Напоминание

Использование социальных историй в формировании социальных навыков детей с РАС


Автор: Грибанова Анастасия Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОКУ ЦППМСП
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: статья
Тема: Использование социальных историй в формировании социальных навыков детей с РАС
Дата публикации: 09.06.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование социальных историй в формировании

социальных навыков детей с РАС

Социальные

истории

это

один

из

эффективных

методов

коррекционной

работы

с

детьми,

страдающими

расстройствами

аутистического

спектра

(РАС).

Они

представляют

собой

краткие,

структурированные повествования, предназначенные для обучения детей

социальным навыкам и поведению в различных жизненных ситуациях. Такой

метод был разработан Темплом Грандиным, известным специалистом в

области аутизма, и с тех пор он зарекомендовал себя как мощный инструмент

для повышения социальной адаптации детей с аутизмом.

Социальная

история

это

подробное

описание

ситуации

или

последовательности

действий,

которое

ориентировано

на

конкретное

поведение и эмоции. Она включает в себя информацию о том, что, кто, когда

и где происходит, а также объяснение, как нужно вести себя в той или иной

ситуации. Этот метод помогает детям с РАС развивать социальные навыки,

уменьшать тревожность и стресс, улучшать понимание социальных норм.

Дети

с РАС часто сталкиваются с трудностями в понимании и

адаптации к социальным ситуациям. Основные особенности их развития,

которые побуждают к использованию социального подхода, следующие:

1. Трудности в понимании социальных сигналов. Дети с РАС могут не

понимать невербальные сигналы (жесты, мимику, интонацию) и сложности в

установлении и поддержании контактов с другими людьми. Социальные

истории помогают детально объяснить, как правильно воспринимать и

реагировать на различные социальные ситуации.

2. Невозможность предсказать и понять социальные нормы и правила.

Многие дети с РАС не воспринимают и не понимают социальные правила,

такие

как

очерёдность

в

разговоре,

уважение

личных

границ

или

необходимость ждать своей очереди. Социальные истории структурируют эти

правила и дают примеры того, как нужно вести себя в различных ситуациях.

3. Неспособность адаптироваться к изменениям и новизне. Изменения в

привычной среде или непредсказуемость событий могут вызывать у детей с

РАС сильное беспокойство и стресс. Социальные истории помогают

подготовить ребёнка к предстоящим изменениям или новым ситуациям, делая

их более предсказуемыми и понятными.

4.

Низкий уровень абстрактного мышления. Дети с РАС могут

испытывать

трудности

в

усвоении

абстрактных

концепций,

поэтому

использование конкретных примеров и пошаговых инструкций в социальных

историях помогает им лучше понять, как действовать в конкретных

ситуациях.

5. Необходимость поддержания эмоционального состояния. Дети с РАС

часто испытывают трудности с регулированием эмоций, и метод социальных

историй позволяет мягко объяснить, как справляться с тревогой, гневом,

радостью и другими эмоциями в социальных контекстах.

Применение социальной истории в коррекционной работе с детьми с

РАС включает следующие ключевые моменты:

1.

Индивидуализация.

Социальная история разрабатывается с учётом

особенностей конкретного ребёнка, его уровня развития, интересов и

трудностей. Например, она может быть адаптирована для обучения навыкам

общения, соблюдения очерёдности, поведения в общественных местах.

2.

Структурированность и простота. Тексты социальных историй

обычно краткие, чёткие и понятные для восприятия детьми с РАС. Они могут

включать простые фразы и изображения, которые делают информацию более

доступной.

3.

Позитивный подход. В социальных историях акцент делается на

позитивных моделях поведения, чтобы ребёнок учился, как вести себя в

различных ситуациях, а не только как избегать нежелательных действий.

4.

Уроки

в

реальной

жизни.

Социальные

истории

могут

быть

использованы для подготовки ребёнка к реальным жизненным ситуациям,

таким как поход в магазин, посещение врача или взаимодействие с другими

детьми. Они помогают ребёнку заранее «прожить» ситуацию и быть готовым

к ней.

5.

Многоразовое использование. Истории могут быть перечитаны

несколько раз, что помогает ребёнку закрепить необходимое поведение. Этот

процесс

также

позволяет

снизить

уровень

тревожности

и

повысить

уверенность в себе.

Преимущества метода

Социальные истории обладают рядом преимуществ, особенно для детей

с аутизмом:

- Ясность и предсказуемость: дети с аутизмом часто чувствуют себя

неуверенно в неизвестных ситуациях, а социальные истории помогают им

предсказать, что произойдет, и снизить тревогу.

