Автор: Колбышева Светлана Вячеславовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №196"
Населённый пункт: ЗАТО Северск Томской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Функции и графики. Преобразование графиков функций.
Дата публикации: 09.06.2025
Раздел: среднее образование
программа элективного курса
для 9-го класса
Автор:
Колбышева С.В.
учитель математики
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для организации предпро-
фильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы.
Цель данного курса – расширить знания школьников о свой-
ствах
функций,
рассмотреть
различные
приёмы
построения
графиков функций, которые мало представлены в базовом курсе
математики, овладеть основным программным материалом на
более высоком уровне.
Кроме того данный курс поможет создать условия для
формирования и развития у учащихся познавательного интереса к
математике, творческих способностей.
Тема исследования функций, построения и чтения графиков
функций является одной из важнейших для всего курса математики
и
вплотную
связана
с
решением
уравнений,
неравенств,
текстовыми задачами и др. Подобные задачи часто встречаются на
математических олимпиадах и на вступительных экзаменах в вузы.
Материал курса воспитывает интерес к математике, доступен
широкому кругу учащихся.
Изучение курса не требует специальной предшествующей
подготовки.
Изучение курса предполагается в виде лекций, практических
занятий.
Продолжительность курса – 17 часов.
Форма итогового контроля – зачет.
2
Тема занятия
Часы
1.
Понятие функции. Способы задания функции.
1
2.
Свойства функции
2
3.
Преобразования графиков функций.
2
4.
Функции у =
х
, у = [x], y = {x}.
1
5.
Линейная функция.
1
6.
Квадратичная функция. Интересные свойства параболы.
2
7.
Дробно – линейная функция. Интересные свойства гиперболы.
1
8.
Степенная функция.
1
9.
Рациональные функции.
1
10
.
Алгоритм построения графиков сложных функций.
1
11
.
Решение задач.
2
12
.
Итоговый контроль.
2
3
1. Понятие функции. Способы задания функции.
1.Зависимости одной переменной от другой называются функциональными зависи-
мостями.
2.Зависимость переменной у от переменной х называется функцией, если каждому
значению х соответствует единственное значение у. При этом используют запись у =
(х).
3.Переменную х называют независимой переменной или аргументом, а перемен-
ную у – зависимой переменной. Говорят, что у является функцией от х.
4.Значение у, соответствующее заданному значению х, называют значением функ-
ции.
5.Все значения, которые принимает независимая переменная, образуют область оп-
ределения функции – D(y); все значения, которые принимает зависимая переменная, обра-
зуют множество значений функции – Е(у).
Рассмотрим функцию
.Что разумно считать ее областью определения?
Если функция задана формулой, то рассматривается обычно ее так называемая естес-
твенная область определения, т.е. множество всех чисел, для которых можно выпол-
нить действия, указанные формулой. Извлечь квадратный корень из выражения
(х – 2) можно, только если эта величина неотрицательна, т.е. х – 2
0 или х
2. Зна-
чит, D(y) = [ 2;+
∞
). Т.к. по определению арифметического корня 0
+
∞
, то
прибавив ко всем частям этого неравенства число 3, получим : 3
+3
+
∞
или 3
у
+
∞
. Поэтому Е(у) = [ 3;+
∞
).
6.Чтобы задать функцию, нужно указать способ, с помощью которого для каждого
значения аргумента можно найти соответствующее значение функции. Таких способов
три: а) аналитический – это способ задания функции с помощью формул;
б) табличный – это способ задания с помощью таблицы;
в) графический – это способ задания с помощью графика.
Графиком функции называется множество всех точек, абсциссы которых равны
значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.
Всегда, когда нужно выяснить общий характер поведения функции, обнаружить ее
особенности, график, в силу своей наглядности, является незаменимым. Поэтому инженер
или ученый, получив интересующую его функцию в виде формулы или таблицы, обычно
берется за карандаш, набрасывает эскиз графика и смотрит, как ведет себя функция, как
она «выглядит».
2. Свойства функции.
1
.
Монотонность функции.
Функция называется возрастающей, если большему значению аргумента соответ-
ствует большее значение функции (т.е. если х
2
х
1
, то у(х
2
)
у(х
1
)).
Функция называется убывающей, если большему значению аргумента соответствует
меньшее значение функции (т.е. если х
2
х
1
, то у(х
2
)
у(х
1
)).
