Напоминание

8 класс. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"


Автор: Гладкова Анна Вячеславовна
Должность: Учитель русского языка и литература
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 46
Населённый пункт: Город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: Методическая разработка по литературе.
Тема: 8 класс. А.С. Пушкин "Капитанская дочка"
Дата публикации: 10.02.2024
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок истории и литературы в 8 классе

Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель урока: сопоставление исторических событий с сюжетом повести А.С. Пушкина

«Капитанская дочка».

Задачи:

Познавательные:

- привлечь учащихся к изучению восстания Пугачёва через использование ИКТ.

- способствовать формированию информационных

умений (работать с различными

источниками, изложение информации в виде тезисов, умению строить монологический

ответ)

- Рассмотреть образ Пугачёва на основе сопоставления исторического прототипа и его

художественного воплощения.

Развивающая:

- способствовать формированию приёмов умственной деятельности (сравнение, аналогии,

обобщение, анализ)

Воспитательная:

- Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, интереса к историческим

корням литературы.

Ход урока

1. Орг. момент.

В течение урока мы с вами будем работать в рабочих листах, основные мысли, выводы

будем записывать в них.

2. Звучит аудиозапись песни «Тулупчик заячий» в исполнении группы «Любэ» 1куплет

и припев

3. Постановка целей урока

Учитель литературы: Ребята, тему нашего урока вы видите на слайде. «Историческая

основа повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», подумайте, как

это музыкальное произведение соотносится с темой нашего урока?

(

звучит

имя

исторической

личности

(Емельян

Пугачев),

деталь

из

повести

«Капитанская дочка» (тулупчик заячий).

- Как вы думаете, почему у нас на уроке сегодня 2 учителя: учитель истории и

литературы?

(Рассматриваем историческое событие и литературное произведение об этом событии)

- Давайте подумаем, какую цель мы поставим перед собой на этом уроке:

Выяснить:

1)

Основано ли произведение на исторических событиях, каких?

2)

Соответствует ли образ Е.Пугачева

в «Капитанской дочке» исторической

действительности?

4. Беседа

Учитель истории:

(Слайд с изображением Екатерины 2, Петра 3, Пугачева).

- Обратите внимание на слайд, каких исторических деятелей этого периода вы узнаете? О

какой эпохе мы будем говорить? Чем характеризуется этот период истории?

(Именно в это время разразилось самое крупное крестьянское восстание (иногда мы

даже называем его войной) под предводительством Емельяна Пугачева).

В ваших рабочих листах представлена таблица, которую нам необходимо заполнить.

5. Заполнение таблицы.

Рассмотрим сначала данное событие с точки зрения истории. Вспомните алгоритм, по

которому мы рассматриваем историческое событие.

(Даты, причины, участники, район, ход, итоги) -1 колонка

В ходе беседы заполняем вторую колонку

- Назовите даты восстания Пугачева.

1773-1775

- Каковы причины бунта?

(Тяжелое положение крестьян, крепостное право)

- Слайд. Выберите из данных групп, тех, кто входил в войско Пугачева .

(Буржуазия, работные люди, башкиры, крестьяне, поляне. казаки, татары, дворяне,

буряты калмыки, протестанты, рабочий класс)

- Покажите на карте район Пугачевского восстания.

Запишите географические названия.

- Каковы итоги бунта?

(Восстание было подавлено, Пугачев пойман и казнен)

Учитель литературы:

После восстания декабристов Пушкин был потрясен гибелью друзей. Именно их подвиг

заставил его обратиться к истории своей Родины, народа, к теме восстаний народа против

угнетателей. Александра Сергеевича волновал вопрос – почему все бунты крестьян всегда

заканчивались неудачей? Возможно ли достичь благоденствие страны ненасильственным

путем? Фигура мятежника Пугачева интересовала поэта все больше и больше. Он

посвятил ему историческое исследование «История пугачевского бунта», а впоследствии

развил свой замысел до художественного произведения. А теперь посмотрим, как

показано пугачевское восстание в произведении А.С.Пушкина. (В ходе беседы заполняем

3 колонку)

- Какие даты мы встречаем в повести ?

(1772 возмущение в главном яицком городке . Начало октября 1773 г. – письмо генерала в

Белогорскую крепость. )

- Исторические причины восстания - тяжелое положение крестьян, крепостное право.

Видим ли мы в повести недовольство простого народа своим положением?

(Савельич, дядька Петруши Гринева; Палаша, служанка в доме капитана Миронова -

преданы своим хозяевам и видимого недовольства нет).

- Каков состав войска Пугачева?

(Казаки, преступники (люди с разодранными ноздрями), дворяне, перешедшие на сторону

Пугачева из страха за свою жизнь (Швабрин)

Слайд с картой путешествия. «Поездка Пушкина по местам пугачевского восстания».

- Какие реальные географические названия встречаются в повести? (Осада Оренбурга,

слухи, что Пугачев в Казани).

- Каков же итог Пугачевского восстания?

(Пугачев казнен, Петруша Гринев становится свидетелем казни).

- А можно ли было заранее предположить, чем закончится бунт? (В произведении

присутствуют различные свидетельства обреченности бунта: сон Гринева, песня о

разбойнике, которого собираются повесить, а также эпиграф к главе "Приступ",

сравнение героя с Отрепьевым, калмыцкая сказка).

Итак, посмотрите на заполненную таблицу. К какому выводу мы приходим? Запишите.

(Повесть «Капитанская дочка» основана на реальных исторических событиях) .

