Автор: Кашапова Ильвира Ильсуровна
Должность: тренер
Учебное заведение: МАУ ДЩ СШОР "Яр Чаллы"
Населённый пункт: Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая работа
Тема: Типичные психологические трудности спортсменов на этапе начальной подготовки
Дата публикации: 09.11.2025
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города
Набережные Челны "Спортивная школа Олимпийского резерва "Яр Чаллы"
Методическая работа
на
тему:
«Типичные психологические трудности спортсменов
на этапе начальной подготовки»
Работу выполнил:
Кашапова Ильвира Ильсуровна
Набережные Челны, 2025
Содержание
1.
Введение
2.
Психологические трудности спортсменов на этапе начальной подготовки
3.
Рекомендации
4.
Заключение
5.
Список литературы
2
Раздел 1. Введение
Юный
спортсмен, начав занятия спортом (спорт школа, группа,
индивидуальные
занятия),
сталкиваются
с
определенными
трудностями,
значение которых индивидуально для каждого ребенка. Для одного ребенка
проблема окажется несущественной, другой – столкнувшись с такими же
трудностями откажется продолжать занятия.
Функция тренера заключается не только в развитии физических качеств
ребенка. Она включает в себя также создание благоприятной обстановки
развития
личности
ребенка
для
адекватной
самооценки,
формирования
внутренней мотивации, снижения напряженности тренировочного процесса и
налаживания связей внутри коллектива. Создание психологического климата,
способствующего максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка,
является важной задачей педагога.
3
1.1 Психологические трудности спортсменов на этапе начальной
подготовки
На этапе начальной подготовки спортсменов типичные психологические
трудности связаны с проблемами в сфере мотивации, тревожности, самооценки
и коммуникации. Эти трудности индивидуальны для каждого спортсмена, и их
значение зависит от особенностей мотивации, тревожности и других факторов.
Для решения проблем необходимо учитывать эти трудности и использовать
методы
психологической
работы,
которые
учитывают
вид
спорта
и
индивидуальный подход.
Мотивация
Несформированность
устойчивой
мотивации к
занятиям
спортом.
По
прошествии
некоторого
времени
спортсмен
сталкивается
с
проблемой
«нежелание продолжать тренировки». Упражнения становятся скучными,
режим однообразным, тренировки более интенсивными.
Возможные пути
решения:
- широкое информирование о спорте, особенностях спортивной тренировки и
новаций, о специфике избранного вида спорта. Важны не только чисто
формальные сведения, например, о правилах соревнований, но и яркие
рассказы о спортивной жизни вообще, ее «парадной стороне» и «черновой
работе», о спортсменах известных и не очень, о людях которые помогают
спортсмену в спорте и т.п.
- игровая терапия;
- посещения соревнований высокого уровня.
Это будет способствовать и развитию мотивации юных спортсменов (в
частности, в профилактике «обмана ожиданий» по отношению к тренировкам,
и подготовке их к первым соревнованиям.
4
Снижение
интереса
к
тренировкам из-за
необходимости
соблюдать
требования к тренировкам, при проигрышах и неудачах. В этом случае
мотивация достижения успеха может сдавать свои ведущие позиции в пользу
мотивации избегания неудач.
Недостаток поддержки со стороны тренера, семьи, друзей или команды, что
ослабляет мотивацию.
Тревожность
Высокая тревожность из-за реального неблагополучия спортсмена в значимых
ситуациях тренировки и соревнования или нарушений в развитии самооценки.
Тревожность может быть обусловлена противоречием между высокими
притязаниями и неуверенностью в себе.
Способы снижения тревожности:
o
развивать волевые качества (решительность, уверенность, самообладание);
o
обеспечивать спортсмена перед соревнованием необходимой информацией для
принятия решений;
Самооценка
Неадекватная
самооценка —
завышенная
(спортсмен
завышает
свои
актуальные возможности) или заниженная (занижает их). Это затрудняет
достижение спортивного результата.
Методы решения:
o
Организация увлекательной для спортсмена деятельности — интерес к ней
рождает потребность соответствовать определённым требованиям к поведению.
o
Создание
эмоционально
благополучного
психологического
климата в
спортивном коллективе, чтобы спортсмен с низкой самооценкой чувствовал
себя комфортно.
5
Адаптация
Трудности в процессе адаптации к новым условиям — например, к новому
коллективу, к новым условиям соревнований. В этом случае важно:
o
Объяснить, что независимо от результата спортсмен должен продолжать
тренировки — добиться чего-то можно только если прикладывать к этому
должные усилия.
o
Учить переживать ситуации поражения — на этапе начальной подготовки
поражение часто лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование,
чем победа. Важно, чтобы спортсмен анализировал причины неудач и старался
в дальнейшем их исправить.
6
Рекомендации
- строго соблюдать принцип возрастной адекватности тренировочных нагрузок,
учитывать их доступность и реакцию организма юных спортсменов сразу после
выполнения упражнений и к концу тренировки;
- наращивать нагрузки только при уверенности, что дети усвоили пройденный
материал и готовы физически к увеличению объема и интенсивности
упражнений или изменению содержания занятий;
- улучшать эмоциональный фон тренировок, применяя подвижные игры и
эстафеты, вводить игровые задания, стремиться к разнообразию содержания
тренировок, активно используя методы поощрения;
-
осуществлять
мероприятия
по
сплочению
группы
и
укреплению
дружественных отношений;
- необходимо стремиться уделять внимание каждому спортсмену в процессе
тренировки, корректируя правильность его движений;
- давать индивидуальные задания (в том числе дополнительные на дом) и
вводить элементы соревновательной деятельности (полезно завести на каждого
ребенка «карту роста», в которой бы фиксировались результаты контрольных
тренировок, тестов и т.д.);
- интересоваться состоянием опорно-двигательного аппарата детей на занятиях
(«Не болят ли мышцы?», «Как настроение?») и выяснять последствия
проведенной накануне тренировки;
- интересоваться школьными и семейными проблемами детей, оказывать
психолого-педагогическую
поддержку
(при
необходимости
в
рекомендательной форме давать советы).
7
Заключение
Психологическая помощь в спорте – это помощь спортсменам в
решении не только конкретных трудностей, но и в личностном росте и
развитии, в построении успешной жизненной карьеры. Основными задачами
психологической помощи
на начальном этапе спортивной подготовки
являются:
1. Формирование и укрепление внутренней мотивации к занятиям спортом;
2. Развитие психомоторных качеств для адекватной моторики (скорость
передачи импульса, обработка информации);
3. Развитие когнитивных способностей (память, внимание, мышление);
4. Настройка на понимание соревновательного аспекта спорта;
5. Отбор наиболее перспективных атлетов.
В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена,
помощи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе
из
кризиса
начала
спортивной
специализации
не
только
физическую,
техническую, но и психическую готовность к продолжению совей спортивной
карьеры на более высоком уровне.
8
Список литературы
1.
Из методических рекомендаций «Психология страха и тревоги в
спортивной деятельности (теория и практика)»;
2.
Ильин, Е.П. Психология спорта / СПб.: Питер – М.;
3.
Андреева А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям
физической культурой и спортом / А.Н. Андреева // Психолого-
педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности:
тезисы докладов научно-практической конференции. 1985.
9