4
2
.
Четность функции.
Функция называется четной, если при изменении знака аргумента значение функ-
ции не меняется, т.е. у(-х) = у(х). График четной функции всегда симметричен относи-
тельно оси ординат.
Функция называется нечетной, если при изменении знака аргумента значение функ-
ции также меняется на противоположное, т.е. у(-х) = -у(х). График нечетной функции
всегда симметричен относительно начала координат.
3
.
Периодичность функции.
Функция называется периодической с периодом Т (Т
0), если для всех х выполня-
ется равенство у(х+Т) = у(х-Т) = у(х). Чтобы изобразить график периодической функции,
нужно построить часть его на отрезке [0,T], а затем продолжить ее периодически на всю
действительную ось.
4.Ограниченность функции.
Функция называется ограниченной снизу, если все значения функции не меньше
некоторого числа А, т.е. у(х)
А.
Функция называется ограниченной сверху, если все значения функции не больше
некоторого числа А, т.е. у(х)
А.
Если функция ограничена и снизу и сверху, то она называется ограниченной.
5
3. Преобразование графиков функций.
Зная график некоторой функции и правила преобразования графиков, можно постро-
ить график гораздо более сложной функции.
Пусть дан график функции у =
(х).
1.
(
х
)
a
(
х
).
При
a
1 график функции у =
a
(х) получается из графика
функции у =
(х) растяжением в
a
раз вдоль оси ординат и при 0
a
1 сжатием в 1
a
раз
вдоль этой же оси.
2.
(
х
)
(
b
х
).
При b
1 график функции у =
(bх) получается сжатием графика
функции у =
(х) в b раз к оси ординат и при 0
b
1 растяжением в 1
b раз от этой же оси.
3
.
(
х
)
(-
х
).
График функции у =
(-х) получается симметрией графика функции
у =
(х) относительно оси ординат.
4
.
(
х
)
-
(
х
).
График функции у = -
(х) получается симметрией графика функции
у =
(х) относительно оси абсцисс.
5
.
(
х
)
(
х)
+
с.
График функции у =
(х) + с получается сдвигом графика функ-
ции у =
(х) вдоль оси ординат на
с
единиц. Направление сдвига определяется знаком
числа с (при с
0 график сдвигается вверх, при с
0 – вниз).
6
6
.
(
х
)
(
х +
n
).
График функции у =
(х + n) получается сдвигом графика
функции у =
(х) вдоль оси абсцисс на
n
единиц. Если n
0, график сдвигается влево,
если n
0, график сдвигается вправо.
7
.
(
х
)
(
х
).
График функции у =
(
х
) получается из графика функции
у =
(х), если оставить без изменения часть графика,
лежащую справа от оси ординат и отразить эту же
часть симметрично этой же оси.
8
.
(
х
)
(
х
)
.
График функции у =
( х )
получается из графика функции у =
(х), если оставить без изменения части графика, лежащие
выше оси абсцисс, а участки, лежащие ниже этой оси,
отразить симметрично этой же оси.
4. Функции
у
=
х
,
у
= [
x
],
y
= {
x
}.
Функция у =
х
.
По определению абсолютной величины: если х
0, то у = х, а
графиком функции у = х при х
0 служит биссектриса первого
координатного угла. Так как функция у =
х
- четная, график
этой функции симметричен относительно оси ординат.
Функция у
= [
x
]
,
она называется «целая часть х».
Если 0
х
1, то у = [x] = 0,
если 1
х
2, то у = [x] = 1,
если -1
х
0, то у = [x] = -1 и т.д.
График функции у = [x] состоит из бесконечного множества го-
ризонтальных отрезков, правые концы этих отрезков не принад-
лежат графику, левые же концы принадлежат и поэтому обозна-
чаются черной точкой.
Функция у =
{
x
}
.
Так как {x+1} = {x}, поэтому достаточно сначала построить ветвь
графика на любом
промежутке
длиной 1, например на [0, 1)(рис. а).
Если 0
х
1, то [x] = 0, а потому
{x} = х. График функции у = {x} на
всей числовой оси (рис. б).
а) б)
Примерные задания: 1)Построить графики функций у =
х
+ 1, у =
3х - 2
2) Построить графики функций у = 4 - 2
х
, у =
4 - 2
х
.