Мы с вами ответили на первый вопрос.

- И конечно, мы не можем обойти вниманием личность предводителя восстания Емельяна

Пугачева. Давайте сравним, каков Пугачев в истории и в повести.

(Класс делится на две части. Одна часть работает с историческими документами:

отрывками из манифестов Пугачева, отчетами царских воевод, другая с художественным

произведением «Капитанская дочка».)

Слайд. Из данных характеристик

выберите, какие черты присущи Пугачеву -

исторической личности, какие - литературному герою? Приведите примеры.

(

дезертир, талантливый военачальник, умный, трезво оценивающий своих

соратников, справедливый, умеет быть благодарным,

смелый, решительный,

жестокий, свободолюбивый, безграмотный, хитрый , добрый).

В истории

В «Капитанской дочке»

Дезертир (сбежал из армии),

талантливый

военачальник

(руководит

большой армией)

Жестокий

(убил

много

народа)

безграмотный (не умел читать и писать)

талантливый

военачальник(его

войско

быстро увеличивается),

великодушный (

Казнить,

так

казнить,

жаловать,

так

жаловать: таков мой обычай)

трезво оценивает

своих

соратников (В

разговоре с Петрушей говорит, что друзья

его

предадут,

если

почуют

выгоду)

благодарный (Заячий тулуп)

благородный (Кто посмел сироту обидеть?)

жестокий

(Вешает

коменданта,

приказывает

убить

Василису

Егоровну)

безграмотный (

Делает вид, что не не

может разобрать букв, но все понимают,

что он не умеет читать),

тщеславный

(заставляет присягать себе)

Вывод: совпадает ли исторический портрет и литературный образ?

основном

совпадает.

Пугачев

-

талантливый

военачальник,

жестокий,

безграмотный. Но Пушкин немного изменил образ, приписав такие черты как доброта,

благородство).

Учитель истории: Как вы думаете, зачем он это сделал?

Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на это восстание с другой стороны – со

стороны законной власти.

6. Историческая реконструкция

Учитель истории: Сегодня у нас на уроке сама Екатерина 2. После казни Пугачева

Екатерина 2 издает указ. Прослушайте его:

С целью искоренения памяти о разбойнике Пугачеве повелеваю переименовать места,

связанные с этими событиями. Станица Зимовейская на Дону, где родился Пугачёв,

переименована в Потёмкинскую, дом, где родился Пугачёв, сжечь. Река Яик будет

переименована

в Урал,

Яицкое

войско —

в Уральское

казачье

войско,

Яицкий

городок — в Уральск,

Верхне-Яицкая пристаньв Верхнеуральск. Имя Пугачёва

должно предаваться в церквях анафеме наряду с разбойником Стенькой Разиным.

У вас есть уникальная возможность задать вопросы императрице:

-Зачем вы изменили географические названия?

(Чтобы ничего не напоминало о бунте)

-Почему Вы казнили Пугачева?

(Он угрожал моей власти, я боялась его, он погубил много моих людей)

-Какие меры были предприняты к сторонникам Пугачева?

(Они были казнены)

Учитель истории:

как вы считаете, могла ли Екатерина поступить по-другому?

Справедливым ли было наказание? А как сам Пугачев поступал со своими противниками?

( убивали и те и другие).

- Кто страдал от этого восстания?

(Весь народ).

Вывод: любое восстание приносит разруху, смерть, страдания. Тем более что мы знаем –

восстание закончилось поражением и поставленных перед ним целей не достигло.

Учитель литературы: А как сам автор относился к восстанию Пугачева? Найдите в

тексте слова, которые указывают на отношение автора к народным выступлениям?

(Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный)

Слайд

(с продолжением из «Пропущенной главы»: Те, которые замышляют у нас

невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди

жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».)

- То есть, каким Пушкин видит Пугачева?

(Жестоким, недалеким, не жалеет свою жизнь и не щадит чужие)

- Вернемся к вопросу: зачем Пушкин изменил образ героя? Добавил ему такие черты как

благородство, справедливость, широта души, умение быть благодарным?

Слайд: «…Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения

нравов, без всяких насильственных потрясений»

(Пушкин – великий гуманист, он считает, что человеческие взаимоотношения должны

строиться на уважении и милосердии).

Добро жизнетворно

7. Подведение итогов.

-Добились ли мы целей, поставленных в начале урока? Ответили ли мы на вопросы,

поставленные в начале?

8. Оценка и самооценка работы на уроке (рабочий лист).

9. Домашее задание:

Ребята, сегодня на уроке мы с вами много сравнивали,

анализировали, делали выводы.

Домашняя работа, я думаю, не вызовет у вас

затруднений. К следующему уроку сопоставьте образы Петруши Гринева и Швабрина

(критерии сравнения разработайте самостоятельно)

Рабочий лист

Тема урока: Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1) Цель урока:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Таблица1. Историческая основа повести

вопросы

Исторические факты

Литературное произведение

даты

причины

участники

Ход, район

итоги

вывод

Таблица 2. Пугачев в истории и «Капитанской дочке»

Черты характера

дезертир, талантливый военачальник, умный,

трезво

оценивающий

своих

соратников,

справедливый, умеет быть благодарным, смелый,

решительный,

жестокий,

свободолюбивый,

безграмотный, хитрый , добрый

История

«Капитанская

дочка»

Вывод

Почему автор изменил характер Пугачева?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Домашнее задание: Сопоставить образы Петра Гринева и Швабрина.

Самооценка

Оценка учителя



В раздел образования