Напоминание

Акустическая дисграфия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Профилактика и коррекция на логопедических занятиях.


Автор: Денисова Ольга Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №24"
Населённый пункт: Республика Мордовия, г.о.Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Акустическая дисграфия у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Профилактика и коррекция на логопедических занятиях.
Дата публикации: 10.01.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов №24» г.о. Саранск

Акустической дисграфии

у младших школьников

с ограниченными возможностями здоровья.

Профилактика и коррекция на логопедических

занятиях.

Подготовила:

учитель-логопед

Денисова Ольга Анатольевна

2019 г

«Правильное произношение каждого звука

и хорошо развитый фонематический слух –

вот главные предпосылки

для правильного правописания».

К. Д. Ушинский

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью,

ребенок

приобретает

способность

к

обобщенному

отражению

окружающей

действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают

правилами звукопроизношения, имеют довольно обширный словарный запас,

умеют грамматически правильно строить предложения.

Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. К

сожалению,

в

течение

последних

лет

в

школах

наблюдается

тенденция

неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом

чтения и письма на этапе всего букварного периода. Связано это с тем, что

значительная часть детей при поступлении в школу имеет различные нарушения в

развитии устной

речи или отдельных ее компонентов. А, как правило,

все

недостатки устной речи, если их вовремя не устранить, обязательно переходят в

письменную речь и в дальнейшем формируются вторичные речевые дефекты –

нарушения письма и чтения.

Так же отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют

правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение не

только процессов чтения и письма, но и, как следствие, других школьных знаний,

умений, навыков, затрудняют усвоение школьной программы.

Наибольшие трудности возникают у детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ). У большинства таких детей имеются стойкие нарушения речи. Это

выраженная недостаточность развития артикуляторной моторики, нечёткая слуховая

дифференциация как гласных фонем, так и согласных, отмечаются грубые ошибки

при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых и

малознакомых слов), речь бедна интонационно, маловыразительна. Значительное

недоразвитие речи на лексико-грамматическом уровне проявляется в ошибках

словоизменения и словообразования, в бедности словаря. Дети затрудняются в

подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании

сложных слов.

Поскольку современный метод обучения грамоте аналитико-синтетический, то в

первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должна быть сформирована

фонематическая система.

По мнению многих авторов (Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, В.К.

Орфинская и др.), фонематическая система является основой устной и письменной

речи, включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления,

фонематический анализ и синтез. Особые трудности в период обучения грамоте

испытывают дети, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов обучения грамоте. Он

вызывает наибольшие трудности в процессе обучения у детей с ОВЗ, в связи с

нарушением у них фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем

благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного

звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места

звука.

Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять

последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на

слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в

словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

У детей с ОВЗ недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся

фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Всё это приводит к

трудностям в овладении письмом и к такому нарушению письменной речи, как

дисграфия.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма,

проявляющиеся

в

стойких

и

повторяющихся

ошибках,

обусловленных

несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе

письма.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших

психических

функций:

зрительного

анализа

и

синтеза,

пространственных

представлений,

слухо

-

произносительной

дифференциации

звуков

речи,

фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико - грамматического строя

речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально- волевой сферы. Основными

симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением

орфографических правил), стойкие ошибки на письме.

Нарушения письменной речи являются самыми распространенными формами

речевой патологии у младших школьников. Как показывает практика, нарушения

письма у детей с ОВЗ отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным

интеллектом.

Симптоматика

дисграфии

у

данной

категории

учащихся

характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и

сложностью их механизмов.

Акустическая дисграфия.

Акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы,

соответствующие

фонетически

близким

звукам

(звонкие-глухие,

свистящие-

шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно

обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо»

вместо «пиСЬмо»).

Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой

дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор,

пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать

буквы, обозначающих те или иные звуки.

По акустическому сходству смешиваются следующие фонемы:

- парные звонкие и глухие согласные: [б-п],[в-ф],[г-к],[д-т],[з-с],[ж-ш];

- свистящие и шипящие:[с-ш],[з-ж],[с´-щ] ;

- аффрикаты: [ч-щ],[ч-ц],[ч-т´],[ц-т],[ц-с];

- сонорные:[ р-л];

- заднеязычные: [г-к-х];

- гласные I и II ряда: [а-я, о-ё, у-ю, ы-и];

- лабиализованные гласные: [о-у, ё-у].

Причем смешиваются между собой и с любым из своих компонентов.

Этот вид дисграфии отражается и в неправильном обозначении мягкости согласных

на письме, в следствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных

(письмо-«писмо», любит- «лубит», лежат- «лижат»).Частыми ошибками на письме

являются замены гласных в ударном положении: ю-у (лучи-«лючи»), е-и (лес-«лис»).

Фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию. Если

фонематический слух – это распознавание звуков по их акустическим признакам, то

фонематическое восприятие – это умственные действия по звуко - слоговому

анализу. При нарушении фонематического слуха следует нарушение письменной

речи. Ученик пишет слова так же дефектно, как он их слышит, смешивает близко

звучащие фонемы так, что слово часто меняет свой смысл.

Опыт обучения детей с ОВЗ свидетельствует о необходимости и актуальности

проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период

начального школьного обучения. При коррекции дисграфии без вмешательства

логопеда не обойтись. Но для достижения большего результата необходима помощь

и родителей, и учителей.

