Автор: Татаренко Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №24
Населённый пункт: Тимашевского района Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Развитие базовых коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, которые лишены возможности общения при помощи речи
Дата публикации: 10.05.2025
Раздел: дошкольное образование
«Развитие базовых коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, которые
лишены возможности общения при помощи речи».
Татаренко О.Ю.
педагог- психолог МБДОУ д/с №24
Дети, которым общение при помощи слов недоступно испытывают
коммуникативные
трудности,
которые
порождают
эмоциональные
трудности, проблемы с поведением, трудности социализации и адаптации
ребёнка в обществе.
Среди безречевых детей есть дети, не зависимо от возраста, которые не
понимают или плохо понимают обращённую речь, у которых отсутствует
реакция на имя и голос, отсутствует указательный жест, нет жеста согласия и
отказа, нет зрительного контакта, нет разделённого внимания, они не
инициируют взаимодействие сами, у них нет мотивации к взаимодействию с
другими людьми, соответственно они не могут, выразить просьбу, отказаться
от нежелательной деятельности, не могут попросить помощи, обучаться,
получать знания. Как правило, это дети с РАС, ТНР, ЗПРР, с синдромом
Дауна, СД.
Предлагаю вспомнить, что собой представляют коммуникативные
навыки, как и в каком возрасте начинают они формироваться у ребёнка.
Коммуникативные навыки - это способность взаимодействовать с
окружающим
миром,
правильно
понимая
и
передавая
информацию.
Начинают формироваться задатки коммуникативных навыков с потребности
в общении младенца со взрослым. С третей недели жизни и до 3 мес. у
ребёнка появляется комплекс оживления, который включает четыре главных
компонента: замирание, зрительное сосредоточение на лице взрослого и
внимательное слушание речи взрослого, ответную улыбку, активные
двигательные реакции на появление взрослого, вокализацию – гуление.
Именно появление комплекса оживления у младенца свидетельствует о том,
что у малыша появилась потребность в общении со взрослым.
Однако есть дети, у которых в силу тех или иных причин нет
мотивации к общению, нет зрительного контакта, такие дети никого не
замечают.
Согласитесь, что крайне сложно учиться у того, кого не замечаешь!
Нет единой инструкции, как устанавливать эмоциональный контакт с
ребёнком, так как мы не знаем в каком настроении ребёнок впервые зайдёт к
нам в кабинет, какая деятельность для него будет мотивационной, как он
воспримет нас.
Ребёнку нужно дать время чтобы привыкнуть к новой
обстановке, сделать обстановку понятной и предсказуемой.Ребёнка могут
спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя
активность и суетливость взрослого. В то же время, ситуация знакомства не
должна быть и абсолютно нейтральной. Взрослый должен быть очень
1
внимателен к тому, чем заинтересовался ребёнок. В начале знакомства лучше
вообще не пользоваться речью или попробовать очень осторожно озвучивать
действия ребёнка или повторять его вокализацию. И лишь, когда вы увидите,
что ребёнку комфортно с вами, то можете попробовать осторожно вплести
его имя в свою речь, чтобы имя воспринималось ребёнком не как угроза
принуждения, а как ласка. Всё очень индивидуально, есть дети, которые
любят, чтобы их кружили, обнимали, а есть, которые не любят и малейшего
прикосновения. Нужно постараться связать себя с приятными впечатлениями
для ребёнка.
Лучше всего, если взрослый будет спокойно сидеть и занимается
каким-то своим делом (например, плавно подбрасывать и ловить воздушный
шарик, очень осторожно пускать мыльные пузыри, переливать воду,
пересыпать содержание сухого бассейна, крутит колёсики, запускать тихо
юлу и т.д.), и только иногда, коротко взглянув на ребёнка улыбаться ему,
ребёнок постепенно освоится и подойдёт.Привлекать внимание лучше не к
себе, а к приятному сенсорному эффекту. Постепенно мы покажем ребёнку,
что с нами лучше, чем без нас.
Рассмотрим три простые активности на развитие зрительного контакта
у ребёнка, который избегает взгляд в глаза. Смотрите, зрительный контакт
нам нужен, не как выученный акт, когда ребёнок знает, что на нас нужно
смотреть, а зачем он не понимает. Потому что зрительный контакт имеет
силу и важен вот тогда, когда он осмысленный. Цели зрительного контакта
(социальной ссылки): определение перспективы (сюда можно или нет),
считывание
информации,
обмен
информацией.
