Автор: Борисова Виктория Львовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 155
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Синдром эмоционального выгорания: Признаки и причины
Дата публикации: 10.07.2025
Раздел: дошкольное образование
1
Синдром эмоционального выгорания: Признаки и причины
Проблема профилактики синдрома эмоционального выгорания является
сегодня актуальной темой.
Эмоциональное выгорание
– это состояние
физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный
личностью
механизм
психологической
защиты
в
форме
полного
или
частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
(слайд 2)
Наиболее
часто
выгорание
рассматривается
как
долговременная
стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных
профессиональных стрессов средней интенсивности.
Термин "Синдром эмоционального выгорания" впервые был введён в
1974 г. врачом-психиатром Х. Дж. Фрейденбергом и первоначально означал
нарастающее
эмоциональное
истощение.(слайд
3)
В
2001
году
профессиональный синдром эмоционального выгорания был включён в 10-й
пересмотренный вариант Международной классификации болезней (МКБ-10.)..
Последствия
«выгорания»
могут
проявляться
как
в
психосоматических
нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных,
мотивационных) изменениях личности.
Все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме
эмоционального (профессионального) сгорания, или выгорания, работников
По мнению А. Ленгле, - «это типичный феномен нашего времени»
(Суворова 2017:63 с.). Это время высокой динамичности жизненных ситуаций,
спешки, деловой и личностной конкуренции, но также - это «отсутствие
отношений, необязательность, прагматичность».
Феномен эмоционального
выгорания изучали такие психологи, как Маслач, Пельман, Хартман. Кристина
Маслач очень метко описала синдром эмоционального выгорания как "запах
горящей психологической проводки". (слайд 4)
Синдром - самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с
людьми: педагогов, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, всех, чья
деятельность
невозможна
без
общения.
За
годы
работы
у
педагогов
2
накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в
состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии,
профессиональному выгоранию.(слайд 5)
Эмоциональное и профессиональное выгорание, становятся основной
причиной заболеваний от сердца, до щитовидки и онкологии.
Профессиональное выгорание и истощение всё чаще и чаще возникает из-
за работы. В Японии власти вынуждены ввести административное и даже
уголовное наказание за смерть от переработок. Даже в Китае стали обращать на
это внимание и наказывать.
В Европе переработка более 220 часов в год при норме работы в 1800
часов в год – запрещена законом и наказывается штрафами – за этим следят
службы по охране труда и профсоюзы.
В России, в общей сложности в зоне риска находятся до 70% населения,
которые согласно статистики находятся в депрессии.
Как видите, статистика удручающая. И она имеет тенденцию к росту.
Признаки. СЭВ.
Истощение. Усталость. Бессоница. Негативные установки по отношению к
детям и коллегам и работе. Усиление агрессивности и чувства вины.
К причинам выгорания относятся: (слайд 6)
Чрезмерные перегрузки, слишком большой объем работы, непосильная
ответственность.
Отношение к делу: завышенные требования к себе, боязнь совершить
ошибку, не соответствовать требованиям.
Ощущение, что нас недооценивают и невозможность изменить
положение дел.
Общение только с коллегами по работе, как на работе, так и вне ее.
Отстраненность от общественной жизни коллектива
отсутствие единой цели в коллективе; разобщённость сотрудников;
3
отсутствие вознаграждения и несоответствие заработной платы
выполняемой работе
Важно указать, что условия труда, такие как ненормированный рабочий
день, отсутствие хорошо оборудованного рабочего места и чётко
обозначенного перерыва на обед часто являются причиной синдрома
хронической усталости, который является предвестником
эмоционального выгорания
[
Симптомы эмоционального выгорания (слайд 7-8)
Симптомы эмоционального
выгорания
Поведенческие
Сопротивление выходу не работу
Частые опоздания
Откладывание деловых встреч
Уединение, нежелание видеть коллег
Нежелание видеть детей
Нежелание заполнять документацию
Формальное исполнение обязанностей
Эмоциональные
Утрата чувства юмора
Постоянное
чувство
неудачи,
вины,
самообвинения
Повышенная раздражительность
Ощущение придирок со стороны других
Равнодушие
Бессилие, эмоциональное истощение
Подавленное настроение
Познавательные
Мысли о смене профессии, уходе с работы
Слабая концентрация внимания, рассеянность
Ригидность
мышления,
использование
стереотипов
Сомнения в полезности работы
Разочарование профессией
Циничное отношение к клиентам, коллегам
Озабоченность собственными проблемами
4
Физиологические
Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
Длительно текущие незначительные недуги
Восприимчивость
к
инфекционным
заболеваниям
Усталость, быстрая физическая утомляемость
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
Обострение хронических заболеваний
К
основным
факторам,
способствующим
формированию
эмоционального выгорания педагогов, относят: (слайд 9)
1) высокую ответственность за своих подопечных;
2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;
3) самоотверженную помощь;
4) дисбаланс
между
интеллектуально–энергетическими
затратами
и
морально–материальным вознаграждением;
5) наличие ролевых конфликтов;
6) работу с «трудными» детьми.
