Напоминание

«Использование арт-терапии в коррекции речевых нарушений»


Автор: Дорофеева Анна Юрьевна
Должность: Студент
Учебное заведение: СПГИ
Населённый пункт: Ессентуки
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование арт-терапии в коррекции речевых нарушений»
Дата публикации: 09.10.2025
Раздел: высшее образование





Назад




АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ

АСПЕКТЫ

Введение

Речевое развитие является одним из важнейших аспектов

становления личности, определяющим успешность социализации,

обучения и самореализации человека. Нарушения речи,

охватывающие широкий спектр отклонений – от фонетических и

лексико-грамматических до нарушений темпа, ритма и связности

высказывания, – требуют комплексного и многоаспектного подхода к

их коррекции. Традиционные логопедические методики, основанные

на вербальной работе, доказали свою эффективность, однако в

современной коррекционной педагогике все большее значение

приобретают интегративные подходы, сочетающие вербальные

техники с невербальными методами воздействия.

Арт-терапия, как направление психотерапии, использующее

художественно-творческую деятельность в терапевтических целях,

представляет собой мощный инструмент, способный обогатить и

повысить эффективность коррекции речевых нарушений. В основе её

применения лежит идея о том, что через творчество человек может

выразить то, что ему трудно вербализовать, снять внутренние

напряжения, развить самосознание и, как следствие, улучшить

коммуникативные способности. Арт-терапевтические методики,

воздействуя на эмоциональную, когнитивную и моторную сферы

личности, создают благоприятные условия для активизации и

коррекции речевой деятельности.

Данная статья посвящена исследованию роли арт-терапии в

коррекции речевых нарушений. Будут проанализированы психолого-

педагогические основы данного подхода, его потенциал в работе с

различными видами речевых патологий, а также представлены

конкретные арт-терапевтические техники и их применение в

коррекционной практике. Акцент будет сделан на анализе механизмов

влияния арт-терапии на речевое развитие и практической ценности

предлагаемых методик.

1. Арт-терапия: психолого-педагогические основы и потенциал в

коррекции речевых нарушений

Арт-терапия (или терапия искусством) – это метод

психотерапевтического воздействия, основанный на использовании

различных видов искусства (изобразительное искусство, музыка,

танец, театр, литература) для достижения психологических,

эмоциональных и социальных изменений. Она базируется на

предположении, что творческий процесс обладает терапевтическим

эффектом, позволяя человеку выразить свои чувства, мысли,

переживания, не прибегая к прямой вербализации.

1.1. Психолого-педагогические основы арт-терапии:

Катарсис и эмоциональное высвобождение: Творчество

позволяет клиенту безопасно выразить подавленные эмоции,

страхи, агрессию, что приводит к эмоциональной разрядке и

снижению внутреннего напряжения.

Самопознание и самовыражение: В процессе создания

произведения искусства человек раскрывает свои внутренние

переживания, лучше понимает себя, свои мотивы и установки.

Невербальное самовыражение часто бывает более доступным и

искренним, чем вербальное, особенно для людей с речевыми

трудностями.

Развитие когнитивных функций: Творческий процесс

стимулирует воображение, креативность, способность к

решению проблем, развитие символического мышления. Эти

когнитивные аспекты напрямую связаны с речевым развитием.

Символическое мышление: Искусство оперирует символами,

которые могут быть понятны на глубинном, неосознанном

уровне. Работа с символами в арт-терапии помогает клиенту

трансформировать и переосмысливать травматический опыт,

находить новые смыслы.

Развитие мелкой моторики и сенсорной интеграции: Многие

виды изобразительной деятельности (рисование, лепка,

аппликация) требуют развития мелкой моторики пальцев рук.

Это, в свою очередь, тесно связано с развитием речевых

центров головного мозга. Сенсорная стимуляция также играет

важную роль в общем развитии.

Создание безопасной среды: Арт-терапевтическое

пространство воспринимается как безопасное и принимающее.

Отсутствие оценки «правильности» или «красоты» произведения

искусства снижает тревожность и способствует открытости.

