Автор: Родионова Людмила Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №8 "Сказка"
Населённый пункт: Челябинская область г Южноуральск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Что должен знать воспитатель о ПДД"
Дата публикации: 10.04.2025
Раздел: дошкольное образование
Подготовила: воспитатель МДОУ " Д/с №8 "Сказка"
Родионова Л.Е.
Консультация для педагогов: "Что должен знать воспитатель о ПДД"
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, что
бы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями,
обеспечить собственную безопасность.
1 младшая группа 2-3 года.
В этом возрасте дети могут ориентироваться лишь в привычной для них
обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия "близко -
далеко", "низко - высоко", "большой - маленький".
Поэтому в работе с детьми 1 младшей группы важное значение имеет
дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать
целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол).
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами:
грузовым, легковым автомобилем, общественным транспортом.
В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые
машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С
этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными
видами транспорта (в зависимости от окружающих условий).
Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в игровом уголке
должны быть: - набор транспортных средств;
- книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин;
- макет пешеходного перехода, кружки зеленого и красного цвета;
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре "Транспорт" (жилеты, нагрудные знаки,
рули). - дидактические игры "Собери машину" (из четырех
частей), "Поставь машину в гараж".
Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы: «Какие машины
едут», «Кто управляет автомобилем».
Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу
используются подвижные игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в
гости».
В играх у детей закрепляются представления о направлении «вперед - назад».
2 младшая группа 3-4 год
.
Воспитатель продолжает работу с детьми по расширению представлений об
окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и
употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко».
Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей
на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию
представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные
знания правил дорожного движения.
Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами
транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах
(троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем
управляет шофер. Он осторожно ведет машину.
Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве
на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений,
построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети
учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу
воспитателя, подчиняться игровым правилам.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений
детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево
(слева)», «направо (справа)».
Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках,
занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном
случае воспитателем, родителями.
Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в игровой уголок
добавляем : - картинки для игр разных видов транспорта "Найди такую
же картинку", "Собери картинку"(из четырех частей), "На чем едут
пассажиры"; - плоскостной
макет светофора;
- простейший макет улицы: тротуар и проезжая часть.
- дидактические игры "Собери машину", "Светофор", "Поставь машину в
гараж".
- С.Михалков "Светофор", "Зайка-велосипедист", "Улица шумит".
Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками
различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о
разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей
вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста
воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка.
Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми
правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за
движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по
тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам
автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные
связи в окружающем.
В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить
имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
Средняя группа 4-5 лет.
Воспитатель продолжает работу по развитию детей ориентировки в
окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.
Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов
транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в
легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят
в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он
ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.
С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте
на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности
передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая,
автобуса, машины.
Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения,
рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют
правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом,
придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по
переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со
словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение»,
«пешеход», «наземный (подземный) переход».
В уголке безопасности дорожного движения должен быть:
- макет светофора с сигналами;
- дидактические игры "Собери светофор", "Найди свой цвет";
- на макете улицы нанести пешеходный переход.
- Н.Носов "Автомобиль", Дорохов "Заборчик вдоль тротуара".
Старшая группа 5-6 лет.
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.
На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о
проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными
знаками ("Пешеходный переход", "Перекресток", " Дорожные знаки",
"Пункт питания", "Телефон", "Место стоянки", "Пункт медицинской
помощи"). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и
пассажиров:
- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;
- идти следует по правой стороне тротуара;
- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются
пешеходная дорожка и указатели перехода;
- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до
середины - направо;
- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;
- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней
площадки;
- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать
остальным пассажира.
В уголке безопасности дорожного движения надо добавить:
- макет перекрестка со съёмными предметами (для самостоятельного
моделирования улицы детьми)
- набор дорожных знаков для макета;
- набор информационно-указательных дорожных знаков: "Пешеходный
переход", "Подземный пешеходный переход", "Место остановки автобуса
(троллейбуса); предупредительные знаки: "Дети" ;
запрещающие знаки: "Движение пешеходов запрещено", " Движение для
велосипедов запрещено"; предписывающие знаки: "Пешеходная
дорожка" ,"Велосипедная дорожка"; знаки приоритета: "Главная дорога",
"Уступи дорогу"; знаки сервиса: "Больница", "Телефон", "Пункт питания";
- дидактические игры: "Умные знаки","Какие бывают машины", "Очем
говорит?", "Где спрятался знак?", "Перекресток", "Наша улица" , "Угадай
знак", "О чем говорят знаки?"
- Н.Носов "Кирюша попадает в переплет".
Подготовительная группа 6-7лет.
Работу с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения надо
организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и
прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими
школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно
переходить улицу. К этому его надо подготавливать.
Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять,
расширять и углублять представления о правилах дорожного движения,
полученные в других группах.
С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением
транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания
детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице,
знакомят с работой регулировщика.
Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.
Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии
( слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом,
навстречу, на противоположной стороне, посередине и т.д.). Дети должны
хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях,
правильно реагировать на них.
Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них
правилами пешеходов и пассажиров:
- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей),
- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы
должны пользоваться только ими,
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной
безопасности.
Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода
дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя
или при разрешающем жесте регулировщика.
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми,
- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на
посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).
Содержание уголка более усложняется:
– картотека "опасных ситуаций";
– окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД;
– схемы жестов регулировщика;
– дидактическая игра "Что говорит жезл?", "Угадай какой знак", "На чем
ездят люди", "Виды транспорта", "Найди и назови".
– атрибуты инспектора ДПС жезл, фуражка.
– Н.Носов "Автомобиль", Юрлеин "Любопытный мышонок", Н.Кончаловская
"Самокат". Учитывая роль
родителей в вопросе обучения детей ПДД, уголок для родителей должен
пополняться папками-передвижками, рекомендациями, памятками,
консультациями.