Автор: Гудко Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Улыбка" д/с № 1
Населённый пункт: Песчанокопское с.
Наименование материала: Проект
Тема: "Лето красное - пора прекрасная"
Дата публикации: 09.07.2025
Раздел: дошкольное образование
Проект для старшей группы "Лето красное – пора прекрасная "
Тип проекта: познавательно- творческий, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели,
инструктор по физической культуре, родители.
Срок реализации проекта :краткосрочный (c 01.06. 20г. –
30.06.20г.).
Проблема: недостаточный уровень осведомленности детей об
окружающем мире, незнание норм безопасного поведения на
природе, неумение корректно, гуманно и бережно
взаимодействовать с живой природой.
Актуальность:
Лето – удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры
с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве,
обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период
содержательной, познавательной и интересной? Как организовать
деятельность детей так, чтобы это время стало для малышей
незабываемым? Решить эти вопросы помогает интересная и
разнообразная организация деятельности детей в летний период.
Этот проект позволит спланировать воспитательно-образовательную
работу с детьми в летний период в ДОУ.
Чётко спланированная система мероприятий развлекательного,
познавательного и оздоровительного характера обеспечивает
необходимый уровень физического и психического развития детей.
Также удовлетворяется потребность растущего организма в отдыхе,
творческой деятельности и движении, а так же укрепление здоровья.
Летом в режиме дня предусматривается максимальное
пребывание детей на открытом воздухе, что позволяет воспитателям
в большей степени, чем в другие сезоны, решать задачи
экологического воспитания. Правильно организованное детское
экспериментирование и опытно - исследовательская деятельность
дошкольников способствует развитию познавательной активности.
Цель проекта: Создание максимально благоприятных условий для
укрепления гармоничного психологического и физического развития
ребёнка летом, формирование потребности в здоровом образе
жизни, расширение и обогащение представлений детей о
разнообразии природы летом.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления
здоровья детей через использование природных факторов: воздуха,
солнца, воды.
2. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь,
охранять природу.
3. Развивать познавательный интерес, формировать навыки
экспериментирования.
4. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
5. Воспитывать привычку в повседневной физической активности.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Коллективное рисование «Яркое лето и я!»
Предполагаемый результат проекта:
Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Привитие детям экологической культуры.
Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки,
аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов,
лепка).
Осознано относятся к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной,
заключительный.
1. Подготовительный этап (с 01 .06.20г. – 03.06.20г.).
Введение в тему:
- Что дети знают о лете, о безопасности в летнее время?
- что хотят узнать об этом?
- где можно найти материал по теме?
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка
конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной
литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Приготовление материалов для художественного творчества
(акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная
бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
2. Содержание проекта (основной этап деятельностный) (с
04.06.20г. – 24.06.20г.).
Реализация проекта в непосредственно-образовательной
деятельности через образовательные области:
Познавательное
развитие
ООД «Мир природы».
Цель: Создание условия для закрепления знаний и
представлений детей о лете: летние месяцы,
приметы лета, изменения в природе, животном
мире, в жизни людей.
Беседы с детьми:
1. «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода?».
Цель: Создание условия для закрепление у детей
знаний о солнце, воздухе, воде, их свойствах,
значении в жизни людей, растений.
2. Наблюдения и беседа:
«Таинственный мир насекомых».
Задачи:
-закрепление знаний детей о насекомых, внешних
признаках, их строении, образе жизни;
-закрепление умения устанавливать правильную
последовательность событий в жизни насекомых;
-воспитание любви к природе.
«Правила поведения в природе»;
«Опасности в природе»;
«Ядовитые грибы и растения».
Цель: Создание условия для закрепление и
уточнение у детей основ безопасного поведения в
природе.
Дидактические игры:
«Где живут витамины»;
«Куда я летом не пойду, везде цветочек я найду»;
«Что живет и растет у нас под ногами»;
«Путешествие в мир насекомых»;
«Опасности вокруг нас»;
«Лекарственные растения»;
«Ядовитые грибы и растения: что можно, что
нельзя».
