Автор: Гладкова Анна Вячеславовна
Должность: Учитель русского языка и литература
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 46
Населённый пункт: Город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка по литературе.
Тема: 8 класс. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
Дата публикации: 10.02.2024
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок истории и литературы в 8 классе
Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цель урока: сопоставление исторических событий с сюжетом повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».
Задачи:
Познавательные:
- привлечь учащихся к изучению восстания Пугачёва через использование ИКТ.
- способствовать формированию информационных
умений (работать с различными
источниками, изложение информации в виде тезисов, умению строить монологический
ответ)
- Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его
художественного воплощения.
Развивающая:
- способствовать формированию приёмов умственной деятельности (сравнение, аналогии,
обобщение, анализ)
Воспитательная:
- Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим
корням литературы.
Ход урока
1. Орг. момент.
В течение урока мы с вами будем работать в рабочих листах, основные мысли, выводы
будем записывать в них.
2. Звучит аудиозапись песни «Тулупчик заячий» в исполнении группы «Любэ» 1куплет
и припев
3. Постановка целей урока
Учитель литературы: Ребята, тему нашего урока вы видите на слайде. «Историческая
основа повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», подумайте, как
это музыкальное произведение соотносится с темой нашего урока?
(
звучит
имя
исторической
личности
(Емельян
Пугачев),
деталь
из
повести
«Капитанская дочка» (тулупчик заячий).
- Как вы думаете, почему у нас на уроке сегодня 2 учителя: учитель истории и
литературы?
(Рассматриваем историческое событие и литературное произведение об этом событии)
- Давайте подумаем, какую цель мы поставим перед собой на этом уроке:
Выяснить:
1)
Основано ли произведение на исторических событиях, каких?
2)
Соответствует ли образ Е.Пугачева
в «Капитанской дочке» исторической
действительности?
4. Беседа
Учитель истории:
(Слайд с изображением Екатерины 2, Петра 3, Пугачева).
- Обратите внимание на слайд, каких исторических деятелей этого периода вы узнаете? О
какой эпохе мы будем говорить? Чем характеризуется этот период истории?
(Именно в это время разразилось самое крупное крестьянское восстание (иногда мы
даже называем его войной) под предводительством Емельяна Пугачева).
В ваших рабочих листах представлена таблица, которую нам необходимо заполнить.
5. Заполнение таблицы.
Рассмотрим сначала данное событие с точки зрения истории. Вспомните алгоритм, по
которому мы рассматриваем историческое событие.
(Даты, причины, участники, район, ход, итоги) -1 колонка
В ходе беседы заполняем вторую колонку
- Назовите даты восстания Пугачева.
1773-1775
- Каковы причины бунта?
(Тяжелое положение крестьян, крепостное право)
- Слайд. Выберите из данных групп, тех, кто входил в войско Пугачева .
(Буржуазия, работные люди, башкиры, крестьяне, поляне. казаки, татары, дворяне,
буряты калмыки, протестанты, рабочий класс)
- Покажите на карте район Пугачевского восстания.
Запишите географические названия.
- Каковы итоги бунта?
(Восстание было подавлено, Пугачев пойман и казнен)
Учитель литературы:
После восстания декабристов Пушкин был потрясен гибелью друзей. Именно их подвиг
заставил его обратиться к истории своей Родины, народа, к теме восстаний народа против
угнетателей. Александра Сергеевича волновал вопрос – почему все бунты крестьян всегда
заканчивались неудачей? Возможно ли достичь благоденствие страны ненасильственным
путем? Фигура мятежника Пугачева интересовала поэта все больше и больше. Он
посвятил ему историческое исследование «История пугачевского бунта», а впоследствии
развил свой замысел до художественного произведения. А теперь посмотрим, как
показано пугачевское восстание в произведении А.С.Пушкина. (В ходе беседы заполняем
3 колонку)
- Какие даты мы встречаем в повести ?
(1772 возмущение в главном яицком городке . Начало октября 1773 г. – письмо генерала в
Белогорскую крепость. )
- Исторические причины восстания - тяжелое положение крестьян, крепостное право.
Видим ли мы в повести недовольство простого народа своим положением?
(Савельич, дядька Петруши Гринева; Палаша, служанка в доме капитана Миронова -
преданы своим хозяевам и видимого недовольства нет).
- Каков состав войска Пугачева?
(Казаки, преступники (люди с разодранными ноздрями), дворяне, перешедшие на сторону
Пугачева из страха за свою жизнь (Швабрин)
Слайд с картой путешествия. «Поездка Пушкина по местам пугачевского восстания».
- Какие реальные географические названия встречаются в повести? (Осада Оренбурга,
слухи, что Пугачев в Казани).
- Каков же итог Пугачевского восстания?
(Пугачев казнен, Петруша Гринев становится свидетелем казни).
- А можно ли было заранее предположить, чем закончится бунт? (В произведении
присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева, песня о
разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе "Приступ",
сравнение героя с Отрепьевым, калмыцкая сказка).
Итак, посмотрите на заполненную таблицу. К какому выводу мы приходим? Запишите.
(Повесть «Капитанская дочка» основана на реальных исторических событиях) .
Мы с вами ответили на первый вопрос.
- И конечно, мы не можем обойти вниманием личность предводителя восстания Емельяна
Пугачева. Давайте сравним, каков Пугачев в истории и в повести.
