Автор: Давыдова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад комбинированного вида "Лучик"
Населённый пункт: поселок Садовый, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы на тему: "Традиционные ценности народов России"
Дата публикации: 10.03.2025
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛУЧИК»
Проект
ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО»
НА ТЕМУ:
«Традиционные ценности народов России»
Воспитатели:
М.В. Антонова
С.С. Давыдова
2024-2025 учебный год
Срок реализации: с 17 марта по 21 марта 2025 года
Возраст детей: 3-4 года
Воспитатели: Давыдова С.С., Антонова М.В.
Описание проблемы, побудившей к реализации проекта:
Одной из задач в нашем детском саду на март месяц была тема
«Традиционные ценности народов России», и мы в рамках этой задачи
решили
познакомить
детей
с
некоторыми
народами
России
(национальными костюмами, бытом, народными сказками и играми).
Актуальность проблемы:
В современном обществе народов России присутствуют люди разных
национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование
национального самосознания, толерантных отношении у детей. Так как
основу
культуры
человечества
составляют
национальные
культуры,
приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы
помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей- культурных,
социальных, моральных.
Цель проекта:
Познакомить детей дошкольного возраста с традициями и обычаями,
праздничной культурой разных народов России. Сформировать понятие о
народном творчестве русских, белорусов, хакасов, татар и казахов; создать
условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания
общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (3-4 лет) через
знакомство с историей и культурой разных народов России, через
потенциал разных народных произведений и подвижных игр.
Традиции и обычаи разных народов России дают возможность узнать,
как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы,
ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство-все это яркое
наследие.
Задачи проекта:
1.
Воспитать чувство гордости за нашу Родину- страну Россию!
2.
Воспитывать уважения к обычаям, культуре других народов России,
стремление жить в мире и дружбе. Знакомить с народным бытом,
изучить обычаи, понять традиции разных народов России.
3.
Создать
условия
для
активации
творческого
мышления
детей
посредством народных игр, которые призваны развивать память,
внимание, сообразительность, дружелюбие.
4. Начать знакомить детей с разными народами, населяющими страну
Россия, с их культурой и традициями. Сформировать представления о
своеобразной жизни народов: русских, белорусов, хакасов, татар,
казахов.
Задачи работы с родителями:
1.
Познакомить родителей с методом проектов в детском саду.
2.
Привлечь родителей к обогащению РППС группы альбомом
традиционных рецептов народов России.
3.
Показать родителям возможность использования разных видов
деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, чтения
художественной литературы) для развития детей.
Формы работы с детьми для реализации проекта:
1.
Беседы и просмотр презентаций на темы: «Народы России».
2.
Рассказ воспитателя на темы: «Русский народ», «Хакасы»,
«Татары», «Казахи», «Белорусы»
3.
Знакомство с народными сказками народов России (русскими,
хакасскими, татарскими, казахскими, белорусскими)
4.
Подвижные национальные игры народов России
5.
Создание
альбомов:
традиционные
национальные
блюда,
костюмы народов России, сказки народов России; а также
картотеки подвижных национальных игр народов России.
Формы работы с родителями:
1.
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным
традициям разных народов России»
2.
Индивидуальные беседы и консультации на тему «Метод
проектов в детском саду (младший возраст)»
3.
Акция по изготовлению альбома «Традиционные семейные
блюда»
4.
Оформление фотоотчета по реализации проекта с указанием
задач по каждому мероприятию.
Ожидаемые результаты проекта:
1.
Расширение представлений о культуре разных народов России,
обогащение представлений о традициях народа России, обогащение
жизненного опыта.
2.
Знание подвижных игр разных народов России.
3.
Знание кухни народов России.
4.
Знание сказок разных народов России, потешек, закличек.
5.
Уважение к традициям и культуре разных народов в России.
6.
Будут созданы альбомы, картотеки подвижных игр
7.
Повыситься компетентность родителей в вопросах использования
метода проектов для развития детей.
План действий по реализации проекта
Дата
и
день
недели
Форма
работы
(мероприяти
я)
задачи
Понедельн
ик 17
марта
Первая
половина дня
-
Беседа
«Народы
России»
-
Рассказ
воспитателя о
русских
(традиционны
й
народный
костюм,
традиционны
е
блюда,
жилище)
Познакомить детей с разными народами,
населяющими Россию.
Побуждать
детей
уважительно
относиться
к
культуре
разных народов,
любоваться
образцами народно-прикладного творчества.
