Автор: Антонов Дмитрий Владимирович
Должность: преподаватель по классу балалайки
Учебное заведение: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа №22"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творчество Александра Борисовича Шалова в системе обучения игре на балалайке в ДМШ.
Дата публикации: 09.10.2023
Раздел: дополнительное образование
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 22»
Методическая разработка на тему
«Творчество Александра Борисовича Шалова
в системе обучения игре на балалайке в ДМШ».
Выполнил:
преподаватель по классу балалайки и гитары
Антонов Дмитрий Владимирович
Санкт-Петербург
2023
Творчество Александра Борисовича Шалова
в системе обучения игре на балалайке в ДМШ.
Первый период композиторской деятельности А.Шалова (50-е годы) характеризуется
как начальный или ранний (по аналогии с исследованиями творчества других
композиторов). В этот период Александр Борисович «пробует перо». Именно в 50-е
годы им были опробованы разные жанры, и, если некоторые их них не были еще
раскрыты в полной мере (например, обработка русской народной песни «Ой да ты,
калинушка» - это своего рода предтеча последующих развернутых, с каденциями
протяжных концертных обработок, которые, составляют самую ценную и весомую
часть творчества Шалова), то другие уже в этом периоде более развиты. Примером
могут служить «Камаринская» и «На горе-то калина», концертные пьесы и ныне
входящие в «золотой репертуар балалаечника».
Эти пьесы, в создании которых Александр Борисович, прежде всего, ориентировался на
удалые обработки «короля техники» Бориса Сергеевича Трояновского, уже имеют свою
оригинальность изложения и «шаловскую» неповторимость. Самая первая обработка
русской народной песни «Чтой -то звон», написанная в 1951 году для дуэта балалаек
(Шалов - Самсонов-Роговицкий), появилась на свет, благодаря примеру Авенира
Михайлова, в то время художественного руководителя оркестра им. В. В. Андреева,
сразу в виде инструментовки для оркестра русских народных инструментов. Именно А.
В. Михайлов стал человеком, вдохновившем Александра Борисовича заниматься
композицией.
Обработка эта уже показывает, насколько талантливым композитором был Шалов,
если первый же его опыт композиции оказался настолько удачным, настолько
непосредственным и индивидуальным. Пьеса хорошо выстроена по форме и уже
открывает нам одну из удачных находок Шалова в композиции, а именно: трехчастную
форму с элементами вариаций, в которой средний раздел представляет собой
изложение темы в более медленном темпе и противоположном ладу. Похожая по форме
пьеса, из наиболее популярных, была написана в следующий период, в 60-е годы. Это
обработка русской народной песни «Ах, вы сени мой, сени». Вместе с тем, в первое
десятилетие появляется ряд оригинальных сочинений, среди которых и ныне
популярные «Словацкая плясовая» и «Сельская кадриль».
Однако, больше всего в этот первый, начальный период творчества, Александром
Борисовичем было создано концертных переложений классики. Оно и понятно: период
«пробы пера» требует детального знакомства с шедеврами мировой музыки;
необходимы высокие образцы. Особый интерес представляют переложения номеров из
балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского - «Танец пастушков» и «Танец фей Драже» для
дуэта с Л. Т. Самсоновым-Роговицким.
Второй период Шестидесятые годы - второй период творчества ознаменовался
выходом в свет первого авторского сборника Александра Борисовича Шалова, куда
вошли обработки и переложения 50-х годов для дуэта балалаек. Это «Шесть пьес для
двух балалаек с фортепьяно». Здесь Шалов предстает перед нами уже зрелым
композитором и становится знаменит именно как композитор в Советском Союзе.
Кроме
того,
начинается
преподавательская
деятельность
в
Ленинградской
консерватории, где, благодаря в том числе и усилиями Александра Борисовича, в 1960
году открывается кафедра народных инструментов. Преподавание в ведущем вузе
страны
накладывает
большую
ответственность,
и,
возможно
поэтому,
Шалов
собственными усилиями начинает поднимать уровень исполнительства на балалайке (а
также гитаре и гуслях) путем создания качественного оригинального репертуара для
народных
инструментов.
К
60-м
годам
относятся
практически
неизвестные
переложения Шалова «Испанского танца» Монрэала (21 мая 1962 года), «Белорусской
польки» Г. Пукста (14 января 1964 года.), песен советских композиторов, таких как
«Ленинградская земля» В. Сорокина, «Клубятся седые туманы» В. Азарова (11 декабря
1966 года). Кроме того, Шалов начинает сотрудничать с композиторами, пишущими
для народных инструментов, в качестве редактора партии балалайки. Прежде всего, с
Ю. Щекотовым («Сибирская полечка») и с А. Репниковым («Напев и частушка»). Но
самым важным в этом периоде является сочинение двух концертных обработок, стиль
которых нельзя спутать ни с каким другим. Это совершенно новые по форме и
содержанию, оригинальные стилистически, две пьесы, продвосхищающие 70-е годы -
период творчества расцвета обработки А. Шаловым лирических песен (так называемых
протяжных) и романсов: «Винят меня в народе» и «Темно-вишневая шаль».
