Автор: Дорофеева Анна Юрьевна
Должность: Студент
Учебное заведение: СПГИ
Населённый пункт: Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование арт-терапии в коррекции речевых нарушений»
Дата публикации: 09.10.2025
Раздел: высшее образование
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
Введение
Речевое развитие является одним из важнейших аспектов
становления личности, определяющим успешность социализации,
обучения и самореализации человека. Нарушения речи,
охватывающие широкий спектр отклонений – от фонетических и
лексико-грамматических до нарушений темпа, ритма и связности
высказывания, – требуют комплексного и многоаспектного подхода к
их коррекции. Традиционные логопедические методики, основанные
на вербальной работе, доказали свою эффективность, однако в
современной коррекционной педагогике все большее значение
приобретают интегративные подходы, сочетающие вербальные
техники с невербальными методами воздействия.
Арт-терапия, как направление психотерапии, использующее
художественно-творческую деятельность в терапевтических целях,
представляет собой мощный инструмент, способный обогатить и
повысить эффективность коррекции речевых нарушений. В основе её
применения лежит идея о том, что через творчество человек может
выразить то, что ему трудно вербализовать, снять внутренние
напряжения, развить самосознание и, как следствие, улучшить
коммуникативные способности. Арт-терапевтические методики,
воздействуя на эмоциональную, когнитивную и моторную сферы
личности, создают благоприятные условия для активизации и
коррекции речевой деятельности.
Данная статья посвящена исследованию роли арт-терапии в
коррекции речевых нарушений. Будут проанализированы психолого-
педагогические основы данного подхода, его потенциал в работе с
различными видами речевых патологий, а также представлены
конкретные арт-терапевтические техники и их применение в
коррекционной практике. Акцент будет сделан на анализе механизмов
влияния арт-терапии на речевое развитие и практической ценности
предлагаемых методик.
1. Арт-терапия: психолого-педагогические основы и потенциал в
коррекции речевых нарушений
Арт-терапия (или терапия искусством) – это метод
психотерапевтического воздействия, основанный на использовании
различных видов искусства (изобразительное искусство, музыка,
танец, театр, литература) для достижения психологических,
эмоциональных и социальных изменений. Она базируется на
предположении, что творческий процесс обладает терапевтическим
эффектом, позволяя человеку выразить свои чувства, мысли,
переживания, не прибегая к прямой вербализации.
1.1. Психолого-педагогические основы арт-терапии:
•
Катарсис и эмоциональное высвобождение: Творчество
позволяет клиенту безопасно выразить подавленные эмоции,
страхи, агрессию, что приводит к эмоциональной разрядке и
снижению внутреннего напряжения.
•
Самопознание и самовыражение: В процессе создания
произведения искусства человек раскрывает свои внутренние
переживания, лучше понимает себя, свои мотивы и установки.
Невербальное самовыражение часто бывает более доступным и
искренним, чем вербальное, особенно для людей с речевыми
трудностями.
•
Развитие когнитивных функций: Творческий процесс
стимулирует воображение, креативность, способность к
решению проблем, развитие символического мышления. Эти
когнитивные аспекты напрямую связаны с речевым развитием.
•
Символическое мышление: Искусство оперирует символами,
которые могут быть понятны на глубинном, неосознанном
уровне. Работа с символами в арт-терапии помогает клиенту
трансформировать и переосмысливать травматический опыт,
находить новые смыслы.
•
Развитие мелкой моторики и сенсорной интеграции: Многие
виды изобразительной деятельности (рисование, лепка,
аппликация) требуют развития мелкой моторики пальцев рук.
Это, в свою очередь, тесно связано с развитием речевых
центров головного мозга. Сенсорная стимуляция также играет
важную роль в общем развитии.
•
Создание безопасной среды: Арт-терапевтическое
пространство воспринимается как безопасное и принимающее.
Отсутствие оценки «правильности» или «красоты» произведения
искусства снижает тревожность и способствует открытости.
1.2. Потенциал арт-терапии в коррекции речевых нарушений:
•
Снижение уровня тревожности и страха: Речевые нарушения
часто сопровождаются страхом публичных выступлений,
коммуникативной тревогой, стеснением. Арт-терапевтические
техники позволяют снять эти барьеры, способствуя более
свободному выражению.
