Автор: Манаева Яна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ № 16
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Анализ учебников параллели 5-х классов
Тема: Изучение устаревшей лексики в школьном курсе русского языка: анализ учебников
Дата публикации: 10.06.2024
Раздел: среднее образование
Анализ учебников параллели 5-х классов
Есть мнение, что сейчас важнее и актуальнее изучать новую лексику,
новейшие заимствования. Мы же стоим на той позиции, что архаичная
лексика не менее важна и не должна считаться чем-то отжившим,
устаревшим: наоборот, это вернейший способ оживления и укрепления
исторической памяти молодого поколения. «Настоящее - всего лишь момент,
который тут же становится прошлым; настоящее сиюминутно, мимолётно, а
прошлое - это навеки нам принадлежащая реальность. <...> Современным
человеком может назвать себя лишь тот, кто осознаёт неразрывную связь
времён, чувствует нерасторжимую, кровную связь с историей и культурой, и
прежде всего своего народа, а потом уже и всего человечества...» [1: 142].
У современных школьников нет глубоких знаний в области истории и
культуры родной страны, слабо (или вообще отсутствует) знание многих ус-
таревших слов, нет практики их применения в речи. А ведь знание «старых
слов» необходимо для понимания и верной интерпретации классических про-
изведений литературы. Например, при анализе такого сложного в идейном
плане произведения И. С. Тургенева, как «Муму», учащиеся 5-х классов
должны понимать многие устаревшие слова, которыми насыщено произведе-
ние: дворовый, тягловый (мужик), челядь, приживалка, горничная, кафтан,.
армяк, околоток, трактир, коник и др.
С целью выявления знаний учащихся об устаревшей лексике, умений ин-
терпретировать пословицы и поговорки с архаичными словами, уровня
осознанности
изучения
устаревших
слов
нами
было
проведено
анкетирование среди учащихся 5-х классов. В эксперименте приняли участие
100 респондентов.
Проанализировав результаты ответов на вопросы анкеты, с сожалением
мы отметили тот факт, что современные пятиклассники не могут дать опре-
деление историзмам и архаизмам (15 % ответили, что это устаревшие, «ста-
рые» слова, без дифференциации на архаизмы и историзмы).
В качестве примеров устаревших слов 3 % опрошенных назвали
слова арбуз, вечереть, свёкла и другие, не относящиеся к данной группе. А
на вопрос, нужно ли изучать устаревшую лексику, 50 % респондентов
ответили,
что
нужно.
Свой
утвердительный
ответ
аргументировали
следующим образом:
а) потому что интересно и может пригодиться в жизни — 20 %;
б) часто встречаются в литературных произведениях, необходимо
объяснять их значение -11%;
в) хочу стать историком — 2 %;
г) хочу больше узнать о жизни своих предков и понимать речь старых
людей- 10 %;
д) надо знать, чтобы быть грамотным - 5 %;
е) могут встретиться в контрольной работе и тестах - 2 %.
В последующих вопросах анкеты учащимся предлагалось раскрыть
лексическое значение некоторых устаревших слов, среди которых были та-
кие, как городничий, вече, рубище, соха, князь, очи, десница, чело н др.
Мы выяснили, что лишь 30 % учащихся имеют какое-то представление о
данных группах архаичной лексики. Среди ответов остальных 70 % учеников
были, например, следующие: рубище - это то, чем рубят дрова; городничий
- человек, живущий в городе и даже: городничий — человек, объявляющий,
когда будет ярмарка; князь — монах, управляющий королевством; чело —
чёлка и т. п.
Давая неправильное и неполное толкование подобных слов, пятикласс-
ники при этом отмечали, что эти слова знакомы им из сказок, пословиц,
поговорок, стихотворений.
Оценка результатов проведённого анкетирования позволяет сделать
вывод о том, что современные школьники не владеют необходимым
минимумом знаний об устаревших словах, испытывают трудности в
размежевании нейтральной и архаичной лексики, кроме того, не осознают
значимости её изучения.
Итак, учащиеся не знают устаревших слов. Попробуем разобраться в
том, как эту проблему решают современные учебные комплексы по русскому
языку. Располагают ли они достаточным объёмом информации по архаичной
лексике?
Проанализировав учебники русского языка для 5-го класса С. И. Льво-
вой, М. М. Разумовской и Т. А. Ладыженской, мы выявили, что наибольшим
объёмом информации по устаревшей лексике располагает учебник первого
автора, в комплексах же М. М. Разумовской и Т. А. Ладыженской сведения
об архаизмах-историзмах представлены неполно. Ниже мы предполагаем
кратко охарактеризовать названные учебники в избранном аспекте.
В учебном комплексе авторского коллектива М. М. Разумовской, С. И.
Львовой, В. И. Капинос и др., в разделе «Лексика», в § 42 «О чём
рассказывают устаревшие слова», содержится следующая информация об
устаревших
словах:
«Слова,
которые
перестали
употребляться
в
повседневной жизни, называются устаревшими» [4: 110]. При этом нет
разграничения устаревшей лексики на историзмы и архаизмы. В качестве
примеров представлены только архаизмы: ланиты, перст, выя.
Далее авторы предлагают поработать с текстом и найти в нём устарев-
шие слова. В упражнении 332 учащиеся по Толковому словарю должны оп-
ределить лексическое значение устаревших слов: кафтан, кушак, червлёный,
яхонты и др. Эти слова помогут учащимся описать одежду героев картины
В. М, Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
Ещё два упражнения (333 и 334) подразумевают работу, связанную с
раскрытием лексического значения устаревших слов, представленных в по-
словицах и поговорках.
