Автор: Яковлева Маргарита Дмитриевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр дополнительного образования детей "Заречье
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к школе. Модуль "Речь и коммуникация": Занятие "Составление рассказа по картинке"
Дата публикации: 09.12.2025
Раздел: дополнительное образование
«Игровые занятия для развития речи и моторики»
Хамидуллина Маргарита Дмитриевна
Педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДОД «Заречье» Кировского района г. Казани
Занятие 1
Задание 1.
Цель: Создать позитивный эмоциональный фон для совместной работы со взрослым,
развивать осознание собственных движений.
Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая действия стишком, и
побуждает малыша к ответным действиям:
Ладушки-ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки-ладошечки, Звонкие хлопошечки.
Хлоп — хлоп!
Задание 2.
Цель: Учить фиксировать взгляд на ярком предмете, следить за его движением глазами и
рукой, формировать захват.
Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную на нитке над столом
или диваном. Взрослый двигает игрушку, дергая за ниточку, а малыш следит взглядом и
пытается схватить её рукой.
Задание 3.
Цель: Развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием,
стимулировать произвольное произнесение звука.
С помощью сюрпризного момента (из мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку
показывают знакомую игрушку (например, мишку). Взрослый играет с мишкой,
сопровождая действия словами:
«В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с
мишкой».
Если ребенок включается в игру, можно предложить усложнение — игру «Кто позвал»
(вместе с мишкой приходит волк, игрушки располагаются по разные стороны и по
очереди «зовут» малыша).
Варианты: Аналогичные игры с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Занятие 2
Задание 1.
Цель: Создать позитивный эмоциональный настрой и развивать ощущение собственных
движений.
Взрослый, двигая руками ребенка, произносит стихотворный текст:
Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)
На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)
Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)
Задание 2.
Цель: Учить фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением.
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в комнате (на диване, стуле, полке) и
проследить за её движением. Активизировать внимание можно с помощью стишков:
Где же кукла наша,
Найдем мы куклу Машу!
Вова к кукле подойдет,
Вова куколку найдет.
Если ребенок не фиксирует взгляд, можно начать с цветных повязок на голове взрослого,
ярких предметов со звуковым сопровождением (бубен, погремушка).
Задание 3.
Цель: Стимулировать произвольный выдох.
Игра «Султанчики» (султанчик можно сделать из фольги или мишуры, привязав к
карандашу). Взрослый предлагает подуть на султанчик вместе, обращая внимание на
красивое движение полосок.
Занятие 3
Задание 1.
Цель: Развивать тактильные ощущения с использованием разных поверхностей.
Взрослый сопровождает действия словами: «Хлоп — хлоп, моя рученька!» Если ребенок
участвует с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Усложнение: Использовать разные поверхности — наждачную бумагу, миску с кремом и
т.п.
Задание 2.
Цель: Формировать произвольный ротовой выдох.
Игра «Шарик»: взрослый предлагает подуть на шарик для пинг-понга, плавающий в
тазике с водой.
Задание 3.
Цель: Учить фиксировать взгляд на предмете и следить за его движением.
1.
Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с
предварительной фиксацией взгляда.
2.
Появление игрушки одновременно со звуковым сигналом (удар в бубен).
Усложнение:
Находить игрушку по характерным деталям (уши зайца из коробки, мяч из-за
стола).
Находить игрушки с помощью «подзорной трубы» (свернутый лист бумаги).
Занятие 4
Задание 1.
Цель: Развивать ощущения собственных движений с помощью легкого массажа руками.
Задание 2.
Цель: Формировать произвольный выдох.
Игра «Перышко»: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко или ватный шарик.
Задание 3.
Цель: Учить соотносить игрушку со звукоподражанием «а-а-а», развивать слуховое
внимание.
Игра «В гости пришла кукла». Куклу нужно покачать, сопровождая действия звуком «а-а-
а». Взрослый показывает действие и побуждает ребенка повторить.
Занятие 5
Задание 1.
Цель: Активизировать тактильные ощущения с использованием ровных и неровных
поверхностей.
Взрослый наносит крем на зеркало или тарелку и рукой ребенка размазывает его,
сопровождая словами:
По ровненькой дорожке (поглаживание)
Топ-топ! (похлопывание)
По гладенькой дорожке (поглаживание)
Скок-скок! (постукивание)
Аналогичные движения выполняются на массажном коврике со словами:
По кочкам, по кочкам — топ-топ,
На бугорочки — скок-скок,
В ямку — бух!
Задание 2.
Цель: Формировать произвольный выдох и учить соотносить игрушку со
звукоподражанием «а-а-а».
Игра «Айболит»: к Айболиту приходят игрушки (зайка, неваляшка, крокодил). Каждая
«плачет»: «А-а-а!» Ребенок повторяет звукоподражание вместе со взрослым, затем
самостоятельно.