Напоминание

экологическое воспитание в ясельном возрасте


Автор: Сарычева Кира Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 452 "Родничок"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: сообщение
Тема: экологическое воспитание в ясельном возрасте
Дата публикации: 10.04.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений

дошкольной

педагогики

и

реализуется

во

многих

дошкольных

образовательных организациях.

Начинать экологическое воспитание можно в дошкольном учреждении с

приходом детей в 1 младшую группу.

Экологическое воспитание в ясельной группе — это формирование у

детей экологического сознания, экологической культуры и способности

понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Цель экологического воспитания малышей — обеспечение эмоционально-

нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с

окружающим миром.

Задачи:

- Знакомить детей с доступными явлениями природы.

- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных

(кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т.

д. и называть их.

- Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка),

за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.

- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и

фрукты (яблоко, груша и т. п.).

- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

- Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам

взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося

Некоторые методы экологического воспитания в яслях:

Регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы: погодой,

состоянием растительного мира. Например, на прогулке педагог обращает

внимание на небо, показывает солнце, облака или тучи.

Дидактические игры («Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что

ест» и другие) предоставляют возможность детям закреплять знания о

животном мире.

Игровые ситуации по ознакомлению детей с овощами и фруктами

позволяют сформировать определённый уровень знаний, развить умение

уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы.

Изучение свойств песка и воды. Дети изучают их свойства, играют с ними,

проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные

способности, а также мелкую моторику.

Продуктивная деятельность

Экологическое

воспитание

детей

раннего

возраста

формируется

на

осознанном

отношении

ребёнка

к

объектам

природы.

Постепенное

накопление первого багажа новых, эмоциональных и живых впечатлений о

природе даёт фундамент для правильных отношений человека с природой.

У двухлетнего ребёнка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к

себе, завораживает малыша и меняется каждый день. Сегодня за окном на

ветках рябины стайкой расположились воробьи. Они так громко чирикали,

что дети услышали шум из группы. А на следующее утро наша рябина

покрылась пушистым белым снегом, в новом наряде ей было уютно и тепло.

Вместе с ребёнком воспитатель анализирует происходящие события за

окном. Однако большинство изменений в мире природы ребёнок может

заметить, почувствовать и пережить только в непосредственном контакте с

природой. Ни картинка, ни рассказ, ни наблюдения из окна не заменят

живого общения с ней. Поэтому так важно ввести малыша в природу с

самого раннего возраста. Выходя на прогулку, воспитатель должен помнить,

что для детей это начало путешествия в большой, сказочный мир. Природу

важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать

многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и

формирует

начальный

сенсорный

опыт

ребёнка,

основу

его

интеллектуального развития.

Общие требования ко всем видам наблюдений.

• Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно.

Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка

думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

• Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о

ней как можно больше.

• В организации наблюдений следует предусматривать системность,

обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более

полное, глубокое представление об окружающей природе.

• Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой

активности детей. Активизация умственной деятельности достигается

разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи

наблюдения, использованием действий обследования как способа

наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов

наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов

разной степени сложности.

• Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний.

Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в

результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать

детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные

представления.

• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,

уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и

методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и

лепка, беседы об увиденном).

• В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться

представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Дети 2-3 лет легко включаются в совместную деятельность со взрослыми,

манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и недолгое

внимание легко сосредоточить любой новой игрушкой или неожиданным

действием. Малыши в этом возрасте не могут долго заниматься одним делом,

им необходима постоянная смена событий. Слова для них-это абстракция, за

ними должны стоять зрительный образ. Успех экологического воспитания

можно обеспечить следующими способами:

Для достижения этой цели в дошкольном учреждении необходимо создать

все условия, способствующие систематическому и последовательному

знакомству ребёнка с ближайшим окружением. Ознакомление с природой

складывается прежде всего из постоянных, многократно повторяющихся

наблюдений за растениями, животными, объектами и явлениями неживой

природы в сочетании с поисковыми действиями: дружба с книгой, связь с

музыкальной деятельностью. Такая интегрированная работа способствует

развитию речи, памяти, мышления, воображения и всестороннего роста

малыша. Главное, чтобы процесс приобщения маленького человека к

природе осуществлялся в интересной игровой форме, вызывал радостное,

весёлое настроение, успех и удивление.