Коррекция акустической дисграфии состоит в первую очередь в работе над чёткой

слуховой дифференциацией звуков, которые ребенок плохо различает на слух. Этот

навык с помощью специальных упражнений должен быть доведён до автоматизма.

Одновременно с этим ребенок выполняет упражнения на соотношение фонемы с

определенным зрительным образом буквы.

При работе над преодолением акустической формы дисграфии следует обращать

особое внимание на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих

согласных. Если ребенок не владеет таким навыком , то это приведёт не только к

заменам букв на письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда

грамматических правил русского языка (правописание звонких и глухих согласных,

находящихся в слабой фонетической позиции).

Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является

использование письменных упражнений.

Письменные упражнения по дифференциации звонких и глухих согласных включают

следующие разделы:

- чтение слоговых таблиц с оппозиционными согласными;

- звукобуквенный анализ слов, содержащих оппозиционные согласные;

- упражнения, включающие слоговой анализ слов;

- анализ слов-паронимов;

- упражнения, направленные на развитие языкового анализа и синтеза;

- грамматические упражнения.

Оборудование, используемое на занятиях:

- цветные ручки (синяя, зелёная)

- простой карандаш

- пластилин для конструирования букв

- цифровой ряд (цифры от 1 до 10)

- материал для языкового анализа: счётные палочки, геометрические фигурки

(квадратики, кружки различных цветов)

- буквы

- различный иллюстративный материал (предметные, сюжетные картинки)

С целью коррекции и профилактики дисграфии у детей с ОВЗ можно использовать

дидактические игры. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами,

специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они

направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то, же время в них

проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры могут быть использованы учителями без помощи логопеда

на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения. Так же родители могут

использовать эти игры при занятиях с детьми дома.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель можно

отрабатывать

также

скорость

чтения,

слоговой

состав

слова, развивать

орфографическую зоркость.

Помимо всего прочего, они способствуют снятию напряжения и страха письма у

детей и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А главное,

радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания

учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует

познавательную деятельность и правильную речь ученика, как устную, так и

письменную.

Приведу примеры некоторых дидактических игр. Эти игры направлены на

развитие фонематических процессов, на развитие звуко – буквенного, слогового

анализа и синтеза. Варианты могут быть самые разнообразные.

«СОСТАВЬ СЛОВО»

- из первых звуков данных слов (мак, автобус, шапка, иголка, ножницы, арбуз –

машина);

- из последних звуков данных слов;

- из первых слогов данных слов (машина, лилия, насос – малина);

- из последних слогов данных слов;

- соедини слоги и прочитай слова.

Как разновидность игры «Составь слово» игра «ТЕЛЕВИЗОР»

На экране телевизора прячется слово или картинка. На наборном полотне

вывешиваются картинки на каждую букву (или звук) спрятанного слова по порядку.

Ребенок должен по первым (или последним, или третьим и т.д.) буквам (звукам)

слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок правильно назвал

слово, экран телевизора открывается.

«РАССЕЛИ ЖИВОТНЫХ»

Нарисован или сделан домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом

выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии

которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с

прорезями. Обязательно включать лишние слова со сходными звуками.

«СОБЕРИ ЦВЕТОК»

На столе лежит "серединка" цветка. На ней написана буква (например, З). Рядом

выкладываются "цветочные лепестки", на которых нарисованы картинки (или

слова) со звуками [с, з, ж,]. Надо среди этих картинок-"лепестков" выбрать те,

где есть звук [з].

«НАЙДИ СЛОВА В СЛОВЕ»

На доске вывешивается картинка с исходным словом, дети записывают его в тетрадь.

Дается установка: "Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них новые

слова и запишите».

«ЛОТО»

Детям раздаются карточки со схемами слов. Учитель показывает картинки. Дети

закрывают картинкой соответствующую схему. Выигрывает тот, у кого быстрее

закроются картинками все схемы.

Так же для профилактики дисграфии можно использовать следующие

упражнения:

Филворд.

Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали).

С Т Р И Ж Г Р А Ч

Ч С В О Р О Б Е Й

А О В О Р О Н А С

Й Й С О Р О К А Ы

К К И В О Л Г А Ч

А А С И Н И Ч К А

Буквы-прилипалы.

Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).

Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.

Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи.

Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.

Симльмныме момромзы замгомнят мелмких змвермей в номрким.

Проверь себя:

Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут

белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.

Сбежавшие гласные.

Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.

Смь рз тмрь, а дн рз тржь. е а ое ои а ое

Бз трд н втщшь и pбк з прд. е уа е ыаи ыу и уа

Н мй ст рблй, а мй ст дрзй. е ие о уе ие о уе

Дл врм - птх чс. еу ея оее а

Нвх дрзй нжвй,_ а стрх н збвй. оы уе аиа аы е аыа

Правильные ответы:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делу время - потехе час.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Тесты с пропусками гласных.

Вставь гласные, запиши (разные уровни сложности).

Б_лк_.

Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_.

Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.

Белки.

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистые

серыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзимубелки

жиливлесу.Ответраистужипряталисьбелкивт

ѐ

пломгнезде.Онирадысветлойвесне.

Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы

с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки

запасы еды в сво

ё

м дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый

красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке

ѐ

ж накрылся листьями зарылись в

мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

Восстанови предложение и рассказ.

Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений.

Озаглавьте его.

в, сидят, гнезде, птенцы

громко, они, пищат

есть, хотят, малыши,

к, летит , ним, мама

червяка, она, несет, маленького

птичка, детей, спешит, своих, покормить



В раздел образования