•
Активизация невербальной экспрессии: Для детей и
взрослых, испытывающих трудности с вербальным выражением,
арт-терапия предлагает альтернативные пути коммуникации.
Через рисунок, лепку, танец они могут передать свои эмоции,
желания, представления.
•
Развитие символического мышления и связности: Создание
сюжетных рисунков, композиций, связанных с речевыми темами,
способствует развитию способности к символическому
представлению, построению логических связей между
элементами, что является основой связной речи.
•
Стимуляция артикуляционного аппарата и мелкой
моторики: Занятия лепкой, рисованием, работой с пластичными
материалами способствуют развитию мелкой моторики, что, в
свою очередь, положительно влияет на артикуляционную
гимнастику и произношение звуков.
•
Эмоциональное обогащение речи: Через творчество дети
учатся выражать свои чувства, подбирать соответствующие
слова для описания эмоциональных состояний, что делает их
речь более живой и выразительной.
•
Повышение мотивации к коррекции: Арт-терапия делает
процесс коррекции более интересным, увлекательным и менее
стрессовым, что повышает мотивацию детей и взрослых к
участию в занятиях.
•
Работа с комплексными нарушениями: Арт-терапия особенно
эффективна при коррекции речевых нарушений, сопряженных с
общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического
развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС),
где вербальные методы могут быть затруднительны.
2. Арт-терапевтические техники в коррекции различных речевых
нарушений
Арт-терапевтические методики могут быть адаптированы для работы
с различными видами речевых нарушений, затрагивая как отдельные
компоненты речи, так и комплексные проблемы.
2.1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений:
•
Рисование звука:
o
«Звуковая картина»: После автоматизации конкретного
звука (например, [с]), дети рисуют образы, содержащие
этот звук (змея, солнце, самолет, свисток). Цель –
закрепить правильное произношение в новом, творческом
контексте.
o
«Дорожка для звука»: Создание узоров, линий, которые
ребенок проговаривает, произнося целевой звук.
Например, для звука [р] – «дорожка» в виде волны, которая
«рычит».
•
Лепка звука:
o
«Символ звука»: Дети лепят из пластилина или глины
образы, начинающиеся на целевой звук (например, для [ш]
– шарф, шишка; для [л] – ласточка, лист). Это помогает
закрепить связь между образом и звуком.
•
Музыкотерапия и ритмотерапия:
o
Использование ритмичных упражнений, музыкальных
инструментов для развития фонематического слуха,
чувства ритма и интонации. Проговаривание слогов и слов
в ритме музыки.
•
Игры с песком:
o
Рисование звуков и слов на песке, что способствует
сенсорной стимуляции и кинестетической памяти.
2.2. Коррекция лексико-грамматических нарушений:
•
Коллажирование:
o
«Мой любимый предмет»: Дети вырезают из журналов
картинки с предметами, которые они знают и любят, а
затем составляют коллаж. Это помогает активизировать
пассивный словарь, учить называть предметы, составлять
простые фразы.
o
«Мой день»: Создание коллажа, иллюстрирующего
последовательность действий в течение дня. Это
способствует развитию связности речи, употреблению
глаголов и наречий времени.
•
Рисование сюжетных картин:
o
«Что где лежит?»: Дети рисуют комнату или полку с
игрушками, а затем описывают расположение предметов,
используя предлоги (на, под, за, в, между).
o
«Волшебная страна»: Создание фантазийных миров, где
дети могут использовать любые слова и конструкции, а
педагог помогает им вербализовать их идеи, вводя новые
слова и грамматические формы.
•
Создание «книжек-малышек»:
o
Дети сами иллюстрируют короткие истории, сказки или
придумывают свои сюжеты. Затем педагог помогает им
составить подписи к картинкам, простые предложения,
расширяя их лексический запас и формируя связность.
•
Лепка:
o
«Семья предметов»: Лепка предметов, объединенных по
общему признаку (например, «овощи», «фрукты»,
«мебель»), с последующим их называнием и
классификацией.
o
«Персонажи сказки»: Лепка героев сказки, а затем их
озвучивание, составление диалогов.
