Напоминание

Подготовка к школе. Модуль "Речь и коммуникация": Занятие "Составление рассказа по картинке"


Автор: Яковлева Маргарита Дмитриевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр дополнительного образования детей "Заречье
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к школе. Модуль "Речь и коммуникация": Занятие "Составление рассказа по картинке"
Дата публикации: 09.12.2025
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Игровые занятия для развития речи и моторики»

Хамидуллина Маргарита Дмитриевна

Педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДОД «Заречье» Кировского района г. Казани

Занятие 1

Задание 1.

Цель: Создать позитивный эмоциональный фон для совместной работы со взрослым,

развивать осознание собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая действия стишком, и

побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки-ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки-ладошечки, Звонкие хлопошечки.

Хлоп — хлоп!

Задание 2.

Цель: Учить фиксировать взгляд на ярком предмете, следить за его движением глазами и

рукой, формировать захват.

Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную на нитке над столом

или диваном. Взрослый двигает игрушку, дергая за ниточку, а малыш следит взглядом и

пытается схватить её рукой.

Задание 3.

Цель: Развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием,

стимулировать произвольное произнесение звука.

С помощью сюрпризного момента (из мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку

показывают знакомую игрушку (например, мишку). Взрослый играет с мишкой,

сопровождая действия словами:

«В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с

мишкой».

Если ребенок включается в игру, можно предложить усложнение — игру «Кто позвал»

(вместе с мишкой приходит волк, игрушки располагаются по разные стороны и по

очереди «зовут» малыша).

Варианты: Аналогичные игры с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).

Занятие 2

Задание 1.

Цель: Создать позитивный эмоциональный настрой и развивать ощущение собственных

движений.

Взрослый, двигая руками ребенка, произносит стихотворный текст:

Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)

На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)

Задание 2.

Цель: Учить фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением.

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в комнате (на диване, стуле, полке) и

проследить за её движением. Активизировать внимание можно с помощью стишков:

Где же кукла наша,

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд, можно начать с цветных повязок на голове взрослого,

ярких предметов со звуковым сопровождением (бубен, погремушка).

Задание 3.

Цель: Стимулировать произвольный выдох.

Игра «Султанчики» (султанчик можно сделать из фольги или мишуры, привязав к

карандашу). Взрослый предлагает подуть на султанчик вместе, обращая внимание на

красивое движение полосок.

Занятие 3

Задание 1.

Цель: Развивать тактильные ощущения с использованием разных поверхностей.

Взрослый сопровождает действия словами: «Хлоп — хлоп, моя рученька!» Если ребенок

участвует с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Усложнение: Использовать разные поверхности — наждачную бумагу, миску с кремом и

т.п.

Задание 2.

Цель: Формировать произвольный ротовой выдох.

Игра «Шарик»: взрослый предлагает подуть на шарик для пинг-понга, плавающий в

тазике с водой.

Задание 3.

Цель: Учить фиксировать взгляд на предмете и следить за его движением.

1.

Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с

предварительной фиксацией взгляда.

2.

Появление игрушки одновременно со звуковым сигналом (удар в бубен).

Усложнение:

Находить игрушку по характерным деталям (уши зайца из коробки, мяч из-за

стола).

Находить игрушки с помощью «подзорной трубы» (свернутый лист бумаги).

Занятие 4

Задание 1.

Цель: Развивать ощущения собственных движений с помощью легкого массажа руками.

Задание 2.

Цель: Формировать произвольный выдох.

Игра «Перышко»: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко или ватный шарик.

Задание 3.

Цель: Учить соотносить игрушку со звукоподражанием «а-а-а», развивать слуховое

внимание.

Игра «В гости пришла кукла». Куклу нужно покачать, сопровождая действия звуком «а-а-

а». Взрослый показывает действие и побуждает ребенка повторить.

Занятие 5

Задание 1.

Цель: Активизировать тактильные ощущения с использованием ровных и неровных

поверхностей.

Взрослый наносит крем на зеркало или тарелку и рукой ребенка размазывает его,

сопровождая словами:

По ровненькой дорожке (поглаживание)

Топ-топ! (похлопывание)

По гладенькой дорожке (поглаживание)

Скок-скок! (постукивание)

Аналогичные движения выполняются на массажном коврике со словами:

По кочкам, по кочкам — топ-топ,

На бугорочки — скок-скок,

В ямку — бух!

Задание 2.

Цель: Формировать произвольный выдох и учить соотносить игрушку со

звукоподражанием «а-а-а».

Игра «Айболит»: к Айболиту приходят игрушки (зайка, неваляшка, крокодил). Каждая

«плачет»: «А-а-а!» Ребенок повторяет звукоподражание вместе со взрослым, затем

самостоятельно.



В раздел образования