Автор: Сарычева Кира Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 452 "Родничок"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: сообщение
Тема: экологическое воспитание в ясельном возрасте
Дата публикации: 10.04.2025
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений
дошкольной
педагогики
и
реализуется
во
многих
дошкольных
образовательных организациях.
Начинать экологическое воспитание можно в дошкольном учреждении с
приходом детей в 1 младшую группу.
Экологическое воспитание в ясельной группе — это формирование у
детей экологического сознания, экологической культуры и способности
понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Цель экологического воспитания малышей — обеспечение эмоционально-
нравственного, экологически ориентированного взаимодействия с
окружающим миром.
Задачи:
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных
(кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их.
Узнавать на картинке некоторых диких животных: медведя, зайца, лису и т.
д. и называть их.
- Наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка),
за рыбками в аквариуме. Приучать детей подкармливать птиц.
- Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь) и
фрукты (яблоко, груша и т. п.).
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам
взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося
Некоторые методы экологического воспитания в яслях:
Регулярные наблюдения за сезонными явлениями природы: погодой,
состоянием растительного мира. Например, на прогулке педагог обращает
внимание на небо, показывает солнце, облака или тучи.
Дидактические игры («Чей малыш?», «Кто в каком доме живёт?», «Кто что
ест» и другие) предоставляют возможность детям закреплять знания о
животном мире.
Игровые ситуации по ознакомлению детей с овощами и фруктами
позволяют сформировать определённый уровень знаний, развить умение
уверенно определять овощи и фрукты, дифференцировать их на группы.
Изучение свойств песка и воды. Дети изучают их свойства, играют с ними,
проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные
способности, а также мелкую моторику.
Продуктивная деятельность
Экологическое
воспитание
детей
раннего
возраста
формируется
на
осознанном
отношении
ребёнка
к
объектам
природы.
Постепенное
накопление первого багажа новых, эмоциональных и живых впечатлений о
природе даёт фундамент для правильных отношений человека с природой.
У двухлетнего ребёнка есть целый мир – «мир за окном». Он притягивает к
себе, завораживает малыша и меняется каждый день. Сегодня за окном на
ветках рябины стайкой расположились воробьи. Они так громко чирикали,
что дети услышали шум из группы. А на следующее утро наша рябина
покрылась пушистым белым снегом, в новом наряде ей было уютно и тепло.
Вместе с ребёнком воспитатель анализирует происходящие события за
окном. Однако большинство изменений в мире природы ребёнок может
заметить, почувствовать и пережить только в непосредственном контакте с
природой. Ни картинка, ни рассказ, ни наблюдения из окна не заменят
живого общения с ней. Поэтому так важно ввести малыша в природу с
самого раннего возраста. Выходя на прогулку, воспитатель должен помнить,
что для детей это начало путешествия в большой, сказочный мир. Природу
важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать
многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и
формирует
начальный
сенсорный
опыт
ребёнка,
основу
его
интеллектуального развития.
Общие требования ко всем видам наблюдений.
• Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно.
Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка
думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
• Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать о
ней как можно больше.
• В организации наблюдений следует предусматривать системность,
обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей сформируется более
полное, глубокое представление об окружающей природе.
• Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой
активности детей. Активизация умственной деятельности достигается
разнообразными приемами: постановкой конкретной и доступной задачи
наблюдения, использованием действий обследования как способа
наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов
наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов
разной степени сложности.
• Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний.
Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в
результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать
детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные
представления.
• Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться,
уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и
методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и
лепка, беседы об увиденном).
• В результате каждого наблюдения у детей должно сформироваться
представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
Дети 2-3 лет легко включаются в совместную деятельность со взрослыми,
манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и недолгое
внимание легко сосредоточить любой новой игрушкой или неожиданным
действием. Малыши в этом возрасте не могут долго заниматься одним делом,
им необходима постоянная смена событий. Слова для них-это абстракция, за
ними должны стоять зрительный образ. Успех экологического воспитания
можно обеспечить следующими способами:
Для достижения этой цели в дошкольном учреждении необходимо создать
все условия, способствующие систематическому и последовательному
знакомству ребёнка с ближайшим окружением. Ознакомление с природой
складывается прежде всего из постоянных, многократно повторяющихся
наблюдений за растениями, животными, объектами и явлениями неживой
природы в сочетании с поисковыми действиями: дружба с книгой, связь с
музыкальной деятельностью. Такая интегрированная работа способствует
развитию речи, памяти, мышления, воображения и всестороннего роста
малыша. Главное, чтобы процесс приобщения маленького человека к
природе осуществлялся в интересной игровой форме, вызывал радостное,
весёлое настроение, успех и удивление.
