Автор: Волхонская Екатерина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №19
Населённый пункт: город Раменское
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей ясельной группы
Дата публикации: 09.12.2025
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей ясельной группы — это процесс приспособления
организма и личности ребёнка к новой обстановке и условиям. Дома ребёнок
привык к определённому образу жизни, режиму, видам деятельности,
характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и
т. д.. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными
для ребёнка, к ним малышу придётся приспосабливаться.
Адаптация проходит несколько периодов:
1.
Острая фаза.
2.
На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского
организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом
состоянии. Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах
дошкольного образовательного учреждения, так и дома.
3.
Умеренно острая фаза.
4.
Выраженность негативных проявлений заметно снижается, малыш
постепенно приспосабливается к изменившимся условиям жизни.
Отмечается уменьшение возбудимости, нервозности, улучшение аппетита и
сна. Однако на любом этапе протекания данной фазы вероятно
возобновление негативных эмоций — истерики, плаксивость, нежелание
расставаться с родителями.
5.
Компенсированная фаза.
6.
Характеризуется стабилизацией психического состояния. Малыш успешно
находит способы взаимодействия с воспитателем и сверстниками, активно
начинает осваивать новые навыки.
Адаптация бывает разной степени тяжести.
Лёгкая адаптация может проходить в течение 2–3 недель, а тяжёлая иногда
длится около полугода и больше. Какая адаптация будет у ребёнка, зависит
от многих факторов: от особенностей его центральной нервной системы,
стиля воспитания, принятого в семье, и от подготовленности к яслям.
Чтобы облегчить малышу процесс адаптации,
необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия. Основная
задача родителя — заранее подготовить малыша к посещению яслей. Нельзя
помещать ребёнка в незнакомую среду просто так, без предварительной
подготовки.
Об успешном завершении адаптации
можно судить по поведению и самочувствию ребёнка. Малыши перестают
болеть, отказываться от еды, хорошо спят, активно взаимодействуют со
сверстниками, открыто, без стеснения обращаются за помощью к
воспитателю.