-

Улучшение

коммуникации:

благодаря

наглядным,

пошаговым

объяснениям, дети могут научиться выражать свои чувства и понимать

эмоции окружающих.

-

Поддержка в адаптации к изменениям: дети с аутизмом часто

испытывают трудности с адаптацией к новым ситуациям, а социальные

истории могут быть использованы для плавного введения в новую

деятельность или место.

Основные принципы социальных историй

Социальные истории ориентированы на индивидуальные особенности

каждого ребёнка и должны быть понятными, доступными и эмоционально

нейтральными. Они могут быть использованы для:

1. Обучения социальным нормам и правилам: например, как вести себя в

общественных местах, как правильно обращаться с другими людьми, как

реагировать на эмоции окружающих.

2. Уменьшения тревожности и стресса: дети с РАС часто испытывают

трудности в изменяющихся ситуациях. Социальная история позволяет

подготовить их к новому опыту, например, к посещению врача или поездке в

незнакомое место.

3.

Развития

навыков

саморегуляции:

социальные

истории

могут

включать шаги по управлению эмоциями, обучению спокойному поведению

в стрессовых ситуациях.

К. Грэй и Дж. Гаранд, Б.Л. Сваггарт говорят о том, что социальные

истории позволяют раскрыть способы действий в разных жизненных

ситуациях, которые непонятны ребёнку с расстройствами аутистического

спектра. Социальные истории описывают желаемое поведение и никогда не

упоминают

нежелательное

поведение.

Каждая

социальная

история

придумывается для каждого ребёнка индивидуально.

Перед тем как приступить к составлению социальной истории для

ребёнка с расстройствами аутистического спектра необходимо провести

анализ проблемного поведения, которое проявляется в конкретной ситуации,

выявить

причины

возникновения.

Описывая

проблемное

поведение

необходимо

собрать

следующую

информацию:

где,

когда

наступает

нежелательное поведение, кто задействован в данной ситуации, как

проявляется поведение, как часто такое проявляется, сколько длится, какие

события происходят после.

Далее необходимо определить социально-приемлемое поведение для

этой ситуации. Для того, чтобы определить альтернативное поведение,

необходимо ответить на вопросы:

О чём будет социальная история?

Кто будет в ней задействован?

Кем и в какой ситуации будет проводиться работа с данной

социальной историей?

Что будет делать ребёнок в социальной ситуации?

Следующим

этап

нужно

собрать

информацию

о

ребёнке

с

расстройствами аутистического спектра: уровень понимания речи, владение

навыками чтения, понимание изображений и метафор. Также, необходимо

проанализировать уровень концентрации внимания и личные интересы

ребёнка.

Социальные истории описывают такие ситуации, на которые ребёнок с

расстройствами аутистического спектра реагирует неадекватно: игнорирует,

уклоняется, тревожится, боится, проявляет агрессию.

Следующим

этапом

составления

социальной

истории

является

непосредственное продумывание истории для конкретного ребёнка на основе

учёта

его

уровня

развития

и

особенностей

коммуникативных

и

поведенческих нарушений.

Каждая описанная ситуация в социальной истории рассматривается с

точки зрения ребёнка. Если ребёнок с расстройствами аутистического спектра

имеет достаточный уровень развития интеллекта и речи, то можно включать

его в создание персональной социальной истории. Если уровень интеллекта и

речи ребёнка с аутистическими нарушениями не позволяет включать его в

работу, то социальная история составляется самостоятельно педагогом на

основе наблюдения за ребёнком, за его поведением и беседы со взрослыми,

которые часто с ним взаимодействуют – родители, педагоги.

Составление социальной истории требует внимания к индивидуальным

особенностям ребёнка, его уровню развития и конкретным нуждам. Вот

основные правила для создания социальной истории:

1. Чёткость и простота

- Используйте простой и ясный язык, понятный ребёнку. Составляйте

предложения короткими и прямыми.

- Избегайте абстрактных выражений или двусмысленностей.

- Если ребёнок младший или имеет затруднения с пониманием,

используйте изображения или картинки, чтобы визуально передать смысл

текста.

2. Описание ситуации

- История должна начинаться с подробного описания ситуации, с

которой ребёнок может столкнуться. Важно объяснить, что происходит, кто

участвует, где и когда это происходит.

- Пример: «Когда ты приходишь в игровую комнату, ты видишь много

детей, которые уже сидят на своих местах.»

3. Указания на поведение

- Укажите, какое поведение ожидается от ребёнка в данной ситуации.

