Автор: Бурдым Павел Юрьевич
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ
Населённый пункт: с. Черниговка, Приморский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 14-17 ЛЕТ
Дата публикации: 10.07.2025
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ
СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» С. ЧЕРНИГОВКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В
ВОЗРАСТЕ 14-17 ЛЕТ
Выполнил:
Бурдым
Павел
Юрьевич,
тренер-преподаватель
МБУ
ДО ДЮСШ с. Черниговка
с. Черниговка, 2025г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СКОРОСТНО-
СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов
как научная проблема
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СКОРОСТНО- СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
2.1. Оценка уровня физической подготовленности и наиболее эффективных
средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов
2.2. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности
управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов
2.3. Обоснование педагогической технологии скоростно-силовой подготовки
юных футболистов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе
невозможно без качественной подготовки юного резерва. Успехи любой
футбольной команды, в том числе и юношеской, определяются в основном
тремя факторами: техникой игроков, тактикой и общим состоянием каждого
игрока (физическим, морально-волевым, психологическим и т.д.).
Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в
полной мере продемонстрировать своё мастерство, если из-за плохой
физической подготовленности он редко овладевает мячом, медленно
передвигается по футбольному полю, слабо бьёт по мячу. Проявление
мышечной силы и скорости в игре способствуют полной реализации
технического и тактического арсенала футболиста (Б.А. Аркадьев, 1990;
В.М. Биткин, 1999; В.В. Газзаев; 2005; А.П. Кочетков, 2000 и др.).
Изучение литературных источников и обобщение опыта спортивной
тренировки юных футболистов в возрасте 15-17 лет, свидетельствует о
нерешённых вопросах управления их скоростно-силовой подготовкой. В
современной
методической
и
научной
литературе
более
детально
разработана методика развития скоростно-силовых качеств у взрослых
футболистов. При этом, имеющиеся результаты научных исследований и
методические рекомендации носят общий характер, без учёта различий
юношеского и взрослого организмов.
Между тем, юные футболисты слабее взрослых и развитие скоростно-
силовых качеств у них имеет свои особенности. По мнению многих
опытных специалистов футбола, возраст 15-17 лет является наиболее
оптимальным для развития скоростно-силовых способностей у футболистов
(Г.Д. Качалин, 1986; А.П. Кочетков, 1988, 2000; В.В. Понедельник, 1997;
Н.П. Симонян, 1998 и др.). Поэтому решение задачи по качественному
развитию скоростно-силовых качеств у юных игроков этого возраста
приобретает первостепенное значение.
В
настоящее
время
существует
две
позиции
относительно
использования средств в скоростно-силовой подготовке юных футболистов.
Одни специалисты считают, что скоростно-силовая подготовка юных
футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие
полагают,
что
часть
работы
должна
проводиться
без
мяча.
Мы
поддерживаем эту последнюю точку зрения, исходя из того, что многие
юные игроки на занятиях скоростно- силовой подготовкой, особенно при
выполнении упражнений на развитие быстроты и маневренности, основное
внимание концентрируют на мяче и потому не могут полностью раскрыть
свои физические возможности.
В настоящий момент, нам не удалось обнаружить работы, которые бы
раскрывали сущность, особенности и технологию управления скоростно-
силовой подготовкой юных футболистов в возрасте 15-17 лет с учётом
рационального соотношения упражнений с мячом и без мяча.
Всё вышеизложенное определяет актуальность и выбор направления
нашего исследования.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о
том, что научно обоснованная и разработанная технология скоростно-
силовой подготовки юных футболистов при рациональном соотношении
упражнений с мячом и без мяча, а также с учётом основных педагогических
условий, определяющих её эффективность, позволят повысить общий
уровень спортивного мастерства игроков.
Объект
исследования
—
учебно-тренировочный
процесс
юных
футболистов в возрасте 15-17 лет.
Предмет исследования — технология скоростно-силовой подготовки
юных футболистов.
Цель исследования — обоснование и разработка педагогической
технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов в возрасте
15-17 лет.)
Задачи исследования:
1. Выявить наиболее эффективные упражнения с мячом и без него при
развитии скоростно-силовых способностей у юных футболистов, а также
оптимальное их соотношение в тренировочном процессе.
2.
Обосновать
педагогические
условия,
необходимые
для
эффективного
управления
скоростно-силовой
подготовкой
юных
футболистов
3.
Разработать
программу
и
технологию
скоростно-силовой
подготовки юных футболистов, а затем экспериментально проверить их
эффективность.
Выявлены
наиболее
эффективные
средства
скоростно-силовой
подготовки юных футболистов. К их числу относятся: упражнения без мяча
- стартовые рывки на короткие дистанции из различных исходных
положений; бег с высокой и максимальной скоростью по прямой и виражу
от 30 до 200 метров; прыжки, ходьба и бег с прыжками; упражнения с
использованием тренажёров, амортизаторов, штанги, гирь, гантелей, а
также упражнения с мячом - бег с ускорениями и с мячом; стартовые рывки,
соединённые с упражнениями на быстроту реакции с мячом; выполнение
специальных упражнений с мячом на быстроту и точность.
Определено оптимальное соотношение средств, используемых для
скоростно-силовой подготовки юных футболистов с мячом и без него.