Сначала
мы
пробуем
наделить взгляд ребёнка силой, чтобы он понял, что если будет смотреть на
вас, то сможет с нами взаимодействовать. Например, игра «Щекотка»
ребёнок сидит, а вы идёте растопырив пальцы, выразительно смотрите на
него всем видом показываете, что готовы его щекотать, вы щекочите ребёнка
лишь тогда, когда ребёнок на вас смотрит, он отвернулся – вы замерли в
демонстративной позе, он посмотрел - вы идёте. Говорить при этом ничего не
нужно, постепенно ребёнок сам понимает правила игры и улавливает суть. И
это вот то, что нам и нужно, потому что нам нужно, чтобы эта социальная
ссылка для ребёнка стала интуитивно понятной без инструкции. Когда
ребёнок усвоил правила игры, вы можете пригласить второго человека,
теперь двигаться к ребёнку будет тот человек, на которого смотрит ребёнок,
если ребёнок отвернулся, то человек замирает в демонстративной позе в
ожидании и т.д. в эту игру большинство детей любят играть. Мы играем
часто. Во что ещё можно играть – это игра «Замри, отомри». Вы специально
создаёте обучающую ситуацию, например, когда вы открываете дверь, и
ребёнок ожидает, что дверь сейчас откроется и он зайдёт, нодверь не
открывается, вывзявшись за ручку двери «замираете» издаёте любой звук «э-
э-э» и выразительно смотрите на ребёнка, если ребёнок посмотрел на вас, вы
говорите: «О, хорошо посмотрел!» и открываете дверь. Или вы достаёте
игрушку из ящика, которую ждёт ребёнок, и вдруг на несколько минут
2
«замираете», издаёте любой звук, тем самым привлекая внимание ребёнка, и
выразительно смотрите на ребёнка, если ребёнок посмотрел на вас, вы
говорите: «О, хорошо посмотрел!» и продолжаете доставать игрушку. Со
временем ребёнок усваивает правила игры, понимает суть игры. Через
разные активности ребёнок начинает понимать, как важен взгляд, что он
может взглядом влиять на вас, направлять ваше и своё внимание на предмет
и что это весело. Ещё одно упражнение на формирование зрительного
контакта. Ребёнок хорошо запоминает, где что лежит, где лежат машинки,
печенье.. Предложите ребёнку достать контейнер с печеньем, ребёнок
достаёт, а там – пусто. А вы незамедлительно говорите; «Смотри, смотри,
там» указывая взглядом на предмет, направляя внимание ребёнка на печенье.
Постепенно ребёнок понимает, что взгляд даёт информацию. Когда мы
внедряем подобные активности в жизнь ребёнка, то он в игровой форме
начинает понимать силу зрительного контакта и у него появляется первый
инструмент для коммуникации.
Поощрите ребенка за правильный отклик (даже если в первое время
взгляд в глаза будет совсем недолгим). Поощрение для каждого ребёнка
очень индивидуальны (угощение, мыльные пузыри, щекотка, перерыв и т.д.)
Следующий шаг – учим ребёнка реагировать на своё имя, вычленять
собственное имя из потока речи, смотреть на того человека, который зовет
ребенка по имени. Несколько раз в день называем имя ребенка громким, но
спокойным голосом. Если он посмотрит на вас, поощряем, улыбаемся,
хвалим его.
Следующий шаг - учим ребёнка использовать указательный жест для
направления внимания других людей или собственного внимания на какой-
либо объект.
Указательный жест – это базовый навык, основа для последующего
развития коммуникативной сферы ребёнка. Указательный жест появляется у
ребёнка с нормой в развитии с 9 месяцев. К сожалению, у некоторых детей с
ОВЗ самостоятельно без обучения указательный жест не формируется
совсем.
Для начала нам нужно научить ребёнка выпрямлять один лишь
указательный палец, при этом остальные пальчики прижимать к ладони. Не
во
всех
детей
сразу
это
получается.
В
этом
нам
помогут
такие
подготовительные
упражнения,
как:
толкание
указательным
пальцем
маленькой машинки, нажатие одним пальчиком пупырок на pop-it, нажатие
кнопочек музыкальных книг, рисование пальчиковыми красками. Когда
ребёнок хорошо умеет прижимать все пальцы к ладони и лишь указательным
выполнять деятельность, то переходим к следующему этапу.
Создаём обучающую ситуацию, чтобы ребёнок очень захотел взять
предмет, но не мог до него дотянуться. Опускаемся на уровень ребёнка,
смотрим обязательно ему в глаза. Задаём вопрос: «Что ты хочешь? Покажи!»