Для закрепления новой информации ученикам предлагается подготовить
небольшой рассказ на тему «О чём рассказывают устаревшие слова».
На наш взгляд, излишне лаконично информация об устаревшей лексике
представлена в учебнике Т. А. Ладыженской и М. Т. Баранова (под
редакцией Н. М. Шанского).
Остановимся более подробно на учебном комплексе С. И. Львовой. На
наш взгляд, этот учебник, как говорилось выше, располагает вполне
репрезентативным
объёмом
информации
об
устаревшей
лексике.
Индуктивный способ подачи материала направлен на формирование у
учащихся умения самостоятельно анализировать факты языка, делать
выводы и обобщения. Например, в § 11 «Способы объяснения ЛЗ слова»:
«По названию параграфа догадайтесь, о чём пойдёт речь в тексте рубрики
"Теоретические сведения". Найдите словари, в которых объясняются
значения слов» [3: 51].
Разнообразны приёмы подачи учебного материала, имеется множество
схем, таблиц, иллюстраций, способствующих быстрому, наглядному запоми-
нанию демонстрируемых реалий.
Теоретические сведения, упражнения 706, 707 и др. сопровождаются
иллюстрациями, позволяющими рассмотреть отличительные особенности
устаревших
слов.
Например,
в
упражнении
707
на
рисунках
показаны дилижанс, конка, дрожки, которые и в словарике учебника
сопровождаются рисунками.
Обучение способам деятельности реализуется в приложении № 3, в 3-й
части учебника, где представлены все виды разбора, этимологический, толко-
вый и другие виды словариков. Кроме того, в приложении даны иллюстрации
картин, подлежащих рассмотрению в течение всего курса.
С помощью условных обозначений учебный материал разграничивается
по степени важности. При изучении темы «Устаревшие слова» предлагаются
задания, дифференцируемые как «Конкурс художников» (упражнение 704),
где нужно изобразить старинные предметы русского быта. Имеются
возможности для осуществления и межпредметных связей - например, зада-
ния под рубрикой «Русский язык на других уроках» (упражнение 705, выпол-
няя которое, учащиеся в художественных текстах находят устаревшие слова
и раскрывают их роль в данном тексте).
«Пишем творческую работу» - в заданиях такого типа учащимся пред-
лагается написать сочинение по картине. Так, в упражнении 712 составлен-
ный текст сочинения ребята дополняют описанием одежды героев, используя
для этого слова сафьяновый, парча, кушак и др.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при изучении уста-
ревшей лексики практический материал учебника предусматривает развитие
всех специальных умений: учебно-языковых, прописных и речевых. Упраж-
нения ориентированы на развитие познавательной активности учащихся, на
формирование опыта творческой деятельности.
С этой целью используются упражнения продуктивного и поискового
характера. Кроме того, прослеживается тесная межпредметная связь: такие
упражнения
способствуют
расширению
картины
мира
учащихся,
познавательной активности на уроках. Рубрика «Устное высказывание»
направлена на развитие связной устной речи учащихся,
Постоянное обращение к истокам как собственно лингвистического, так
и культурного, исторического опыта является характерным свойством
языкового сообщества.
Обращение к истокам способствует расширению картины мира лично-
сти, формированию её мировоззрения, поэтому всегда является актуальным.
Изучение устаревшей лексики в школьном курсе русского языка является
важной
составляющей
формирования
лингвистической
компетенции
учащихся. Однако, в практике школьного обучения существует определенная
проблема связанная с необходимостью правильной организации этого
процесса. Данная статья направлена на анализ учебников русского языка и
выявление основных подходов к изучению устаревшей лексики.
Один из вопросов, которые возникают при изучении устаревшей
лексики, это определение критериев выбора конкретных слов для включения
в учебник. По данному вопросу авторы учебников предлагают разные
подходы.
Некоторые
из
них
предлагают
включать
слова,
которые
практически не употребляются в современном русском языке, но имеют
историческую и культурную ценность. Такие слова позволяют расширить
лингвистические знания учащихся и показать развитие русского языка.
Другие авторы учебников считают, что включение устаревших слов в
учебники нецелесообразно, так как это отклоняет внимание от изучения
актуальной лексики и стандартного современного языка. Они предлагают
фокусироваться на изучении слов, которые часто употребляются в русском
языке, обладают большой семантической силой и являются необходимыми
для коммуникации.
Стоит отметить, что мнение авторов учебников по данному вопросу
может различаться в зависимости от уровня сложности и целей курса
русского языка. Например, для учебников начальной школы могут быть
представлены слова, которые практически не используются в современном
русском языке, но имеют культурно-историческую ценность. В то же время,
учебники для старших классов могут фокусироваться на изучении слов,
которые используются чаще всего в современной речи.
Также важно учитывать, что изучение устаревшей лексики должно быть
связано с изучением истории и культуры, чтобы учащиеся могли понять
контекст использования этих слов. Проверка знаний устаревшей лексики
может быть проведена при помощи тестовых заданий, включающих задания
на расстановку устаревших слов в правильном контексте или определение
значения таких слов.
Таким образом, изучение устаревшей лексики в школьном курсе
русского языка требует правильной организации и выбора слов для
включения в учебники. Авторы учебников русского языка предлагают
разные подходы к данной проблеме, включая слова с исторической и
культурной ценностью или сосредоточиваясь на изучении современной
актуальной лексики. Важно также связывать изучение устаревшей лексики с
изучением истории и культуры и проводить ее проверку при помощи
специальных заданий.