Это новая форма концертного произведения лирического склада с развернутой
каденцией, которая является центром, средоточием эмоционального напряжения и
кульминационной вариацией опуса. Эти обработки прекрасны; они лучшее, что
создано
для
балалайки
и
всегда
находят
горячий
отклик
у
слушателей.
Кроме того, в 60-е годы в творчестве Шалова развивается еще одно направление -
дуэт балалайки с гитарой. В это время у Александра Борисовича по классу гитары
учится мастер фабрики им. Луначарского Лев Андронов, и в итоге рождается
концертный дуэт.Основной багаж произведений, написанных для дуэта Шаловым - это
переложения и обработки классической западно-европейской музыки. Существуют
записи Шалова - Андронова, где великолепно звучат такие произведения, как «Гавот»
Ж.-Б.Люлли, «Юмореска» А.Дворжака и др. Кроме того, перекладываются русские
народные песни. Например, «Ай, все кумушки домой» или «Заиграй, моя волынка».
Позже эта любовь Александра Борисовича к сочетанию звучаний балалайки и гитары,
которая зародилась еще в детстве, найдет яркое воплощение в великолепных
переложениях для ансамбля «Двойка» (Шейнкман 80-е - 90-е годы). И, наконец,
существует «Свободная обработка для балалайки с фортепиано» Фолии А.Корелли -
Ф.Крейслера, записанная переписчиком Осиповым и датированная 1967 годом.
Третий период. 70-е годы можно назвать «золотым» периодом в творчестве А. Шалова.
Все самые трогательные и задушевные обработки русских протяжных и романсов
созданы именно в эти годы. В 1972 году издана «Волга-реченька глубока». В 1973 -
«Ах, не лист осенний» (материал для написания обработки взят из сборника старинных
песен А. Сихры) и «Не корите меня, не браните». 1974 - Русская песня (оригинальное
произведение). «По небу, по синему» - 10 ноября 1978 года. «Тонкая рябина», «Кольцо
души-девицы», «Вечор ко мне, девице», «Колечко мое позлаченое». Вместе с тем
появляются и обработки плясовых: «Протяжная и плясовая» (1973 год), «Заставил меня
муж парну банюшку топить» (1978), «Трава моя, травушка», «На горе было, горе». Все
эти «жемчужины» балалаечного репертуара сочинялись специально для подросшей
смены - учеников Александра Борисовича, ярких балалаечников М. Данилова и М.
Сенчурова, которые и были первыми исполнителями
этих произведений. Шалов
награжден дипломом и премией на Всероссийском радиоконкурсе композиторов им. Н.
П. Будашкина - его творчество признано и оценено по достоинству коллегами.
В 70-е годы появляются в печати этюды Александра Борисовича. Продолжается
сотрудничество с композиторами в качестве редактора(«Переполох» Б.Кравченко, 1975;
«Ночи ясны были» Ю.Шекотова, 1977). Особый интерес также представляет до сих пор
не изданное переложение
«Пчелки» Ф.Шуберта (27 октября 1979), являющееся
альтернативой переложению этого произведения П. И. Нечепоренко. Главное отличие
между этими переложениями - перестроенная 3 струна (на «до» 1 октавы) у
Нечепоренко, в результате чего балалайка начинает напоминать по тембру своего
примитивного деревенского предка. У Шалова струну перестраивать не нужно.
«Пчелка» и поныне является достаточно серьезным «неудобством» для балалаечника-
исполнителя и требует высокого технического уровня и выносливости музыканта.
Четвертый период. В 80-е годы Александр Борисович - все также блистательно
обрабатывает протяжные: «Ах, всю ночь я прогуляла» (27 ноября 1981), «Не брани
меня, родная» (издана в 1990 году), плясовые: «Во лесочке комарочков много
уродилось» (1985), «В деревне было Ольховке» (1989), «Донцы-молодцы» (4 марта
1988 года) и, пожалуй, самая яркая и известная обработка Александра Борисовича,
любимая
всеми
народниками-исполнителями,
«Валенки»
(21
января
1987).
К 80-м относятся переложения номеров из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна, «Польки» Д.
Шостаковича; концертные обработки вальсов В. Андреева.