Цель: Создание условий для развитие интереса у
детей к экологическим играм.
Наблюдения: за растениями луга и цветника; за
насекомыми; за птицами; за ветром, дождем, небом,
облаками; за красотой окружающей природы.
Речевое развитие
ООД «Вот и лето пришло»
Цель:Закрепитьосновные правила поведения на
природе; воспитывать у детей умение видеть,
понимать и любить свою природу, бережно
относиться ко всему живому; вызвать у детей
положительный эмоциональный настрой.
Игры на развитие речи.
«Узнай по описанию»;«Послушай и отгадай»; «Чем
похожи, чем отличаются?»; «Чей наряд»; «Когда
это бывает?».
Конкурс загадок «Лесные загадки».
Цель: Создание условий для развитие у детей
свободного общения с взрослыми, всех
компонентов устной речи.
ООД Чтение художественной литературы
Стихи:
Барто А.«Гроза»;
Бычков Н.: «Василёк», «Клевер», «Одуванчик»,
«Астры».
Синявский П. «Грибная электричка»;
Ушан Е. «Лесные прятки», «Опята», «Мухомор».
Токмакова И.: «Рябина», «Берёза», «Осинка»,
«Ива».
Рассказы: Н. Калинина «Как Сашу обожгла
крапива»,
М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое
лето»,
Ушинский К. «Капустная бабочка»; Пивоварова И.:
«Как бабочка на бал собиралась», «Стрекоза»,
«Паук», «Кузнечик», «Пчела», «Оса», «Муравьи»;
Усова Н. «Ландыш», «Фиалка».
Сказки:Т. Шорыгиной: «Рябина»; «Катя и божья
коровка»; «Маленькие путешественницы»;
«Дождевой червяк»; Селихова Л.: «Машенькина
прогулка», «День рождения ёлочки», «Сказка о
крылатках».
Экологические сказки: «Лесной муравей и девочка
Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто
гусеница»; «Добрая Ивушка».
Энциклопедии «Зеленая планета», «О планете
Земля».
Цель: Создание условий для усвоения детьми основ
экологической культуры, осознание единство
человека с природой в художественной литературе.
Социально-коммуникативное
развитие
Беседы с детьми:
«Вода – друг - враг».
Цель: Создание условий для формирование у
детей представления о правилах
безопасного поведения на воде в тёплое
время года.
«Как вести себя в жару?»;
«Болезни грязных рук»;
«Вредные и полезные привычки»;
«Какие витамины растут на ветках и на
грядках».
Цель: Создание условий для развитие у детей
представлений о здоровье и здоровом образе
жизни.
Детское экспериментирование:
1. Опыты: «Что мы вдыхаем? «Мыльные
пузыри»; опыты
на выявление свойств воды.
Опыт : «Песок сухой и мокрый» . Цель :
расширять представления детей о свойствах
песка, воды; развивать наблюдательность;
развивать конструктивные умения;
активизировать речь детей.
2. Конкурс «Город мастеров» (постройки из
песка), «Мозаика из камней» (предложить из
камней выложить узор или рисунок)
3. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Когда вода теплее» (нагревание
окружающих предметов днём и вечером).
5. Проведение исследования «Изучаем
строение растения»,
«Прилетает ли кто - нибудь к этому
растению?», «Есть ли запах у растений?».
Цель: Создание условий для развитие
познавательного интереса у детей,
наблюдательности, умение делать выводы,
формирование навыков
экспериментирования.
Словесно-дидактические игры:
«Назови цветок по описанию»;
«Скажи наоборот»;
«Летает - не летает»;
«Бывает - не бывает»;
«Хорошо - плохо»;
«Угадай, чей голосок»;
«Найди по описанию»;
«День-ночь»,
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья на отдыхе»;
«Лечим кукол и зверей»
Цель: Создание условий для развитие
интереса у детей к экологическим играм.
Рассматривание сюжетных картин, беседы на
тему: «Как мы отдыхаем летом».
