Напоминание

Развитие базовых коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, которые лишены возможности общения при помощи речи


Автор: Татаренко Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24
Населённый пункт: Тимашевского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Развитие базовых коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, которые лишены возможности общения при помощи речи
Дата публикации: 10.05.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие базовых коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, которые

лишены возможности общения при помощи речи».

Татаренко О.Ю.

педагог- психолог МБДОУ д/с №24

Дети, которым общение при помощи слов недоступно испытывают

коммуникативные

трудности,

которые

порождают

эмоциональные

трудности, проблемы с поведением, трудности социализации и адаптации

ребёнка в обществе.

Среди безречевых детей есть дети, не зависимо от возраста, которые не

понимают или плохо понимают обращённую речь, у которых отсутствует

реакция на имя и голос, отсутствует указательный жест, нет жеста согласия и

отказа, нет зрительного контакта, нет разделённого внимания, они не

инициируют взаимодействие сами, у них нет мотивации к взаимодействию с

другими людьми, соответственно они не могут, выразить просьбу, отказаться

от нежелательной деятельности, не могут попросить помощи, обучаться,

получать знания. Как правило, это дети с РАС, ТНР, ЗПРР, с синдромом

Дауна, СД.

Предлагаю вспомнить, что собой представляют коммуникативные

навыки, как и в каком возрасте начинают они формироваться у ребёнка.

Коммуникативные навыки - это способность взаимодействовать с

окружающим

миром,

правильно

понимая

и

передавая

информацию.

Начинают формироваться задатки коммуникативных навыков с потребности

в общении младенца со взрослым. С третей недели жизни и до 3 мес. у

ребёнка появляется комплекс оживления, который включает четыре главных

компонента: замирание, зрительное сосредоточение на лице взрослого и

внимательное слушание речи взрослого, ответную улыбку, активные

двигательные реакции на появление взрослого, вокализацию – гуление.

Именно появление комплекса оживления у младенца свидетельствует о том,

что у малыша появилась потребность в общении со взрослым.

Однако есть дети, у которых в силу тех или иных причин нет

мотивации к общению, нет зрительного контакта, такие дети никого не

замечают.

Согласитесь, что крайне сложно учиться у того, кого не замечаешь!

Нет единой инструкции, как устанавливать эмоциональный контакт с

ребёнком, так как мы не знаем в каком настроении ребёнок впервые зайдёт к

нам в кабинет, какая деятельность для него будет мотивационной, как он

воспримет нас.

Ребёнку нужно дать время чтобы привыкнуть к новой

обстановке, сделать обстановку понятной и предсказуемой.Ребёнка могут

спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя

активность и суетливость взрослого. В то же время, ситуация знакомства не

должна быть и абсолютно нейтральной. Взрослый должен быть очень

1

внимателен к тому, чем заинтересовался ребёнок. В начале знакомства лучше

вообще не пользоваться речью или попробовать очень осторожно озвучивать

действия ребёнка или повторять его вокализацию. И лишь, когда вы увидите,

что ребёнку комфортно с вами, то можете попробовать осторожно вплести

его имя в свою речь, чтобы имя воспринималось ребёнком не как угроза

принуждения, а как ласка. Всё очень индивидуально, есть дети, которые

любят, чтобы их кружили, обнимали, а есть, которые не любят и малейшего

прикосновения. Нужно постараться связать себя с приятными впечатлениями

для ребёнка.

Лучше всего, если взрослый будет спокойно сидеть и занимается

каким-то своим делом (например, плавно подбрасывать и ловить воздушный

шарик, очень осторожно пускать мыльные пузыри, переливать воду,

пересыпать содержание сухого бассейна, крутит колёсики, запускать тихо

юлу и т.д.), и только иногда, коротко взглянув на ребёнка улыбаться ему,

ребёнок постепенно освоится и подойдёт.Привлекать внимание лучше не к

себе, а к приятному сенсорному эффекту. Постепенно мы покажем ребёнку,

что с нами лучше, чем без нас.

Рассмотрим три простые активности на развитие зрительного контакта

у ребёнка, который избегает взгляд в глаза. Смотрите, зрительный контакт

нам нужен, не как выученный акт, когда ребёнок знает, что на нас нужно

смотреть, а зачем он не понимает. Потому что зрительный контакт имеет

силу и важен вот тогда, когда он осмысленный. Цели зрительного контакта

(социальной ссылки): определение перспективы (сюда можно или нет),

считывание

информации,

обмен

информацией.