Включайте позитивные и адаптивные формы поведения.

- Пример: «Ты можешь сесть на свой стул и начать работать с

воспитателем.»

4. Использование визуальных подсказок

- Иногда ребёнку сложно понять, как вести себя в определённой

ситуации. Для этого могут быть полезны картинки, символы или пошаговые

инструкции, которые помогут ему понять нужные действия.

-

Пример:

использование

картинок,

изображающих

последовательность действий.

5. Позитивное подкрепление

-

Включайте

в

историю

элементы,

которые

показывают

положительный исход, если ребёнок будет следовать ожиданиям. Это может

быть похвала, вознаграждение или положительная реакция окружающих.

- Пример: «Когда ты сядешь на место, воспитатель скажет тебе:

«Молодец!»

6. Чёткость в выражении эмоций

- Важно описывать, как люди в ситуации могут себя чувствовать. Это

поможет

ребёнку

понять

эмоции

окружающих

и

научиться

на

них

реагировать.

- Пример: «Когда ты поздороваешься с другими детками, они будут

счастливы и улыбнутся.»

7. Предсказуемость изменений

- Если социальная ситуация предполагает изменения, такие как

переход в другой кабинет или перерыв, опишите это заранее. Это поможет

уменьшить беспокойство ребёнка.

- Пример: «Когда прозвенит колокольчик, ты возьмешь свои вещи и

перейдёшь в другой кабинет.»

8. Часто повторять

- Социальные истории должны быть повторяемыми. Чтение их

несколько раз помогает закрепить знание и подготовить ребёнка к реальным

ситуациям.

9. Индивидуализация

- Каждая социальная история должна быть адаптирована под

конкретного ребёнка. Учитывайте его потребности, интересы и уровень

развития.

- Пример: если ребёнок сильно боится громких звуков, важно в

истории указать, что нужно делать в шумной ситуации.

10. Краткость

- Не делайте социальную историю слишком длинной. Длинные и

перегруженные информации тексты могут сбивать с толку. История должна

быть краткой, но содержательной.

Соблюдение этих правил помогает создать эффективную и понятную

социальную историю, которая будет полезной для ребёнка с РАС, обучая его

социальным навыкам и помогая адаптироваться к окружающему миру.

Структура социальной истории

Социальные истории обычно состоят из нескольких элементов:

1. Информационные предложения: они объясняют, что происходит в той

или иной ситуации. Например, «Когда я иду в магазин, там бывает много

людей».

2. Предложения о поведении: они указывают, как ребёнок должен вести

себя в данной ситуации. Например, «Я могу держать свою маму за руку,

чтобы не потеряться».

3. Предложения о чувствах: они объясняют, как могут себя чувствовать

другие люди и ребёнок в этой ситуации. Например, «Люди могут быть рады,

если я помашу им».

4.

Заключительные предложения: они могут быть направлены на

подведение итога и успокоение ребёнка, показывая, что всё будет хорошо.

Например, «Я буду чувствовать себя спокойнее, если буду следовать этому

правилу».

Текст социальной истории необходимо писать от первого лица в

настоящем или будущем времени. В тексте социальных историй стоит

придерживаться позитивной лексики. При описании негативного поведения

использовать описание в третьем лице. Стоит избегать в тексте абсолютных,

негибких языковых конструкций. В тексте социальных историй применяют

только ту лексику, которая будет понятна ребёнку.

Примеры использования

- Поход к врачу: социальная история может объяснить процесс визита в

медицинское учреждение, как будет выглядеть приём, что нужно делать, и

как себя вести.

- Мероприятия детского сада: такие истории могут готовить ребёнка к

новым условиям, например, к посещению утренника или спортивного

мероприятия.

- Социальное взаимодействие: дети с аутизмом могут не понимать, как

вступать в контакт с другими детьми. Социальная история объяснит, что

нужно сказать, как предложить игру, и какие эмоции могут возникнуть у

окружающих.

Эффективность социальной истории отслеживают постоянно, следят за

изменениями

нежелательного

поведения.

Если

через

две

недели

не

наблюдается никакого положительного результата необходимо пересмотреть

текст социальной истории. При улучшении поведения, социальную историю

постепенно можно убрать из жизни ребёнка с расстройствами аутистического

спектра. Если социальная история вызывает у ребёнка негативные чувства,

защитные реакции следует заменить её или исключить совсем. История не

должна провоцировать новое нежелательное поведение.

Обучение ребёнка с РАС социальной истории на тему «Кусаться

нельзя»

требует особого подхода, учитывая особенности восприятия и

восприятия

информации

у

таких

детей.