Начать экологическое воспитание можно с групповой комнаты, где с
помощью игрушек и картинок дети знакомятся с домашними животными и
их детёнышами, учатся узнавать и называть их. Возможно, у кого-то кошка,
собака живёт дома или у бабушки в деревне. Такие дети могут уже иметь
какие-то знания и охотно делятся ими. Познакомить детей с такими
животными, как заяц, лиса, медведь, можно, читая и рассказывая сказки. При
рассматривании
иллюстраций
во
время
чтения
художественных
и
фольклорных
произведений
воспитатель
знакомит
с
характерными
особенностями жизни этих животных, учит различать и называть части тела,
рассказывает о том, как добывают себе пищу, где живут. Воспитатель
развивает интерес детей к обитателям леса, желание рассмотреть их. Беседа
может проходить в игровой форме, речь воспитателя должна быть чёткой и
понятной детям. Для закрепления знаний предлагаются игры: «Чей малыш?»,
«Чья мама?», «Кто как кричит?».
Игра - является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру
ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы,
учатся устанавливать взаимосвязи между ними, узнают о домашних и диких
животных, о местах обитания, об изменениях в живой и неживой природе.
Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают
память, внимание.
Насыщенная среда позволяет детям не только наблюдать за объектами
природы, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под
руководством педагогов.
Роль сказки в воспитании детей трудно переоценить, а экологические
сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета. Благодаря сказкам
детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе.
Дети очень любят книги из серии «Маленький всезнайка» : «Кто на
ферме живет?», «Чей нос лучше?», «Кто живет в лесу?». Познавательные
тексты, красочные иллюстрации, загадки, потешки, забавные стихи делают
знакомства детей с живой природой интересным и увлекательным.
Песок, вода круглогодично присутствуют в группе. Дети изучают их
свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают
воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В
центре воды и песка малыши играют, пересыпают песок из ладошки в
ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и
откапывают их, строят горки, дорожки, выясняем, из какого песка можно
лепить и строить, а из какого нет. Проводятся игры с водой: “Маленькие
уточки”, “Плывёт кораблик”, дети льют водичку, переливают.
Дети экспериментируют не только с песком и водой, но проводили опыты со
снегом. В процессе экспериментальной деятельности ребята познакомились
со свойствами снега, узнали, что снег белый, холодный и легкий. Если
поместить снег в посуду, то через некоторое время он станет водой. Через
изобразительную деятельность малыши передают свои эмоции и чувства,
изображая красками — капли дождя, листопад, снежинки, солнышко. Из
пластилина лепят зёрнышки для птичек, орешки для белочки, ягоды
рябины
и
т.д.
Таким образом, с детьми ясельной группы воспитатель сосредотачивается
преимущественно на моментах общения с растениями, а не на их познании,
больше говорит сам, чем дети, создавая словесно-действенный образец
общения с природой. Показателем экологической воспитанности является
добровольное
и
активное участие
детей
в
совместной
со
взрослым
деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей
зеленой зоны. Такая деятельность должна быть окрашена положительными
эмоциями детей.
В группах имеются уголки природы, которые знакомят детей с
комнатными растениями.
Мы учим детей поливать цветы, рыхлить землю, опрыскивать листья. Я
показываю, как правильно держать лейку, лить воду небольшой струйкой,
пользоваться инструментами-помощниками.
Дети знают, что у цветка есть корень, стебель, листочки и для их роста
нужны - свет, тепло и вода, что благодаря нашему уходу, они растут такими
яркими и красивыми.
В детском саду мы прививаем первые навыки ухода за комнатными
растениями, обогащаем словарный запас.
В нашем детском саду созданы хорошие условия, способствующие
формированию основ экологического воспитания детей.
Продуктивная деятельность в рамках экологического воспитания —
это рисование, лепка, аппликация, через которые дети отражают свои
знания и наблюдения. Такие занятия формируют навык работы с природным
материалом, развивают эстетическое восприятие объектов природы,
творческие способности и воображение.
Через продуктивную деятельность решаются следующие задачи:
способствовать осознанно-правильному отношению к объектам природы;
расширять представления детей о растениях и животных, особенностях их
поведения, питания и роста;
формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе;
знакомить детей с правилами поведения в природе;
развивать мелкую моторику, усидчивость, фантазию, пространственное
мышление, глазомер.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем
звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться,
присмотреться, задуматься.
С первых лет жизни дети видят, как мама ухаживает за цветами, заботится
о кошке или собаке. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется
погладить кошку, потрогать красивый цветок.
Общаясь с природой у ребёнка развивается способность сопереживать,
сочувствовать, заботиться о других, развивается наблюдательность, речь и
бережное отношение ко всему живому.
Яркие образы этих книг надолго сохраняются в памяти, развивают речь,
обогащают словарь детей, воспитывают заботливое отношение к родной
природе. Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем
действую, то и познаю.
Очень важно чтобы основы экологического воспитания, заложенные
в детском саду, нашли свое продолжение в семье.
Для того чтобы заинтересовать родителей, мы проводим сезонные
выставки творческих работ детей совместно с родителями, награждаем
победителей и участников этих выставок.
В раздевалке для родителей созданы уголки по ознакомлению с природой,
где размещена интересная информация об экологическом воспитании
детей, например, (приметы времени года; в какие игры можно с детьми
поиграть на прогулке; какие стихи разучить, прочитать книги о природе)
Все это позволяет объединить усилия педагогов и родителей в общем
деле экологического воспитания.