Автор: Широкова Ирина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ N 55"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Типы речи. Описание внутреннего состояния человека
Дата публикации: 10.01.2025
Раздел: среднее образование
Рабочий конспект урока русского языка. 7 класс
Типы речи. Описание состояния человека
Учитель: Широкова Ирина Александровна
Программа, по которой работает учитель: «Русский язык» М. М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов
Цель урока: сформировать умение создавать описание внутреннего состояния человека, используя различные языковые
средства.
Задачи:
1.
Обучающие:
Повторить основные разновидности описания (описание места, предмета, состояния окружающей среды);
Формировать умение определять тему, идею и тип текста;
Развивать лингвистическую зоркость, выполняя синтаксический и морфологический разборы.
2.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе с помощью стихотворения С.Г, Острового «Взаимность»;
Воспитывать интерес к текстам художественной литературы и изучению русского языка с помощью
занимательного языкового материала;
Вырабатывать такие коммуникативные качества, как самостоятельность, организованность, уважение к
коллективу, умение объективно оценивать собственную работу и работу своих товарищей, умение
внимательно слушать.
3.
Развивающие:
Развить связную монологическую речь с помощью развернутых устных и письменных ответов;
Развить творческое мышление с помощью написания диктанта на замену;
Усовершенствовать навыки исследовательской работы с текстом (конструирование таблицы на основе
теоретической статьи учебника).
Оборудование: проектор, экран, слайд – презентация, компьютер, учебник (Русский язык. 7 класс : учебник / М. М.
Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. ; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М. :
Дрофа, 2017.).
Список литературы: Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М. М. Разумовской, П. А.
Леканта. – 2-ое изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015.
План и хронометраж урока русского языка
Этапы урока
Хронометраж
1.
Организационный этап
1-2 мин.
2.
Опорное повторение
8 мин.
3.
Изучение нового материала
12 мин.
4.
Первичное закрепление
10 мин.
5.
Формирование умений
5 мин.
6.
Первичный контроль
5 мин.
7.
Задание на дом
1-2 мин.
8.
Обобщение, подведение итогов
1-2 мин.
Ход урока русского языка
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания
1.Организационный
этап
1. Метод: слово учителя
Приемы: вступительное слово,
инструктирующее слово
учителя
Добрый день! Садитесь.
Откройте тетради, запишите
дату, тему урока и вид работы.
Слайд № 1:
Классная работа
Типы речи.
Описание состояния
человека
2. Образец записи в тетради:
Классная работа
Типы речи. Описание состояния
человека
2. Опорное
повторение
3. Метод: Лингвистический
анализ
Прием: Частичный анализ
текст
Давайте вспомним, какой тип
речи называют описанием?
Обратите внимание на
раздаточный материал. Перед
вами три текстовых фрагмента.
Внимательно прочитайте их.
Определите, к каким типам
описания относятся
3. Устный ответ по предмету
Описание – это тип речи, который
помогает охарактеризовать предмет,
место или состояние окружающей
среды, через перечисление основных
признаков.
Раздаточный
материал.
Слайд № 2:
Схемы соотношения
данного и нового в
различных типах
описания.
представленные фрагменты.
Почему вы так решили?
Найдите данное и новое в
предложенных фрагментах.
3.Изучение нового
материала
4.Метод: лингвистический
анализ
Прием: анализ текста
Сейчас я прочитаю вам
стихотворение советского поэта,
Сергея Григорьевича Острового
«Взаимность». Ваша задача
внимательно послушать текст
лирического произведения и
ответить на вопросы:
О чем идет речь в
стихотворении? Какую идею
вложил в эти строки автор?
(На слайде появляется текст
стихотворения)
Обратите внимание на текст,
выделенный курсивом. В чем
его особенность?
Какие части речи помогают
автору описать переживания и
чувства героя, его внутреннее
состояние? Приведите примеры.
Какую синтаксическую роль в
предложении играют слова
категории состояния?
4. Устный ответ по предмету
В стихотворении Сергея Григорьевича
говорится о взаимосвязи человека и
природы.
Идея стихотворения заключается в том,
что человек является частью природы,
поэтому он должен относиться к ней с
состраданием и пониманием.
В выделенных строках описывается
внутреннее состояние лирического
героя, его переживания, его чувства.
Внутреннее состояние героя автор
передает с помощью безличных
глаголов (не спится), существительных
(я в тревоге), слов категории состояния
(страшно, больно).
Слова категории состояния в тексте
являются сказуемыми.