7
5. Линейная функция.
Функция, заданная формулой у = kх + b, где k и b – заданные числа, называется
линейной функцией.
Область определения линейной функции – множество R всех действительных чисел.
График линейной функции – прямая. Для построения графика достаточно найти ко-
ординаты двух точек, например (0;b) и (
;0).
Коэффициент k характеризует угол, который образует прямая у = kх + b с положи-
тельным направлением оси Ох, поэтому k называют угловым коэффициентом. Если k
0,
то этот угол острый; если k
0, то – тупой; если k = 0, то прямая совпадает с осью Ох.
Примерные задания:1)График линейной функции проходит через точки А(2;3) и
В(-1;-3). Найти функцию.
2)Построить графики функций у =2
х - 3
, у =
х + 1
+
х – 2
.
3)Построить график функции
.
6. Квадратичная функция .
Функция
, где
- заданные числа,
, называется
квадратичной функцией.
График квадратичной функции - парабола, ветви параболы направлены вверх при
a
0
и вниз при
a
0
. Для построения графика достаточно найти координаты вершины
параболы и точки пересечения параболы с осями координат.
Координаты вершины параболы: х
о
=
; у
о
= у(х
о
).
Ось симметрии х = х
о
.
При
a
0
:
1)Функция возрастает на [х
о
; +
∞
) и убывает на (-
∞
; х
о
];
2)х
о
– точка минимума, у
о
– наименьшее значение;
3)Е(у) = [у
о
; +
∞
).
При
a
0
:
1)Функция возрастает на (-
∞
;х
о
] и убывает на [x
о
; +
∞
);
2)х
о
– точка максимума, у
о
– наибольшее значение;
3)Е(у) = ( -
∞
; у
о
].
Пересечение графика квадратичной функции с осью абсцисс определяется знаком
дискриминанта
. При этом возможны три случая:
1)
если D
0, то график пересекает ось Ох в двух точках;
2)
если D = 0, то график имеет только одну точку, принадлежащую оси Ох, т.е. каса-
ется оси абсцисс;
3)
если D
0, то график не пересекает оси Ох.
8
Интересные свойства параболы
.
1. Любая точка параболы равноудалена от некоторой точки, называемой фокусом
параболы, и некоторой прямой, называемой её директрисой.
2. Если вращать параболу вокруг оси её симметрии (например, параболу
вокруг оси Оу , то получается очень интересная поверхность, которая называется парабо-
лоидом вращения.
3. Если в пустоте бросить камень под некоторым углом к горизонту, то он полетит
по параболе.
4. Если пересечь поверхность конуса плоскостью, параллельной какой-либо одной
его образующей, то в сечении получится парабола.
5. В парках культуры устраивают иногда забавный аттракцион "Параболоид чудес".
Каждому из стоящих внутри вращающегося параболоида кажется, что он стоит на полу, а
остальные люди каким-то чудом держатся на стенках.
(Опыты, описанные в пунктах 4 и 5, основаны на одном и том же свойстве парабо-
лоида: если вращать параболоид с подходящей скоростью вокруг его оси, расположенной
вертикально, то равнодействующая центробежной силы и силы тяготения и любой точке
параболоида направлена перпендикулярно к его поверхности).
Примерные задания: 1)При каких значениях
a
график функции
пересекает ось абсцисс или имеет с ней общую точку?
2)Решить неравенства: а)
; б)
.
3)Построить графики функций: а)
; б)
;
в)
.
4)Построить график функции
.
7. Дробно - линейная функция .
Функция
, где
- заданные числа,
, называется
дробно – линейной функцией.
9
График дробно – линейной функции - гипербола.
В школе изучается частный случай функции – обратная пропорциональность
,
(
, при
). Для такой зависимости при изменении х в несколько раз
значение у меняется во столько же раз, а b – коэффициент обратной пропорциональ-ности.
Для построения графика дробно – линейной функции достаточно найти точки пере-
сечения графика с осями координат и асимптоты (вертикальную и горизонтальную).
При этом ветви гиперболы расположены в диаметрально противоположных частях
областей между асимптотами.
Построим график функции
.
Найдем точки пересечения графика с осями координат:
А(0;3), В(
;0).Отметим эти точки.
Определим асимптоты графика функции.