и, сложив кисть ребёнка в указательный жест, помогаем ему показать на
желаемый предмет, подсказывая «Это».Отдаём сразу ребёнку предмет и
3
называем его. Постепенно уменьшайте количество оказываемой ребенку
помощи, для того, чтобы он смог самостоятельно показывать на желаемые
объекты.
Озвучу ошибки:много говорим, упрашиваем. Например, говорим:
«Порадуй меня, покажи пальчиком, ну покажи мне мячик, пожалуйста» и
т.д.Задерживаем предмет у себя .Задерживаем предмет у себя
Игровые упражнения: «Покажи,что ты хочешь?», «Покажи, где
кошка», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, нос (части тела)», «Покажи,
один предмет из двух», «Покажи, на фотографии маму, папу», «Покажи, в
книге того кто ест (глагол) «Покажи того, чей это голос» и т.д.»
Следующий шаг – учим ребёнка понимать инструкцию «Стоп».это
базовый навык, связанный с безопасностью ребёнка. В норме в 1 год ребёнок
реагирует на слова запреты: «стоп», «нет», «жди» или «нельзя» в виде
подчинения или протеста.
Берём ребенка за руку и идём по комнате, в подходящий момент
говорим
громко
и
четко:
«Стоп»
и
останавливаемся,
придерживая
(останавливая) ребенка. Когда он остановится, поощряем и хвалим его.
Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок начал останавливаться по
инструкции.
Учим ребёнка реагировать на просьбу «Жди», формируем базовую
способность к саморегуляции, учим длительно удерживать внимание на
взрослом и не начинать действие без его команды.
Например,
взрослый
вкладывает
в
руку
ребёнка
игрушку,
придерживает, произносит: «Жди». Выдерживает небольшую паузу, даёт
команду к действию: «Кидай». Если ребёнок не реагирует, взрослый даёт
вначале жестовую, затем физическую подсказку. Эмоционально реагирует на
правильность и неправильность выполнения упражнения.
Следующий шаг – учим ребёнка понимать инструкцию «Иди сюда».
Для данного упражнения потребуются два лица: учитель и помощник.
Оба должны держать наготове какое-либо вознаграждение. Учитель и
егопомощник должны сидеть напротив друг друга (расстояние 1,5-2 метра).
Ребенок должен стоять рядом с помощником. Учитель говорит: «Иди сюда»и
взмахивает
ладонью
по
направлению
к
себе,
протягивает
ребенку
вознаграждение,
помощник
должен
слегка
подтолкнуть
ребенка
по
направлению
к
учителю.
Если
ребенок
пойдет
кзовущему,
его
вознаграждают. То же повторяется в обратном направлении(от учителя к
помощнику). Постепенно нужно отказываться от маленького толчка и
следить:пойдет ли ребенок самостоятельно на речевой вызов. Далее можно
усложнять задание: звать ребенка, когда он на вас не смотрит или вы
находитесь не в его поле зрения, из другой комнаты и т.д.
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест «Садись».
Для выполнения упражнения нужно поставить 3 стула так, чтобы 2 из них
стояли напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. В этом
упражнении принимают участие 2 человека. Первый садится на отдельный
4
стул напротив ребенка и помощника. Ребенок и помощник становятся перед
своими стульями. Глаза ребенка должны находиться на уровне рта сидящего
учителя. Учитель говорит четко: «Садись!». Помощник садится и помогает
сесть ребенку. После чего следует похвала или вознаграждение от учителя.
Необходимо многократное повторение упражнения, пока ребенок не поймет
речевого требования и перестанет нуждаться в поддержке помощника.
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест «На», «Дай», «Помоги».
Для обучения данным навыкам потребуется помощник. Положите на
стол несколько знакомых предметов. Сядьте за стол напротив ребенка
(помощник рядом с ребенком). Подайте ребенку один из предметов
протягивая ребёнку предмет на раскрытой ладони и громко и отчетливо
произнесите: «На». Если ребенок сам не берет подаваемый ему предмет,
помощник должен помочь, поддержав руку ребенка, и взять его рукой
предмет. Повторите несколько раз, постепенно уменьшая количество
помощи, увеличивайте паузы между инструкцией и подсказкой, чтобы
ребенок мог брать предметы по инструкции самостоятельно. Поощряйте его
за верные реакции. Аналогично формируем навык «Дай».Несколько раз
сжимаем пальцы раскрытой ладони в кулак. Навык «Помоги» учим легонько
несколько раз стучать по руке взрослого прося таким образом помощи.