Важно

создать

ясную,

последовательную

и

поддерживающую

структуру

для

обучения.

Вот

пошаговый алгоритм:

1. Подготовка к обучению

- Оцените текущие навыки ребёнка: определите, насколько ребёнок

понимает социальные правила и реакции на своё поведение (например, когда

он кусается).

- Создайте спокойную атмосферу: для успешного обучения важно,

чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и расслабленно.

2. Составление социальной истории

Создайте краткую и понятную историю, которая объяснит, почему

кусаться нельзя. Важно использовать простой язык, понятный ребёнку, и

включить визуальные материалы.

Пример социальной истории:

- Введение (описание ситуации): «Иногда я могу почувствовать себя

злым или расстроенным, когда кто-то меня обидел или не понял».

- Описание поведения (что происходит): «Я могу захотеть укусить кого-

то, чтобы показать, что мне больно или я расстроен».

- Реакция окружающих: «Когда я кусаюсь, люди могут быть очень

огорчены и не захотят играть со мной».

- Ожидаемое поведение: «Вместо того чтобы кусаться, я могу

сказать/показать, что мне больно или обидно. Я могу попросить помощи или

поговорить с взрослым».

- Положительное подкрепление: «Если я не кусаюсь, а нахожу способ

выразить свои чувства словами/жестами, взрослые будут рады и похвалят

меня».

3. Визуализация истории

Используйте картинки или карточки, чтобы визуализировать каждое из

утверждений. Например:

- Карточка с изображением ребёнка, который выглядит злым или

расстроенным.

- Карточка с изображением укуса.

- Карточка с изображением взрослого, который реагирует на укус.

- Карточка с изображением альтернативного поведения, например, с

ребёнком, который говорит о своих чувствах или просит о помощи.

4. Репетиция и демонстрация

- Прочитайте социальную историю вслух несколько раз, показывая

картинки и объясняя каждую ситуацию.

- Используйте ролевые игры. Например, играйте с ребёнком в ситуацию,

где он может быть расстроен, и вы вместе ищете альтернативные способы

реагирования на свои чувства.

- Моделируйте поведение: например, продемонстрируйте, как правильно

сказать/показать «Мне больно!» или «Я злюсь!».

5. Повторение и закрепление

- Частые повторения: проговаривайте социальную историю ежедневно

или несколько раз в день, чтобы закрепить правила.

- Использование в реальной жизни: применяйте историю в реальных

ситуациях. Например, если ребёнок начинает кусаться, напомните ему о

социальной

истории:

«Помни,

что

кусаться

нельзя.

Ты

можешь

сказать/показать,

что

тебе

больно!»

Плавно

и

терпеливо

вводите

альтернативные способы реагирования.

6. Применение подкреплений

- Позитивное подкрепление: хвалите ребёнка за попытки выражать свои

чувства словами/жестами или за использование других методов, кроме укуса.

- Использование системы наград: можно ввести систему наград, где

ребёнок получает маленькие поощрения за успешное соблюдение правила

«не кусаться».

7. Регулярная оценка прогресса

- Отслеживайте, как ребёнок реагирует на различные ситуации. Если

поведение повторяется, возвращайтесь к социальной истории и снова

проговаривайте её.

- Обратите внимание на эмоции ребёнка, чтобы понять, насколько он

усвоил правило и насколько хорошо он может применять альтернативные

способы реагирования.

8. Коррекция и адаптация

Если ребёнок всё равно продолжает кусаться в сложных ситуациях,

возможно, нужно будет адаптировать подход:

- Применяйте более чёткие визуальные подсказки.

-

Включите

дополнительные

элементы,

такие

как

дыхательные

упражнения или другие методы снятия стресса.

-

Работайте

с

индивидуальными

особенностями

ребёнка

и

его

восприятием.

Обучение ребёнка с РАС на тему «Кусаться нельзя» с помощью

социальной

истории

требует

терпения

и

последовательности.

Важно

создавать поддерживающую и понятную среду, чтобы ребёнок мог усвоить

новое поведение и чувствовать себя уверенно в социальной среде.

Заключение

Социальные истории – это мощный и доступный метод, который

помогает детям с расстройствами аутистического спектра адаптироваться в

обществе, обучаться социальным навыкам и преодолевать трудности,

связанные с восприятием окружающего мира. Этот метод, при грамотном и

индивидуальном подходе, может значительно улучшить качество жизни

ребёнка и облегчить взаимодействие с окружающими.



В раздел образования