Напоминание

"Свято-Никольский храм в п.Ивня"


Автор: Банных Елена Тихоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа№1"
Населённый пункт: Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Свято-Никольский храм в п.Ивня"
Дата публикации: 10.08.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»

Методическая разработка внеурочного занятия

«Свято – Никольский храм в посёлке Ивня»

для обучающихся 1-4 классов

Автор: Банных Елена Тихоновна,

учитель начальных классов,

п.Ивня Ивнянский район

Белгородская область

2025 г

Цель занятия:

познакомить обучающихся с духовным краеведением Ивнянского района, с внутренним

устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи занятия:

Познавательные: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с

понятием “храм – дом Божий”. Описывать впечатления, возникающие от восприятия

художественного текста, произведения живописи, иконописи.

Коммуникативные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых

способствует развитию внутреннего мира человека.

Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам,

хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное

отношение к духовному, историческому и культурному наследию, высказывать свои пред

положения.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с

иллюстративным материалом.

Основные термины и понятия: храм, паперть, икона, церковная свеча,

иконостас, царские врата, алтарь.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по – доброму начат,

Значит, день принесет и удачу,

И здоровье, и радость нам всем.

- Словами «добрый день» мы друг другу желаем только хорошее. Посмотрите друг на

друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу всего хорошего.

- И я хочу всем вам пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни

были добрыми.

Часть 2. Актуализация знаний (слайд 3)

Учитель:

Послушайте стихотворение Анисимова Александра, которое поможет определить тему

нашего урока.

Учитель (читает стихи под музыку):

Этот дом – не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола, звонкие колокола.

Бим – бом – бом. Дин – дин – дин – дин.

Кто-то с мамой, кто один,

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам…

Это – … (Православный храм).

Тема нашего занятия: «Свято – Никольский храм в посёлке Ивня» (слайд 4)

- Ребята, кто знает, что такое храм? (ответы обучающихся)

Учитель: Храм - это не просто красивое здание с колоколами и куполами, это особое

место, где человек может почувствовать связь с Богом, место, наполненное особым

смыслом, духовной энергией, источником мудрости и наставлений.

-Кто из вас был в храме? ( почти все)

- А вы знаете как устроен православный храм и что люди делают в храмах?

-Чем храм отличается от других зданий ? (выслушиваем предположения детей)

Учитель: Почему вы так решили? Докажите.

( У него есть купол, на котором находится крест.)

Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

- (Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.)

Учитель: Здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде

круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской

звезды). Храм завершается куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом.

Учитель: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы

Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Учитель: Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

( выслушиваем предположения детей)

Учитель:

две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три главы (три Лица Святой Троицы);

пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

девять глав (девять чинов Ангельских);

тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и

большее количество глав.

Знакомство с храмом Ивнянского района:

А в нашем районе есть храм?

- А как вы думаете, этот храм давно построили или он новый?

- Каждый храм посвящён какому-либо святому или событию.

- А кто знает, кому посвящен наш храм?

История Свято-Никольского храма в посёлке Ивня Белгородской области

(слайд 5)

Первые упоминания о существовании храма в селе Ивня относятся к 1770-м годам. В

описании Курского наместничества 1780-х годов в селе Ивня указана церковь «во имя

сошествия Святого Духа, с престолом Николая Чудотворца». Местонахождение первого

ивнянского храма точно не установлено.

В 1859 году в Ивне было построено каменное здание Троицкого храма. Оно

располагалось в усадебном парке помещиков Карамзиных и Клейнмихелей, владевших

этими землями. Троицкий храм действовал до начала 1930-х годов. Здание храма после

Великой Отечественной войны разобрали на кирпичи.

Возрождение церковной жизни в Ивне началось в 1990-х годах. В то время был

образован приход Свято-Никольского храма, относившийся к юрисдикции Московской

Патриархии. Богослужения первоначально проводились в приспособленном помещении

бывшей заготконторы на улице Лесной, около урочища Черемошное.

Одновременно, с 1997 по 2000 г., велось строительство настоящего храмового здания на

окраине санаторского (бывшего усадебного) парка, на углу улиц Садовой и

Коммунальной. Новый Свято-Никольский храм в Ивне был торжественно освящён 1

октября 2000 г. архиепископом (ныне митрополитом) Белгородским и Старооскольским

Иоанном (Поповым). В 2005 г. было образовано Ивнянское благочиние как церковно-

административный округ в границах района. Священник Свято-Никольского храма,

расположенного в районном центре, одновременно возглавляет и благочиние. Первым

Ивнянским благочинным в 2005-2010 гг. был протоиерей о. Андрей Ефимов.

