Напоминание

Дидактическая игра по развитию связной речи "Времена года"


Авторы: Васильева Ольга Викторовна, Вахляева Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №508 "Фея"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Дидактическая игра по развитию связной речи "Времена года"
Дата публикации: 09.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра по развитию связной речи для детей 5-7

лет

«Времена года»

Авторы: Васильева О.В. воспитатель высшей квалификационной категории

Вахляева Е.А. учитель-логопед высшей квалификационной категории

МБДОУ № 508

Связная речь – это умение развернуто, последовательно, полно, связно,

грамматически правильно, логично, образно, эмоционально передавать свои

мысли,

вести

диалог,

пересказывать

прочитанное

или

самостоятельно

составлять текст.

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как

одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано

формирование как личности в целом, так и всех основных психических

процессов.

Проблема развития связной речи у дошкольников очень актуальна, так как

связная речь является одной из самых сложных форм обучения дошкольников.

От

уровня

развития

связной

речи

зависит

-

умение

общаться

со

сверстниками и взрослыми, в дальнейшем – успешное обучение в школе,

интеллигентность и культура человека.

В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и

культуры,

по

обогащению

активного

словаря,

развитию

связной,

грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию

звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования.

На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь

с

учётом

ведущей

деятельности

конкретного

возрастного

периода.

В

дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно

поэтому

при

планировании

работы

по

развитию

связной

речи

нужно

применять дидактические игры, игровые упражнения.

Развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольников

зависит от того, насколько хорошо они овладеют родным языком, речевыми

навыками и умениями. Таким образом, развитие речи дошкольника – это

практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков,

которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному

пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи,

словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными

моделями.

Мы разработали игру «Времена года» для развития связной речи у детей

старшего

дошкольного

возраста.

Данная

игра

поможет

детям

научиться

логически правильно излагать свою речь, грамматически правильно строить

предложения, расширить словарный запас, закрепить и расширить знания об

окружающем мире. Игру предлагаем использовать воспитателям, логопедам,

психологам, родителям.

Форма организации игры - индивидуальная или подгрупповая (с небольшим

количеством

детей).

Данная

игра

способствует

приобщению

детей

дошкольного возраста к экологической культуре.

Цель: учить детей составлять небольшие логически связные рассказы по

картинам.

Задачи:

-

расширять

и

совершенствовать

словарный

запас

у

дошкольников

по

временам года;

- развивать умения детей строить сложные распространенные предложения;

- развивать внимание, воображение, мышление;

- закреплять и расширять знания о признаках времен года;

- закреплять навыки отвечать полным предложением;

- воспитывать желание играть с товарищами и умение выслушивать их

высказывания.

Описание: игра представлена в виде картинок, связанных с конкретным

временем года. При помощи атрибутов с липучками, дети отмечают признаки

времен года (дождь, снег, тучи меняются на облака и наоборот, прилетели

птицы, расцвели первоцветы и др.) и составляют сюжетную картину. Дети

составляют картину по своему замыслу. Это повышает их заинтересованность

в выполнении задания, стимулирует речевую активность и произвольное

внимание.

Вариант 1. Предложить детям рассмотреть получившуюся картину. Задать

вопросы в соответствии с временем года для детей 5 лет, обращать внимание

на ответы детей, (полными, развернутыми предложениями).

Примерные вопросы по картине «Зима»

- Какое время года изображено на картинке?

- Назови приметы этого времени года.

- Назови зимние месяцы.

- Расскажи о жизни птиц и зверей зимой.

- Назови зимние забавы и развлечения

Вместе с ребенком составить небольшой рассказ, прослушать его, придумать

к нему название и попросить повторить его с опорой на картину.

Дети подготовительной группы проделывают задание

самостоятельно. При затруднении взрослый помогает ребенку.

Вариант

2.

Взрослый

составляет

начало

рассказа

и

просит детей

5

лет

продолжить его и придумать название. Затем повторить полностью.

Дети 6 лет проделывают задание в парах.

Вариант 3. Взрослый сам составляет картину, но неправильно. Задача детей

исправить ошибки и объяснить свои действия.



В раздел образования