Автор: Паничева Наталья Семеновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" дошкольные группы
Населённый пункт: город Югорск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Доминантные и гиперактивные дети"
Дата публикации: 10.06.2022
Раздел: дошкольное образование
Доминантные и гиперактивные дети
Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о себе, как о личности, и эта личность
не всегда похожа на маму с папой. С самого начала надо признать за ребенком право быть
непохожим на нас и вообще на кого бы то ни было, и научиться понимать и принимать его таким,
какой он есть. Люди рождаются разными. Есть 4 основных типа: разберем на примере: ребенок
играет в песочнице и у него отбирают совочек: доминантный ребенок сразу дерется, совещательный
(мам, у меня совочек отбирают), артистичный (сразу начинает плакать, он повышенно-возбудимый),
дипломатичный сдержанно смотрит, не проявляя эмоций, может держать свою нервную систему.
Сегодня поговорим именно о доминантных детях Кто они?
Доминантность
— это стремление и способность занимать в группе главенствующее
положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю.
Доминантные дети – очень сложный тип, потому что эти дети всегда подавляются родителями.
Есть дети, которые дерутся от страха. Ребенок, который боится, выбирает лучший способ защиты –
нападение. Он всегда реагирует на мир нападением. Это не доминантные дети. Нужно смотреть по
его вербальным проявлениям. Он немножко зажимается, собирается и от этого дерется, плачет и от
этого делается агрессивным. Доминантные дети делают наоборот, на вербальном уровне показывают
человека, которого нельзя сломать, чем еще больше раздражает взрослых. Мы говорим именно про
этих детей, которые доминантные с точки зрения я главный и меня никто не трогайте.
В одном детском саду проводили эксперимент: взяли 10 детей и 10 порций каши, 9 порций
сладкие, а одна соленая. Начали давать детям кашу и спрашивали, сладкая? Дети отвечали сладкая. И
вот пришла очередь последнего ребенка и дали ему соленую кашу. Сладкая каша? Ребенок говорит,
сладкая, хотя все его рецепторы говорят, что солёная, но он говорит, сладкая, потому что до этого
все сказали сладкая и он, чтобы не выделяться, говорит сладкая.
Почему он так говорит? Потому что он боится отличаться. Его приучают, вот все пошли, и
мы с тобой. Все лучше знают, и быть в компании людей всегда безопасней, потому что мы
социализированные. Все побежали смотреть и мне интересно что там. Получается, что десятый
ребенок не верит себе, а верит окружающим. И только доминантный ребенок с уверенностью скажет,
что у него соленая каша. Для него мнение окружающих не является авторитетом. Для него его
мнение является главным и доминантным. Это ребенок в будущем будет разрушать правила,
которые в этом мире установлены и будет делать прогресс. Природой так установлено, что таких
детей рождается очень мало (один на много тысяч не доминантных). Этому ребенку очень тяжело,
потому что его все время пытаются причесать под всех. И он будет не любим окружающими. А ты
что самый умный? А ну-ка давай как все. И так до 10 класса он будет стараться сохранить свою
доминантность. А в подростковом возрасте мнение толпы будет важно для него и он может потерять
свою доминантность и он быстро подстраивается под мнение толпы. И если в детском саду каждый
сотый мог быть доминантным, то к подростковому возрасту остается один к тысяче. И вот этот
тысячный, который не убеждаемый, будет руководителем, он будет разрушать правила игры и вести
человечество вперед. Поэтому, еще в детстве, он еще маленький и его мнение никому не интересно,
но это будущий росток того человека, который не будет руководствоваться чужим мнением. Но ему
нужно до этого дорасти, чтобы его слушали, чтобы он обрел голос. И это все в зачатке у
доминантного ребенка есть и он в конфликте со всем миром, потому что он все время не подчиняется
правилам игры, как удобно родителям. Эти дети — испытание для родителей. Они обладают силой
характера и не любят подчиняться, на насилие реагируют стойкостью.
Проблемы доминантности
Доминантность в раннем возрасте порождает ряд проблем. Если вовремя не донести до ребенка
«что такое хорошо» и «что такое плохо» в его поведении, родители сильно рискуют получить
ребенка, который со временем утвердится в своем превосходстве. Он будет уверен, что командовать,
отдавать приказы и стремиться подчинить себе окружающих — приоритетная часть его жизни. Он
совсем разучится слушать и слышать близких. Следствием такого поведения зачастую является
полная безответственность, ведь ребенок привыкнет перекладывать ее на других.
Следующая проблема, которая вытекает из-за поощрения доминантности ребенка —
нарциссизм. Стремление доминировать не служит заботе о членах семьи и окружающих. Проблема
такого плана возникает, когда родители игнорируют поведение ребенка. В этом случае он не
чувствует поддержки от родителей и ищет ее в других людях. При взаимодействии с посторонними
людьми ребенок, как правило, стремится не ударить в грязь лицом, во всем быть лучшим. Такие
действия не закаляют его характер, а воспитывают в нем самовлюбленность и заботу лишь о себе.
Третья проблема является следствием отрицания заботы родителей. Ребенок не принимает
действий родителей, отгораживается от них. Он не желает участвовать в обсуждении общих
вопросов, избегает принимать участие в общих семейных мероприятиях, всячески демонстрируя
свое безразличие. Важно не упустить этот момент, ибо зачастую такой ребенок вырастает в трудного
подростка.
