Напоминание

Особенности речи инструктора физической культуры


Авторы: Исмангулов Даниил Олегович, Исмангулова Оксана Васильевна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности речи инструктора физической культуры
Дата публикации: 09.12.2023
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речи инструктора физической культуры.

Исмангулов Даниил Олегович, инструктор по физической культуре МБДОУ № 12,

г.Ростов-на-Дону

Исмангулова Оксана Васильевна, учитель-логопед МБДОУ № 12, г.Ростов-на-Дону

Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в

настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не

случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по

работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой

речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре,

определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие

личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической

деятельности.

Умение педагога общаться с воспитанниками, коллегами по работе, родителями,

находить рациональные пути взаимодействия с окружающими - это все коммуникативные

умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные,

дидактические и ораторские.

Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми,

строить с ними отношения. Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво

доносить до сознания воспитанников материал. К дидактическим относят умения

пробудить интерес к занятиям физическими упражнениями, передать свою увлеченность

детям, управлять вниманием учебной группы и прогнозировать последствия своих

педагогических воздействий. Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура

речи, к овладению которой должен стремиться каждый педагог.

Речь инструктора по физической культуре имеет некоторую специфику, которая

связана с его деятельностью в рамках учебного процесса.

Во-первых, это связь с речедвигательной координацией, под которой понимают умение

одновременно показывать и объяснять физические упражнения, не нарушая ни качества

его исполнения, ни плавности и выразительности речи.

Во-вторых, побуждение к действию. При этом действенность слов инструктора по

физической культуре зависит от многих факторов: от глубины знаний в области теории

физического воспитания, педагогики, от его начитанности, интеллектуальности, высокой

культуры речи и общей культуры.

Лаконичность речи инструктора по физической культуре связана с дефицитом времени,

которое отводится на объяснение, т.к. большую часть времени на занятии занимает

двигательная деятельность. Речь должна быть лаконичной и чёткой. Данные качества

достигаются

умелым

использованием

гимнастической

терминологии

в

процессе

проведения учебного процесса. Например, команда «Равняйсь!», которая состоит из

одного слова, обозначает, что дети, стоящие в строю, должны выпрямиться, расставить

плечи, опустить руки «по швам», пятки поставить вместе, носки развести, повернуть

голову в сторону направляющего, выровняться по носкам на одной линии. При этом

команды должны быть однозначными, т.е. обозначать какое-нибудь одно действие.

Важность наличия четкости в речи инструктора по физической культуре обусловлена и

акустическими особенностями помещений, в которых проводятся занятия (спортивный

зал, бассейн, спортивная площадка).

Доступность речи инструктора по физической культуре, прежде всего, проявляется в

использовании

терминов,

команд,

которые

понятны

и

легко

воспринимаются

воспитанниками той или иной возрастной группы.

Активное использование невербальных средств обусловлено тесной связью речи

инструктора по физической культуре с двигательной деятельностью. Лаконичность речи

при объяснении выполнения двигательных действий, упражнений требует дополнять речь

жестами. Жесты используются и при проведении подвижных и спортивных игр.

Невербальными средствами являются и особенности голоса, владение которыми

инструктора по физической культуре необходимо для продуктивной работы в условиях

акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона.

Чтобы иметь авторитет у воспитанников, инструктору по физической культуре

необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не «давить» своими

знаниями, а охотно передавать их дошкольникам.

Речь инструктора по физической культуре должна быть образной и понятной

воспитанникам. Знание терминологии, ее понимание и использование детьми помогают

им быстрее овладеть материалом; объяснение педагога для них становится ясным,

простым и доступным.

В

структуре

культуры

речи

можно

выделить

пять

компонентов:

языковой,

коммуникативный, профессиональный, риторический и этический. Языковой компонент

предусматривает соблюдение норм литературного языка. Языковая норма - правила

образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и

предложений. В соответствии с нормами коммуникативного компонента культуры речи

носители языка должны владеть ее функциональным стилем, а также ориентироваться на

условия общения, которые существенно влияют на то, как мы говорим (или пишем) в

данную минуту. Коммуникативный компонент культуры речи предполагает также

точность, понятность, уместность речи. Профессиональный компонент состоит из

педагогических и предметных норм культуры речи. Педагогические нормы предполагают

знание и соблюдение особенностей профессионально направленной (дидактической) речи

инструктора по физической культуре, владение голосом, речевым аппаратом, знание

основ педагогического общения в образовательной организации, умение применять

различные

словесные

методы,

знание

методов

и

форм

самовоспитания,

самосовершенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического общения,

знание культуры межнационального общения. Предметные номы включают в себя знание

предмета речи (физическое воспитание). Риторический компонент культуры речи

включает в себя ораторские умения, умения выступать перед группой, объяснять

материал. Этический компонент культуры речи предписывает знание и применение

правил языкового поведения в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения

понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания,

благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» или «вы»; выбор полного или

сокращенного имени, формы обращения и др.).

Таким образом, в деятельности педагога общение выступает не только средством

педагогической коммуникации, но и условием профессионализма и источником развития

личности преподавателя, а также средством воспитания.

Литература.

1.

Валитова, Н. Р. Основы теории коммуникации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] :

учебное пособие / Н. Р. Валитова .— Омск : Изд-во СибГУФК, 2010 .— 214 с.

2.

Зверева Е.Н. Русский язык и культура речи в профессиональной коммуникации

[Электронный ресурс]: учебное пособие/ Зверева Е.Н., Хромов С.С.— Электрон.

текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2012.— 432 c.



В раздел образования