Автор: Хацкевич Юлия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Бородинская сош"
Населённый пункт: Республика Хакасия Боградский район с.Бородино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение русской народной и литературной сказки.
Дата публикации: 09.10.2023
Раздел: начальное образование
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение русской народной и литературной сказки.
Цель: создать условия для того, чтобы ученики смогли сравнить РНС «Морозко» и литературную сказку В.Ф. Одоевского «Мороз
Иванович»
Тип урока: комбинированный.
Задачи: учить отличать литературную сказку от народной; учить выборочно пересказывать текст; воспитывать гуманизм, трудолюбие.
Планируемые результаты:
Предметные: характеризовать героев сказки, выборочно пересказывать текст.
Метапредметные: делать сравнительный анализ, понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, участвовать в работе
группы.
Регулятивные: вырабатывать критерии оценки, в совместном диалоге с учителем, выбирать степень сложности задания.
Личностные: стремиться быть похожими на положительных героев сказки, проявлять сочувствие, оценивать свою работу и работу своих
товарищей, по заранее выработанным критериям.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютер, книжка со сказкой «Морозко».
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Актуализация необходимых знаний / Проверка домашнего задания
Сказки - мудростью богаты
Сказке – скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята,
Но, а сказка впереди.
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Кто её написал?
- Ребята, на дом вы получили задание нарисовать рисунки к наиболее
понравившемуся отрывку сказки «Мороз Иванович» и пересказать его. Вы уже
поместили их на доску. Молодцы, очень красивые рисунки. А, теперь, посмотрите
на интерактивную доску, это план, который мы составили вчера. Вам нужно
расположить рисунки в соответствии с пунктами плана.
- Давайте вспомним содержание сказки, перескажем тот отрывок, который вы
изобразили на своём рисунке. (Спросить несколько учеников, по выбору учителя)
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
«Художники» по очереди расставляют свои рисунки
в нужной последовательности, обосновывая свой
выбор. Остальные ребята оценивают их выбор
(хлопок – несогласие, молчание – согласие).
Пересказывают отрывок сказки.
Оценивают работу (по оговоренным критериям:
соответствие отрывку, точность и красочность речи,
интонация).
Мотивация познавательной деятельности
- Какие сказки мы называем народными, а какие литературными?
- На какую русскую народную сказку похожа сказка Одоевского? (Если ученики
затрудняются - предлагает прочитать начало сказки «Морозко», выдаёт книжку
«Морозко» по одной в группу)
- К какому виду сказок можно отнести эти две сказки? Докажите.
(Если дети затрудняются, задавать наводящие вопросы: " Чем отличается дом
Мороза от вашего?»)
У литературной сказки есть автор, менять
содержание в ней нельзя. А РНС не имеет
конкретного автора и у неё есть варианты.
Отвечают на вопрос учителя, доказывают, что
русская народная сказка «Морозко» и сказка В.Ф.
Одоевского «Мороз Иванович»
волшебные. В них есть волшебные предметы:
пирожок и яблочки, сказочный персонаж - Мороз
Иванович, говорящий петух, дом Мороза Ивановича.
Организация познавательной деятельности (работа в группах)
- Давайте подумаем, что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и
«Мороз Иванович»?
( В ходе обсуждения ведется работа на интерактивной доске.
(Приложение 1)
-Сказки очень похожи. Может Одоевский просто пересказал народную сказку и
подписался под ней?! Или это всё-таки разные сказки.
-Давайте разберёмся, чем различаются эти сказки? (Приложение 2)
После обсуждения в группах учащиеся дают ответы,
дополняют друг друга, приходят к выводу, что в
сказках много общего.
С помощью компьютера заполняют пропуски.
Обсуждают в группах. Высказывают свое мнение:
- Мы думаем, что ...
- Нам кажется, что …
- Мы не уверенны, но может …
Работа в группах. Высказывают по очереди
предположения. Результат обсуждения отражается на
доске.
Подведение итогов
- Сделаем вывод- это всё-таки разные сказки?!
(на доске появляются слова: место действия, характер героинь, волшебный
персонаж, концовка, которые помогают детям сделать вывод).
Делают вывод: писатель Одоевский использовал
элементы разных народных сказок, но все же
придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от
народной сказки следующими особенностями:
Местом действия: в сказке Одоевского подробно
изображен сказочный дом Мороза Ивановича.
Характерами героинь:
более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи,
взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем: Мороз Иванович, в
отличие от Морозко, похож на строгого и
справедливого учителя.
Концовкой: гуманной и нравоучительной.
Домашнее задание
- В. Ф. Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей,
поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому
слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта),
Выбирают задание.
сделал сказку нравоучительной (вспомните эпиграф и концовку сказки). Какие
познавательные сведения есть в этой сказке?
Чтобы ответить на этот вопрос дома вы приготовите сообщения на темы:
«Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
«Почему вода в колодце и летом студеная?»
«Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
«Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?» (напечатаны на отдельных
листочках)
- Ответив на эти вопросы, мы узнаем, чем же ещё сказка Одоевского отличается от
народной?
Так же предлагает выбрать задания разного уровня сложности:
-Рассказать, почему Рукодельница была вознаграждена за свой труд; привести
примеры пословиц, которые отражают ту же мысль, что и в сказке.
- Рассказать, почему Ленивица так была вознаграждена за свой труд; привести
примеры пословиц, которые отражают ту же мысль, что и в сказке.
- Написать сочинение – миниатюру «Почему рукодельница вызывает добрые
чувства?»
Приложение 1
ОБЩЕЕ
Русская народная сказка «Морозко»
В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович»
волшебный персонаж – ………………………....(Морозко и Мороз Иванович)
героини – …………………………..(резко противопоставляются по характеру)
финал – ………... (одна из героинь наказывается, а другая – вознаграждается)
Приложение 2
РАЗЛИЧИЯ
Русская народная сказка «Морозко»
В.Ф. Одоевский « Мороз Иванович»
1. Падчерица и родная дочь
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть
нянюшка Прасковья
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня,
потому что Рукодельница потеряла его сама
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу
оказались в лесу
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и
яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие,
доброту и любознательность
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность,
неаккуратность, капризность и глупость
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную
дочь: она умирает.
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы,
но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом, она наказана.