Автор: Банных Елена Тихоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа№1"
Населённый пункт: Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Свято-Никольский храм в п.Ивня"
Дата публикации: 10.08.2025
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка внеурочного занятия
«Свято – Никольский храм в посёлке Ивня»
для обучающихся 1-4 классов
Автор: Банных Елена Тихоновна,
учитель начальных классов,
п.Ивня Ивнянский район
Белгородская область
2025 г
Цель занятия:
познакомить обучающихся с духовным краеведением Ивнянского района, с внутренним
устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи занятия:
Познавательные: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с
понятием “храм – дом Божий”. Описывать впечатления, возникающие от восприятия
художественного текста, произведения живописи, иконописи.
Коммуникативные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых
способствует развитию внутреннего мира человека.
Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам,
хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное
отношение к духовному, историческому и культурному наследию, высказывать свои пред
положения.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, работа с
иллюстративным материалом.
Основные термины и понятия: храм, паперть, икона, церковная свеча,
иконостас, царские врата, алтарь.
Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, ноутбук, презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Добрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по – доброму начат,
Значит, день принесет и удачу,
И здоровье, и радость нам всем.
- Словами «добрый день» мы друг другу желаем только хорошее. Посмотрите друг на
друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте друг другу всего хорошего.
- И я хочу всем вам пожелать, чтобы не только этот день, но и все дни в вашей жизни
были добрыми.
Часть 2. Актуализация знаний (слайд 3)
Учитель:
Послушайте стихотворение Анисимова Александра, которое поможет определить тему
нашего урока.
Учитель (читает стихи под музыку):
Этот дом – не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола, звонкие колокола.
Бим – бом – бом. Дин – дин – дин – дин.
Кто-то с мамой, кто один,
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам…
Это – … (Православный храм).
Тема нашего занятия: «Свято – Никольский храм в посёлке Ивня» (слайд 4)
- Ребята, кто знает, что такое храм? (ответы обучающихся)
Учитель: Храм - это не просто красивое здание с колоколами и куполами, это особое
место, где человек может почувствовать связь с Богом, место, наполненное особым
смыслом, духовной энергией, источником мудрости и наставлений.
-Кто из вас был в храме? ( почти все)
- А вы знаете как устроен православный храм и что люди делают в храмах?
-Чем храм отличается от других зданий ? (выслушиваем предположения детей)
Учитель: Почему вы так решили? Докажите.
( У него есть купол, на котором находится крест.)
Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?
- (Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.)
Учитель: Здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде
круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской
звезды). Храм завершается куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом.
Учитель: Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы
Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
Учитель: Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
( выслушиваем предположения детей)
Учитель:
две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы (три Лица Святой Троицы);
пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
девять глав (девять чинов Ангельских);
тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и
большее количество глав.
Знакомство с храмом Ивнянского района:
А в нашем районе есть храм?
- А как вы думаете, этот храм давно построили или он новый?
- Каждый храм посвящён какому-либо святому или событию.
- А кто знает, кому посвящен наш храм?
История Свято-Никольского храма в посёлке Ивня Белгородской области
(слайд 5)
Первые упоминания о существовании храма в селе Ивня относятся к 1770-м годам. В
описании Курского наместничества 1780-х годов в селе Ивня указана церковь «во имя
сошествия Святого Духа, с престолом Николая Чудотворца». Местонахождение первого
ивнянского храма точно не установлено.
В 1859 году в Ивне было построено каменное здание Троицкого храма. Оно
располагалось в усадебном парке помещиков Карамзиных и Клейнмихелей, владевших
этими землями. Троицкий храм действовал до начала 1930-х годов. Здание храма после
Великой Отечественной войны разобрали на кирпичи.
Возрождение церковной жизни в Ивне началось в 1990-х годах. В то время был
образован приход Свято-Никольского храма, относившийся к юрисдикции Московской
Патриархии. Богослужения первоначально проводились в приспособленном помещении
бывшей заготконторы на улице Лесной, около урочища Черемошное.
Одновременно, с 1997 по 2000 г., велось строительство настоящего храмового здания на
окраине санаторского (бывшего усадебного) парка, на углу улиц Садовой и
Коммунальной. Новый Свято-Никольский храм в Ивне был торжественно освящён 1
октября 2000 г. архиепископом (ныне митрополитом) Белгородским и Старооскольским
Иоанном (Поповым). В 2005 г. было образовано Ивнянское благочиние как церковно-
административный округ в границах района. Священник Свято-Никольского храма,
расположенного в районном центре, одновременно возглавляет и благочиние. Первым
Ивнянским благочинным в 2005-2010 гг. был протоиерей о. Андрей Ефимов.