Установлено, что с увеличением возраста и стажа занятий футболом юных
спортсменов количество упражнений скоростно-силовой направленности
без мяча уменьшается, а с мячом, наоборот, возрастает.
Обоснованы педагогические условия, необходимые для эффективного
управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов. К ним
относятся: тщательный отбор детей и сохранение их на протяжении всего
срока обучения футболу; наличие качественной материально-технической
базы для юных футболистов; дифференциация и индивидуализация в
процессе скоростно-силовой подготовки юных футболистов; организация
мероприятий для роста методического мастерства тренеров по проведению
скоростно-силовой подготовки с юными футболистами; рациональное
использование времени, выделяемого на скоростно-силовую подготовку;
оптимальное соотношение средств скоростно-силовой подготовки для
юных футболистов; подбор наиболее эффективных средств скоростно-
силовой подготовки для юных футболистов; поддержание здорового
морально-психологического климата в футбольной команде; методическое
обеспечение скоростно-силовой подготовки; наличие тренажёров, гирь,
гантелей, штанги и других средств для развития скоростно-силовых качеств
у юных футболистов.
Разработана программа скоростно-силовой подготовки для юных
футболистов,
в
которой
определена
наиболее
рациональная
последовательность распределения нагрузки и средств, используемых для
скоростно-силовой подготовки юных футболистов в годичном цикле
тренировки.
Установлено,
что
на
подготовительном
этапе
годичного
тренировочного процесса (январь — март) нагрузки скоростно-силового
характера составляют до 65% от максимального уровня; специальном
подготовительном (апрель) — до 70%; соревновательном (май — октябрь) -
до 80%; переходном (ноябрь — декабрь) - до 50%.
Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной
технологии
скоростно-силовой
подготовки
юных
футболистов
для
улучшения их физической подготовленности, функционального состояния,
снижения травматизма и роста спортивного мастерства.
Теоретическая
значимость
работы
заключается
в
научном
обосновании технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов
в возрасте 1517 лет, а также программы развития у них скоростно-силовых
качеств.
Практическая
значимость,
работы
заключается
в
разработке
методических рекомендаций для тренеров по использованию специальных
средств, направленных" на развитие скоростно-силовых качеств у юных
футболистов, как с мячом, так и без него.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
1.1. Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных
футболистов как научная проблема
Улучшение
эффективности
управления
скоростно-силовой
подготовкой? юных футболистов является одной из наиболее актуальных
проблем,
решение
которой
позволит
обеспечить
рост
спортивного
мастерства игрока:
Главной целью тренировки футболиста является развитие физических
качеств технических навыков обращения с мячом. Возможности игрока
быстро пробегать дистанцию на поле или длительно поддерживать,
требуемый
уровень
работоспособности
принято
обозначать
как
качественные
характеристики
его
двигательной
деятельности
(С.Ю.
Тюленьков, 1996). Среди этих качеств в зависимости от их роли в
осуществлении двигательной деятельности можно выделить общие и
специальные (И.И. Переверзин, Н.Н. Бугров, Я.Р. Вилькин, 1987; В;
Сагпеуа1е, 1998). От того, что мы понимаем под физическими качествами;
во многом зависит и способ, избираемый для их развития. Для этого
необходимо привести в соответствие объективные экспериментальные
данные и наше представление о формах проявления физических качеств у
футболистов, уделяя; при этом; внимание содержательному смыслу,
который имеет первостепенное значение для управления скоростно-силовой
подготовкой.
Исторический анализ свидетельствует, что существует два различных
подхода к изучению качественных форм двигательных возможностей юных
футболистов, которые могут быть обозначены как функциональный и
структурный (И.А. Кошбахтиев, 1975).
Функциональный подход сложился еще в середине прошлого столетия
в шведской, французской и германской системах тренировки как следствие
практической необходимости в классификации средств тренировки и
упорядочивания на этой основе ее содержания. В то время и возникло
понятие физических качеств, которому начиная с 30-х годов было суждено
закрепиться в научной литературе и сыграть соответствующую роль в
развитии теории и методики спорта. К физическим качествам были
отнесены быстрота (скорость), сила, выносливость, гибкость, которые в
отечественной
литературе
принято
рассматривать
как
основные
(В.М.Зациорский,
1966).
Функциональный
подход
основывался
на
наблюдении внешних двигательных характеристик спортсмена, легко
поддающихся
измерению.
Физиологический
механизм
при
этом
во
внимание не принимался. Такой подход объективно опирался на результаты
выполнения различных физических упражнений и привёл к развитию
аналитико-синтетической концепции.
Суть аналитико-синтетической концепции сводилась к допущению
самостоятельного
существования
и
относительной
независимости
отдельных физических качеств и возможности их объединения в те или
иные сочетания. Для нее характерно, во-первых, выделение ведущего
качества и, во-вторых, необходимое сочетание других качеств, которые
обеспечивают наиболее полное проявление ведущего качества. В результате
комбинаций основных качеств возникают новые комплексы, гибридные
качества;
скоростная
выносливость,
например,
представляет
собой
интеграцию быстроты и выносливости; взрывная сила - сочетание силы и
скорости и т.п. ( В.Б. Пагиев, 1977).
Единство развития физических качеств виделось в том, что имеет
место процесс взаимного влияния и перехода одного качества в другое.