Начать экологическое воспитание можно с групповой комнаты, где с

помощью игрушек и картинок дети знакомятся с домашними животными и

их детёнышами, учатся узнавать и называть их. Возможно, у кого-то кошка,

собака живёт дома или у бабушки в деревне. Такие дети могут уже иметь

какие-то знания и охотно делятся ими. Познакомить детей с такими

животными, как заяц, лиса, медведь, можно, читая и рассказывая сказки. При

рассматривании

иллюстраций

во

время

чтения

художественных

и

фольклорных

произведений

воспитатель

знакомит

с

характерными

особенностями жизни этих животных, учит различать и называть части тела,

рассказывает о том, как добывают себе пищу, где живут. Воспитатель

развивает интерес детей к обитателям леса, желание рассмотреть их. Беседа

может проходить в игровой форме, речь воспитателя должна быть чёткой и

понятной детям. Для закрепления знаний предлагаются игры: «Чей малыш?»,

«Чья мама?», «Кто как кричит?».

Игра - является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру

ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.

Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы,

учатся устанавливать взаимосвязи между ними, узнают о домашних и диких

животных, о местах обитания, об изменениях в живой и неживой природе.

Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают

память, внимание.

Насыщенная среда позволяет детям не только наблюдать за объектами

природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под

руководством педагогов.

Роль сказки в воспитании детей трудно переоценить, а экологические

сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета. Благодаря сказкам

детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе.

Дети очень любят книги из серии «Маленький всезнайка» : «Кто на

ферме живет?», «Чей нос лучше?», «Кто живет в лесу?». Познавательные

тексты, красочные иллюстрации, загадки, потешки, забавные стихи делают

знакомства детей с живой природой интересным и увлекательным.

Песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их

свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают

воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В

центре воды и песка малыши играют, пересыпают песок из ладошки в

ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и

откапывают их, строят горки, дорожки, выясняем, из какого песка можно

лепить и строить, а из какого нет. Проводятся игры с водой: “Маленькие

уточки”, “Плывёт кораблик”, дети льют водичку, переливают.

Дети экспериментируют не только с песком и водой, но проводили опыты со

снегом. В процессе экспериментальной деятельности ребята познакомились

со свойствами снега, узнали, что снег белый, холодный и легкий. Если

поместить снег в посуду, то через некоторое время он станет водой. Через

изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства,

изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из

пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды

рябины

и

т.д.

Таким образом, с детьми ясельной группы воспитатель сосредотачивается

преимущественно на моментах общения с растениями, а не на их познании,

больше говорит сам, чем дети, создавая словесно-действенный образец

общения с природой. Показателем экологической воспитанности является

добровольное

и

активное участие

детей

в

совместной

со

взрослым

деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей

зеленой зоны. Такая деятельность должна быть окрашена положительными

эмоциями детей.

В группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с

комнатными растениями.

Мы учим детей поливать цветы, рыхлить землю, опрыскивать листья. Я

показываю, как правильно держать лейку, лить воду небольшой струйкой,

пользоваться инструментами-помощниками.

Дети знают, что у цветка есть корень, стебель, листочки и для их роста

нужны - свет, тепло и вода, что благодаря нашему уходу, они растут такими

яркими и красивыми.

В детском саду мы прививаем первые навыки ухода за комнатными

растениями, обогащаем словарный запас.

В нашем детском саду созданы хорошие условия, способствующие

формированию основ экологического воспитания детей.

Продуктивная деятельность в рамках экологического воспитания —

это рисование, лепка, аппликация, через которые дети отражают свои

знания и наблюдения. Такие занятия формируют навык работы с природным

материалом, развивают эстетическое восприятие объектов природы,

творческие способности и воображение.

Через продуктивную деятельность решаются следующие задачи:

способствовать осознанно-правильному отношению к объектам природы;

расширять представления детей о растениях и животных, особенностях их

поведения, питания и роста;

формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе;

знакомить детей с правилами поведения в природе;

развивать мелкую моторику, усидчивость, фантазию, пространственное

мышление, глазомер.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем

звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться,

присмотреться, задуматься.

С первых лет жизни дети видят, как мама ухаживает за цветами, заботится

о кошке или собаке. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется

погладить кошку, потрогать красивый цветок.

Общаясь с природой у ребёнка развивается способность сопереживать,

сочувствовать, заботиться о других, развивается наблюдательность, речь и

бережное отношение ко всему живому.

Яркие образы этих книг надолго сохраняются в памяти, развивают речь,

обогащают словарь детей, воспитывают заботливое отношение к родной

природе. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем

действую, то и познаю.

Очень важно чтобы основы экологического воспитания, заложенные

в детском саду, нашли свое продолжение в семье.

Для того чтобы заинтересовать родителей, мы проводим сезонные

выставки творческих работ детей совместно с родителями, награждаем

победителей и участников этих выставок.

В раздевалке для родителей созданы уголки по ознакомлению с природой,

где размещена интересная информация об экологическом воспитании

детей, например, (приметы времени года; в какие игры можно с детьми

поиграть на прогулке; какие стихи разучить, прочитать книги о природе)

Все это позволяет объединить усилия педагогов и родителей в общем

деле экологического воспитания.



В раздел образования