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест согласия «Да»
Для обучения этому навыку необходимо участие двух взрослых:
учителя и помощника. У учителя в руках находится нечто, вызывающее
положительныеэмоции у ребенка. Учитель подходит к помощнику с
ребенком и показывает ребёнку желанный предмет. Если ребенок не смотрит
в сторону учителя, помощник должен мягко повернуть голову ребенка в его
сторону. Когда ребенок как-то выразит свое радостное отношение.Учитель
спрашивает: «Ты, хочешь это?», помощник должен помочь выразить
согласие - мягко покачать головой ребёнка вниз-вверх, а учитель должен
словами отреагировать на жест ребенка: «Да, хочешь …» и сразу
датьпредметребёнку назвав его.
Аналогично,
предыдущему
навыку,
учим
ребёнка
понимать
инструкцию и жест отказа, отрицания «Нет»
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест одобрения «Молодец»
Сжимаем пальцы в кулак, большой палец поднимаем вверх. Молодец!
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест порицания «Ай-Ай-Ай»
Сжимаем пальцы в кулак, а указательный палец выпрямляем, машем
рукой вверх-вниз.
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест призыв к тишине «Тихо!»
Прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам.
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест приветствия «Привет!»
Для обучения этому навыку необходимо участие двух взрослых:
учителя и помощника. Учитель подходит к помощнику с ребенком и громко
и четко произносит «Привет!», машет рукой из стороны в сторону. Если
ребенок не смотрит в сторону учителя, помощник должен мягко повернуть к
5
нему голову ребенка. Когда ребенок посмотрит в сторону учителя, помощник
должен помочь ему ответить, помахав рукой из стороны в сторону, и четко
сказать:
«Привет!».
Обязательно
похвалите
ребенка
(или
поощрите
лакомством). Выражайте свою радость «встрече».
Учим ребёнка понимать инструкцию и жест прощания «Пока».Для
обучения этому навыку необходимо участие двух взрослых: учителя и
помощника. Некоторое время все вместе поиграйте с ребенком (покачайте
или пощекочите его). Через некоторое время учитель, немного отойдя от
ребенка, должен помахать ему рукой вверх-вниз и четко и громко
произнести: «Пока». Если ребенок не смотрит в сторону учителя, помощник
должен мягко повернуть голову ребенка в его сторону и помочь помахать
рукой, произнося: «Пока-пока».
Учим ребёнка моторной имитации «Делай так».
Взрослый смотрит на ребёнка, показывает основные движения и
произносит:
«Делай
так!».
Ребёнку
может
потребоваться
физическая
подсказка
помощника,
чтобы
начать
действие.
Как
только
ребёнок
включается в имитационную деятельность, взрослый перестаёт подсказывать
и продолжает выполнять необходимые движения, эмоционально реагирует
на правильно выполненные ребёнком движения.
Инструкции: похлопай в ладоши, прыгай, руки вверх, кружись,
потопай ногами, руки в сторону и т.д.
Учим ребёнка предметно-опосредованной имитации «Делай так»,
которая является первой ступенью в развитии подражания в целом. Для игры
подбираются два идентичных набора предметов (3-4 штуки). Предъявляя
действие с одним из предметов, взрослый произносит: «Делай так!». Ребёнку
может потребоваться физическая подсказка, чтобы начать действие.
Инструкции: бей в барабан, позвони в колокольчик, положи кубик в
ведро, толкай машинку, помаши флажком, покорми куклу, расчеши волосы,
надень шапку и т.д.
Учим ребёнка имитировать точные движения мелкой моторики «Делай
так»,подражание действиям взрослого и развитие мелкой моторики рук.
Инструкции: сомкни кисти рук, разожми и сожми кулаки, постучи
указательным пальцем о большой, указать на части тела, соединить большой
палец и указательный.
Учим ребёнка артикуляционной имитации «Делай так»
.
Взрослый
поворачивается лицом к ребёнку, показывает движения ртом и произносит:
«Делай так!». Ребёнку может потребоваться физическая подсказка, чтобы
начать
действие.
Как
только
ребёнок
включается
в
имитационную
деятельность, взрослый перестаёт подсказывать и продолжает выполнять
необходимые движения, эмоционально реагирует на правильно выполненные
ребёнком движения. При показе движений можно использовать зеркало.
Пусть ребёнок смотрит и на вас и в зеркало.
6
Инструкции: открой рот, высунь язык, сложи губы вместе, постучи
зубами. Подуй, улыбнись, сложи губы в трубочку, упри язык в верхние зубы,
прикуси нижнюю губу верхними зубами.
7