Слайд № 3:
На слайде
появляется текст
стихотворения С.Г.
Острового
«Взаимность».
5. Метод: слово учителя
Прием: Обобщающее слово
Правильно. Таким образом, мы
можем сделать вывод о том, что
описывать можно не только
предмет, место или состояние
среды, но и состояние человека.
6.Метод: работа с
теоретической статьей
учебника
Прием: составление таблицы
Откройте учебник на странице
136-ой, внимательно изучите
теоретическую статью и
заполните таблицу.
6. Письменный ответ по предмету
Слайд № 4:
Таблица, состоящая
из трех колонок.
Данное
Новое
Значение
Средства
выражени
я
(ч.речи)
7.Метод: конструирование
Прием: составление
предложений
Используя таблицу, составьте 2-
3 предложения, с разными
способами выражения нового!
Запишите их.
7.Письменный ответ по предмету
Мне не спится. (Безл.гл.)
Школьником весело. (СКС)
Мама простужена. (причастие)
4. Первичное
закрепление
8. Метод: упражнение
Для закрепления изученного
материала мы выполним
8.Устный ответ по предмету
Мне (данное, мест.) было очень плохо
(новое, СКС). Ничто меня (данное,
упражнение 332-ое. Первую
часть разбираем вместе, затем
вы работаете самостоятельно.
Сейчас по цепочке читаете
предложения, находите в них
данное и новое, указываете
части речи, которые называют
лицо и выражают его состояние.
Вторую часть упражнения
выполняете письменно. Не
забывайте указывать какими
частями речи выражено данное и
новое.
мест.) не радовало (новое, гл.): ни
пушистый снег (новое), который
(данное) лежал на дворе сугробами
(новое), ни ребята (новое), которые
(данное) играли в снежки и катались на
санках с этих сугробов, ни солнце
(новое), ни воробьи (новое). Я (данное)
ходил мрачный (новое, прил.) и
покинутый (новое, прич.) и все время
думал (новое, гл.) о дяде…
Письменный ответ по предмету
Ух как я (данное, мест.) разозлился
(новое, гл.)! У меня (данное, мест.)
даже дух захватило (новое,
фразеологизм)!
9.Метод: лингвистический
анализ
Прием: морфологический
разбор
Давайте выполним
морфологический разбор слов
мрачный и покинутый. Откройте
схемы разбора на 258-ой и 260-
ой странице.
К доске пойдет ….
9.Письменный ответ по предмету
Покинутый (причастие)
1.ОГЗ: признак по действию.
2.Н.ф.: покинутый. Образовано от
глагола покинуть.
3.Пост.признаки: невозвратное,
страдательное, сов. вид, прошедшее
время.
4.Непост. признаки: полное, ед.ч., м.р.,
Им.п.
Сразу выставляем
отметку
5. Синтаксическая роль: определение.
Мрачный (прилагательное)
1.ОГЗ: признак предмета.
2.Н.ф.: мрачный.
3.Пост.признаки: качественное.
4.Непост.признаки: полная форма,
ед.ч., м.р., Им.п.
5.Синтаксическая роль: определение.
5.Формирование
умений
10.Метод: Проблемная
ситуация
Запишите предложение под
диктовку. Она дрожала как
осиновый лист. Выделите
данное и новое. Чем выражено
новое? Можете обратиться к
теоретической статье учебника.
Объясните смысл предложения.
10.Устный ответ по предмету
Данное в предложении выражено
местоимением, а новое –
фразеологическим сочетанием.
Она дрожала как осиновый лист, т.е.
сильно боялась.
6.Первичный
контроль
11.Метод: диктант
Прием: диктант на замену
Работать будем так. Я читаю
предложения, ваша задача найти
на слайде подходящий по
смыслу фразеологизм и
включить его в состав
предложения.
Предложения:
11.Письменный ответ по предмету
Сестра (Д) снова надула губы (Н).
Ученики (Д) навострили уши (Н).
Я (Д) на седьмом небе от счастья (Н).
У меня (Д) душа в пятки ушла (Н).
Она (Д) выполняла указания старшего
брата, скрепя зубами (Н).
Слайд № 5:
Душа в пятки ушла
Скрепя зубами
Навострить уши
Дуть губы
На седьмом небе от
счастья
Сестра снова обиделась.
Ученики внимательно слушают.
Я очень счастлив.
Я сильно испугался.
Она не хотела слушаться, но
выполняла все указания
старшего брата.
Выделите данное и новое.