Сначала

мы

пробуем

наделить взгляд ребёнка силой, чтобы он понял, что если будет смотреть на

вас, то сможет с нами взаимодействовать. Например, игра «Щекотка»

ребёнок сидит, а вы идёте растопырив пальцы, выразительно смотрите на

него всем видом показываете, что готовы его щекотать, вы щекочите ребёнка

лишь тогда, когда ребёнок на вас смотрит, он отвернулся – вы замерли в

демонстративной позе, он посмотрел - вы идёте. Говорить при этом ничего не

нужно, постепенно ребёнок сам понимает правила игры и улавливает суть. И

это вот то, что нам и нужно, потому что нам нужно, чтобы эта социальная

ссылка для ребёнка стала интуитивно понятной без инструкции. Когда

ребёнок усвоил правила игры, вы можете пригласить второго человека,

теперь двигаться к ребёнку будет тот человек, на которого смотрит ребёнок,

если ребёнок отвернулся, то человек замирает в демонстративной позе в

ожидании и т.д. в эту игру большинство детей любят играть. Мы играем

часто. Во что ещё можно играть – это игра «Замри, отомри». Вы специально

создаёте обучающую ситуацию, например, когда вы открываете дверь, и

ребёнок ожидает, что дверь сейчас откроется и он зайдёт, нодверь не

открывается, вывзявшись за ручку двери «замираете» издаёте любой звук «э-

э-э» и выразительно смотрите на ребёнка, если ребёнок посмотрел на вас, вы

говорите: «О, хорошо посмотрел!» и открываете дверь. Или вы достаёте

игрушку из ящика, которую ждёт ребёнок, и вдруг на несколько минут

2

«замираете», издаёте любой звук, тем самым привлекая внимание ребёнка, и

выразительно смотрите на ребёнка, если ребёнок посмотрел на вас, вы

говорите: «О, хорошо посмотрел!» и продолжаете доставать игрушку. Со

временем ребёнок усваивает правила игры, понимает суть игры. Через

разные активности ребёнок начинает понимать, как важен взгляд, что он

может взглядом влиять на вас, направлять ваше и своё внимание на предмет

и что это весело. Ещё одно упражнение на формирование зрительного

контакта. Ребёнок хорошо запоминает, где что лежит, где лежат машинки,

печенье.. Предложите ребёнку достать контейнер с печеньем, ребёнок

достаёт, а там – пусто. А вы незамедлительно говорите; «Смотри, смотри,

там» указывая взглядом на предмет, направляя внимание ребёнка на печенье.

Постепенно ребёнок понимает, что взгляд даёт информацию. Когда мы

внедряем подобные активности в жизнь ребёнка, то он в игровой форме

начинает понимать силу зрительного контакта и у него появляется первый

инструмент для коммуникации.

Поощрите ребенка за правильный отклик (даже если в первое время

взгляд в глаза будет совсем недолгим). Поощрение для каждого ребёнка

очень индивидуальны (угощение, мыльные пузыри, щекотка, перерыв и т.д.)

Следующий шаг – учим ребёнка реагировать на своё имя, вычленять

собственное имя из потока речи, смотреть на того человека, который зовет

ребенка по имени. Несколько раз в день называем имя ребенка громким, но

спокойным голосом. Если он посмотрит на вас, поощряем, улыбаемся,

хвалим его.

Следующий шаг - учим ребёнка использовать указательный жест для

направления внимания других людей или собственного внимания на какой-

либо объект.

Указательный жест – это базовый навык, основа для последующего

развития коммуникативной сферы ребёнка. Указательный жест появляется у

ребёнка с нормой в развитии с 9 месяцев. К сожалению, у некоторых детей с

ОВЗ самостоятельно без обучения указательный жест не формируется

совсем.

Для начала нам нужно научить ребёнка выпрямлять один лишь

указательный палец, при этом остальные пальчики прижимать к ладони. Не

во

всех

детей

сразу

это

получается.

В

этом

нам

помогут

такие

подготовительные

упражнения,

как:

толкание

указательным

пальцем

маленькой машинки, нажатие одним пальчиком пупырок на pop-it, нажатие

кнопочек музыкальных книг, рисование пальчиковыми красками. Когда

ребёнок хорошо умеет прижимать все пальцы к ладони и лишь указательным

выполнять деятельность, то переходим к следующему этапу.

Создаём обучающую ситуацию, чтобы ребёнок очень захотел взять

предмет, но не мог до него дотянуться. Опускаемся на уровень ребёнка,

смотрим обязательно ему в глаза. Задаём вопрос: «Что ты хочешь? Покажи!»