(Класс делится на две части. Одна часть работает с историческими документами:
отрывками из манифестов Пугачева, отчетами царских воевод, другая с художественным
произведением «Капитанская дочка».)
Слайд. Из данных характеристик
выберите, какие черты присущи Пугачеву -
исторической личности, какие - литературному герою? Приведите примеры.
(
дезертир, талантливый военачальник, умный, трезво оценивающий своих
соратников, справедливый, умеет быть благодарным,
смелый, решительный,
жестокий, свободолюбивый, безграмотный, хитрый , добрый).
В истории
В «Капитанской дочке»
Дезертир (сбежал из армии),
талантливый
военачальник
(руководит
большой армией)
Жестокий
(убил
много
народа)
безграмотный (не умел читать и писать)
талантливый
военачальник(его
войско
быстро увеличивается),
великодушный (
Казнить,
так
казнить,
жаловать,
так
жаловать: таков мой обычай)
трезво оценивает
своих
соратников (В
разговоре с Петрушей говорит, что друзья
его
предадут,
если
почуют
выгоду)
благодарный (Заячий тулуп)
благородный (Кто посмел сироту обидеть?)
жестокий
(Вешает
коменданта,
приказывает
убить
Василису
Егоровну)
безграмотный (
Делает вид, что не не
может разобрать букв, но все понимают,
что он не умеет читать),
тщеславный
(заставляет присягать себе)
Вывод: совпадает ли исторический портрет и литературный образ?
(В
основном
совпадает.
Пугачев
-
талантливый
военачальник,
жестокий,
безграмотный. Но Пушкин немного изменил образ, приписав такие черты как доброта,
благородство).
Учитель истории: Как вы думаете, зачем он это сделал?
Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на это восстание с другой стороны – со
стороны законной власти.
6. Историческая реконструкция
Учитель истории: Сегодня у нас на уроке сама Екатерина 2. После казни Пугачева
Екатерина 2 издает указ. Прослушайте его:
С целью искоренения памяти о разбойнике Пугачеве повелеваю переименовать места,
связанные с этими событиями. Станица Зимовейская на Дону, где родился Пугачёв,
переименована в Потёмкинскую, дом, где родился Пугачёв, сжечь. Река Яик будет
переименована
в Урал,
Яицкое
войско —
в Уральское
казачье
войско,
Яицкий
городок — в Уральск,
Верхне-Яицкая пристань — в Верхнеуральск. Имя Пугачёва
должно предаваться в церквях анафеме наряду с разбойником Стенькой Разиным.
У вас есть уникальная возможность задать вопросы императрице:
-Зачем вы изменили географические названия?
(Чтобы ничего не напоминало о бунте)
-Почему Вы казнили Пугачева?
(Он угрожал моей власти, я боялась его, он погубил много моих людей)
-Какие меры были предприняты к сторонникам Пугачева?
(Они были казнены)
Учитель истории:
как вы считаете, могла ли Екатерина поступить по-другому?
Справедливым ли было наказание? А как сам Пугачев поступал со своими противниками?
( убивали и те и другие).
- Кто страдал от этого восстания?
(Весь народ).
Вывод: любое восстание приносит разруху, смерть, страдания. Тем более что мы знаем –
восстание закончилось поражением и поставленных перед ним целей не достигло.
Учитель литературы: А как сам автор относился к восстанию Пугачева? Найдите в
тексте слова, которые указывают на отношение автора к народным выступлениям?
(Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный)
Слайд
(с продолжением из «Пропущенной главы»: Те, которые замышляют у нас
невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди
жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».)
- То есть, каким Пушкин видит Пугачева?
(Жестоким, недалеким, не жалеет свою жизнь и не щадит чужие)
- Вернемся к вопросу: зачем Пушкин изменил образ героя? Добавил ему такие черты как
благородство, справедливость, широта души, умение быть благодарным?
Слайд: «…Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения
нравов, без всяких насильственных потрясений»
(Пушкин – великий гуманист, он считает, что человеческие взаимоотношения должны
строиться на уважении и милосердии).
Добро жизнетворно
7. Подведение итогов.
-Добились ли мы целей, поставленных в начале урока? Ответили ли мы на вопросы,
поставленные в начале?
8. Оценка и самооценка работы на уроке (рабочий лист).
9. Домашее задание:
Ребята, сегодня на уроке мы с вами много сравнивали,
анализировали, делали выводы.
Домашняя работа, я думаю, не вызовет у вас
затруднений. К следующему уроку сопоставьте образы Петруши Гринева и Швабрина
(критерии сравнения разработайте самостоятельно)
Рабочий лист
Тема урока: Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
1) Цель урока:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Таблица1. Историческая основа повести
вопросы
Исторические факты
Литературное произведение
даты
причины
участники
Ход, район
итоги
вывод
Таблица 2. Пугачев в истории и «Капитанской дочке»
Черты характера
дезертир, талантливый военачальник, умный,
трезво
оценивающий
своих
соратников,
справедливый, умеет быть благодарным, смелый,
решительный,
жестокий,
свободолюбивый,
безграмотный, хитрый , добрый
История
«Капитанская
дочка»
Вывод
Почему автор изменил характер Пугачева?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Домашнее задание: Сопоставить образы Петра Гринева и Швабрина.
Самооценка
Оценка учителя