1.2. Потенциал арт-терапии в коррекции речевых нарушений:

Снижение уровня тревожности и страха: Речевые нарушения

часто сопровождаются страхом публичных выступлений,

коммуникативной тревогой, стеснением. Арт-терапевтические

техники позволяют снять эти барьеры, способствуя более

свободному выражению.

Активизация невербальной экспрессии: Для детей и

взрослых, испытывающих трудности с вербальным выражением,

арт-терапия предлагает альтернативные пути коммуникации.

Через рисунок, лепку, танец они могут передать свои эмоции,

желания, представления.

Развитие символического мышления и связности: Создание

сюжетных рисунков, композиций, связанных с речевыми темами,

способствует развитию способности к символическому

представлению, построению логических связей между

элементами, что является основой связной речи.

Стимуляция артикуляционного аппарата и мелкой

моторики: Занятия лепкой, рисованием, работой с пластичными

материалами способствуют развитию мелкой моторики, что, в

свою очередь, положительно влияет на артикуляционную

гимнастику и произношение звуков.

Эмоциональное обогащение речи: Через творчество дети

учатся выражать свои чувства, подбирать соответствующие

слова для описания эмоциональных состояний, что делает их

речь более живой и выразительной.

Повышение мотивации к коррекции: Арт-терапия делает

процесс коррекции более интересным, увлекательным и менее

стрессовым, что повышает мотивацию детей и взрослых к

участию в занятиях.

Работа с комплексными нарушениями: Арт-терапия особенно

эффективна при коррекции речевых нарушений, сопряженных с

общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического

развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра (РАС),

где вербальные методы могут быть затруднительны.

2. Арт-терапевтические техники в коррекции различных речевых

нарушений

Арт-терапевтические методики могут быть адаптированы для работы

с различными видами речевых нарушений, затрагивая как отдельные

компоненты речи, так и комплексные проблемы.

2.1. Коррекция фонетико-фонематических нарушений:

Рисование звука:

o

«Звуковая картина»: После автоматизации конкретного

звука (например, [с]), дети рисуют образы, содержащие

этот звук (змея, солнце, самолет, свисток). Цель –

закрепить правильное произношение в новом, творческом

контексте.

o

«Дорожка для звука»: Создание узоров, линий, которые

ребенок проговаривает, произнося целевой звук.

Например, для звука [р] – «дорожка» в виде волны, которая

«рычит».

Лепка звука:

o

«Символ звука»: Дети лепят из пластилина или глины

образы, начинающиеся на целевой звук (например, для [ш]

– шарф, шишка; для [л] – ласточка, лист). Это помогает

закрепить связь между образом и звуком.

Музыкотерапия и ритмотерапия:

o

Использование ритмичных упражнений, музыкальных

инструментов для развития фонематического слуха,

чувства ритма и интонации. Проговаривание слогов и слов

в ритме музыки.

Игры с песком:

o

Рисование звуков и слов на песке, что способствует

сенсорной стимуляции и кинестетической памяти.

2.2. Коррекция лексико-грамматических нарушений:

Коллажирование:

o

«Мой любимый предмет»: Дети вырезают из журналов

картинки с предметами, которые они знают и любят, а

затем составляют коллаж. Это помогает активизировать

пассивный словарь, учить называть предметы, составлять

простые фразы.

o

«Мой день»: Создание коллажа, иллюстрирующего

последовательность действий в течение дня. Это

способствует развитию связности речи, употреблению

глаголов и наречий времени.

Рисование сюжетных картин:

o

«Что где лежит?»: Дети рисуют комнату или полку с

игрушками, а затем описывают расположение предметов,

используя предлоги (на, под, за, в, между).

o

«Волшебная страна»: Создание фантазийных миров, где

дети могут использовать любые слова и конструкции, а

педагог помогает им вербализовать их идеи, вводя новые

слова и грамматические формы.

Создание «книжек-малышек»:

o

Дети сами иллюстрируют короткие истории, сказки или

придумывают свои сюжеты. Затем педагог помогает им

составить подписи к картинкам, простые предложения,

расширяя их лексический запас и формируя связность.