Считается, что в тренировке юных футболистов необходимо развивать все
качества, но при такой их взаимосвязи, которая необходима для успешного
выполнения конкретного технического действия с мячом (И.А. Кошбахтиев,
1975; Г.Д. Качалин, 1986).
Несмотря на широкое признание гипотезы об интеграции физических
качеств, реальный физиологический механизм этого, явления был изучен
недостаточно.
Предлагалась
следующая
форма
взаимосвязи;
между
физическими качествами (Л.А. Станкявичус, 1983):
- «положительная», когда развитие одних качеств; способствует
развитию других;
- «нейтральная», когда в процессе развития физические качества не:
влияют друг на друга;
- «отрицательная»,
если
развитие
одних
физических
качеств;
негативно влияет на уровень или развитие других.
Рассматривалась также возможность переноса эффекта развития одних
физических
качеств
на
другие
(В.М.
Зациорский,
1966).
Такие
представления привели к пониманию; что в основе развития физических
качеств лежат присущие каждому из них физиологические механизмы
ответственные за«их проявление (Е.Б. Сологуб. 1978).
В числе основных физических качеств различают мышечную силу,
быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Ряд авторов выделяет в
качестве основного качества скоростно-силовые возможности человека;
Рассмотрим, какие же механизмы лежат в основе развития физических
качеств в процессе управления; скоростно-силовой подготовкой юных
футболистов. Анализ отечественной литературы (H.A. Бернштейн, 1966;
М.С.Бриль, 1980; Ю.В: Верхошанский, 1988; Е.А. Климов, 1984; В.В.
Ландышев, 1993; Г.Е. Леевик, 1981; A.C.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001 и др.)
показывает, что в i результате тренировки в организме игрока происходят
следуюыще приспособительные перестройки:
- повышение способности ЦНС создавать необходимую мощность,
возбуждающей
посылки
на
моторную
периферию
к
мышцам
и;
обеспечивать соответствующую координацию движений;
-
тонкая морфофункциональная специализация нервно-мышечной
системы в соответствии с режимом ее работы;
-
увеличение мощности систем энергообеспечения напряженной
мышечной деятельности;
- расширение функциональных возможностей всех физиологических
систем организма, обеспечивающих его двигательную деятельность;
-
формирование
межсистемных
отношений
в
организме,
обеспечивающих высокий уровень его работоспособности.
Качество силы является одним из ведущих физических качеств
спортсмена.
Оно
необходимо
при
выполнении
многих
спортивных
упражнений, особенно в стандартных ациклических видах спорта: тяжелой
атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, спортивных играх и других.
Сила мышцы — это способность за счет мышечных сокращений
преодолевать
внешнее
сопротивление.
При
ее
оценке
различают
абсолютную и относительную мышечную силу.
Абсолютная
мышечная
сила
необходима
в
собственно-силовых
упражнениях,
где
максимальное
изометрическое
напряжение
обеспечивается
преодолением
большого
внешнего
сопротивления.
Например, при подъеме штанги максимального или около максимального
веса, при выполнении в гимнастике стойки на кистях, переднего и заднего
равновесия на кольцах и упора руки в стороны и др. Относительная
мышечная сила определяет успешность перемещения собственного тела,
например, в прыжках.
В
зависимости
от
режима
мышечного
сокращения
различают:
статическую
(изометрическую)
силу,
проявляемую
при
статических
усилиях; и, динамическую силу — при динамической работе, в том числе,
так называемую взрывную силу.
Взрывная
сила,
как
раз,
определяется
скоростно-силовыми
возможностями человека, которые необходимы для придания возможно
большего
ускорения
собственному
телу
или
спортивному
снаряду,
например, при стартовом разгоне. Она лежит в основе таких важных для
спортсмена качеств как прыгучесть (при прыжках) или резкость (в метании,
ударах).
При проявлении взрывной силы важна не столько величина силы,
сколько ее нарастание во времени. Так называемый, градиент силы. Чем
меньше длительность нарастания силы до ее максимального значения, тем
выше результативность выполнения прыжков, метаний, бросков, ударов.
Скоростно-силовые возможности человека в большей мере зависят от
наследственных свойств организма, чем абсолютная изометрическая сила
(Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000).
Значительная часть спортивных упражнений не только требует
максимально возможного развития силы и скорости движений, но и
происходит в условиях дефицита времени. Достижение успеха в подобных
упражнениях возможно лишь при хорошем развитии физического качества
быстроты.
Быстрота - это способность совершать движения в минимальный для
данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарнее
формы проявления быстроты.
В
естественных
условиях
спортивной
деятельности
быстрота
проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость
двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в
сочетании с другими качествами.
К элементарным формам проявления быстроты относятся (А.К.
Москатова, 1983):
-
общая скорость однократных движений (или время одиночных
действий), например, прыжков, метаний;
- время двигательной реакции - латентный (скрытый) период простой
(без выбора) и сложной (с выбором) сенсомоторной реакции, реакции на
движущийся объект, имеющие особенное значение в ситуационных
упражнениях, в том числе и в футболе;
- максимальный темп движений.
В основе проявления качества быстроты лежат индивидуальные
особенности
протекания
физиологических
процессов
в
нервной
и
мышечной
системах.