Виртуальную экскурсию
в
Свято – Никольский храм в посёлке Ивня.
Учитель: - Сегодня предлагаю вам совершим виртуальную экскурсию в наш храм.
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямлялись,
Ниже, ниже, не ленись.
Поклонись и улыбнись!
Учитель: Мы идем в гости, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен
познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.
Читают подготовленные дети.
1.Прежде чем зайти в собор,
головной сними убор.
2.Никого не осуждай,
Помощь нищему подай.
3.Не гляди по сторонам
Не полезно это нам.
4.Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
5.Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
6.Время даром не губи
Службу Божью полюби.
7.И пока душа в груди
на молитву приходи.
Учитель: Христиане, входя в храм, на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом
и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить
на себе крест.
Мы с вами поднимаемся на паперть.
Паперть – место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в
храм.
Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь
среди окружающего мира.
Войдем в храм.
Изучение внутреннего строения храма ( слайд 6)
Учитель: Давайте совершим заочную путешествию по храму.(Приложение 1)
Учитель: Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?
(выслушиваем предположения детей)
Учитель: Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая
называется папертью. Православный храм делится на три части: притвор, собственно
храм (средняя часть), алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее
время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать
записки о здравии и об упокоении.
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан,
собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой
праздника. Аналой – это подставка для иконы. Она стоит посередине храма. Здесь и у
других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же
стороны стоит панихидный столик – канун , здесь обычно ставятся свечи за упокой. В
самом храме повсюду: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило - большая люстра,
которая освещает храм.
Учитель: Как вы думаете, для чего нужны свечи?
(выслушиваем предположения детей)
Церковная свеча— символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой
свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или
святому. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и
Его храму за себя и за своих ближних.
Физминутка:
В храме мы – в гостях у Бога.
Всюду свечи – много-много.
Мы на цыпочки привстанем,
Чтоб самим свечу поставить.
Учитель: В восточной части храма есть возвышение – солея. На высоте солеи находится
главнейшая часть храма — алтарь, это место святое, поэтому в него не позволяется
входить непосвященным.
Закрепление изученного материала.
Учитель: Наша виртуальная экскурсия завершилась.
- А теперь проверим, что вы запомнили.
Отгадайте загадки:
В церкви место есть такое:
Недоступное, святое,
Там Господь – Небесный Царь.
Место то зовут__________.(алтарь)
Отделен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред киотами лампады
Зажигаются как надо,
Перед службою, как раз.
Это что?(иконостас)
- Золотое поле, желтые колосья,
огонек гуляет, колоски сжигает. (Подсвечник.)
Тесты
(Дети работают в парах)
1) Человек приходит в храм для того, чтобы:
А) Пообщаться с друзьями;
Б) Весело провести время;
В) Пообщаться с Богом.
2) Закончите предложение. Что такое иконостас?
А) Стена из окон, за которой находится алтарь;
Б) Подставка для иконы;
В) Одна из боковых стен храма.
3) Панихидный столик нужен для того, чтобы:
А) Зажигать свечи для поминания умерших людей;
Б) В храме было еще более красиво и весело от сияния многих свеч;
В) Петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога.
У каждого на столе лежит раскраска. Раскрасьте свой храм. (Приложение 2)
(Дети раскрашивают храм под музыку)
Учитель: Сельский храм
Люблю я храм в тиши деревьев,
Где величавая глава.
Вознесся купол златоглавый
Под голубые небеса.
Сюда спешат на богомолье
С окрест лежащих деревень.
Здесь пахнет ладаном и смирной.
И люди здесь душой добрей.
Любой прохожий будто дома —
С любовью встретят и теплом.
Здесь доброта идёт от сердца.
На доброту ответь добром.
На доске: выставка раскрашенных храмов.
Часть 3. Заключительная.
Учитель:
- Что нового вы узнали на нашем занятии (ответы обучающихся).
- Зачем же люди строят храмы и ходят в них?
- Зачем же молиться в храме?
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с храмом нашей малой родины п.
Ивня. Чтобы лучше закрепить знания о храме, я приглашаю вас в воскресный день
посетить наш Свято-Никольский храм. (Приложение 3)
Приложение 1
«Дорога в Храм»
Приложение 2
Раскраска «Храм»
Приложение 3
«Экскурсия в Свято-Никольский храм п. Ивня»