Художественно -эстетическое
развитие
ООД (Рисование) «Мир насекомых».
Цель: Создание условий для закрепление
умения у детей передавать в рисунке яркие
выразительные образы насекомых.
ООД (Коллективное рисование) «Яркое
лето и я!». (рисование мелками на асфальте)
Цель: Создание условий для расширение и
углубление знаний детей о лете, развитие
самостоятельности, творческих способностей,
фантазии, воображения.
ООД Лепка «Ромашки»
Задачи:
-развитие у детей интереса к лепке ;
-совершенствование умения скатывать
пластилин прямыми и круговыми
движениями, расплющивая его.
Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий,
конопатый»
Слушание песен про солнышко: «Солнышко
лучистое» из м/ф. «Львенок и
черепаха»;«Светит солнышко для
всех»;«Выглянуло солнышко»; «В траве
сидел кузнечик».
Цель: Создание условий для формирование у
детей эмоциональной отзывчивости на
музыкальные произведения о лете.
Физическое развитие
Беседы:«Полезные и вредные привычки»;
«Чистота – залог здоровья»; «Витамины я
люблю - быть здоровым я хочу».
Цель: Создание условий для развитие у детей
начальных представлений о здоровье и
здоровом образе жизни.
Физическое развлечение:
«Веселый забег», « Кладоискатели»
Пальчиковые гимнастики: «Солнечные
зайчики»; «Есть у каждого свой дом»;
«Рыбки»; «Я весёлый майский жук».
Цель: Создание условий для развитие у детей
мелкой моторики, координации движения
кистей рук и пальцев.
Подвижные игры:«Хитрая лиса»;
«Мышеловка»; «Лягушки и цапля»; «Медведь
и пчелы»; «Удочка»; «Море волнуется»; «Не
попадись»; «Найди себе пару»; «Третий
лишний»; «Охотники и утки».
Гимнастика после сна: «Мы проснулись…»;
«Котята»; «Весёлые ребята».
Цель: Создание условий для формирование у
детей двигательной активности, используя
подвижные игры и физические упражнения.
Трудовое
воспитание
1. Работа в цветнике.
2. Изготовление вертушек, султанчиков, воздушного змея.
3. Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок.
4. Сбор природного материала.
5. Наведение порядка на участке.
6. Рыхление и полив песка в песочнице.
Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться,
добиваться результата труда общими усилиями.
Работа с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе
педагогического сотрудничества.
- Провести консультации по темам: «Чем занять ребенка на
прогулке», «Закаливание детей летом», «Безопасность детей летом»
3. Заключительный этап (с 27. 06. 2020г. по 30. 06. 2020г.):
- анализ результатов проекта;
- коллективное рисование «Яркое лето и я!».
Оценка результатов проекта: Проект решен полностью, дети с
большим интересом участвовали в образовательной деятельности,
все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли
активное участие в реализации проекта. Работа получилась
познавательной, в рамках проекта удалось расширить кругозор и
представления детей об окружающем мире.
Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных
знаний в дальнейшем расширить представления детей о других
временах года.
Используемая литература
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. – М., 2005.
2. Артемова Л.В.. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников – М.:
Мозаика-Синтез, 2009.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1991.
4 Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
5. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6–8 лет–
48 с.: ил. – Обл. М.: Просвещение2015.
6. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Маленькие шаги в большой мир. Занятия со
старшими дошкольниками по окружающему миру. – Волгоград: Издательство
«Учитель», 2007.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.Л., Щетинина В.В. Неизвестное рядом. – М.:
Издательство «Сфера», 2010.
8. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. Занятия по развитию речи в детском саду. –
М.: Издательство «Совершенство», 2001.
9. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой.
Конспекты занятий. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007.
10. Книга для чтения в детском саду и дома 5-7лет. – М.: ОНИКС, 2007.
11. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение,
1981.
12. Т. А. Шорыгина Т.А. «Какие месяцы в году?». М.: Мозаика – синтез, 2013г.
13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М.:
Просвещение, 1988.