2.3. Коррекция нарушений связной речи (трудности в построении
высказываний, несвязность):
•
Создание «историй в картинках»:
o
Предложение последовательности из 3-4 сюжетных
картинок, которые ребенок должен расположить в
правильном порядке и составить по ним рассказ. Педагог
помогает подобрать слова, построить предложения.
o
«Незаконченная история»: Педагог начинает рассказ, а
ребенок должен его продолжить, используя свое
воображение и придумывая дальнейшее развитие событий.
•
Рисование в технике «дополнения»:
o
Педагог начинает рисовать простой образ (например, дом),
а ребенок должен его дополнить (окно, дверь, дым из
трубы, дерево рядом). Затем идет обсуждение
нарисованного.
•
Мультипликация (простые формы):
o
Создание простых анимаций (например, stop-motion) из
пластилина или рисунков. Это требует продумывания
последовательности действий и последующего
озвучивания.
•
Маскотерапия:
o
Создание масок, отражающих различные эмоции или
персонажей. Затем дети могут «оживлять» маски, играя
роли и произнося реплики. Это помогает снять
эмоциональные барьеры и стимулировать экспрессивную
речь.
•
Карточки с ассоциациями:
o
Создание карточек с изображениями, связанными
ассоциативно (например, «весна» - солнце, тающий снег,
птицы, ручьи). Дети должны установить связи и составить
рассказ.
2.4. Коррекция нарушений темпа и ритма речи (заикание):
•
Изотерапия (рисование):
o
«Мои чувства»: Рисование своих чувств, связанных с
речью, страхом, тревогой. Проговаривание через рисунок
помогает трансформировать негативные эмоции.
o
«Спокойная река»: Рисование спокойной, плавной линии,
символизирующей плавность речи. Использование мягких,
текучих цветов.
•
Музыкотерапия и ритмотерапия:
o
«Дыхание с музыкой»: Интеграция дыхательных
упражнений с прослушиванием спокойной музыки.
Медленное, плавное дыхание способствует замедлению
темпа речи.
o
«Ритмическое проговаривание»: Проговаривание слогов,
слов, коротких фраз в заданном ритме, используя
музыкальные инструменты или хлопки.
•
Хореография и танец:
o
Свободный танец, экспрессивные движения, которые
позволяют снять мышечное напряжение и выразить эмоции
через тело, что может косвенно влиять на речь.
•
Песочная терапия:
o
Создание миниатюрных композиций на песке, которые
могут символизировать внутреннее состояние. Это
успокаивает, помогает снять тревожность.
3. Практические аспекты внедрения арт-терапии в коррекционную
практику
Успешное применение арт-терапевтических техник требует от
специалиста (логопеда, психолога) определенных знаний, навыков и
условий.
3.1. Подготовка специалистов:
•
Специализированное обучение: Логопеды и психологи,
работающие с речевыми нарушениями, должны проходить
обучение по арт-терапии, осваивать различные техники и
методы их применения.
•
Понимание принципов арт-терапии: Важно не только владеть
техниками, но и понимать их терапевтический смысл, уметь
интерпретировать творческие работы клиентов, создавать
поддерживающую и безопасную атмосферу.
•
Сотрудничество: В идеале – взаимодействие логопеда и арт-
терапевта, особенно в случаях с комплексными нарушениями.
3.2. Организация арт-терапевтического пространства:
•
Пространство: Кабинет должен быть уютным, светлым,
оборудованным столами, стульями, местом для хранения
материалов. Важно создать атмосферу спокойствия и
безопасности.
•
Материалы: Широкий выбор материалов – карандаши,
фломастеры, краски (гуашь, акварель), мелки, пастель,
пластилин, глина, бумага разных форматов и текстур, природные
материалы, ткани, нитки, песок, камни. Доступность и
разнообразие материалов стимулируют творчество.
•
Гибкость: Возможность легко трансформировать пространство
под различные виды деятельности (индивидуальная работа,
групповая, работа с песком).