Вертикальная асимптота задается условием, что знаме-
натель функции обращается в 0, т.е. 1 – х = 0 или х = 1.
Поэтому х = 1 – уравнение вертикальной асимптоты (1).
Горизонтальная асимптота определяется поведением
при больших значениях
х
. В этом случае числитель
функции 2х + 3
2х, знаменатель 1 – х
-х. Поэтому
функция у приблизительно равна
. Прямая
у = -2 – горизонтальная асимптота ( 2 ).
Вертикальная и горизонтальная асимптоты пересекаются в точке С (1;-2). Ветви ги-
перболы должны быть симметричны относительно этой точки С. Ветви гиперболы пере-
секать асимптоты не могут.
Начинаем построение с левой ветви гиперболы. Она должна пройти через точки А и
В и приближаться неограниченно как к вертикальной, так и к горизонтальной асимптотам.
Полученную ветвь гиперболы симметрично отражаем относительно точки С.
График дробно – линейной функции состоит из двух ветвей гиперболы.
Уравнения асимптот можно находить по формулам
и
.
Интересные свойства гиперболы.
10
1. Гипербола есть геометрическое место точек М, разность расстояний которых до
двух заданных точек F
1
и F
2
, называемых фокусами, по абсолютной величине равна задан-
ному числу.
2. Комета или метеорит, залетевшие в солнечную систему, движутся по ветви гипер-
болы. В фокусе находится Солнце. Одна асимптота дает направление, в котором комета
прилетает, вторая - направление, в котором она покидает солнечную систему.
3. При бомбардировке атомного ядра
- частица, пролетающая мимо ядра, движется
по гиперболе.
4.Если вращать гиперболу вокруг её оси симметрии, не пересекающей её ветвей, то
получится поверхность, называемая однополостным гиперболоидом. Эта поверхность об-
ладает удивительным свойством: она "соткана" из прямых линий. Ажурная мачта москов-
ского телецентра составлена из "кусков" таких гиперболоидов, целиком сделанных из
стальных стержней.
5. Если вращать гиперболу вокруг другой оси симметрии, то получится поверхность,
состоящая из двух "кусков" - двуполостный гиперболоид. Именно его имел в виду А.Тол-
стой в своем романе "Гиперболоид инженера Гарина". Впрочем, нужным инженеру Гари-
ну свойством - собирать лучи в параллельный пучок - обладает на самом деле не гипербо-
лоид, а параболоид. Так что правильней было бы назвать книгу "Параболоид инженера
Гарина".
6. Если подходящим образом пересечь бесконечный конус плоскостью, то в сечении
получится гипербола. Если у Вас есть лампа с круглым абажуром, Вы можете в этом
убедиться. Лампа освещает часть стены, ограниченную куском гиперболы.
Примерные задания:1)Построить графики функций: а)
; б)
.
2) Построить графики функций: а)
; б)
; в)
.
8. Степенная функция .
Функция
, где
- заданные числа,
, n –целое или рациональное
число называется степенной.
С некоторыми из этих функций уже знакомы:
(n = 2 – квадратичная функция)
(n = -1 – обратная пропорцио-
нальность).
Наиболее распространенные частные случаи степенной функции:
и
.
Функция у = х
3
.
Область определения и множество значений функции – вся числовая ось.
Функция неограниченная и возрастающая.
Функция нечетная и ее график симметричен относительно начала координат.
График этой функции – кубическая парабола.
Функция у =
х.
Область определения и множество значений функции – [0; +
∞
).
Функция ни четна, ни нечетна.
Функция ограничена снизу и возрастает на [0; +
∞
).
Примерные задания:1)Какие из графиков следующих функций имеют центр симмет-
рии, какие – ось симметрии:
;
;
;
?
2)Построить графики функций:
11
а)
;б)
;в)
;г)
; д)
.
9. Рациональные функции.
Функции, которые можно представить в виде частного двух многочленов,
называются рациональными.
Примеры рациональных функций:
;
;
.
Построим схематически график функции
.
Построим сначала графики числителя у = х и знаменателя
.
Для построения графика данной функции нужно зна-
чения числителя делить на значения знаменателя.
При х = 0 числитель равен нулю – график проходит через
начало координат.
