Авторы: Исмангулов Даниил Олегович, Исмангулова Оксана Васильевна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности речи инструктора физической культуры
Дата публикации: 09.12.2023
Раздел: дошкольное образование
Особенности речи инструктора физической культуры.
Исмангулов Даниил Олегович, инструктор по физической культуре МБДОУ № 12,
г.Ростов-на-Дону
Исмангулова Оксана Васильевна, учитель-логопед МБДОУ № 12, г.Ростов-на-Дону
Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в
настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не
случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по
работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой
речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре,
определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие
личности детей.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической
деятельности.
Умение педагога общаться с воспитанниками, коллегами по работе, родителями,
находить рациональные пути взаимодействия с окружающими - это все коммуникативные
умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные,
дидактические и ораторские.
Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми,
строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво
доносить до сознания воспитанников материал. К дидактическим относят умения
пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность
детям, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих
педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура
речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.
Речь инструктора по физической культуре имеет некоторую специфику, которая
связана с его деятельностью в рамках учебного процесса.
Во-первых, это связь с речедвигательной координацией, под которой понимают умение
одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества
его исполнения, ни плавности и выразительности речи.
Во-вторых, побуждение к действию. При этом действенность слов инструктора по
физической культуре зависит от многих факторов: от глубины знаний в области теории
физического воспитания, педагогики, от его начитанности, интеллектуальности, высокой
культуры речи и общей культуры.
Лаконичность речи инструктора по физической культуре связана с дефицитом времени,
которое отводится на объяснение, т.к. большую часть времени на занятии занимает
двигательная деятельность. Речь должна быть лаконичной и чёткой. Данные качества
достигаются
умелым
использованием
гимнастической
терминологии
в
процессе
проведения учебного процесса. Например, команда «Равняйсь!», которая состоит из
одного слова, обозначает, что дети, стоящие в строю, должны выпрямиться, расставить
плечи, опустить руки «по швам», пятки поставить вместе, носки развести, повернуть
голову в сторону направляющего, выровняться по носкам на одной линии. При этом
команды должны быть однозначными, т.е. обозначать какое-нибудь одно действие.
Важность наличия четкости в речи инструктора по физической культуре обусловлена и
акустическими особенностями помещений, в которых проводятся занятия (спортивный
зал, бассейн, спортивная площадка).
Доступность речи инструктора по физической культуре, прежде всего, проявляется в
использовании
терминов,
команд,
которые
понятны
и
легко
воспринимаются
воспитанниками той или иной возрастной группы.
Активное использование невербальных средств обусловлено тесной связью речи
инструктора по физической культуре с двигательной деятельностью. Лаконичность речи
при объяснении выполнения двигательных действий, упражнений требует дополнять речь
жестами. Жесты используются и при проведении подвижных и спортивных игр.
Невербальными средствами являются и особенности голоса, владение которыми
инструктора по физической культуре необходимо для продуктивной работы в условиях
акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона.
Чтобы иметь авторитет у воспитанников, инструктору по физической культуре
необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не «давить» своими
знаниями, а охотно передавать их дошкольникам.
Речь инструктора по физической культуре должна быть образной и понятной
воспитанникам. Знание терминологии, ее понимание и использование детьми помогают
им быстрее овладеть материалом; объяснение педагога для них становится ясным,
простым и доступным.
В
структуре
культуры
речи
можно
выделить
пять
компонентов:
языковой,
коммуникативный, профессиональный, риторический и этический. Языковой компонент
предусматривает соблюдение норм литературного языка. Языковая норма - правила
образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и
предложений. В соответствии с нормами коммуникативного компонента культуры речи
носители языка должны владеть ее функциональным стилем, а также ориентироваться на
условия общения, которые существенно влияют на то, как мы говорим (или пишем) в
данную минуту. Коммуникативный компонент культуры речи предполагает также
точность, понятность, уместность речи. Профессиональный компонент состоит из
педагогических и предметных норм культуры речи. Педагогические нормы предполагают
знание и соблюдение особенностей профессионально направленной (дидактической) речи
инструктора по физической культуре, владение голосом, речевым аппаратом, знание
основ педагогического общения в образовательной организации, умение применять
различные
словесные
методы,
знание
методов
и
форм
самовоспитания,
самосовершенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического общения,
знание культуры межнационального общения. Предметные номы включают в себя знание
предмета речи (физическое воспитание). Риторический компонент культуры речи
включает в себя ораторские умения, умения выступать перед группой, объяснять
материал. Этический компонент культуры речи предписывает знание и применение
правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения
понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания,
благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» или «вы»; выбор полного или
сокращенного имени, формы обращения и др.).
Таким образом, в деятельности педагога общение выступает не только средством
педагогической коммуникации, но и условием профессионализма и источником развития
личности преподавателя, а также средством воспитания.
Литература.
1.
Валитова, Н. Р. Основы теории коммуникации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] :
учебное пособие / Н. Р. Валитова .— Омск : Изд-во СибГУФК, 2010 .— 214 с.
2.
Зверева Е.Н. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации
[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зверева Е.Н., Хромов С.С.— Электрон.
текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 432 c.