Автор: Сукочева Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДС Дельфинёнок
Населённый пункт: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п.Средняя Ахтуба
Наименование материала: статья
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте и их роль в развитии творческих способностей у детей».
Дата публикации: 10.05.2024
Раздел: дошкольное образование
«Нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте и
их роль в развитии творческих способностей у детей».
Выбор данной темы не случаен. Анализ и диагностика детских рисунков
показали, что при обычном, традиционном подходе к изобразительной
деятельности, эта деятельность для детей постепенно приобретает рутинный
характер. Для того, чтобы развить у ребенка способности к творчеству, и
воспитать эти творческие способности, нужно, чтобы это представляло собой
разноплановый и целенаправленный процесс. Поэтому я пришла к выводу,
что необходимо обогатить и разнообразить работу ИЗО деятельности,
нетрадиционные техники рисования являются этим средством. Добавляя в
образовательный процесс использование всевозможных нетрадиционных
техник, а также обогащая необходимыми материалами развивающую среду в
группе, можно повысить интерес детей к рисованию.
Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, деятельность,
которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии творческих
способностей ребёнка играет развивающая предметно пространственная
среда. Материалы для нетрадиционных техник настолько разнообразны и не
влекут за собой каких-то особенных затрат. Сколько дома ненужных
интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт,
катушка ниток, свечи и т.д.). На прогулках присмотритесь, а сколько тут
интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, веточки и др. Всеми
этими
предметами
можно
обогатить
развивающую
среду
в
группе.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что
здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как
хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают
незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о
настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от
того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей
определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать
рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать
забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей
работе.
Предлагаю вашему вниманию некоторые виды рисования с подробным
описанием каждой техники:
Кляксография. Техника заключается в том, чтобы научить детей делать
кляксы (черные или разноцветные). Она бывает предметная и пейзажная.
Ребенок старшего возраста может видеть в них образы, предметы или
отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она
тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и
воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем
перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате
может получиться целый сюжет. Существует кляксография с выдуванием из
трубочки.
Эта
техника
вызывает
у
детей
восторг
и
решает
ряд
образовательных и развивающих задач.
Тычок жесткой полусухой кистью. В этой технике ребенок опускает в
гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в
воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или
шаблон.
Получается
имитация
фактурности
пушистой
или
колючей
поверхности.
Рисование пальчиками и ладошкой.
Рисование пальчиками безумно
нравится детям, ведь то, что на самом деле делать нельзя, оказывается можно
в этой технике. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
После
работы
пальчики
вытираются
салфеткой,
затем
гуашь
легко
смывается. Рисование ладошкой также очень нравится детям, ребенок
опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее кисточкой, затем делает
отпечаток на бумаге, дополняя его. Эти две техники подходят, как для
младшего, так и для старшего возрастов.
Оттиск смятой бумагой. В блюдце вкладывается штемпельная подушка из
тонкого поролона, пропитанная гуашью, и необходима плотная бумага
любого цвета и размера и смятая бумага. Мятая бумага прижимается к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на обычную бумагу.
Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Получаются удивительные мраморные узоры, которые завораживают детей.
Восковые мелки + акварель. Сначала ребенок рисует восковыми мелками
на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. Это очень привлекает
детей, как магия «волшебства». Очень похожа техника свеча + акварель.
Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один
или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг. Этот способ также вызывает восторг, поскольку ребенок чувствует
себя раскрепощенно. Набрать краску на кисть и ударить кистью о картон,
который нужно держать над бумагой. Затем ребенок закрашивает лист
акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Вместо кисти можно использовать зубную щетку или расческу.
Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных
цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисовать кистью.
Рисование по мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать
можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но
существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать
на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если
ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне
приснились сны", "Идет дождь» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать
бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка
может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде
комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так
требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению
неясных образов.
Рисование мыльными пузырями. Этот метод приводит детей в восторг.
Для работы понадобится вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло,
гуашь, акварель или пищевые красители, плотная бумага, трубочки для
коктейля, ложечка. Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить
раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена
поднялась,
берем
плотную
бумагу
и
прислоняем
ее
к мыльной
пене. Мыльные пузыри «рисуют» причудливые узоры. Можно всматриваться
в
узоры мыльных
пузырей
и
фантазировать, дорисовывать. А
можно
вырезать узор мыльного пузыря и использовать в аппликации.
Граттаж.
Техника выцарапывания рисунка на картоне, залитом тушью.
Картон заливают парафином, сверху наносят тушь и, когда краска высохнет,
пером выцарапывают рисунок. Получаются на цветном фоне белые штрихи.
Монотипия. Этот метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников.
Если кратко сказать, то это изображение на гладком целлофане, которое
переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуем краской с
помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть
густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачиваем
целлофан изображением вниз на белую бумагу и как бы промакиваем
рисунок, а затем поднимаем. Получается два рисунка. Иногда изображение
остается на целлофане, иногда на бумаге.
Это всего лишь маленькая часть из массы нетрадиционных техник
рисования, которые можно использовать в работе с детьми. Проведение
занятий с использованием нетрадиционных техник развивает творческие
способности, воображение, фантазию; способствует снятию детских страхов;
развивает
уверенность
в
своих
силах;
развивает
пространственное
мышление; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к
творческим поискам и решениям; развивает мелкую моторику рук.
Опыт
работы
показывает,
что
овладение
нетрадиционной
техникой
изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится
с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием
рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело
берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и
перспектива
самостоятельного
выбора.
Им
доставляет
огромное
удовольствие сам процесс выполнения. И чем лучше у них получается, тем с
большим удовольствием они это повторяют, как бы демонстрируя свой
успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, за тем, как дети
раскрывают свои уникальные способности и за той радостью, которую им
доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и
верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не
препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.