Рассмотрим положительные значения аргумента. Т.к. величина
х
2
много меньше х при очень маленьких х, то при выходе из на-
чала координат знаменатель будет почти равен единице; поэто-
му вся функция будет примерно равна числителю х – график
пойдет рядом с прямой у = х, постепенно от нее отставая.
Вскоре,
начинает расти быстрее, чем х, знаменатель ста-
новится больше, чем числитель и дробь начинает уменьшаться -
график заворачивает вниз.
Т.к. в числителе стоит х в первой степени, а в знаменателе х
2
, то
при больших значениях х знаменатель растет быстрее числите-
ля. Поэтому значение дроби с увеличением х становится все
меньше – график приближается к оси абсцисс.
Левую половину графика (при отрицательных значениях ар-
гумента) можно построить, заметив, что данная функция – не-
четная.
Примерные задания: Построить графики функций
;
.
10. Алгоритм построения графиков сложных функций.
12
Комната смеха
Таблица посвящена основным преобразованиям графиков функций: сдвиг и растя-
жение по осям, функция от модуля и модуль функции.
Один график в центре таблицы как бы отражается в ряде кривых зеркал (разумеется,
в настоящих зеркалах мы не могли бы видеть все изображения одновременно при таком
их расположении). Имеющиеся на чертежах элементы «лица» позволяют более отчетливо
представить себе, что же именно происходит с графиком при данном преобразовании
(сдвиге или растяжении).
С помощью данной таблицы можно также познакомить учащихся с алгоритмом
построения графиков сложных функций, который предложен преподавателем Оренбург-
ского педагогического института В.Ю. Шадриным. Кратко изложим этот алгоритм, пока-
зав его действие на примере графика функции
Для построения графика поступаем следующим образом.
1.Избираем опорную функцию, удовлетворяющую двум условиям:
а) ее график должен быть известен;
б) график данной функции получается из графика опорной функции с помощью
уже известных преобразований.
В рассматриваемом примере опорной может быть функция
.
2.Определяем порядок действий, которые нужно выполнить с аргументом опорной
функции (обозначим эти действия A
1
, А
2
, ... - от слова аргумент), и порядок действий, ко-
торые нужно выполнить с самой опорной функцией (обозначим их Ф
1
, Ф
2
, ... - от слова
функция), чтобы в результате получилась заданная функция.
В нашем случае эти действия таковы:
А
1
- сложение с числом 4;
А
2
- взятие модуля;
А
3
- умножение на число 3;
Ф
1
- умножение на число 2;
Ф
2
- вычитание числа 5.
3. Составляем из действий А
i
и Ф
j
последовательность, удовлетворяющую следую-
щим двум условиям:
а) действия Ф
j
в последовательности располагаются в порядке возрастания j;
13
б) действия A
i
располагаются в порядке убывания i. В рассматриваемом примере
можно выбрать любую из следующих последовательностей:
1)A
3
,А
2
, A
1
,Ф
1
,Ф
2
;
2)Ф
1
, Ф
2
, А
3
, А
2
, А
1
;
3)А
3
, Ф
1
, А
2
, Ф
2
, A
1
;
4)A
3
, А
2
, Ф
1
, Ф
2
, A
1
и т. д., всего 10 последовательностей.
4.Преобразуем график опорной функции в соответствии с выбранной последователь-
ностью действий. В нашем примере четырем выписанным последовательностям действий
соответствуют следующие цепочки преобразований графика:
1)
;
2)
;
3)
;
4)
.
11. Рисуем графиками функций.
Рисуя графиками простейших функций, заданных на отрезках, можно получить
любой рисунок.
Очки:
Литература:
1.«Математика», №12/97; №4/98; №7/98; №12/98; №22/98; №7/99;
№15/99; №18/99, №22/99, №23/99, №24/99 учебно – методическое
приложение к газете «Первое сентября».
14
2.А.Н.Рурукин. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по
математике (выпускной, вступительный, ЕГЭ). Москва «ВАКО», 2004.
3.И.М.Гельфанд, Е.Г.Глаголева, Э.Э.Шноль. Методические разработки
для учащихся ВЗМШ при МГУ. Москва, 1984.
4.Пособие по математике для поступающих в вузы: Учебное пособие/
Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И., Яковлева Т.Х. – Под
редакцией Г.Н. Яковлева. – 3-е изд., перераб. – М.: Наука. гл. ред. физ.-
мат. лит., 1988.
15
16
17