Автор: Еременко Инна Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС 16"
Населённый пункт: Сотниковское
Наименование материала: Статья
Тема: Релаксационные технологии в работе педагогов в ДОУ
Дата публикации: 09.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему:
«Релаксационные технологии в работе педагогов в ДОУ».
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Еременко И. И.
Релаксационные технологии в работе педагогов в ДОУ.
Цель: формирование знаний у педагогов об использовании релаксационных
упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Обучить педагогов приемам расслабления.
Развивать воображение, образное мышление.
Создать позитивный настрой.
«Неправильно лечить голову
без тела, а тело без души»
(Сократ)
Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире,
стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он
вынужден реагировать. Понятие «стресс» стало обыденным.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых.
Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают
огромное количество информации, устают физически и эмоционально.
Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания
создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь,
ведет к эмоциональным перегрузкам. Как следствие,
у дошкольников
появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в
себе.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно
возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в
отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого
напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп
мышц. Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его
степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более
уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные,
скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в
выражении
своих
чувств
и
мыслей.
Систематическое
выполнение
релаксационных упражнений позволяет детскому организму сбрасывать
излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя
здоровье.
Наукой доказано, что разум и тело взаимосвязаны. Известно, что у
человека в состоянии стресса тонус мышц повышается. Предполагается, что
существует и обратная связь: при снижении тонуса мышц снижается и
психическое
напряжение.
Следовательно,
уменьшения
психического
напряжения можно добиться глубоким мышечным расслаблением.
Релаксация (от
лат.
relaxation
–
ослабление,
расслабление)
–
глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического
напряжения.
Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной,
достигнутой в результате применения специальных упражнений.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х
гг. ХХ века, он направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с
помощью специально подобранных методик. Первыми специалистами,
применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими
техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и
немецкий
врач-невропатолог
И.Шульц.
Э.Джекобсон
доказал,
что
расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной
системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Метод мышечной
релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного
мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы
расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь.
Напрягая
попеременно
разные
группы
мышц,
можно
добиться
максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации
самый доступный, в игровой форме его применяют даже
с самыми
маленькими детьми.
Как
правило,
подобные
мышечные
релаксации
проводятся
психологами как элемент оздоровительной технологии «психогимнастика».
Но несложные игровые релаксационные упражнения в технике «напряжение-
расслабление» вполне возможно использовать и воспитателям в работе с
дошкольниками. Расслабление вызывается путем специально подобранных
игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей.
Они
выполняют
расслабляющие
упражнения,
не
просто
подражая
воспитателю, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей
заинтересованы «новой игрой», они хорошо расслабляются, что заметно по
их внешнему виду: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание и
т.д.
В
рамках
здоровьесберегающего
направления
перед педагогами детского
сада
стоит
задача
-
способствовать
эмоциональному благополучию участников воспитательно-образовательного
процесса: детей и родителей. Одним из методов работы, используемых при
решении данной задачи, является метод релаксации. Релаксация необходима
и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены,
растеряны, перевозбуждены или близки к этому.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим –
сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается
путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается
образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие
упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в
заданный
образ.
Большинство
детей
правильно
воспринимают
эти
упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид
ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые
послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты,
сонливое
состояние
и
т.
д.
Опыт
показывает,
что
в
результате
применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся
более уравновешенными и спокойными.
Упражнения
на релаксацию могут
быть
использованы
в работе со
следующими детьми:
гиперактивными, т. к. по наблюдениям психологов и медиков такие дети
не только с трудом управляют своим поведением, но и плохо владеют
собственным телом, недостаточно его ощущают. Релаксация способствует
развитию направленного внимания, дифференцированных двигательных и
психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка
равномерность.
Благодаря
расслаблению
нормализуется
гипертонус
и
гипотонус мышц, развивается чувствование своего тела;
склонными к агрессивному поведению, т. к. им зачастую свойственны
мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
застенчивыми, т. к. эти дети, несмотря на внешнюю бесчувственность,
испытывают такую же бурю эмоций, как и остальные дети, но не могут их
проявить,
отреагировать
внешне.
Это
способствует
тому,
что
дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих
себя,
что
стимулирует
развитие
аутоагрессивных
и
невротических
проявлений (тики, пощипывания и т. п.).
Кроме
того,
упражнения
на релаксацию используются
в
подготовительной группе. Они могут включаться в разные занятия по
подготовке
детей
к
школьному
обучению,
для
восстановления работоспособности,
а
также
с
целью
эмоционального
развития ребенка. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей
эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной
системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение
расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность,
восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
На
сегодняшний
день
можно
выделить
несколько
групп
методов релаксации, каждая из которых отличается богатым содержанием
разнообразных методик, как индивидуальных, так и групповых.
1.
Методы релаксации,
связанные
с
телом
полное
расслабление
различных мышц тела.
Занимаясь мышечной релаксацией, мы расслабляем и успокаиваем
обширную зону коры головного мозга. Это упражнения на расслабление
мышц лица, кистей рук и стоп.
Второй важнейший метод релаксации, связанный с физическим телом,–
это сон. Своевременный, полноценный сон можно было бы назвать лучшим
средством отдыха, расслабления и полного восстановления сил. Кстати,
упражнения по релаксации можно выполнять непосредственно перед сном,
что обеспечит более глубокое расслабление всех систем организма.