Лепка:

o

«Семья предметов»: Лепка предметов, объединенных по

общему признаку (например, «овощи», «фрукты»,

«мебель»), с последующим их называнием и

классификацией.

o

«Персонажи сказки»: Лепка героев сказки, а затем их

озвучивание, составление диалогов.

2.3. Коррекция нарушений связной речи (трудности в построении

высказываний, несвязность):

Создание «историй в картинках»:

o

Предложение последовательности из 3-4 сюжетных

картинок, которые ребенок должен расположить в

правильном порядке и составить по ним рассказ. Педагог

помогает подобрать слова, построить предложения.

o

«Незаконченная история»: Педагог начинает рассказ, а

ребенок должен его продолжить, используя свое

воображение и придумывая дальнейшее развитие событий.

Рисование в технике «дополнения»:

o

Педагог начинает рисовать простой образ (например, дом),

а ребенок должен его дополнить (окно, дверь, дым из

трубы, дерево рядом). Затем идет обсуждение

нарисованного.

Мультипликация (простые формы):

o

Создание простых анимаций (например, stop-motion) из

пластилина или рисунков. Это требует продумывания

последовательности действий и последующего

озвучивания.

Маскотерапия:

o

Создание масок, отражающих различные эмоции или

персонажей. Затем дети могут «оживлять» маски, играя

роли и произнося реплики. Это помогает снять

эмоциональные барьеры и стимулировать экспрессивную

речь.

Карточки с ассоциациями:

o

Создание карточек с изображениями, связанными

ассоциативно (например, «весна» - солнце, тающий снег,

птицы, ручьи). Дети должны установить связи и составить

рассказ.

2.4. Коррекция нарушений темпа и ритма речи (заикание):

Изотерапия (рисование):

o

«Мои чувства»: Рисование своих чувств, связанных с

речью, страхом, тревогой. Проговаривание через рисунок

помогает трансформировать негативные эмоции.

o

«Спокойная река»: Рисование спокойной, плавной линии,

символизирующей плавность речи. Использование мягких,

текучих цветов.

Музыкотерапия и ритмотерапия:

o

«Дыхание с музыкой»: Интеграция дыхательных

упражнений с прослушиванием спокойной музыки.

Медленное, плавное дыхание способствует замедлению

темпа речи.

o

«Ритмическое проговаривание»: Проговаривание слогов,

слов, коротких фраз в заданном ритме, используя

музыкальные инструменты или хлопки.

Хореография и танец:

o

Свободный танец, экспрессивные движения, которые

позволяют снять мышечное напряжение и выразить эмоции

через тело, что может косвенно влиять на речь.

Песочная терапия:

o

Создание миниатюрных композиций на песке, которые

могут символизировать внутреннее состояние. Это

успокаивает, помогает снять тревожность.

3. Практические аспекты внедрения арт-терапии в коррекционную

практику

Успешное применение арт-терапевтических техник требует от

специалиста (логопеда, психолога) определенных знаний, навыков и

условий.

3.1. Подготовка специалистов:

Специализированное обучение: Логопеды и психологи,

работающие с речевыми нарушениями, должны проходить

обучение по арт-терапии, осваивать различные техники и

методы их применения.

Понимание принципов арт-терапии: Важно не только владеть

техниками, но и понимать их терапевтический смысл, уметь

интерпретировать творческие работы клиентов, создавать

поддерживающую и безопасную атмосферу.

Сотрудничество: В идеале – взаимодействие логопеда и арт-

терапевта, особенно в случаях с комплексными нарушениями.

3.2. Организация арт-терапевтического пространства:

Пространство: Кабинет должен быть уютным, светлым,

оборудованным столами, стульями, местом для хранения

материалов. Важно создать атмосферу спокойствия и

безопасности.

Материалы: Широкий выбор материалов – карандаши,

фломастеры, краски (гуашь, акварель), мелки, пастель,

пластилин, глина, бумага разных форматов и текстур, природные

материалы, ткани, нитки, песок, камни. Доступность и

разнообразие материалов стимулируют творчество.

Гибкость: Возможность легко трансформировать пространство

под различные виды деятельности (индивидуальная работа,

групповая, работа с песком).