Виртуальную экскурсию

в

Свято – Никольский храм в посёлке Ивня.

Учитель: - Сегодня предлагаю вам совершим виртуальную экскурсию в наш храм.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,

словно удивились.

И у храма до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямлялись,

Ниже, ниже, не ленись.

Поклонись и улыбнись!

Учитель: Мы идем в гости, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен

познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.

Читают подготовленные дети.

1.Прежде чем зайти в собор,

головной сними убор.

2.Никого не осуждай,

Помощь нищему подай.

3.Не гляди по сторонам

Не полезно это нам.

4.Очи в землю опусти,

О грехах своих грусти.

5.Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

6.Время даром не губи

Службу Божью полюби.

7.И пока душа в груди

на молитву приходи.

Учитель: Христиане, входя в храм, на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом

и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить

на себе крест.

Мы с вами поднимаемся на паперть.

Паперть – место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в

храм.

Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь

среди окружающего мира.

Войдем в храм.

Изучение внутреннего строения храма ( слайд 6)

Учитель: Давайте совершим заочную путешествию по храму.(Приложение 1)

Учитель: Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?

(выслушиваем предположения детей)

Учитель: Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая

называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, собственно

храм (средняя часть), алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее

время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать

записки о здравии и об упокоении.

Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан,

собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой

праздника. Аналой – это подставка для иконы. Она стоит посередине храма. Здесь и у

других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же

стороны стоит панихидный столик – канун , здесь обычно ставятся свечи за упокой. В

самом храме повсюду: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило - большая люстра,

которая освещает храм.

Учитель: Как вы думаете, для чего нужны свечи?

(выслушиваем предположения детей)

Церковная свеча— символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой

свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или

святому. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и

Его храму за себя и за своих ближних.

Физминутка:

В храме мы – в гостях у Бога.

Всюду свечи – много-много.

Мы на цыпочки привстанем,

Чтоб самим свечу поставить.

Учитель: В восточной части храма есть возвышение – солея. На высоте солеи находится

главнейшая часть храма — алтарь, это место святое, поэтому в него не позволяется

входить непосвященным.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Наша виртуальная экскурсия завершилась.

- А теперь проверим, что вы запомнили.

Отгадайте загадки:

В церкви место есть такое:

Недоступное, святое,

Там Господь – Небесный Царь.

Место то зовут__________.(алтарь)

Отделен алтарь от храма,

Здесь висят иконы в рамах,

Пред киотами лампады

Зажигаются как надо,

Перед службою, как раз.

Это что?(иконостас)

- Золотое поле, желтые колосья,

огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник.)

Тесты

(Дети работают в парах)

1) Человек приходит в храм для того, чтобы:

А) Пообщаться с друзьями;

Б) Весело провести время;

В) Пообщаться с Богом.

2) Закончите предложение. Что такое иконостас?

А) Стена из окон, за которой находится алтарь;

Б) Подставка для иконы;

В) Одна из боковых стен храма.

3) Панихидный столик нужен для того, чтобы:

А) Зажигать свечи для поминания умерших людей;

Б) В храме было еще более красиво и весело от сияния многих свеч;

В) Петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога.

У каждого на столе лежит раскраска. Раскрасьте свой храм. (Приложение 2)

(Дети раскрашивают храм под музыку)

Учитель: Сельский храм

Люблю я храм в тиши деревьев,

Где величавая глава.

Вознесся купол златоглавый

Под голубые небеса.

Сюда спешат на богомолье

С окрест лежащих деревень.

Здесь пахнет ладаном и смирной.

И люди здесь душой добрей.

Любой прохожий будто дома —

С любовью встретят и теплом.

Здесь доброта идёт от сердца.

На доброту ответь добром.

На доске: выставка раскрашенных храмов.

Часть 3. Заключительная.

Учитель:

- Что нового вы узнали на нашем занятии (ответы обучающихся).

- Зачем же люди строят храмы и ходят в них?

- Зачем же молиться в храме?

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с храмом нашей малой родины п.

Ивня. Чтобы лучше закрепить знания о храме, я приглашаю вас в воскресный день

посетить наш Свято-Никольский храм. (Приложение 3)

Приложение 1

«Дорога в Храм»

Приложение 2

Раскраска «Храм»

Приложение 3

«Экскурсия в Свято-Никольский храм п. Ивня»



В раздел образования