Быстрота
зависит
от
следующих
факторов:
лабильности (скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных
клетках); подвижности нервных процессов (скорости смены в коре больших
полушарий
процессов
возбуждения
и
торможения
и
наоборот);
соотношения быстрых и медленных мышечных волокон в структуре
скелетных мышц (Е.Б. Сологуб, 1981).
Частота движения поддается тренировке лучше за счет включения в
работу симметричных групп мышц (М.А. Годик, 1980).
Таким образом, быстрота в футболе определяется преимущественно
двумя факторами: оперативностью регуляции нейромоторного механизма
ЦНС и оперативностью мобилизации двигательного действия. Первый
фактор характеризуется врожденными свойствами ЦНС, обусловленными
ее генотипом, и практически не поддается тренировке. Второй - поддается
тренировке и представляет основной резерв развития быстроты у юных
футболистов.
Поэтому
развитие
быстроты
обеспечивается
за
счет
приспособления моторного аппарата к условиям эффективного решения
двигательной задачи и овладения рациональной мышечной координацией
(техника
движения),
способствующей
полноценному
использованию
индивидуальных свойств ЦНС, присущих конкретному футболисту.
Другим
важным
физическим
качеством,
которое
необходимо
развивать в процессе управления системой тренировки футболистов,
является выносливость. По мнению Б.В. Ендальцева (2008), это физическое
качество является базовым для большинства видов спорта, в том числе и
для футбола. С выносливостью обычно отождествляют способность игрока
к длительному выполнению мышечной работы без признаков утомления. В
научно-методической
литературе
можно
встретить
различные
характеристики
проявления
выносливости.
Например,
выделяют
выносливость статическую и динамическую, скоростную и силовую,
сердечно-сосудистую
и
мышечную,
общую
и
специальную,
эмоциональную, психическую, дистанционную и т.д. Мы же ограничимся
рассмотрением
выносливости
как
фактора,
определяющего
скорость
циклических локомоций в игровой деятельности на футбольном поле.
Специальная выносливость в циклических видах спорта зависит от
длины
дистанции,
которая
определяет
соотношение
аэробного
и
анаэробного энергообеспечения.
Силовая выносливость зависит от переносимости нервной системой
двигательным
аппаратом
многократных
повторений
натуживания,
вызывающего
прекращение
кровотока
в
нагруженных
мышцах
и
кислородное голодание мозга. Повышение резервов мышечного гликогена и
кислородных запасов в миоглобине, облегчает работу мышц.
Скоростная
выносливость
определяется
устойчивостью
нервных
центров
к
высокому
темпу
активности.
Она
зависит
от
быстрого
восстановления АТФ в анаэробных условиях за счет креатинфосфата и
реакций гликолиза (Е.Б. Сологуб, 1999).
Выносливость в ситуационных видах спорта, к каковым относится и
футбол, обусловлена устойчивостью центральной нервной системы и
сенсорных систем к работе переменной мощности и характера. К так
называемому, «рваному» режиму, вероятностным перестройкам ситуации,
многоальтернативному выбору, сохранении координации при постоянном
раздражении вестибулярного аппарата (Е.П. Ильин, 1983).
Развитие
выносливости
связано
с
увеличением
диапазона
физиологических резервов и большими возможностями их мобилизации.
Многие исследователи (Ю.А. Ермолаев, 1985; З.А. Виксне, 1989 и др.)
сходятся во мнении, что особенно важно развивать в процессе тренировки
способность к мобилизации функциональных резервов мозга спортсмена в
результате произвольного преодоления скрытого утомления.
Из приведенных фактов можно предположить, что выносливость к
работе субмаксимальной мощности определяется не только и не столько
величиной МПК, сколько «дыхательными» способностями скелетных мышц
футболистов. Другим словами, развитие выносливости происходит не
столько за счет возросшего поступления кислорода к работающим мышцам,
сколько за счет развития способности мышечных клеток, их митохондрий к
усвоению
более
высокого
процента
кислорода
из
поступающей
артериальной крови (А.И. Михеев, 1986).
К числу основных физических качеств относят ловкость и гибкость.
Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной
жизни человека, в том числе в процессе спортивной тренировки.
Качество
ловкости
представляет
собой
сложный
комплекс
способностей.
Ловкостью считают:
- способность создавать новые двигательные акты и двигательные
навыки;
- быстро переключаться с одного движения на другое при изменении
ситуации;
- выполнять сложнокоординационные движения.
Таким
образом,
под
ловкостью,
с
одной
стороны,
понимают
определенные
творческие
способности
человека
незамедлительно
формировать двигательное поведение в новых, необычных условиях, а с
другой - координационные его возможности.
Критериями ловкости принято считать координационную сложность,
точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих способностей
лежат явления экстраполяции, хорошая ориентация в вероятностной среде,
предвидение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на
движущийся объект, высокий уровень лабильности и подвижности нервных
процессов,
умение
легко
управлять
различными
мышцами
(Ю.В.
Верхошанский, 1988).
Таким образом, эффективное управление системой тренировки юных
футболистов предполагает не только максимальное развитие у них
физических качеств, но и правильную, научно обоснованную организацию
учебно- тренировочного процесса. Анализу особенностей организации и
содержания скоростно-силовой подготовки юных футболистов посвящается
следующий параграф диссертации
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СКОРОСТНО-
СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
2.1
Оценка
уровня
(физической
подготовленности
и
наиболее
эффективных средств скоростно-силовой подготовки юных футболистов.
