Напоминание

Типичные психологические трудности спортсменов на этапе начальной подготовки


Автор: Кашапова Ильвира Ильсуровна
Должность: тренер
Учебное заведение: МАУ ДЩ СШОР "Яр Чаллы"
Населённый пункт: Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая работа
Тема: Типичные психологические трудности спортсменов на этапе начальной подготовки
Дата публикации: 09.11.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города

Набережные Челны "Спортивная школа Олимпийского резерва "Яр Чаллы"

Методическая работа

на

тему:

«Типичные психологические трудности спортсменов

на этапе начальной подготовки»

Работу выполнил:

Кашапова Ильвира Ильсуровна

Набережные Челны, 2025

Содержание

1.

Введение

2.

Психологические трудности спортсменов на этапе начальной подготовки

3.

Рекомендации

4.

Заключение

5.

Список литературы

2

Раздел 1. Введение

Юный

спортсмен, начав занятия спортом (спорт школа, группа,

индивидуальные

занятия),

сталкиваются

с

определенными

трудностями,

значение которых индивидуально для каждого ребенка. Для одного ребенка

проблема окажется несущественной, другой – столкнувшись с такими же

трудностями откажется продолжать занятия.

Функция тренера заключается не только в развитии физических качеств

ребенка. Она включает в себя также создание благоприятной обстановки

развития

личности

ребенка

для

адекватной

самооценки,

формирования

внутренней мотивации, снижения напряженности тренировочного процесса и

налаживания связей внутри коллектива. Создание психологического климата,

способствующего максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка,

является важной задачей педагога.

3

1.1 Психологические трудности спортсменов на этапе начальной

подготовки

На этапе начальной подготовки спортсменов типичные психологические

трудности связаны с проблемами в сфере мотивации, тревожности, самооценки

и коммуникации. Эти трудности индивидуальны для каждого спортсмена, и их

значение зависит от особенностей мотивации, тревожности и других факторов.

Для решения проблем необходимо учитывать эти трудности и использовать

методы

психологической

работы,

которые

учитывают

вид

спорта

и

индивидуальный подход.

Мотивация

Несформированность

устойчивой

мотивации к

занятиям

спортом.

По

прошествии

некоторого

времени

спортсмен

сталкивается

с

проблемой

«нежелание продолжать тренировки». Упражнения становятся скучными,

режим однообразным, тренировки более интенсивными.

Возможные пути

решения:

- широкое информирование о спорте, особенностях спортивной тренировки и

новаций, о специфике избранного вида спорта. Важны не только чисто

формальные сведения, например, о правилах соревнований, но и яркие

рассказы о спортивной жизни вообще, ее «парадной стороне» и «черновой

работе», о спортсменах известных и не очень, о людях которые помогают

спортсмену в спорте и т.п.

- игровая терапия;

- посещения соревнований высокого уровня.

Это будет способствовать и развитию мотивации юных спортсменов (в

частности, в профилактике «обмана ожиданий» по отношению к тренировкам,

и подготовке их к первым соревнованиям.

4

Снижение

интереса

к

тренировкам из-за

необходимости

соблюдать

требования к тренировкам, при проигрышах и неудачах. В этом случае

мотивация достижения успеха может сдавать свои ведущие позиции в пользу

мотивации избегания неудач.

Недостаток поддержки со стороны тренера, семьи, друзей или команды, что

ослабляет мотивацию.

Тревожность

Высокая тревожность из-за реального неблагополучия спортсмена в значимых

ситуациях тренировки и соревнования или нарушений в развитии самооценки.

Тревожность может быть обусловлена противоречием между высокими

притязаниями и неуверенностью в себе.

Способы снижения тревожности:

o

развивать волевые качества (решительность, уверенность, самообладание);

o

обеспечивать спортсмена перед соревнованием необходимой информацией для

принятия решений;

Самооценка

Неадекватная

самооценка

завышенная

(спортсмен

завышает

свои

актуальные возможности) или заниженная (занижает их). Это затрудняет

достижение спортивного результата.

Методы решения:

o

Организация увлекательной для спортсмена деятельности — интерес к ней

рождает потребность соответствовать определённым требованиям к поведению.

o

Создание

эмоционально

благополучного

психологического

климата в

спортивном коллективе, чтобы спортсмен с низкой самооценкой чувствовал

себя комфортно.

5

Адаптация

Трудности в процессе адаптации к новым условиям например, к новому

коллективу, к новым условиям соревнований. В этом случае важно:

o

Объяснить, что независимо от результата спортсмен должен продолжать

тренировки — добиться чего-то можно только если прикладывать к этому

должные усилия.

o

Учить переживать ситуации поражения — на этапе начальной подготовки

поражение часто лучше влияет на дальнейшее спортивное совершенствование,

чем победа. Важно, чтобы спортсмен анализировал причины неудач и старался

в дальнейшем их исправить.

6

Рекомендации

- строго соблюдать принцип возрастной адекватности тренировочных нагрузок,

учитывать их доступность и реакцию организма юных спортсменов сразу после

выполнения упражнений и к концу тренировки;

- наращивать нагрузки только при уверенности, что дети усвоили пройденный

материал и готовы физически к увеличению объема и интенсивности

упражнений или изменению содержания занятий;

- улучшать эмоциональный фон тренировок, применяя подвижные игры и

эстафеты, вводить игровые задания, стремиться к разнообразию содержания

тренировок, активно используя методы поощрения;

-

осуществлять

мероприятия

по

сплочению

группы

и

укреплению

дружественных отношений;

- необходимо стремиться уделять внимание каждому спортсмену в процессе

тренировки, корректируя правильность его движений;

- давать индивидуальные задания (в том числе дополнительные на дом) и

вводить элементы соревновательной деятельности (полезно завести на каждого

ребенка «карту роста», в которой бы фиксировались результаты контрольных

тренировок, тестов и т.д.);

- интересоваться состоянием опорно-двигательного аппарата детей на занятиях

(«Не болят ли мышцы?», «Как настроение?») и выяснять последствия

проведенной накануне тренировки;

- интересоваться школьными и семейными проблемами детей, оказывать

психолого-педагогическую

поддержку

(при

необходимости

в

рекомендательной форме давать советы).

7

Заключение

Психологическая помощь в спорте – это помощь спортсменам в

решении не только конкретных трудностей, но и в личностном росте и

развитии, в построении успешной жизненной карьеры. Основными задачами

психологической помощи

на начальном этапе спортивной подготовки

являются:

1. Формирование и укрепление внутренней мотивации к занятиям спортом;

2. Развитие психомоторных качеств для адекватной моторики (скорость

передачи импульса, обработка информации);

3. Развитие когнитивных способностей (память, внимание, мышление);

4. Настройка на понимание соревновательного аспекта спорта;

5. Отбор наиболее перспективных атлетов.

В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена,

помощи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе

из

кризиса

начала

спортивной

специализации

не

только

физическую,

техническую, но и психическую готовность к продолжению совей спортивной

карьеры на более высоком уровне.

8

Список литературы

1.

Из методических рекомендаций «Психология страха и тревоги в

спортивной деятельности (теория и практика)»;

2.

Ильин, Е.П. Психология спорта / СПб.: Питер – М.;

3.

Андреева А.Н. Особенности мотивации школьников к занятиям

физической культурой и спортом / А.Н. Андреева // Психолого-

педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности:

тезисы докладов научно-практической конференции. 1985.

9



В раздел образования