и, сложив кисть ребёнка в указательный жест, помогаем ему показать на

желаемый предмет, подсказывая «Это».Отдаём сразу ребёнку предмет и

3

называем его. Постепенно уменьшайте количество оказываемой ребенку

помощи, для того, чтобы он смог самостоятельно показывать на желаемые

объекты.

Озвучу ошибки:много говорим, упрашиваем. Например, говорим:

«Порадуй меня, покажи пальчиком, ну покажи мне мячик, пожалуйста» и

т.д.Задерживаем предмет у себя .Задерживаем предмет у себя

Игровые упражнения: «Покажи,что ты хочешь?», «Покажи, где

кошка», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, нос (части тела)», «Покажи,

один предмет из двух», «Покажи, на фотографии маму, папу», «Покажи, в

книге того кто ест (глагол) «Покажи того, чей это голос» и т.д.»

Следующий шаг – учим ребёнка понимать инструкцию «Стоп».это

базовый навык, связанный с безопасностью ребёнка. В норме в 1 год ребёнок

реагирует на слова запреты: «стоп», «нет», «жди» или «нельзя» в виде

подчинения или протеста.

Берём ребенка за руку и идём по комнате, в подходящий момент

говорим

громко

и

четко:

«Стоп»

и

останавливаемся,

придерживая

(останавливая) ребенка. Когда он остановится, поощряем и хвалим его.

Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок начал останавливаться по

инструкции.

Учим ребёнка реагировать на просьбу «Жди», формируем базовую

способность к саморегуляции, учим длительно удерживать внимание на

взрослом и не начинать действие без его команды.

Например,

взрослый

вкладывает

в

руку

ребёнка

игрушку,

придерживает, произносит: «Жди». Выдерживает небольшую паузу, даёт

команду к действию: «Кидай». Если ребёнок не реагирует, взрослый даёт

вначале жестовую, затем физическую подсказку. Эмоционально реагирует на

правильность и неправильность выполнения упражнения.

Следующий шаг – учим ребёнка понимать инструкцию «Иди сюда».

Для данного упражнения потребуются два лица: учитель и помощник.

Оба должны держать наготове какое-либо вознаграждение. Учитель и

егопомощник должны сидеть напротив друг друга (расстояние 1,5-2 метра).

Ребенок должен стоять рядом с помощником. Учитель говорит: «Иди сюда»и

взмахивает

ладонью

по

направлению

к

себе,

протягивает

ребенку

вознаграждение,

помощник

должен

слегка

подтолкнуть

ребенка

по

направлению

к

учителю.

Если

ребенок

пойдет

кзовущему,

его

вознаграждают. То же повторяется в обратном направлении(от учителя к

помощнику). Постепенно нужно отказываться от маленького толчка и

следить:пойдет ли ребенок самостоятельно на речевой вызов. Далее можно

усложнять задание: звать ребенка, когда он на вас не смотрит или вы

находитесь не в его поле зрения, из другой комнаты и т.д.

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест «Садись».

Для выполнения упражнения нужно поставить 3 стула так, чтобы 2 из них

стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом

упражнении принимают участие 2 человека. Первый садится на отдельный

4

стул напротив ребенка и помощника. Ребенок и помощник становятся перед

своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего

учителя. Учитель говорит четко: «Садись!». Помощник садится и помогает

сесть ребенку. После чего следует похвала или вознаграждение от учителя.

Необходимо многократное повторение упражнения, пока ребенок не поймет

речевого требования и перестанет нуждаться в поддержке помощника.

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест «На», «Дай», «Помоги».

Для обучения данным навыкам потребуется помощник. Положите на

стол несколько знакомых предметов. Сядьте за стол напротив ребенка

(помощник рядом с ребенком). Подайте ребенку один из предметов

протягивая ребёнку предмет на раскрытой ладони и громко и отчетливо

произнесите: «На». Если ребенок сам не берет подаваемый ему предмет,

помощник должен помочь, поддержав руку ребенка, и взять его рукой

предмет. Повторите несколько раз, постепенно уменьшая количество

помощи, увеличивайте паузы между инструкцией и подсказкой, чтобы

ребенок мог брать предметы по инструкции самостоятельно. Поощряйте его

за верные реакции. Аналогично формируем навык «Дай».Несколько раз

сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак. Навык «Помоги» учим легонько

несколько раз стучать по руке взрослого прося таким образом помощи.