Управление
скоростно-силовой
подготовкой
юных
футболистов
предполагает оценку текущего состояния подготовленности спортсменов и
переработку её в оперативные управляющие воздействия. Эти воздействия,
должны быть эффективными, срочными и реализуемыми в заданный
промежуток времени.
Достижение высоких спортивных результатов в процессе подготовки
юных футболистов, является одним из основных критериев успешности и
правильности учебно-тренировочного процесса (H.A. Пономарев, 1996;
A.B. Родионов, 1979). Отсюда, наиболее актуальной проблемой является
разработка вопросов организации скоростно-силовой подготовки и подбора
наиболее эффективных средств, а также их соотношения (В.Н. Курысь,
2004).
Система комплексного контроля состоит из оценки выступлений
команды
юных
футболистов
на
соревнованиях,
измерения
уровня
различных сторон подготовленности игроков, слежения за параметрами
нагрузки (A.B. Запорожанов, 1989; А.Ф. Иванов, 1972; М.А. Годик, 1980).
Выбор таких средств, по которым проводится отбор информативных
показателей,
является
важной
задачей,
которая
будет
определять
эффективность диагностического блока. Необходимое условие комплексной
оценки скоростно-силовой подготовленности спортсменов заключается в
определении
информативных
критериев,
имеющих
высокие
корреляционные
связи
с
показателями,
характеризующими
игровую
деятельность футболистов (В.М. Быстров, В.П. Филин, 1971). Но при этом,
по нашему мнению, возможна значительная потеря информации вследствие
того, что результат находится в сложной взаимосвязи с различными
параметрами соотношения применяемых средств (А.Я. Корх, 1986).
Имеющийся в научной литературе и практике спорта фактический
материал
позволяет
выделить
из
большого
многообразия
средств
скоростно-силовой подготовки минимально необходимое их количество, с
высокой
степенью
вероятности
отражающих
отдельные
стороны
физической подготовленности юных футболистов.
Так
как
управление
тренировочным
процессом
-
это
перевод
исходного физического состояния в другое, планируемое, то для того,
чтобы это произошло, требуется соблюдение следующих основных условий
(А.Я. Гомельский, 1985; Е.А. Гомельский, 1997):
- необходимо знать, в каком состоянии находится игрок, и иметь
описание того состояния, в котором он должен находиться;
-
необходимо выявить наиболее информативные средства для
эффективного роста скоростно-силовой подготовленности и способы
контроля за их изменением.
Анализ данных литературы показывает, что первый пункт условия
управления
тренировочным
процессом
частично
получил
свое
экспериментальное обоснование. Второй пункт практически не исследован,
поэтому вопрос выявления наиболее эффективных средств скоростно-
силовой
подготовки,
определяющих
эффективность
управления
тренировочным процессом юных футболистов, заслуживает пристального
внимания.
Во
время
выполнения
упражнений,
моделирующих
основные
элементы
игровой
деятельности,
наиболее
важным
будет
качество
выполнения упражнений (М.С. Бриль, 1980). В то же время целесообразно
регистрировать:
- координационную сложность;
- скорость и длину пробегаемой дистанции.
Рассматривая подготовку к соревнованиям как непрерывный процесс
совершенствования,
необходимо
заранее
разработать
модельные
характеристики, которым должно в будущем соответствовать исследуемое
явление. Как отмечают М.И. Якушин (1988), Л.И. Яшин (1985), не всегда
реальное состояние в процессе подготовки соответствует задаваемому, и
тогда
возникает
необходимость
корректировки
хода
тренировочного
процесса. Исходя из этого, одной из важнейших задач управления
тренировочным процессом, является поиск причин, которые вызывают
несоответствие должного и реального (Т.М. Жекулина, 1988). При этом во
главу угла ставится вопрос о ценности и значимости информации,
получаемой о состоянии тренированности юных футболистов.
По характеру информации, получаемой при проведении комплексного
контроля
над
уровнем
тренированности
юных
футболистов.
Тесты,
согласно X. Бубэ, Г. Фэк, X. Штюблер, Ф. Трогш (1998), можно разделить
на четыре группы:
- тесты, информативность которых не изменяется в любые сроки
проведения тестирования. Они могут быть использованы при исходном
тестировании. В основном это признаки, характеризующие физическое
развитие, свойства личности игроков;
-
тесты, информативность которых по мере приближения сроков
соревнований увеличивается. Анализ динамики этих показателей является
достаточно существенной основой для коррекции хода подготовки. В
основном эти тесты характеризуют физическую подготовленность, уровень
технического мастерства, уровень функциональных реакций;
-
тесты, информативная ценность которых изменяется в сторону
понижения по мере приближения соревнований. Данные показатели
объективно
характеризуют
уровень
тренированности,
однако
приближающиеся соревнования, очевидно, нивелируют их значение, что
приводит к перестройке отношений среди исследуемых показателей;
- тесты, которые избирательно характеризуют отдельные этапы,
тренировки. Использование этих тестов в комплексном контроле должно
осуществляться избирательно, и полученная информация должна носить
частный характер.