«Релаксационные паузы» желательно включать в режим дня детского
сада.
Упражнения на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением,
может быть использовано как физкультминутка на занятии, в любом
режимном моменте в течении дня;
Упражнения
на
мышечную релаксацию по
представлению
можно
проводить один раз в день, после дневной прогулки (можно перед сном).
Поскольку некоторые из детей испытывают дефицит положительных
тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного
взаимодействия
ведущего
и
ребёнка
(«ветерок
гладит
тебя»).
Это
положительно влияет на реакцию расслабления
2. Методы релаксации, связанные с дыханием.
Дыхание – важнейший процесс в организме человека. Поэтому особенно
важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного
дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная
клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании
организм
автоматически
достигает
состояния релаксации,
мысли
упорядочиваются, а волнение исчезает.
3. Методы релаксации, связанные с искусством.
Одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой.
Эффект релаксации может быть достигнут при прослушивании специально
подобранной
музыки,
просмотре
картин,
фотографий
природных
ландшафтов, видеосюжетов и т. д.
Процесс обучения релаксации условно делится на три этапа:
На первом этапе воспитатель объясняет детям, что такое поза покоя,
какова цель первой игры, описывает необходимые действия. Текст рифмовок
ребята не повторяют вслух. Интонация, медленный темп речи ведущего
должны
способствовать
представлению
приятных
ощущений
от
расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе спокойствии.
Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что
в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и
живота.
На втором этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого
аппарата
и
формулам
внушения,
которые
закрепляют
ощущения
расслабленности и спокойствия. Голос воспитателя должен быть негромким,
успокаивающим, речь – чёткой, неторопливой. После каждой строфы
несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударения.
Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у
себя те же ощущения. которых он добивается у детей.
Практика показала: выход из состояния релаксации должен быть всегда
одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, следует
напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не
открывать».
Последние
фразы (выведение
из
состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.
К концу второго этапа воспитатель вызывает у детей образное
представление о расслабленности и спокойствии: предлагается, вспомнить,
как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей
солнышка.
Чтобы
усилить
состояние релаксации, в
сеансе
внушения
вводится сравнение типа: «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой
травке…».
На
третьем
этапе
расслабление
по
контрасту
с
напряжением
исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением.
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники
поэтапного перехода в состояние расслабления.
Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной,
спокойной музыки.
1 этап: Лечь удобно и расслабиться.
2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным
взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части:
голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап: Ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от
расслабленного тела.
Вводная часть перед каждым настроем:
Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль
туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая
спокойная музыка.
Ведущий. «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и
ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их.
Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза).
Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное.
Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что
я хочу вам рассказать…»
Релаксационные упражнения по контрасту с напряжением
Упражнения на расслабление мышц лица:
«Качели»
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое
солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка,
садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка
качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а
солнышко пригревает (расслабление мышц лица).
«Улыбка»
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого
расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте,
как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще
раз
и
попробуйте
улыбнуться
пошире.
Растягиваются
ваши
губы,
напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки
наполняются улыбающейся силой солнышка.
«Озорные щечки»
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно
выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть
губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются.
Затем расслабить щеки и губы.
«Рот на замочке»
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на
“замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
«Злюка успокоилась»
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил.
Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко
открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
Упражнения на расслабление мышц шеи:
«Любопытная Варвара»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова
прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох.
Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в
исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем
вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем
вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
Упражнения на расслабление мышц рук:
«Лимон»
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон,
из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее
правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем
бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
«Пара» (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с
напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте
левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера
выпрямляется.
«Вибрация»
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног:
«Палуба»
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить
ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу –
перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога
напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается
пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать
левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.
«Лошадки»
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!
«Слон»
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно
перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом”
опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и
опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнения на расслабление всего организма:
«Снежная баба»
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная,
красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две
торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро,
светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять.
Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом
одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище.
Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
«Птички»
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому
летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они
присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь
полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали
сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и
птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев
на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой,
прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь
приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
«Бубенчик»
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание
колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание
бубенчика.
«Летний денек»
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза.
Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
«Замедленное движение»
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно
кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно
сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
«Тишина»
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать
– ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:
«Задуй свечу»
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем,
вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом
длительно произносить звук “у”.
«Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка.
Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося
звук “а”.
Релаксационные упражнения по представлению
«Облака» (выполняется под музыкальное сопровождение)
«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим
нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим
и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему
дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу
расслабиться
и
отдохнуть…
(пауза).
Послушайте,
что
я
хочу
вам
рассказать…»
Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие
в небе облака — такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе.
Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и
выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и
выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все
ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому
большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе.
И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас,
это пушистое и нежное облако... (пауза — поглаживание детей). Оно
поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но
вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку.
Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на
облачке.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть
элемент
игры.
Они
быстро
обучаются
этому
непростому
умению
расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее
испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических
процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе
расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и
пытается
привести
тело
к
равновесию
и
гармонии.
Расслабляясь,
возбужденные,
беспокойные
дети
постепенно
становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети
заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность,
бодрость,
свободу
в
выражении
своих
чувств
и
мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать
излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя
здоровье.