Достаточно просто определить этот период названием одного из оригинальных
сочинений Александра Борисовича: «Аленкины игрушки». В 1982 г. В семье
профессора Ленинградской консерватории рождается внучка Алена. В 1983 - он на
основе балалаечных упражнений начинает сочинять отдельные концертные номера для
балалаечников школьного возраста, которые в 1987 году превращаются в детскую
сюиту «Аленкины игрушки». Это совершенно новый этап в творчестве Александра
Борисовича. Из воспоминаний дочери Ольги Александровны: «Папа всегда боялся
писать для детей, волновался, а вдруг это слишком сложно?» В 80-е годы, помимо
«Аленкиных игрушек», которые издаются частями (а целиком будут изданы только в
2000 году), в свет выходят сборники для юных балалаечников. В этих сборниках
есть, например, обработка песни «Как у наших у ворот». Шалов сотрудничает с
педагогами музыкальных школ: М. Белавиным (своим учеником), В. Болдыревым, В.
Глейхманом. В результате, в 80-е годы издается большое количество этюдов А. Шалова
для ДМШ, среди которых - этюд-песня и знаменитый этюд-тарантелла. В одном только
сборнике А.Зверева 1985 г. 14 этюдов А. Шалова. Можно сказать, что в 70-е годы
происходит «шлифовка» мастерства Александра Борисовича, потому что для детей
писать куда сложнее, чем для взрослых музыкантов.
Пятый период. В 90-е годы «детское» творчество Шалова расцветает в полном объеме.
Если в 80-е - это «Аленкины игрушки» и этюды, то в 90-х издается целое собрание
обработок для детей: «Ехал казак за Дунай» (появляется в нескольких сборниках,
первый раз в 1991 году); «Пойду млада по Дунаю», «Теща про зятя пирог пекла», «Все
б я по горенке ходила», «С горки камешек катился» («Азбука балалаечника», 1996 г.);
«Тумбалалайка», «Перевоз Дуня держала»,
«Коробейники», «Цыганская фантазия»
(сборник
А.Сахарюка,
1998
г.),
«Осенний
сон»
А.
Джойса.
Происходят некоторые изменения в выборе материала для медленных, лирических
обработок. Если раньше преобладали русские народные песни, то теперь Александр
Борисович обращается к романсам: «Красный сарафан» и «Гори, гори, моя звезда»
переделываются для ансамбля «Двойка». Появляются концертные обработки романсов:
«Дремлю плакучие ивы» (21 апреля 1991), «Белой акации гроздья душистые»
В.Баснера (26 февраля 1993). Из эстрадных обработок нужно особо отметить Фантазию
на темы песен Н.Богословского из к/ф «Два бойца» и вариации на тему плясовой «Эх,
сыпь, Семен!». Плясовая посвящена английскому балалаечнику Бибсу Эккелю.
Здесь открывается еще одна особенность 90-х: Шалов пишет на заказ. По заказу Джона
Бардаша созданы обработки вальса «На сопках Маньчжурии» и «Песни о любви» М.
Фрадкина. Кстати, и самая последняя обработка Александра Борисовича «Степь, да
степь кругом» написана по заказу иностранной балалаечницы
Эльзе Оллманн.
Одним из самых ярких показателей «признания» творчества Александра Борисовича
является выпуск сборника «А.Шалов. Произведения для балалайки и фортепиано» в
Петрозаводске в 1992 году. Это копии с рукописей. Издание пиратское. Композитор
ничего о нем не знал, пока его ученица А.Айтжанова не подарила ему этот сборник!
По воспоминаниям Ольги Александровны Шаловой, Александр Борисович очень
спокойно отнесся к этому подарку, заметив, что лучше пускай эти сочинения
печатаются
без
его
ведома,
чем
их
не
будут
исполнять.
Раз они востребованы, говорил Шалов, значит они получились удачными и имеют
право на существование. 90-е годы можно назвать последним периодом творчества, так
как на втором году третьего тысячелетия Александра Борисовича не стало. В 90-х годах
многие близкие люди покинули Шалова: умерла его супруга, Нелли Григорьевна, в
1996 г. ушел из жизни любимый ученик М. А. Данилов, затем П. И. Говорушко и И. И.
Шитенков
-
соратники
по
открытию
отделения
народных
инструментов
в
Ленинградской консерватории. 30 ноября 2001 года не стало Александра Борисовича.
Он до самого конца, несмотря на болезнь, оставался оптимистом и много работал. В
2000 году выходят авторские сборники: «Концертные пьесы в переложении для
домры», «Концертные пьесы и обработки популярных мелодий для балалайки» и,
конечно же, «Аленкины игрушки». Шалов активно принимает участие в общественной
жизни, в фестивалях и конкурсах («Кубок Севера», фестиваль гусляров во Пскове).
Однако, что касается новых произведений, то за эти последние два года было написано
всего две обработки, по одной на каждый год: «У церкви стояла карета» и «Степь, да
степь кругом», ставшая лебединой песней этого замечательного человека.
Без
шаловских
музыкальных
обработок
не
обходится
репертуар
ни
одного
балалаечника в мире, в его произведениях главными продолжают оставаться
проникновенность, лиричность, сердечность. И в то же время его переложения и
обработки техничны и виртуозны.