Опираясь
на
данное
положение,
система
комплексного
педагогического контроля позволяет решать задачи управления учебно-
тренировочным процессом юных футболистов за счёт корректирующих
воздействий:
Данные комплексного педагогического контроля в футболе позволяют
объективно оценить уровень физической подготовленности игроков на
различных
этапах
тренировки,
а
сопоставление
их
с
модельными
значениями создает условия для эффективного управления тренировочным
процессом (А.П. Кочетков, 1988; 2000).
Для
более
полного
представления
о
средствах,
определяющих
высокую эффективность управления скоростно-силовой подготовкой юных
футболистов, был проведен анкетный опрос тренеров по футболу. В
анкетировании приняли участие 11 человек. Из общего числа опрошенных
60% имеют высшее образование. Анализ анкетного опроса показал, что 80%
специалистов высказали мнение о том, что они выделяют развитие
скоростно-силовых
качеств
в
самостоятельный
раздел,
имеющий
специфические задачи. За выделение развития скоростно-силовых качеств
как специального раздела тренировки юных футболистов высказались 75 %
опрошенных.
О
продолжительности
использования
специальных
упражнений по развитию скоростно-силовых качеств мнения разделились:
15% определяют ее сроком от двух до трех недель, 15% считают, что на это
следует отводить до 90 дней, и 70% опрошенных высказали мнение, что
такие
упражнения
следует
использовать
круглый
год
(постоянно).
Результаты
опроса
тренеров
по
футболу
представлены
в
табл.
1.
футболистов по результатам опроса тренеров (п=11)
Таблица 1 - Наиболее эффективные средства скоростно-силовой
подготовки юных.
Значимость
(ранговое
место)
Классификация упражнений
Сумма
рангов
1
Стартовые рывки из различных положений
12
2
Бег с максимальной скоростью по прямой и виражу
25
3
Стартовые рывки на короткие дистанции
38
4
Быстрый бег по линии центрального круга
47
5
Бег с ускорениями с мячом
57
6
Стартовые рывки, соединённые с упражнениями на
быстроту реакции
68
7
Стартовые рывки, соединённые с упражнениями на
быстроту реакции с мячом
77
8
Ходьба и бег с прыжками
89
9
Упражнения с использованием тренажёров, штанги,
гири
101
В решении частных задач подготовки юных футболистов мнения
специалистов в основном разошлись.
В разряд частных задач подготовки выделены:
- совершенствование функционального состояния - 65% (от общего
числа опрошенных);
- совершенствование скоростно-силовой подготовленности — 35%;
- совершенствование физического развития — 30%;
- наращивание функциональных возможностей связочно-мышечного
аппарата за счёт специальных упражнений - 25%;
- не выделили частных задач — 5%.
Опрос специалистов показал, что в оценке управления скоростно-
силовой подготовкой юных футболистов, нет единого мнения, о его
структуре и содержании.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, а также мнения
тренеров по футболу показали, что развитию скоростно-силовых качеств
уделяется все больше внимания.
В связи с тем, что спортивный успех аккумулирует в себе все виды
подготовки, достижение высоких результатов является одной из ведущих
проблем спортивной тренировки.
Спортивно-игровая деятельность юных футболистов сопряжена с
большими физическими нагрузками. Данные исследований последних лет
свидетельствуют, что современный игровой спорт предъявляет большие
требования к проявлению динамических усилий игроками (A.M. Андреев,
2006; 2007). Это приводит к разрушению суставов и связок нижних
конечностей футболистов. Поэтому необходимо большое внимание уделять
правильно
организованной
тренировочной
работе,
направленной
на
повышение прочности тех суставов и связок, которые в наибольшей
степени страдают в процессе интенсивной спортивной деятельности. От
этого зависит спортивное долголетие футболиста, сохранение его в
состоянии высокой спортивной формы длительное время. Чем меньше
травм, тем выше результаты выступлений на турнирах.
Учитывая слабую разработанность проблемы, мы остановили свой
выбор на решении задачи по анализу травматизма юных футболистов.
Поскольку проделанный литературный экскурс очерчивает существо
поставленной проблемы лишь в самом общем виде, представляется
необходимым уточнить и детализировать этот вопрос.
Для того чтобы повысить уровень скоростно-силовой подготовки
юных футболистов, необходимо знать структуру и характер травматизма в
процессе игровой деятельности футболистов.
Для установления причин травматизма у игроков с временной утратой
трудоспособности был проведен специальный анализ полученных травм в
команде ДЮСШ по футболу в сезоне 2024 года.
В таблице 2 приведены данные по характеристике травматизма в
команде ДЮСШ по футболу в сезоне 2024 года. Анализ полученных
данных показал, что наиболее часто встречаются травмы голеностопного
сустава. По нашему мнению, более высокая распространенность этих травм
среди игроков, объясняется значительной нагрузкой на этот сустав в
процессе игры в футбол, а также недостаточной подготовкой данного
сустава и связок к соревновательной борьбе.
Таблица 2 - Характеристика травматизма юных футболистов
ДЮСШ с. Черниговка в сезоне 2024 года.
Ранговое
место
Травмы
Количество (%)
1
Голеностопный сустав
32,2
2
Коленный сустав
28,2
3
Пояснично-крестцовый отдел позвоночника
16,4
4
Паховые мышцы бедра
12,2
5
Прочие травмы
11,0
На основании полученных данных отмечено, что травматизму
сильнее- подвержены юные футболисты, имеющие более низкий уровень
общей и специальной физической подготовки.