Формировать чувство гордости за Родину,
поддерживать
интерес
к
истории
и
культуре России и народов, её населяющих.
Познакомить детей с русским народным
творчеством,
культурой,
обычаями;
развивать связную речь, память и внимание,
формировать
культурное
поведение;
воспитывать интерес к родной культуре,
обычаям; активировать и обогащать словарь
детей новыми словами (печь, каравай, калач,
самовар,
сарафан,
кокошник,
шаровары,
косоворотка, русские традиции, чаепитие).
Вторая
половина дня
-
Чтение
русских
народных
сказок
- Подвижная
русская
народная игра
«Игра
с
петушком»
Познакомить детей с русской народной
сказкой, понять её сюжет и смысл, отвечать
на вопросы по содержанию, активизировать
словарь детей; развивать речь детей, память,
воображение,
внимание,
способствовать
воспитанию
у
детей
усидчивости,
самостоятельности.
Знакомство
детей
с
устным
народным
творчеством,
русским фольклором.
Развивать
умение
показывать
образ,
действовать четко после хлопка. Развивать
чувство ритма.
Вторник
18 марта
Первая
половина дня
Познакомить
детей
с
формированием
-
рассказ
воспитателя о
белорусах
(традиции,
костюм,
кухня,
жилище)
-
Чтение
белорусских
народных
сказок
белорусского народного костюма, из каких
материалов
его
изготавливали,
какие
техники оформления использовали. Также
можно рассказать о цветовых предпочтениях
и особенностях орнамента, которые могут
рассказать о месте изготовления одежды и
возрасте её носителей. Познакомить детей с
особенностями белорусской кухни, о том,
какие
продукты
используют
для
приготовления
блюд,
какие
кулинарные
приёмы
применяют.
Познакомить
с
предметами старинного белорусского быта,
о
жизни
людей
в
белорусской
избе.
Воспитывать уважение к разным народам и
их традициям.
Познакомить
детей
с
белорусскими
народными сказками. Обогащать словарный
запас детей, развивать речь, воображение,
память. Приучать
детей
внимательно
слушать сказку,
помогать
им
правильно
воспринимать
содержание
произведения,
сопереживать
его
героям. Учить
детей
отвечать на вопросы по содержанию сказки
словами и фразами из текста. Воспитывать
чувство доброты и отзывчивости.
Воспитывать интерес к культуре речевого
общения,
создавать
доброжелательное
отношение и радостное настроение у детей.
Вторая
половина дня
- Подвижная
белорусская
народная игра
«Мельница»
Развитие
интереса
детей
к
культуре
Белоруссии,
знакомство
с
народными
играми белорусского народа.
Развить
у детей точность
и
быстроту
движений.
Среда 19
марта
Первая
половина дня
-
рассказ
воспитателя о
хакасах
Познакомить
детей
с
национальными
особенностями Хакасии.
Познакомить
детей
с
традициями
хакасского
народа
(рассказать о национальных праздниках,
(традиции,
костюм,
кухня,
жилище)
-
Чтение
хакасских
народных
сказок
сказках, поговорках и загадках, которые
составляют
устное
творчество
хакасов;
описать национальный костюм; рассказать о
женской и мужской одежде, о характерных
признаках
и
элементах
костюма,
о
декоративных
украшения;
рассказать
о
кухне хакасов, упомянуть о национальном
блюде «толган» и о национальном напитке
«айран»;
описать
жилище
хакасов,
рассказать о юрте, о том, что она была
постоянной или переносной, делалась из
войлока или качины). Расширять кругозор и
эстетическое восприятие.
Воспитывать дружеские чувства к разным
народам России.
Познакомить и расширить представление
детей о хакасских народных сказках, учить
отгадывать загадки, рассуждать, отвечать на
вопросы
взрослого.
Развивать
познавательную
активность,
творческие
способности,
воображение,
мышление,
коммуникативные навыки. Воспитывать у
детей любовь к народным и литературным
сказкам. Учить отличать хакасские сказки
(волшебные,
бытовые,
о
животных)
от
сказок других народов.
Вторая
половина дня
- Подвижная
хакасская
народная игра
«Подкидыван
ие руковицы»
Приобщение детей к культуре и традициям
хакасского
народа;
формирование
познавательного интереса у детей; создание
условий для ознакомления с хакасскими
играми; побуждение к речевой активности;
развитие
коммуникативных
способностей
(умения
общаться
со
сверстниками
и
взрослыми, работать в коллективе); развитие
физических качеств (ловкости, быстроты
реакции, умения попадать в цель и т. д.).
