Напоминание

Пути повышения у обучающихся интереса к изучению английского языка


Автор: Медведева Людмила Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ СОШ д. Кузнецы
Населённый пункт: Орловского района Кировской области
Наименование материала: Методическая публикация
Тема: Пути повышения у обучающихся интереса к изучению английского языка
Дата публикации: 10.06.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Сегодняшние школьники, ни для кого не секрет, очень отличаются от наших

выпускников прошлых лет.

Современный ученик относится к поколению Z, растёт в мире, где есть интернет

и все его возможности: социальные сети, подкасты и каналы, обучающие платформы

— естественный способ развлечения, коммуникации и обучения.

Его трудно удивить! А удивление - признак небезразличного отношения к

информации, поддержания интереса: фактом, собственными силами, образовательной

средой.

Таким образом, во время планирования и проведения уроков, отвечая на вопросы

КАК

- сделать урок полезным, спланировать его так, чтобы всё успеть?

- доходчиво объяснить новую тему?

- эффективно ее отработать?

не меньше внимания уделяю и тому, как сделать урок ИНТЕРЕСНЫМ, вовлечь

каждого ученика в активную работу на уроке, чтобы он лучше усвоил полезный

материал.

Существует, конечно, много способов поддержать интерес учащихся к изучению

школьных предметов.

Я поделюсь некоторыми методами и приёмами, которые, на мой взгляд, чаще

приносят желаемый результат, позволяют совмещать, порой даже с непростым,

сложным

материалом

позитивный

настрой,

желание

учиться

и

выполнять

необходимые задания.

На 1 место поставим - Создание благоприятной среды на уроке.

На занятиях стараюсь создавать доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха,

воспитывать в учащихся веру в собственные силы, обращаю внимание на затраченные

ими усилия при выполнении задания, а не на конечный результат сам по себе.

В начале урока дети хором встречают стихотворением «Доброе утро! («Good

morning to you, our dear teacher! We are glad to see you!») и очень довольны моим

ответом, что я тоже их рада видеть! «I’m glad to see you too!» Это настраивает на

взаимовежливое отношение друг к другу и позитивное общение.

Очень любят дети песенку Как дела? («

Hello

!

How

are

you

?»)

Её исполнение в начале урока создаёт положительный настрой, с интересом дети

инсценируют песню, допевают слова с отключенным звуком. Искорки в глазах говорят

о хорошем настроении и проявлении интереса.

Создать

положительный

настрой

помогает

упражнение

Еxercise

«

Сompliments»

(Упражнение «Комплименты»).

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать

достоинства своих одноклассников, обращаясь по имени или передавая дежурный

1

предмет по кругу (н-р, цветок, мяч и т.п.) You are good. You are nice. You have got nice

eyes.

Всем известно, что очень важно формировать у учащихся мотивацию к

учебной деятельности:

за урок дети получают поощрительные призы или звания. Н-р: медали «Самый

активный на уроке», «Самый дисциплинированный» и т.д.

организованные выставки работ обучающихся – хорошая мотивация на

качественное и интересное для всех выполнение индивидуальных и групповых работ.

и, конечно, отличные и хорошие оценки в конце урока, прокомментированные

со сравнением собственных достижений ученика, лучшая награда и детям, и учителю.

Уроки английского языка, интегрированные и внеурочные занятия провожу в

оборудованном кабинете информатики, в котором широкий спектр возможностей

использования ИКТ: интерактивная панель, ПК, ноутбуки, выход в Интернет.

А это значит, Применение информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ) происходит на каждом уроке.

1. Презентации – создаю сама, использую готовые.

2. Видео, особенно для проведения физкультминуток, динамических пауз.

3. Интерактивные задания платформы РЭШ.

4.

Для

самостоятельной

работы

использую

возможности

цифровой

образовательной платформы Skysmart с онлайн заданиями, автоматической проверкой

и выставлением оценок.

5. Для контроля, проверки – онлайн тестирование. (OnlineTestPad и др.).

6. Возможности Сферум. Учебная работа частично выходит за пределы класса,

уходит от учебников и рабочих тетрадей во внешкольную область, в виртуальное

пространство, ученики прослушивают и записывают аудиозаписи, задают вопросы,

уточняют необходимую информацию.

Видеоматериалы

являются

одним

из

эффективных

средств

обучения

английскому языку и несут яркую коммуникативную направленность.

Особо отмечу использование песен и мультипликационных фильмов.

Даже непоседы смотрят и слушают с большим интересом, а представленный

материал:

новая лексика, знакомые слова и выражения в другом контексте,

грамматические конструкции лучше запоминаются, усваиваются и активизируются,

способствуют совершенствованию навыков произношения. Мультфильмы про ГОГО,

видео приложения к учебникам.

Но самое главное, благодаря музыкальному подходу на уроке создается

благоприятная психологическая атмосфера. Прослушивание песен дает возможность

расслабиться, снимает напряжение и восстанавливает работоспособность.

Как правило, все песни сопровождаются движением, что является своеобразным

отдыхом учащихся на уроке и одновременным закреплением изучаемого лексико-

грамматического материала.

2

Без игры не бывает ни одного урока. Игровая деятельность зависит от

возраста и подготовки ребят, но независимо от этого все включаются в игру

с удовольствием.

Во

время

игры

учащиеся

находятся

в

постоянной

речевой

готовности,

внимательно слушают учителя и друг друга; могут многократно повторять речевые

образцы и изучаемые слова без утомления и скуки.

В игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость и смекалку,

фантазию, сыграть роль.

В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее

усвоение лексического и грамматического материала. Игровые ситуации ценны не

только тем, что мотивируют употребление конкретного языкового материала на

каждом уроке, но и тем, что создают благоприятный психологический климат.

Из множества проводимых игр, остановлюсь на самых любимых:

Игра со словом «Пожалуйста» - ребята должны быть очень внимательны, не

выполнять задания без слова «Please» - и, как результат, быстрее запоминают глаголы

и словосочетания. А кто ошибается, с удовольствием выполняют «наказания», н-р, все

считают по-английски, а «провинившиеся» приседают.

Отрабатываем употребление глаголов в игре «Где вы были»: загадывают действие

и изображают, а класс отгадывает.

Where have you been?

We won't tell you,

Вut we'll show you

What we did!

Лучше запоминаются слова по теме «Еда» в игре «Съедобное-несъедобное». Правила

игры всем известны, а соревновательный характер состязания всем по душе, всегда

проходит весело, особенно, когда «съедают» что-то необычное…

«A steamer came to us» («К нам приехал пароход. С кем?»).

With whom?» - изображают животных, людей разных профессий и тп.

«Our favourite ball» «Наш любимый мячик» - играем и в кругу, и на месте, быстро

проверяем изученную лексику русский – английский или наоборот, добавляем к

группе подлежащего сказуемое, заменяем существительные личными местоимениями

и мн. другое.

«Riddles, puzzles» (Загадки, ребусы) тоже нравятся ребятам. Составляю сама,

использую генератор ребусов, а также сами ученики с удовольствием принимают

активное участие в их создании.

«Letters, line up in a row»

«Буквы, стройтесь в ряд» Очень полюбилась ребятам

начального звена, и не только, магнитная азбука: с удовольствием составляют слова,

расставляют в алфавитном порядке, находят буквы по звукам и др.

Часто использую стихи. Н-р, Солнце yellow встаёт, blue река внизу течёт…»,

«Глагол to be ленится, за него один из братьев трудится…», и мн. другие.

В игре незаметно усваивается языковой материал. Игра способствует таким

методическим задачам, как создание психологической готовности детей к речевому

общению, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими

языкового материала, тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Игровая форма работы вызывает интерес, способствует развитию мыслительной и

речевой деятельности учащихся.

3

Широко использую раздаточный материал.

- при закреплении изученной лексики

- грамматики

- временных форм глаголов английского языка и др.

Каждый ученик старается вспомнить правило, применить его правильно и

поднять правильный вариант ответа. Особенно им нравится соревновательный

характер: игра на выбывание: ошибок сразу становится меньше.

При раскладывании карточек (н-р, закрыть картинки словами или наоборот)

ребята вовлечены в процесс обучения через взаимодействие с материалами, а

систематичное включение таких игр в занятия расширят словарный запас детей, как

активный, так и пассивный. Игры с карточками способствуют развитию психических

процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.

Выделим отдельно нестандартные уроки.

Нестандартная методика способствует творческому развитию учащихся в

процессе обучения, ведь творчество ускоряет процесс формирования человека, а

творческая атмосфера способствует раскрепощенности, полету мысли, фантазии.

Особенно нравятся ребятам уроки-соревнования, интегрированные уроки (н-р, с

информатикой).

Важны и взаимоотношения между учащимися: преобладает соперничество или

сотрудничество, дружелюбие или враждебность, активность или пассивность. Говоря

о сегодняшних требованиях к уроку, мы отмечаем активную позицию учащихся на

уроке. Ученик сегодня – учащийся, учится сам, учит других. Учитель на уроке –

дирижер, создатель условий для развития учащихся.

Конечно,

остановлюсь

и

на

проектной

методике,

развивается

активное

самостоятельное мышление ребят, они учатся не просто запоминать и воспроизводить

знания, а уметь их применять на практике, что очень важно!

И,

наконец,

использование

рефлексии

позволяет

увидеть,

оценить

и

скорректировать организацию собственной деятельности и, а также обеспечивает

ученику ситуацию успеха.

В своей педагогической практике я использую несколько форм проведения

рефлексии на уроке, в зависимости от возраста обучающихся, изученного материала,

психологических особенностей и т.п. Например: анкетирование, листок рефлексии,

«закончи предложение», графическая и цветовая рефлексии, индивидуальные и

групповые отчеты и т.п.

Например, предлагаю ответить детям на такие вопросы

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Было ли тебе интересно на уроке?

Сумел ли ты получить новые знания?

Был ли ты активен на уроке?

Сумел ли ты показать свои знания и умения по теме?

Учитель был внимателен к тебе?

С каким чувством ты будешь выполнять домашнее задание?

4

Эффективен прием незаконченного предложения, каждый оценивает свой вклад в

достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность

работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по

кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного

экрана на доске:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Я понял, что…

6. Теперь я могу…

7. Я почувствовал, что…

8. Я приобрел…

9. Я научился…

10. У меня получилось…

Планомерное и систематическое применение перечисленных методов и приёмов

на уроках способствует развитию широких познавательных мотивов, формирует

положительную мотивацию школьников к изучению иностранного языка.

И если дети не замечают 45 минут и в конце урока говорят: «Что уже урок

закончился?» - это и есть главная награда и показатель того, что на вопросы при

планировании были выбраны правильные методы и приёмы.

5



В раздел образования