Автор: Ольга Владимировна Богданова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №13
Населённый пункт: СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТАВДА
Наименование материала: Проект
Тема: "Финансовая грамотность"
Дата публикации: 09.11.2024
Раздел: дошкольное образование
Проект по финансовой грамотности
Составила: Богданова О.В.
2.02.2024г
.
Тип проекта
: информационный, групповой, краткосрочный 1 неделя
Участники проекта
:
дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), родители, воспитатель
Актуальность.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни
закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической,
социальной и культурной жизни общества. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного
возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой
реальности, лучше адаптируются к ней. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если
его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Введение элементов
экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего,
необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать
развитию самостоятельности детей. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать
деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять
свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в
экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика,
потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима
специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника
Задачи:
• Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
• Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных
видов детской деятельности.
• Совершенствовать коммуникативные качества детей.
• Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
• Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых
действий.
• Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения ).
.
Цель проекта:
Этапы реализации проекта
1 этап –Организационный.
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Экономика – жизнь и игра».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – Практический.
Реализация проектных мероприятий.
3 этап – Заключительный.
Подведение итогов реализации проекта в форме экономической игры «Магазин»
Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамотность».
Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр мультфильма,
• чтение художественной литературы,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание картин,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность,
Предполагаемые результаты.
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание
в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия
на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и
могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом
положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии
денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
• авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость,
благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,
• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Чтение художественной литературы
Демонстрация слайд-презентации «История денег»
Знакомство с кошельком и монетами
Знакомство с пластиковой картой, безналичные деньги
Нетрадиционная техника рисования: рисуем монеты в технике
«Фроттаж»
Дидактическая игра с мячом
«Для чего нужны деньги
Сюжетно - ролевая игра «Магазин»
Цель: Развивать у детей способность к пониманию новых терминов в области
финансовой грамотности: деньги, продавец, покупатель,
продажа посредством игры
«Супермаркет».
Работа с родителями
Анкетирование
Консультации
Сотрудничество с родителями
Изготовление банкомата, и сейфа для денег
Спасибо за внимание