Напоминание

"Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности"


Автор: Позмогова Алевтина Леонидовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУСОШ с УИОП №2 г.Советска
Населённый пункт: Кировской области
Наименование материала: программа курса внеурочной деятельности
Тема: "Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности"
Дата публикации: 10.05.2025
Раздел: среднее образование





Назад




«Учебные экскурсии как средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности»

Актуальность

курса

внеурочной

деятельности

«Культурные

абонемент» определяется его новизной и инновационной формой

учебной и вне учебной деятельности, направленной не только на

получение

предметных

знаний,

но

и

на

формирование

коммуникативных,

познавательных,

регулятивных

учебных

действий, способствующих повышению интереса не только к

предмету, но и к культурному наследию, что, в свою очередь,

развивает

чувство

патриотизма,

формирующее

основы

национальной идеи России.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культурные

абонемент» является частью основной образовательной программы,

составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель данного курса – стимулирование познавательной

активности учащихся в изучении предметов школьного цикла через

экскурсионную деятельность.

Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 учебных

часа в год, в соответствии с планом внеурочной деятельности на

2024-2025 уч. год.

Основные формы организации занятий: мини- лекции, беседы,

экскурсии, творческие мастерские, кинозалы.

Программа реализуется в рамках 5 направлений (основных тем):

экология, история, наука, литература и искусство, мир профессий

Программа состоит трех блоков:

«Культпоход», «Культурный клуб» и «Цифровая культура».

Блок «Культпоход» –включает в себя организованные выезды

учащихся

в

учреждения

культуры:

на

спектакли,

концерты,

выставки, кинопоказы, экскурсии, фестивали.

Блок «Культурный клуб» – тематические встречи, беседы,

мастер-классы,

интервью

с

писателями,

поэтами,

артистами

и

художниками.

Блок «Цифровая

культура»

использование

электронных

платформ для доступа к культурному наследию. В частности, сайты

театров, музеев, филармоний, на которых сегодня можно бесплатно

найти полезную информацию, включая знакомство с цифровыми

платформами:

Национальная

электронная

библиотека.

(Национальная

электронная

библиотека

(НЭБ) — федеральная

государственная

информационная

система,

создаваемая

Министерством культуры Российской Федерации при участии

крупнейших библиотек, музеев, архивов, издателей и других

правообладателей.)

У каждого школьника в стране есть

доступ

к

богатству

российской культуры.

В

содержании

курса

внеурочной

деятельности

в

разделе

архитектура, дети знакомятся с ключевыми словами архитектура,

архитектор.

Путешествуем

«По

улицам

родного

города»,

знакомимся с достопримечательностями

нашего

города, с его

прошлым и настоящим». Мы переворачиваем странички истории

страны, города, восстанавливаем в памяти события далеких лет.

В разделе Народная культура дети знакомятся с понятиям

что такое культурное наследие, что такое культура? Виртуально

(через яндекс сайт Виртуальные экскурсии 2025 для школьников

по музеям ) отправляемся на экскурсию в музей по народным

промыслам Вятки. Знакомимся с историй дымковской игрушки,

кружевоплетением, изделиями из капа, лозоплетением.

Ребята посетили краеведческий музей города СоветскаКиросвкой

области с экскурсией, где знакомятся с жизнью и средой обитания

диких животных, их повадками.

В разделе изобразительное искусство отправляемся виртуально

(через яндекс сайт Виртуальные экскурсии для школьников по

музеям ) на экскурсию в Третьяковскую галерею, дети знакомятся с

такими понятиями, как «Музей? Какие бывают музеи? Что такое

картинная галерея? Повторяют правила поведения в общественном

месте. Узнают о творчестве знаменитых русских художников.

Так же побывали виртуально на экскурсии в драматическом театре

г. Кирова. Познакомились с театральным искусством, с тем как

устроен театральный зал.

В разделе литература ребята посетили районную библиотеку имени

Порфирьева, для них провели экскурсию по библиотеке и

библиотечный час посвящённый воссоединению Крыма с Россией.

Дети узнали причину произошедшего исторического события и его

значение для судьбы страны.

Раздел Кинематография посвящен кино-показам о героических

событиях отечественной истории. Посетили кинотеатр

«Парус».

Ребята

с замиранием сердца посмотрели

фильм

«Африка»

о

блокадном

Ленинграде.

"Африка"-

так

назвал

парнишка найденную в лесу раненую служебную собаку. Очень

пронзительная драма на военную тему выживания зимой, во время

блокады Ленинграда, матери с тремя детьми в брошенной деревне

рядом с городом.

История никого не оставит равнодушным.

Картина о любви внутри семьи и к раненому четвероногому другу,

которого очень хотелось от голода пустить на суп, ведь мама с

малышкой уже с трудом передвигались. Фильм заставил задуматься

каждого о том, в каких условиях жили простые люди во время

войны. Ребята задумались над вопросом, а как бы поступили они на

месте главного героя?

(После просмотра ребята написали отзывы о просмотренном

фильме )

Таким образом,

внеурочное занятие, как форма организации

образовательной

деятельности

позволяет

выйти

за

рамки

традиционных занятий классно-урочной системы, устанавливает

новые субъектные отношения между учеником и учителем, где

учитель выступает в роли тьютора ученика в его самообразовании;

она расширяет границы образовательной среды через освоение

обучающимися

нового

пространства,

знакомство

с

новыми

объектами и предметами, и непосредственное наблюдение за

происходящими процессами.



В раздел образования