По мнению многих зарубежных и отечественных современных
специалистов, динамическая (прыжковая) деятельность разрушает, прежде
всего, места прикрепления связок к костям, а также разрывы мышечной
ткани происходят в месте перехода мышц в связки.
Таким
образом,
приведённые
данные
позволили
составить
определенную картину травматизма у юных футболистов. Эти материалы
свидетельствуют о необходимости рационализации учебно-тренировочного
режима с использованием специальных скоростно-силовых упражнений. В
настоящее
время
имеется
большой
арсенал
средств,
оказывающих
благотворное влияние на структуру мышц и связок скоростно-силовой
подготовкой юных футболистов. Включение специальных упражнений в
систему общей и специальной физической подготовки позволит, на наш
взгляд,
улучшить
эффективность
управления
скоростно-силовой
подготовкой.
Не
менее
значимым
фактором,
оказывающим
влияние
на
эффективность
управления
тренировочным
процессом,
является
обоснование
физической
нагрузки,
основанной
на
динамике
функционального
состояния
и
физической
подготовленности
юных
футболистов.
В процессе анализа физического состояния юных футболистов
выяснялись:
-
уровень физической подготовленности юных футболистов по
результатам выполнения контрольных упражнений;
- уровень развития физических качеств;
-
динамика
показателей
физического
развития,
физической
подготовленности, функционального состояния спортсменов.
Анализ
результатов
физической
подготовленности
в
начале
подготовительного периода (2004 г.) по упражнениям, отражающим
быстроту, общую выносливость и ловкость, показал, что большинство
упражнений выполняется юными футболистами на «хорошо» и «отлично»
(табл. 3).
Таблица
3
-
Результаты
физической
подготовленности
юных
футболистов в начале подготовительного периода (сезон 2024 г.)
Упражнения
Результат
Бег на 1,5 км (мин)
4,36
Приседание со штангой 60 кг (раз)
10,2
Бег на 100 м (с)
12,2
Упражнение на ловкость (с)
6,3
Таким образом, оценки физической подготовленности показывают,
что
абсолютное
большинство
юных
футболистов
имеет
хорошую
физическую подготовленность, однако показатели развития скоростно-
силовых качеств, требуют коррекции.
Анализ динамики физических качеств по результатам выполнения,
упражнений
свидетельствует
об
ухудшении
показателей
скоростной
выносливости к концу сезона 2024 года. Особенно значительное снижение
наблюдается в начале переходного периода, о чем свидетельствуют
показатели бега на 400 м (Х=59,8 с).
Показатели силы ног постепенно снижаются, начиная с середины
соревновательного
периода,
что
видно
по
результатам
выполнения
упражнения приседания со штангой 60 кг (Х=8,9 раза).
Результаты
в
беге
на
100
м
свидетельствуют
об
ухудшении
показателей быстроты к концу сезона (Х=12,4 с). В подготовительный
период наблюдается стабилизация данных показателей.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют, что на
протяжении всего соревновательного периода футболисты не могут
находиться на «пике» спортивной формы.
Физическое
развитие
обследованных
игроков
характеризовалось
следующими среднестатистическими цифрами (табл. 4).
В ходе исследований было установлено, что физическое развитие
находится в зависимости от результатов физической и скоростно-силовой
подготовленности.
Так,
у
спортсменов
наблюдается
отрицательная
зависимость результатов в приседании со штангой от толщины жировой
складки (г = -0,39); результатов в беге на 100 м от показателей веса (г = -
0,42) и окружности груди на выдохе. Данные цифры подчеркивают как
возможность улучшения результатов физической подготовленности за счет
изменения показателей физического развития, так и, наоборот, улучшения
последних с помощью физических упражнений.
Таблица 4- Показатели физического развития юных футболистов в
возрасте 15-17 лет.
Показатели
Футболисты
Возраст, лет
X
16,1
m
0,3
Рост, см
X
168,3
m
0,9
Вес, кг
X
55,6
m
1,7
ЖЕЛ, мл
X
3755
m
312
Сила кисти, кг
X
31,2
m
1,8
Окружность живота, см
X
62,6
m
1,2
Функциональное
состояние.
Оценка
уровня
функционального
состояния производилась как в покое, так и при нагрузке. Нами оценивалась
деятельность сердечно-сосудистой системы (ССС), дыхательной, системы
(ДС). В состоянии покоя были проведены измерения пульса в покое (ЧСС
П
),
артериального давления (АД), коэффициента выносливости (КВ).
Под нагрузкой проводились: проба Руфье, с задержкой дыхания на
вдохе (Штанге), на выдохе (Генче), велоэргометрический тест PWCno, по
которому оценивалась работоспособность спортсменов и максимальное
потребление кислорода (МПК). Полученные нами результаты отражены в
таблице 5.
Сердечно-сосудистая система. Данный показатель у исследуемого
нами контингента игроков не выходит за рамки нормы. Нормальными
величинами АД считаются для АД систолического 100-120, для АД
диастолического 60-80 мм рт.ст. Как видно из таблицы, все эти показатели
юных футболистов не выходят за пределы нормы.
Выполнение нагрузочной пробы Руфье показывает, что по шкале
оценок у спортсменов этот индекс относится к разряду «хороший», то есть
от 5,1 до 10 усл. ед. (В.И.Баландин, 1988).