Рассмотрим понятие стресса.
Стресс - общее напряжение организма, возникающее под воздействием
чрезвычайного раздражителя (стрессора), получившее название болезни XX -
XXI века. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в
стрессовом состоянии может вызвать такие тяжелые заболевания, как рак,
гипертония и различные сердечно-сосудистые заболевания.
Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться
управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение.
Признаки стресса делятся на три категории:
физические
(бессонница, боли в груди, в животе, в спине, высокое
кровяное давление, диарея, головные боли, головокружение, тики, хроническая
усталость, тошнота, частые простуды и т.д.);
5
эмоциональные
(излишняя агрессивность, повышенная возбудимость,
депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации
внимания, истерики, ночные кошмары, паника, раздражительность, частая
слезливость и т.д.);
поведенческие
(злоупотребление алкоголем, постоянный поиск у себя
различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, привычка
кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем,
усиленное курение и т.д.).
Часто бывает, что стресс вызван несоответствием между ожидаемым и
реальностью. Здесь необходимо помнить, что НЕ БЫВАЕТ ИДЕАЛЬНОЙ
РАБОТЫ.
Риск
выгорания
смягчают
привлекательная
и
стабильная
работа,
предоставляющая возможности для профессионального и личностного роста,
для творчества, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах,
наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже
“выгорают” оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно
преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает
активную жизненную позицию и обращаются к творческому поиску решения
при столкновении с трудными обстоятельствами, заботится о восполнении
своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов. Снижают
риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг
надежных друзей и поддержка со стороны семьи. Реже “выгорает” тот, кто
работает в организациях, где царит мощный коллективный дух.
Правила профилактики профессионального выгорания (слайд 10)
Разграничение профессиональных и личных интересов
(эмоций и конфликтов)
2.
Изменение
привычного
способа
реагирования
на
внешние
и
внутренние психотравмирующие ситуации, изменение образа (стиля) жизни
•
Сделайте что-то необычное (то, что вы никогда не делали раньше)
•
Побалуйте себя.
6
•
Составьте список вещей, которые доставляют вам удовольствие, и
всегда держите его под рукой. В сложной, эмоционально напряженной
ситуации
доставайте
свой
«волшебный
список
удовольствий»
и
выбирайте то из них, которое наиболее приемлемо осуществить в
сложившейся ситуации.
3.Побольше общайтесь с коллегами и с друзьями, обмен мнениями,
разделение чувств с окружающими - уникальный способ избавления от стресса.
Вне работы о работе старайтесь не говорить.
4.Найдите в своем окружении или среди знакомых того, у кого
действительно в данный момент очень тяжелая эмоциональная ситуация.
Сравните свое положение с его.
5.Найдите в своем положении несколько оптимистических признаков
(можно использовать ситуацию из своего прошлого - «бывает и хуже»),
Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться отыскать что-то
позитивное, представлять себе положительные результаты происходящего, не
зацикливаясь на отрицательных.
6.Одним из направлений в профилактике выгорания является включение
сотрудников в совместную работу, не связанную с профессиональной
деятельностью и предполагающую получение нового опыта, навыков и знаний.
Включение в деятельность элементов творчества, спорта, игровых методик и
конкурсных моментов способствует поддержанию хорошей физической формы
и здоровья, формированию оптимизма и позитивного мышления, развитию
творческой составляющей у ее участников. В конечном счете, все это приводит
к созданию дружеской атмосферы в коллективе и созданию здоровой рабочей
среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Борисова,
М.В.
Психологические
детерминанты
феномена
эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы
психологии. - 2005. - № 2.-7 с.
7
2.Колесин,
А.
Н.
Применение
арт-терапии
в
профилактике
профессионального
выгорания
специалистов
Центра
восстановительного
лечения / А. Н. Колесин // Арт-терапия в практической деятельности:
материалы междунар. науч.-практ. конф. 27-28 ноября 2015 года / ред. Ю. П.
Платонов. - СПб. : СПбГИПСР, 2015. - 154 с.
3.Осухова, Н. Г. Профилактика профессионального выгорания. Практико-
ориентированный семинар / под ред. Н.Г. Осуховой, В.А. Кожевниковой. - М.:
МИГУ, 2000.- 234с.
4.Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций
социального обслуживания: метод. пособие / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И.
Ачекуловой. - Красноярск, 2017. - 63 с.