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест согласия «Да»

Для обучения этому навыку необходимо участие двух взрослых:

учителя и помощника. У учителя в руках находится нечто, вызывающее

положительныеэмоции у ребенка. Учитель подходит к помощнику с

ребенком и показывает ребёнку желанный предмет. Если ребенок не смотрит

в сторону учителя, помощник должен мягко повернуть голову ребенка в его

сторону. Когда ребенок как-то выразит свое радостное отношение.Учитель

спрашивает: «Ты, хочешь это?», помощник должен помочь выразить

согласие - мягко покачать головой ребёнка вниз-вверх, а учитель должен

словами отреагировать на жест ребенка: «Да, хочешь …» и сразу

датьпредметребёнку назвав его.

Аналогично,

предыдущему

навыку,

учим

ребёнка

понимать

инструкцию и жест отказа, отрицания «Нет»

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест одобрения «Молодец»

Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест порицания «Ай-Ай-Ай»

Сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем

рукой вверх-вниз.

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест призыв к тишине «Тихо!»

Прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест приветствия «Привет!»

Для обучения этому навыку необходимо участие двух взрослых:

учителя и помощника. Учитель подходит к помощнику с ребенком и громко

и четко произносит «Привет!», машет рукой из стороны в сторону. Если

ребенок не смотрит в сторону учителя, помощник должен мягко повернуть к

5

нему голову ребенка. Когда ребенок посмотрит в сторону учителя, помощник

должен помочь ему ответить, помахав рукой из стороны в сторону, и четко

сказать:

«Привет!».

Обязательно

похвалите

ребенка

(или

поощрите

лакомством). Выражайте свою радость «встрече».

Учим ребёнка понимать инструкцию и жест прощания «Пока».Для

обучения этому навыку необходимо участие двух взрослых: учителя и

помощника. Некоторое время все вместе поиграйте с ребенком (покачайте

или пощекочите его). Через некоторое время учитель, немного отойдя от

ребенка, должен помахать ему рукой вверх-вниз и четко и громко

произнести: «Пока». Если ребенок не смотрит в сторону учителя, помощник

должен мягко повернуть голову ребенка в его сторону и помочь помахать

рукой, произнося: «Пока-пока».

Учим ребёнка моторной имитации «Делай так».

Взрослый смотрит на ребёнка, показывает основные движения и

произносит:

«Делай

так!».

Ребёнку

может

потребоваться

физическая

подсказка

помощника,

чтобы

начать

действие.

Как

только

ребёнок

включается в имитационную деятельность, взрослый перестаёт подсказывать

и продолжает выполнять необходимые движения, эмоционально реагирует

на правильно выполненные ребёнком движения.

Инструкции: похлопай в ладоши, прыгай, руки вверх, кружись,

потопай ногами, руки в сторону и т.д.

Учим ребёнка предметно-опосредованной имитации «Делай так»,

которая является первой ступенью в развитии подражания в целом. Для игры

подбираются два идентичных набора предметов (3-4 штуки). Предъявляя

действие с одним из предметов, взрослый произносит: «Делай так!». Ребёнку

может потребоваться физическая подсказка, чтобы начать действие.

Инструкции: бей в барабан, позвони в колокольчик, положи кубик в

ведро, толкай машинку, помаши флажком, покорми куклу, расчеши волосы,

надень шапку и т.д.

Учим ребёнка имитировать точные движения мелкой моторики «Делай

так»,подражание действиям взрослого и развитие мелкой моторики рук.

Инструкции: сомкни кисти рук, разожми и сожми кулаки, постучи

указательным пальцем о большой, указать на части тела, соединить большой

палец и указательный.

Учим ребёнка артикуляционной имитации «Делай так»

.

Взрослый

поворачивается лицом к ребёнку, показывает движения ртом и произносит:

«Делай так!». Ребёнку может потребоваться физическая подсказка, чтобы

начать

действие.

Как

только

ребёнок

включается

в

имитационную

деятельность, взрослый перестаёт подсказывать и продолжает выполнять

необходимые движения, эмоционально реагирует на правильно выполненные

ребёнком движения. При показе движений можно использовать зеркало.

Пусть ребёнок смотрит и на вас и в зеркало.

6

Инструкции: открой рот, высунь язык, сложи губы вместе, постучи

зубами. Подуй, улыбнись, сложи губы в трубочку, упри язык в верхние зубы,

прикуси нижнюю губу верхними зубами.

7



В раздел образования