Авторы: Васильева Ольга Викторовна, Вахляева Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №508 "Фея"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Дидактическая игра по развитию связной речи "Времена года"
Дата публикации: 09.11.2025
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра по развитию связной речи для детей 5-7
лет
«Времена года»
Авторы: Васильева О.В. воспитатель высшей квалификационной категории
Вахляева Е.А. учитель-логопед высшей квалификационной категории
МБДОУ № 508
Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно,
грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои
мысли,
вести
диалог,
пересказывать
прочитанное
или
самостоятельно
составлять текст.
В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как
одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано
формирование как личности в целом, так и всех основных психических
процессов.
Проблема развития связной речи у дошкольников очень актуальна, так как
связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.
От
уровня
развития
связной
речи
зависит
-
умение
общаться
со
сверстниками и взрослыми, в дальнейшем – успешное обучение в школе,
интеллигентность и культура человека.
В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и
культуры,
по
обогащению
активного
словаря,
развитию
связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию
звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования.
На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь
с
учётом
ведущей
деятельности
конкретного
возрастного
периода.
В
дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно
поэтому
при
планировании
работы
по
развитию
связной
речи
нужно
применять дидактические игры, игровые упражнения.
Развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольников
зависит от того, насколько хорошо они овладеют родным языком, речевыми
навыками и умениями. Таким образом, развитие речи дошкольника – это
практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков,
которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному
пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи,
словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными
моделями.
Мы разработали игру «Времена года» для развития связной речи у детей
старшего
дошкольного
возраста.
Данная
игра
поможет
детям
научиться
логически правильно излагать свою речь, грамматически правильно строить
предложения, расширить словарный запас, закрепить и расширить знания об
окружающем мире. Игру предлагаем использовать воспитателям, логопедам,
психологам, родителям.
Форма организации игры - индивидуальная или подгрупповая (с небольшим
количеством
детей).
Данная
игра
способствует
приобщению
детей
дошкольного возраста к экологической культуре.
Цель: учить детей составлять небольшие логически связные рассказы по
картинам.
Задачи:
-
расширять
и
совершенствовать
словарный
запас
у
дошкольников
по
временам года;
- развивать умения детей строить сложные распространенные предложения;
- развивать внимание, воображение, мышление;
- закреплять и расширять знания о признаках времен года;
- закреплять навыки отвечать полным предложением;
- воспитывать желание играть с товарищами и умение выслушивать их
высказывания.
Описание: игра представлена в виде картинок, связанных с конкретным
временем года. При помощи атрибутов с липучками, дети отмечают признаки
времен года (дождь, снег, тучи меняются на облака и наоборот, прилетели
птицы, расцвели первоцветы и др.) и составляют сюжетную картину. Дети
составляют картину по своему замыслу. Это повышает их заинтересованность
в выполнении задания, стимулирует речевую активность и произвольное
внимание.
Вариант 1. Предложить детям рассмотреть получившуюся картину. Задать
вопросы в соответствии с временем года для детей 5 лет, обращать внимание
на ответы детей, (полными, развернутыми предложениями).
Примерные вопросы по картине «Зима»
- Какое время года изображено на картинке?
- Назови приметы этого времени года.
- Назови зимние месяцы.
- Расскажи о жизни птиц и зверей зимой.
- Назови зимние забавы и развлечения
Вместе с ребенком составить небольшой рассказ, прослушать его, придумать
к нему название и попросить повторить его с опорой на картину.
Дети подготовительной группы проделывают задание
самостоятельно. При затруднении взрослый помогает ребенку.
Вариант
2.
Взрослый
составляет
начало
рассказа
и
просит детей
5
лет
продолжить его и придумать название. Затем повторить полностью.
Дети 6 лет проделывают задание в парах.
Вариант 3. Взрослый сам составляет картину, но неправильно. Задача детей
исправить ошибки и объяснить свои действия.