Автор: Позмогова Алевтина Леонидовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУСОШ с УИОП №2 г.Советска
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности"
Дата публикации: 10.05.2025
Раздел: среднее образование
«Учебные экскурсии как средство активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности»
Актуальность
курса
внеурочной
деятельности
«Культурные
абонемент» определяется его новизной и инновационной формой
учебной и вне учебной деятельности, направленной не только на
получение
предметных
знаний,
но
и
на
формирование
коммуникативных,
познавательных,
регулятивных
учебных
действий, способствующих повышению интереса не только к
предмету, но и к культурному наследию, что, в свою очередь,
развивает
чувство
патриотизма,
формирующее
основы
национальной идеи России.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Культурные
абонемент» является частью основной образовательной программы,
составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель данного курса – стимулирование познавательной
активности учащихся в изучении предметов школьного цикла через
экскурсионную деятельность.
Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 учебных
часа в год, в соответствии с планом внеурочной деятельности на
2024-2025 уч. год.
Основные формы организации занятий: мини- лекции, беседы,
экскурсии, творческие мастерские, кинозалы.
Программа реализуется в рамках 5 направлений (основных тем):
экология, история, наука, литература и искусство, мир профессий
Программа состоит трех блоков:
«Культпоход», «Культурный клуб» и «Цифровая культура».
Блок «Культпоход» –включает в себя организованные выезды
учащихся
в
учреждения
культуры:
на
спектакли,
концерты,
выставки, кинопоказы, экскурсии, фестивали.
Блок «Культурный клуб» – тематические встречи, беседы,
мастер-классы,
интервью
с
писателями,
поэтами,
артистами
и
художниками.
Блок «Цифровая
культура»
–
использование
электронных
платформ для доступа к культурному наследию. В частности, сайты
театров, музеев, филармоний, на которых сегодня можно бесплатно
найти полезную информацию, включая знакомство с цифровыми
платформами:
Национальная
электронная
библиотека.
(Национальная
электронная
библиотека
(НЭБ) — федеральная
государственная
информационная
система,
создаваемая
Министерством культуры Российской Федерации при участии
крупнейших библиотек, музеев, архивов, издателей и других
правообладателей.)
У каждого школьника в стране есть
доступ
к
богатству
российской культуры.
В
содержании
курса
внеурочной
деятельности
в
разделе
архитектура, дети знакомятся с ключевыми словами архитектура,
архитектор.
Путешествуем
«По
улицам
родного
города»,
знакомимся с достопримечательностями
нашего
города, с его
прошлым и настоящим». Мы переворачиваем странички истории
страны, города, восстанавливаем в памяти события далеких лет.
В разделе Народная культура дети знакомятся с понятиям
что такое культурное наследие, что такое культура? Виртуально
(через яндекс сайт Виртуальные экскурсии 2025 для школьников
по музеям ) отправляемся на экскурсию в музей по народным
промыслам Вятки. Знакомимся с историй дымковской игрушки,
кружевоплетением, изделиями из капа, лозоплетением.
Ребята посетили краеведческий музей города СоветскаКиросвкой
области с экскурсией, где знакомятся с жизнью и средой обитания
диких животных, их повадками.
В разделе изобразительное искусство отправляемся виртуально
(через яндекс сайт Виртуальные экскурсии для школьников по
музеям ) на экскурсию в Третьяковскую галерею, дети знакомятся с
такими понятиями, как «Музей? Какие бывают музеи? Что такое
картинная галерея? Повторяют правила поведения в общественном
месте. Узнают о творчестве знаменитых русских художников.
Так же побывали виртуально на экскурсии в драматическом театре
г. Кирова. Познакомились с театральным искусством, с тем как
устроен театральный зал.
В разделе литература ребята посетили районную библиотеку имени
Порфирьева, для них провели экскурсию по библиотеке и
библиотечный час посвящённый воссоединению Крыма с Россией.
Дети узнали причину произошедшего исторического события и его
значение для судьбы страны.
Раздел Кинематография посвящен кино-показам о героических
событиях отечественной истории. Посетили кинотеатр
«Парус».
Ребята
с замиранием сердца посмотрели
фильм
«Африка»
о
блокадном
Ленинграде.
"Африка"-
так
назвал
парнишка найденную в лесу раненую служебную собаку. Очень
пронзительная драма на военную тему выживания зимой, во время
блокады Ленинграда, матери с тремя детьми в брошенной деревне
рядом с городом.
История никого не оставит равнодушным.
Картина о любви внутри семьи и к раненому четвероногому другу,
которого очень хотелось от голода пустить на суп, ведь мама с
малышкой уже с трудом передвигались. Фильм заставил задуматься
каждого о том, в каких условиях жили простые люди во время
войны. Ребята задумались над вопросом, а как бы поступили они на
месте главного героя?
(После просмотра ребята написали отзывы о просмотренном
фильме )
Таким образом,
внеурочное занятие, как форма организации
образовательной
деятельности
позволяет
выйти
за
рамки
традиционных занятий классно-урочной системы, устанавливает
новые субъектные отношения между учеником и учителем, где
учитель выступает в роли тьютора ученика в его самообразовании;
она расширяет границы образовательной среды через освоение
обучающимися
нового
пространства,
знакомство
с
новыми
объектами и предметами, и непосредственное наблюдение за
происходящими процессами.