3.3. Этапы арт-терапевтического занятия:

Вводная часть: Создание позитивного настроя, постановка

цели занятия (например, «Сегодня мы будем рисовать, как мы

себя чувствуем, когда говорим»). Знакомство с материалами.

Основная часть (творческий процесс): Собственно создание

произведения искусства. Педагог наблюдает, оказывает

поддержку, задает наводящие вопросы, но не директивно.

Рефлексия и обсуждение: Обсуждение созданных работ.

Педагог помогает клиенту вербализовать свои переживания,

мысли, связанные с процессом творчества. Важно

акцентировать внимание не на эстетике, а на содержании и

процессе.

Завершение: Подведение итогов, закрепление положительных

впечатлений, уборка материалов.

3.4. Интеграция арт-терапии в логопедическую практику:

Дополнение к основным методикам: Арт-терапия не заменяет

традиционные логопедические упражнения, а дополняет их,

делая процесс более комплексным и эффективным.

Поэтапное включение: Начинать можно с простых техник,

постепенно переходя к более сложным. Например, сначала

рисовать отдельные буквы или звукосимволы, затем – слова, и

только потом – сюжетные картины.

Индивидуальный и групповой формат: Арт-терапевтические

техники могут применяться как индивидуально, так и в малых

группах, что позволяет решать задачи как личностного, так и

социального развития.

3.5. Особенности работы с разными возрастными группами:

Дошкольники: Максимально игровая форма, простые

материалы (пальчиковые краски, пластилин), акцент на

сенсорное восприятие и эмоциональное выражение.

Младшие школьники: Более сложные сюжеты, возможность

работы с последовательностью, более структурированные

задания, но сохранение элемента игры и свободы творчества.

Подростки и взрослые: Возможность работы с более

глубокими темами, сложными психологическими проблемами,

использование более разнообразных техник, акцент на

самоанализ и поиск решений.

4. Преимущества арт-терапии в коррекции речевых нарушений:

Комплексное воздействие: Одновременное влияние на

эмоциональную, когнитивную, моторную и речевую сферы.

Снижение терапевтического барьера: Невербальный характер

многих арт-терапевтических техник позволяет обойти защитные

механизмы личности и начать работу с трудностями, которые

сложно вербализовать.

Повышение мотивации: Творческий процесс увлекает, делает

коррекцию менее утомительной и более результативной.

Развитие самосознания: Помогает клиенту лучше понять себя,

свои сильные и слабые стороны, научиться управлять своими

эмоциями.

Универсальность: Применимость к широкому спектру речевых

нарушений и различным возрастным группам.

Заключение

Арт-терапия представляет собой ценный и многогранный инструмент

в арсенале специалистов, занимающихся коррекцией речевых

нарушений. Её уникальный потенциал заключается в способности

воздействовать на личность комплексно, затрагивая эмоциональные,

когнитивные, моторные и, как следствие, речевые аспекты. Через

изобразительную деятельность, лепку, музыку, танец и другие виды

творчества человек получает возможность выразить свои внутренние

переживания, снять внутренние блоки, развить символическое

мышление и укрепить связь между моторикой и речью.

Применение арт-терапевтических техник в коррекции фонетико-

фонематических, лексико-грамматических нарушений, а также

трудностей, связанных со связностью речи, темпом и ритмом,

позволяет обогатить традиционные методы, сделать процесс

коррекции более увлекательным и результативным. Особую ценность

арт-терапия приобретает при работе с детьми, имеющими

комплексные нарушения развития, где вербальные методы могут быть

затруднительны.

Успешное внедрение арт-терапии в коррекционную практику требует

от специалистов не только владения техниками, но и глубокого

понимания их психолого-педагогических основ, умения создавать

безопасное и поддерживающее пространство, а также интегрировать

арт-терапевтические подходы в общую систему коррекционной

работы. Развитие данного направления, сотрудничество логопедов,

психологов и арт-терапевтов, а также постоянное повышение

квалификации специалистов, несомненно, приведет к дальнейшему

совершенствованию методов коррекции речевых нарушений и

повышению качества жизни людей, сталкивающихся с речевыми

трудностями.



В раздел образования