Напоминание

Что такое эмоции?


Автор: Чала Ольга Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Что такое эмоции?
Дата публикации: 09.09.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей «Что такое эмоции и какие они бывают»

Эмоции – это ответная реакция человека на события, которые происходят вокруг или

собственные внутренние переживания.

Они являются неотъемлемой, важной частью жизни, помогают сроить отношения с

миром, отвечают за безопасность.

Базовые эмоции условно делятся на три категории:

Положительно окрашенные (позитивные): радость, восхищение, предвкушение.

Отрицательно окрашенные (негативные): печаль, гнев, страдание, страх, стыд и тд;

Нейтральные: удивление, любопытство, безразличие и т. д.

Плохих эмоций нет.

Каждая их них необходима человеку, выполняет важную

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем

потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять

чувства и эмоции чада, а научить контролю, управлению и эмоциональному интеллекту.

Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального

интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;

агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную

эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);

открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что

есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).

Эмоция состоит из трёх компонентов:

возбуждение в организме человека;

особое переживание в теле, например, дрожь;

экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут

быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и

улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить

типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише,

сейчас все разбегутся». Особенно часто родители так реагируют на плаксивость у

мальчиков. В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять

свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях,

например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми. Когда ребёнок

взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно

или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает

оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

Как научить ребёнка управлять своими эмоциями

Мы предлагаем попробовать несколько техник, которые помогут ребёнку управлять

своими эмоциями. Для начала можете попробовать несколько раз проделать упражнения

вместе.

Счёт до 10. Самая простая техника, заключающаяся в медленном назывании цифр

мысленно или вслух.

Дыхательные упражнения. Если вы видите, что ребёнок не может справиться с

нахлынувшей эмоцией, то попробуйте выполнить вместе с ним дыхательное упражнение

«по квадрату». Суть в том, что вы вместе поочередно делаете глубокие вдохи и выдохи, а

между ними задерживаете дыхание на несколько секунд.

Контроль мимики. Удивительно, но наше эмоциональное состояние в моменте может

выровнять выражение лица. Попробуйте отследить, когда тревога или волнение набирает

силу, и напомните ребёнку о забавной ситуации, чтобы вызвать улыбку. Это позволит

быстрее расслабиться и проанализировать ситуацию на холодную голову.

Визуализация эмоции. Попробуйте вместе с ребёнком представить эмоцию в виде

стихии. Например, гнев можно представить как огонь, который вы постепенно будете

тушить водой.

Техника 5, 4, 3, 2, 1. Техника помогает переключить внимание на собственные органы

чувств: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус. Попробуйте выполнить эту технику

вместе с детьми:

5 — найдите 5 предметов и вещей, которые вы видите вокруг себя. Например, стол,

дерево, кошка.

4 — найдите 4 предмета, который вы можете потрогать. Например, вилка, волосы, ручка.

3 — обратите внимание на 3 звука, которые вы можете слышать. Например, шум машин с

улицы, лай собаки, музыка.

2 — обратите внимание на 2 вещи, запах которых вы можете почувствовать. Например,

цветок, еда, мыло.

1 — найдите 1 вещь, которую вы можете попробовать на вкус. Например, яблоко,

конфета, сок.



В раздел образования