3.3. Этапы арт-терапевтического занятия:
•
Вводная часть: Создание позитивного настроя, постановка
цели занятия (например, «Сегодня мы будем рисовать, как мы
себя чувствуем, когда говорим»). Знакомство с материалами.
•
Основная часть (творческий процесс): Собственно создание
произведения искусства. Педагог наблюдает, оказывает
поддержку, задает наводящие вопросы, но не директивно.
•
Рефлексия и обсуждение: Обсуждение созданных работ.
Педагог помогает клиенту вербализовать свои переживания,
мысли, связанные с процессом творчества. Важно
акцентировать внимание не на эстетике, а на содержании и
процессе.
•
Завершение: Подведение итогов, закрепление положительных
впечатлений, уборка материалов.
3.4. Интеграция арт-терапии в логопедическую практику:
•
Дополнение к основным методикам: Арт-терапия не заменяет
традиционные логопедические упражнения, а дополняет их,
делая процесс более комплексным и эффективным.
•
Поэтапное включение: Начинать можно с простых техник,
постепенно переходя к более сложным. Например, сначала
рисовать отдельные буквы или звукосимволы, затем – слова, и
только потом – сюжетные картины.
•
Индивидуальный и групповой формат: Арт-терапевтические
техники могут применяться как индивидуально, так и в малых
группах, что позволяет решать задачи как личностного, так и
социального развития.
3.5. Особенности работы с разными возрастными группами:
•
Дошкольники: Максимально игровая форма, простые
материалы (пальчиковые краски, пластилин), акцент на
сенсорное восприятие и эмоциональное выражение.
•
Младшие школьники: Более сложные сюжеты, возможность
работы с последовательностью, более структурированные
задания, но сохранение элемента игры и свободы творчества.
•
Подростки и взрослые: Возможность работы с более
глубокими темами, сложными психологическими проблемами,
использование более разнообразных техник, акцент на
самоанализ и поиск решений.
4. Преимущества арт-терапии в коррекции речевых нарушений:
•
Комплексное воздействие: Одновременное влияние на
эмоциональную, когнитивную, моторную и речевую сферы.
•
Снижение терапевтического барьера: Невербальный характер
многих арт-терапевтических техник позволяет обойти защитные
механизмы личности и начать работу с трудностями, которые
сложно вербализовать.
•
Повышение мотивации: Творческий процесс увлекает, делает
коррекцию менее утомительной и более результативной.
•
Развитие самосознания: Помогает клиенту лучше понять себя,
свои сильные и слабые стороны, научиться управлять своими
эмоциями.
•
Универсальность: Применимость к широкому спектру речевых
нарушений и различным возрастным группам.
Заключение
Арт-терапия представляет собой ценный и многогранный инструмент
в арсенале специалистов, занимающихся коррекцией речевых
нарушений. Её уникальный потенциал заключается в способности
воздействовать на личность комплексно, затрагивая эмоциональные,
когнитивные, моторные и, как следствие, речевые аспекты. Через
изобразительную деятельность, лепку, музыку, танец и другие виды
творчества человек получает возможность выразить свои внутренние
переживания, снять внутренние блоки, развить символическое
мышление и укрепить связь между моторикой и речью.
Применение арт-терапевтических техник в коррекции фонетико-
фонематических, лексико-грамматических нарушений, а также
трудностей, связанных со связностью речи, темпом и ритмом,
позволяет обогатить традиционные методы, сделать процесс
коррекции более увлекательным и результативным. Особую ценность
арт-терапия приобретает при работе с детьми, имеющими
комплексные нарушения развития, где вербальные методы могут быть
затруднительны.
Успешное внедрение арт-терапии в коррекционную практику требует
от специалистов не только владения техниками, но и глубокого
понимания их психолого-педагогических основ, умения создавать
безопасное и поддерживающее пространство, а также интегрировать
арт-терапевтические подходы в общую систему коррекционной
работы. Развитие данного направления, сотрудничество логопедов,
психологов и арт-терапевтов, а также постоянное повышение
квалификации специалистов, несомненно, приведет к дальнейшему
совершенствованию методов коррекции речевых нарушений и
повышению качества жизни людей, сталкивающихся с речевыми
трудностями.