Результаты коэффициента выносливости как интегрального показателя
деятельности ССС в основном находятся в границах норм.
Дыхательная
система.
Изучение
ЖЕЛ
как
показателя
функционирования дыхательной системы позволило нам сделать вывод о
том, что у спортсменов этот показатель превосходит должную величину.
Выполнение функциональных проб с задержкой дыхания (Штанге и Генче)
свидетельствует
о
достаточно
высоком
и
стабильном
уровне
функционирования дыхательной системы у юных футболистов.
Для объективной оценки физического состояния юных футболистов -
ДЮСШ в течение годового цикла проводилось сравнение показателей
физической подготовленности и функционального состояния организма в
подготовительном, соревновательном и переходном периодах сезона 2024
года.
Данная динамика представлена на рисунках 3, 4.
При сравнении показателей функционального- состояния выявлено их
снижение с середины соревновательного периода, что свидетельствует об
ухудшении - работоспособности.
Таким образом, проведённый анализ динамики уровня физического
развития, физической
1
подготовленности, функционального состояния
свидетельствует о недостаточном развитии скоростно-силовых качеств у
юных футболистов.
В нашей стране вопрос качественной подготовки квалифицированных
футболистов стоит достаточно остро. Большое количество команд в
высшей, первой и второй лигах требуют около пяти тысяч игроков, чтобы
заполнить вакансии.
Социально-экономические проблемы в России коснулись и детско-
юношеского спорта, в том числе и футбола. Сократилось количество
специализированных футбольных школ. Детские тренеры из-за низкой
заработной платы вынуждены были уходить на работу в другие сферы
народного хозяйства. Из некогда уважаемой в футбольном мире державы
мы опустились достаточно низко в европейском и мировом рейтинге,
Условные единицы
О подготовительный 1 соревновательный2 переходный 3
Рис. 3. Динамика функционального состояния организма юных
футболистов
по коэффициенту выносливости (КВ)
Этапы подготовки
Рис. 4. Динамика физической подготовленности юных футболистов
(по 9-бальной системе)
Нарушение системы подготовки резервов негативно сказалось на
выступлениях сборных команд различного возраста, в том числе и главной.
Достаточно напомнить о неудачном участии сборной команды России в
чемпионате мира-98 и Европы-2000.
Поэтому, на сегодняшний день, остро стоит вопрос не только в
определении
наиболее
эффективных
средств
скоростно-силовой
подготовки, но и о рациональном их соотношении в тренировочном
процессе.
Для выявления наиболее оптимального соотношения средств в
процессе скоростно-силовой подготовки юных футболистов был проведён
опрос 11 опытных тренеров по футболу.
Результаты данного опроса представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Соотношение различных средств скоростно-силовой
подготовки юных футболистов по результатам опроса тренеров (в %).
Средства скоростно-силовой подготовки
Футболисты
15
лет
16 лет 17 лет
Стартовые рывки, бег с максимальной скоростью
40
35
30
Прыжки и прыжковые упражнения
25
20
15
Стартовые рывки, бег с мячом, упражнения с мячом в
движении
15
20
25
Упражнения на быстроту реакции с мячом в движении
15
15
20
Упражнения на тренажёрах, со штангой, гирями
5
10
10
Как свидетельствует анализ проведённого опроса специалистов по
футболу, если в 15-летнем возрасте повышенное внимание следует уделять
стартовым рывкам и бегу с максимальной скоростью без мяча, то по мере
взросления юных футболистов акцент должен делаться на выполнении
упражнений с мячом на максимальной скорости.
При этом возрастает роль упражнений со штангой, гирями, а также на
тренажёрах.
Таким
образом,
проведённое
исследование
позволило
выявить
наиболее эффективные средства скоростно-силовой подготовки юных
футболистов, а также их соотношение при организации тренировочного
процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Акимов, A.M. Игра-футбольного вратаря/ A.M. Акимов. - М.:
Физкультура и спорт, 1978. - 95 с.
2. Александров, М.Н. Призвание - тренер/ М.Н. Александров. — М::
Физкультура и спорт, 1972. - 20 с.
3. Андреев, A.M. Методика применения изометрических упражнений
для профилактики травматизма у баскетболистов /A.M. Андреев// Научно-
теоретический журнал. «Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-
гафта». - 2007. - №12 (34). - С.5-10.
4.
Андреев,
A.M.
Педагогические
условия,
необходимые
для
эффективно-'
го
применения
изометрических
упражнений,
в
целях
профилактики
травматизма/
A.M.
Андреев//
Актуальные
проблемы
профессиональной
деятельности,
специалистов
в
сфере
физической
культуры и спорта: сборник научных трудов молодых ученых. - СПб.:
ВИФК, НИЦ, 2006., - №2.- С. 3-7.
5.
Андриади,
И.П.
Дидактические
умения
тренера
и
их
формирование:. Автореф. дис....канд. пед. Наук/ И.П. Андриади.- 1983. - 25
с.
6.
Анохин,
П.К.
Принципиальные
вопросы
общей
теории
функциональных систем: Принципы системной организации функций/ П.К.
Анохин. -М.: Наука, 1973.-С. 28.
7.
Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональных
систем/ П.К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.