
Наименование материала: Статья «Игра как средство развития личности ребенка»
Тема: «Игра как средство развития личности ребенка»
Дата публикации: 09.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

«Игра как средство развития личности

ребенка»

составитель Казакова Ирина Николаевна

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но

каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким,

какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше,

ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого

отношения со стороны близких нам людей,

Именно ранние формы общения во многом определяют

дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его

отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребёнка

недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в

дальнейшем

у

него

могут

возникнуть

межличностные

и

внутриличностные

конфликты,

которые

у

взрослого

человека

разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и

невозможно.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит

игре

-

важнейшему

виду

детской

деятельности.

Она

является

эффективным средством формирования личности дошкольника, его

морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия

на мир.

Воспитательное

значение

игры

во

многом

зависит

от

профессионального мастерства педагога, от знания им психологии

ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от

правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от

четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игровая

деятельность

влияет

на

формирование

произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают

развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях

игры

дети

сосредоточиваются

лучше

и

запоминают

больше.

Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить)

выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия

игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в

игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действий и сюжета.

Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает

ребёнка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игровая ситуация и действия в игре оказывают постоянное влияние на

развитие личности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок

учится действовать с заместителем предмета - он даёт заместителю

новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе

действий с предметами-заместителями ребёнок учится мыслить о

реальном предмете.В то же время опыт игровых и особенно реальных

взаимоотношений ребёнка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу

особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения

других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от

этого строить своё собственное поведение.

Помимо сюжетно -

ролевой, среди игр дошкольников выделяются

ролевая,

режиссерская,

игра-драматизация,

игра

с

правилом,

дидактическая игра. В дошкольном возрасте появляются продуктивные

формы деятельности. В дошкольном возрасте возникают элементы

учебной деятельности. Но основным и ведущим видом деятельности в

этот период является сюжетно-ролевая игра.

К дошкольному возрасту ребёнка уже имеется опыт общения со

взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер

поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить

связь нарушений общения ребёнка в семье с нарушениями его общения

со сверстниками и с проблемами развития его личности.

С помощью игры решаются задачи взаимопонимания детей и взрослых,

развиваются

навыки

общения

со

сверстниками,

корригируются

типичные эмоциональные и личностные нарушения в дисгармонии

семейных

отношений

(страх,

тревога,

агрессия,

неадекватная

самооценка). Игры помогают в адаптации детей к дошкольному

учреждению.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом

деятельности, но не потому, что современный ребёнок, как правило,

большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра

вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

Важно понимать, что, создавая условия для игры, взрослые заботятся не

только о досуге детей, но и об их физическом, психическом и

личностном развитии, а значит, об их будущем. Не играющие дети

растут эмоционально и социально неполноценными. Они, как правило,

не разборчивы в общении, лишены самостоятельности, безвольны. И

многие подростковые проблемы — из детства, лишенного игры. Это

полное отчаяние от того, что некуда себя деть, ощущение внутренней

пустоты, которую нечем заполнить…



В раздел образования