Автор: Валиева Лилия Талгатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №36"
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Склонение количественных числительных"
Дата публикации: 09.09.2025
Раздел: среднее образование
Сценарий урока в 6 классе.
Склонение количественных числительных.
ЛИЛИЯ: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята. Мы рады
приветствовать Вас на нашем открытом уроке. Сегодня мы погрузимся в
увлекательное путешествие по миру знаний, которое позволит нам лучше понять
важные темы нашей программы. Надеюсь, этот урок станет интересными
полезным для каждого из нас.
ГУЛЬНАРА: Позвольте начать урок словами глубокого уважения и
благодарности героям нашей родины. ВОВ- одно из важнейших событий 20 века,
оставивших неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. Она стала
суровым испытанием для миллионов людей, проявивших мужество, стойкость и
героизм перед лицом врага.
ЛИЛИЯ: Дорогие ребята, в этом году у каждого из Вас появилась уникальная
возможность присоединиться к празднованию великого юбилея Победы. Чтобы
почувствовать атмосферу, тех незабываемых дней достаточно набрать номер
1945-специальный сервис позволит услышать подлинные сводки
Совинформбюро, звучавшие ровно 80 лет назад.
ГУЛЬНАРА: ЗАДАНИЕ №1 Прослушайте знаменитую сводку Совинформбюро,
озвученную Юрием Левитаном, датированную 25 апреля 1945 года. Ваша задача-
внимательно вслушаться в речь диктора и записать все услышанные
числительные словами.
ГУЛЬНАРА: (ВЫВОДИМ ТЕКСТ НА СЛАЙД) Распределите все услышанные
числительные в две колонки.
Взаимопроверка. Обменяйтесь листочками с соседом по парте.
Делимся на группы по количеству ошибок.
ЛИЛИЯ: ЗАДАНИЕ №2 Предлагаем Вам поучаствовать в конкурсе дикторов
телевидения. Каждая группа, Выберите своего лучшего оратора, ведь от его
голоса зависит успех вашей группы. А остальные члены групп внимательно
послушают текст и сообща выберут достойного победителя. Перед Вами тексты.
Вам необходимо прочитать их, по возможности без ошибок. На подготовку 2
минута. Подготовьтесь слушать конкурсантов.
(ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИКТОРОВ)
Спасибо.
Каждый достойно выступил. Но с этим заданием хорошо справился участник из
группы(..). Что показалось наиболее сложным? (произношение числительных)
ГУЛЬНАРА: Ребята, что нужно, чтобы произносить числительные без ошибок
(уметь правильно их склонять, употреблять в речи).
ГУЛЬНАРА: Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какие задачи мы
для себя поставим? Посмотрите на экран по опорным словам определим задачи на
урок.
ГУЛЬНАРА: Молодцы, ребята. Давайте поработаем в группа (ТЕКСТ). Вам
необходимо прочитать текст и выполнить задания. Время на выполнения 5 минут.
ЛИЛИЯ: Ребята, продолжаем работу в группе. У каждой группы есть своё
задание.
Учитель: (РАБОТА С ВИДЕО) Посмотрите видео, запишите числительные,
использованные в тексте видео, исправьте грамматические ошибки при склонении
некоторых числительных.
Учитель:РЕФЛЕКСИЯ
1) Что нового вы для себя открыли на уроке?
2) Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
3) Были ли моменты недовольства собой?
4) Какую пользу вы извлекли из этого урока?
Учитель: У вас на столе лежат кружочки. Вам необходимо их раскрасить в цвет,
соответствующий вашему пониманию темы.
ТЕКСТ для ПЕРВОЙ ГРУППЫ
Битва за Москву
Панфи
M
ловцы — 28 человек из личного состава 4 роты 2 батальона 1075
стрелкового полка 316 стрелковой дивизии. 16 ноября бойцы роты, осуществляя
оборону Москвы совершили подвиг, в ходе многочасового часового боя
уничтожили 18 вражеских танков. Все 28 героев погибли. Участникам этого боя
было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
ТЕКСТ для ВТОРОЙ ГРУППЫ
Сталинградская битва
200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась
Сталинградская битва. За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской
битве, 120 воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около760 тысяч
участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда».
ТЕКСТ для ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
Курская битва
12 июля 1943 года в Прохоровке в ходе Курской битвы произошло крупнейшее
танковое сражение. Всего около 700 танков и штурмовых орудий со стороны
Германии и около 800 танков и самоходно-артиллерийских установок со стороны
СССР. В ожесточённом бое противник потерял свыше 350 танков, свыше 10
тысяч человек убитыми. 5 гвардейская танковая армия потеряла около 300 танков.
Враг перешел к обороне, а 16 июля начал отводить свои силы.
ЗАДАНИЕ №1
Задание для первой группы
РАСПОЛОЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОГЛАСНО СОДЕРЖАНИЮ ТЕКСТА
А) За 25 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 125 немецких танков
и самоходных орудий. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито
82 самолёта противника.
Б) Войска 1-го Украинского фронта освободили из немецкого плена бывшего
премьер-министра Французской Республики Эррио.
В) Войска 1-го Белорусского фронта перерезали все пути, завершив, таким
образом, полное окружение Берлина.
Г) Войска 3-го Белорусского фронта 25 апреля овладели последним опорным
пунктом обороны немцев.
______________________________________________________________________
____________
ЗАДАНИЕ №1
Задание для второй группы
ОПИРАЯСЬ НА ТЕКСТ, ПРИВЕДИТЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО 25
апреля войска 3-го Белорусского фронта смогли одержать победу.
______________________________________________________________________
______________
ЗАДАНИЕ №1
Задание для третьей группы
Выскажите своё мнение, почему в данном тексте использовано большое
количество конкретных цифр и фактов?
______________________________________________
ЗАДАНИЕ №2
Задание для первой группы
Найдите количественные числительные в тексте, определите разряд и падеж.
Например, 848 животных (количественное, целое, винительный падеж)
______________________________________________________________________
Задание для второй группы
Найдите количественные числительные в тексте, определите разряд и падеж,
синтаксическую роль в предложении.
Например, из них 848 животных (количественное, целое, винительный падеж,
дополнение)
______________________________________________________________________
Задание для третьей группы
Просклоняйте количественные числительные по падежам, выделите окончания,
составьте связный текст с данными числительными.
______________________________________________________________________
Войска 3-го Белорусского фронта 25 апреля
овладели
последним
опорным
пунктом
обороны немцев на Земландском полуострове,
городом и крепостью Пиллау – крупным портом
и военно-морской базой немцев на Балтийском
море.
Войска
1-го Белорусского
фронта
перерезали
все пути,
идущие
из Берлина
на запад,
и 25 апреля
соединились
северо-западнее
Потсдама
с войсками
1-го Украинского
фронта,
завершив,
таким
образом, полное окружение Берлина.
Западнее Берлина войска 1-го Украинского
фронта
освободили
из немецкого
плена
бывшего
премьер-министра
Французской
Республики
Эррио.
На
территории
Чехословакии войска 2-го Украинского фронта,
продолжая
наступление,
заняли
более
50 населённых пунктов. За 25 апреля на всех
фронтах подбито и уничтожено 125 немецких
танков
и самоходных
орудий.
В воздушных
боях
и огнём
зенитной
артиллерии
сбито
82 самолёта противника.