Четверг 20
марта
Первая
половина дня
-
Рассказ
воспитателя о
татарах
(традиции,
костюм,
кухня,
жилище)
-
Чтение
татарских
народных
сказок
Познакомить детей с традициями татарского
народа, например, с тем, что в татарской
семье главой является отец, а мать занимает
особое почётное место. Детей учат уважать
старших, не причинять боли младшим и
всегда помогать обездоленным. Рассказать о
татарском костюме, уделив внимание таким
аспектам,
как
разнообразие
видов
декоративно-прикладного
искусства,
которые используются в нём (вышивка,
ткачество, ювелирное искусство, кожаная
мозаика). Рассказать о том, что у мужчин
головной убор назывался тюбетейка, они
носили рубашки, жилет и штаны. Женщины
носили ярко украшенные платья, фартуки,
камзол, на голове — платок, а на ногах —
сапоги-ячиги.
Описать татарскую кухню,
например, рассказать о том, что любимое
национальное сладкое лакомство татар —
чак-чак. Рассказать о том, что в избе у татар
были горшки, чугунки, ухваты, которые
использовались для приготовления пищи.
Показать особенности татарского жилища,
например, рассказать о том, что татарская
изба была украшена национальным узором, а
татарские
умельцы
раскрашивали
дома
красками и делали украшения из дерева и
железа.
Познакомить детей с татарским народным
творчеством. Рассказать, например, о сказке
«Три дочери» и научить детей чувствовать и
понимать
характеры
персонажей,
воспринимать
своеобразие
построения
сюжета, замечать жанровые особенности
композиции и языка сказки. Воспитывать у
детей
потребность
совершать
добрые
поступки, стремление делать добрые дела.
Обсудить с детьми, кто из дочерей любил
свою маму по-настоящему в сказке «Три
дочери».
Приобщать
детей
к
процессу
познания добра
и
зла,
честности
и
справедливости.
Воспитывать
любовь
к
обычаям и традициям татарского народа.
Вторая
половина дня
-
подвижная
татарская
народная игра
«Тимербай»
Приобщать к культуре татарского народа.
Учить двигаться согласованно по кругу,
четко проговаривать слова игры, стараться
как можно точнее повторять движения,
показанные
водящим.
Развивать
чувство
ритма,
танцевальную
пластику,
музыкальность.
Пятница
21 марта
Первая
половина дня
-
рассказ
воспитателя о
казахах
(традиции,
костюм,
кухня,
жилище)
-
чтение
казахских
народных
сказок
Дать детям представление о традициях и
особенностях
быта
казахского
народа,
активизировать и пополнять их словарь.
Развивать
мышление,
интерес
к
теме.
Воспитывать
бережное
отношение
к
традициям и культуре казахского народа,
любовь к родному краю. (рассказать о
гостеприимстве казахов, о том, что они
почитают и уважают старших, сохраняют и
передают потомкам обряды и традиции;
рассказать о том, что одежду, обувь, ковры,
курпешки,
посуду
казахи
расписывали
орнаментом,
чаще
всего
рогообразным
(похож на бараньи рога), растительным
(цветы,
листья)
или
геометрическим
(геометрические
фигуры);
рассказать
о
национальном блюде казахов — баурсаках;
показать убранство юрты, рассказать о том,
что
в
центре
юрты
располагался
очаг,
который разжигали для приготовления пищи
и обогрева жилища, а снаружи её украшали
национальным орнаментом и циновкой)
Учить детей слушать сказку, понимать её
содержание, оценивать поступки героев. В
сказке «Добрый и злой» можно провести
беседу
о
том,
кто
из
персонажей
понравился больше, почему, чему учит
сказка и т. д..
Развивать речь, память,
воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение
к окружающим. Учить отвечать на вопросы
по
содержанию
сказки,
запоминать
отдельные
слова
и
песенки
героев
и
интонационно
выразительно
воспроизводить их.
Формировать умение
воспроизводить
содержание
сказки с
помощью вопросов воспитателя, обогащать
словарь детей словами, обозначающими
действия. Воспитывать доброту и щедрость.
Воспитывать
интерес
к
произведениям
казахского устного народного творчества.
Вторая
половина дня
-
подвижная
казахская
народная игра
«Брось
дальше»
Развивать у детей умение метать мешочки в
цель; определить победителя, который после
трёх
бросков
окажется
с
мешочком,
пролетевшим дальше остальных