12. Метод: лингвистический
анализ
Прием: синтаксический
разбор
Выполните синтаксический
разбор последнего предложения.
Она выполняла указания
старшего брата, скрепя зубами.
12.Письменный ответ по предмету
Она выполняла указания старшего
брата, скрепя зубами. (Простое,
повест., невоскл., двусост., полное,
распрастр., осложнено обособленным
обстоятельством, выраженным
деепричастным оборотом).
7.Задание на дом
13. Метод: слово учителя
Прием: инструктирующее
слово
Откройте дневники, запишите
задание на дом. Найдите и
выпишите из текста
художественной литературы 5-6
предложений, в которых
описывается внутреннее
состояние человека.
Можно отослать
ребят к недавно
изученному рассказу
И.А. Бунина
«Цифры».
8. Обобщение,
подведение итогов
14.
Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово
учителя
Сегодня на уроке мы узнали, что
помимо описания предмета,
места и состояния среды,
лингвисты выделяют описание
внутреннего состояния человека.
Мы изучили строение текста и
рассмотрели различные способы
выражения данного и нового в
типовых фрагментах со
значением состояния человека.
Помните, что описать состояние
человека достаточно сложно, и
удается это сделать хорошо
только тому, кто умеет
наблюдать, замечать по
выражению лица, жестам,
мимике внутреннее состояние
человека и владеет
соответствующей лексикой и
фразеологией.
Всем спасибо за работу на
уроке! Встретимся завтра.
Раздаточный материал
Фрагмент текста
Тип текста
1.
Вечерело. На улицах было чисто, безлюдно. Удивительным цветом горело в тот вечер небо.
2.
Прямо против двери стоял стол. На нем пылились: чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало и очки. Под
столом лежал старый, ободранный револьвер. Слева стояла кривая турецкая сабля.
3.
Вот расписанный чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз .
Раздаточный материал
Фрагмент текста
Тип текста
1.
Вечерело. На улицах было чисто, безлюдно. Удивительным цветом горело в тот вечер небо.
2.
Прямо против двери стоял стол. На нем пылились: чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало и очки. Под
столом лежал старый, ободранный револьвер. Слева стояла кривая турецкая сабля.
3.
Вот расписанный чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз .
Раздаточный материал
Фрагмент текста
Тип текста
1.
Вечерело. На улицах было чисто, безлюдно. Удивительным цветом горело в тот вечер небо.
2.
Прямо против двери стоял стол. На нем пылились: чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало и очки. Под
столом лежал старый, ободранный револьвер. Слева стояла кривая турецкая сабля.
3.
Вот расписанный чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз .
Раздаточный материал
Фрагмент текста
Тип текста
1.
Вечерело. На улицах было чисто, безлюдно. Удивительным цветом горело в тот вечер небо.
2.
Прямо против двери стоял стол. На нем пылились: чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало и очки. Под
столом лежал старый, ободранный револьвер. Слева стояла кривая турецкая сабля.
3.
Вот расписанный чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз .
Актуализация опорных знаний. Метод: Беседа. Прием: Репродуктивная беседа. (Дополнит. вопросы)
Какие типы речи вы изучали?
Какие разновидности описания вам известны?
Теперь давайте вспомним, что в предложении является
данным, а что – новым?
Может ли данное находиться в первом предложении?
Как данное и новое обозначается на письме?
Что в описании является данным и что новым?
В предложениях какого типа текста данное отвечает на
вопросы «Кто? Что?» и обозначает лицо, предмет, его части, а
новое отвечает на вопрос «какой»?
В предложениях какого типа текста данное отвечает на вопрос
«где?» и рассказывает о местоположении, а новое обозначает
предмет?
В предложениях какого типа текста данное называет
природные объекты, а новое отвечает на вопрос «Каково?» и
представляет состояние среды?
Повествование, рассуждение и описание.
Описание предмета, места и состояния окружающей среды.
«Новое» в предложении содержит основное сообщение.
«Новое» выделяется логическим ударением и обычно
находится в конце предложения.
«Данное» служит для связи предложений в тексте.
В нем повторяется какая-либо часть предыдущего
высказывания, и с него обычно начинается следующее
предложение.
В первом предложении текста «данного» нет.
(Д), (Н).
При описании предмета предмет или его части являются
данным, а признак этого предмета – новым.
При описании места местоположение является
данным, а предмет – новым.
При описании состояния среды природные объекты
(например, небо, воздух), а состояние среды – новым).
Описание предмета
Описание места
Описание состояния среды