Особенности воспитания доминантных детей
Доминантные дети — настоящее испытание для родителей. Главное, о чем нужно помнить —
это терпение и самообладание. Найти общий язык с доминантным ребенком можно и сделать это
обязательно нужно. Чем раньше родители скорректируют свое поведение в плане воспитания
ребенка, тем легче будет предотвратить последствия. Важно придерживаться общих правил
воспитания доминантных детей благодаря которым далее справиться со становлением характера
ребенка будет намного проще:
- уважайте силу воли ребенка;
- не пытайтесь с ними соперничать и тем более доминировать;
- признайте авторитет ребенка и относитесь к нему как к равноправному партнеру;
- дайте ему возможность почувствовать себя самостоятельным;
- донесите до своего чада, что самостоятельность — это еще и умение нести ответственность за
свои решения и поступки;
- не стоит лишний раз наказывать ребенка, старайтесь ругать его лишь за то, что он не
выполнил обещание или не сдержал слово;
- всегда обосновывайте свои просьбы чтобы ребенок понимал зачем он их выполняет;
- поддерживайте его во всех успехах, даже в самых незначительных на ваш взгляд.
Главная мотивация для доминантного ребенка — быть успешным, стремиться к развитию.
Такие дети очень сильно переживают из-за неудач. Важно постоянно наблюдать за поведением
ребенка. Как только появляются первые признаки неконтролируемой доминантности, важно вовремя
принять меры. Доминантные дети обычно более беспокойны. У них могут быть проблемы с
концентрацией внимания, так как ребенок пытается охватить максимум происходящего вокруг.
Дайте почувствовать своему чаду, что вы не просто родитель. Вы его лучший друг и настоящий
равноправный партнер во всех его планируемых достижениях. Дайте ему почувствовать вашу
привязанность к нему и тогда он сам довольно быстро выразит свою искреннюю привязанность к
вам. Любой ребенок мечтает быть взрослым. Дайте ему почувствовать себя взрослым наравне с
вами. Только в таком случае желание доминировать может смениться на желание сотрудничать,
заботиться и принимать заботу.
Оптимальный сценарий взаимоотношений между ребенком и его родителем — взаимное
партнерство. Ребенок должен осознавать, что в нем нуждаются не только как в помощнике по дому.
Доминирование легко перерастает в партнерство, если ребенок действительно осознает свою
значимость. Он перестанет доказывать свое превосходство и отрицать вашу заботу.
Правильные взаимоотношения важны в любых контактах. А контакт с ребенком, тем более
доминантным должен носить позитивный партнерский характер. Дети не только должны быть
связаны с родителем родственными связями. Важна духовная связь. Ребенок на подсознательном
уровне должен чувствовать зависимость от родителей, принимать их заботу. А родитель в свою
очередь должен быть готов принимать точку зрения ребенка и вдохновлять его. Пока родитель и
ребенок не достигнут этого баланса, даже с самым обычным ребенком найти взаимопонимание будет
очень сложно.
Гиперактивные дети
В медицинской практике гиперактивность - это сложное поведенческое расстройство, которое
не требует какого-либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.
Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных
отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.
Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по-разному. У большинства
детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить.
Реакции
влияют
на
подвижность
ребенка,
его
речь
и внимание. Считаются признаками
неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.
При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием
внимания, не
может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку
чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.
Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять
поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.
Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи
лет. Их можно
спутать
с
другим
расстройством
–
синдромом дефицита внимания, а также
нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько
признаков расстройства - это не значит, что ребенок - гиперактивен. И напротив, если признаки
присутствуют во всех ситуациях - дома, в детском саду и на прогулках - пришло время поближе
познакомиться с психологом и врачом.
Распознать гиперактивность у ребенка можно по следующим признакам:
1.
У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не
может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду.
2.
Ребенок
проявляет
высокую
двигательную
активность
без
какой-либо
причины. Он
бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда
этого нельзя делать.
3.
Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем-либо. Он
кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.
4.
В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на
вопросы не в впопад, не задумываясь.
5.
Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и
капризничать.
6.
Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру,
мешает своим поведением.
7.
Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой,
сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.
8.
Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.
9.
Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции - как
хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать
истерики, при чем совершенно без причины.
10.
Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с
пониманием
вещей.
Например,
он
начинает
интересоваться
рисованием,
но
оставляет
незаконченным рисунок и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к
рисованию.
11.
Ребенок
неспособен
концентрировать
внимание,
даже
тогда,
когда
к
нему
обращаются, смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что
было сказано ему.
12.
Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.
Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо
всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Им нужны
награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.
Психологи советуют:
1.
Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении
продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые
рефлексы, например, ложиться спать после прочитанной сказки.
2.
Создать для ребенка спокойную, предсказуемою обстановку, без каких-либо
раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.
3.
Организовать для ребенка активный физических режим с посещением спортивных
секций и занятий.
4.
Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет
обстановка. Это позволит расходовать лишнюю энергию.
5.
Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или
выполнять какую-либо утомительную работу.
Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей - это выполнимо.
Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений,
пробуждать интерес к учёбе и творчеству.
Удачи Вам и терпения!