Напоминание

Характеристика самостоятельности как качества личности


Автор: Скрипникова Наталья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Абакана "Средней общеобразовательной школы №11"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Характеристика самостоятельности как качества личности
Дата публикации: 10.09.2025
Раздел: начальное образование





Назад




Характеристика самостоятельности как качества личности

Самостоятельность – важнейшая черта личности человека, которая

закладывается в него с раннего детства. Выработка самостоятельности

является

одним

из

самых

ключевых

направлений

в

педагогической

деятельности не только работников образовательных учреждений, но и

родителей. Самостоятельность как качество воли человека развивается

постепенно, ему нужно уделять пристальное внимание и по необходимости

корректировать. Однако, как это часто бывает в научном сообществе, среди

исследователей нет единого понимания того, каким именно подходом лучше

объяснить сущность этого качества. Л.В. Жарова писала о самостоятельности

так: «Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость,

способность и стремление человека совершать действия или поступки без

помощи других»

1

.

Итак, быть самостоятельным значит быть независимым, иметь

возможность вырабатывать собственную точку зрения, которая повлияет на

дальнейшие мировоззрения и действия. Быть самостоятельным, значит быть

решительным и инициативным. Кроме этого, у инициативного человека

хорошо развито мышление, он рассудителен и обладает силой воли, без

которой невозможно принять самостоятельное решение тогда, когда этому

противятся окружающие и обстоятельства. Самостоятельный человек не

подвержен влиянию разнообразных факторов, способен критически смотреть

на вещи, взвешивать «за» и «против», а также нести личную ответственность

2

.

С. Теплюк, рассуждая о самостоятельности учеников начальных

классов, отметила: «Начало пути формирования самостоятельных действий и

умений ребёнка происходит в конце первого года жизни и начале второго,

так как усложняются игровые действия, процесс общения с окружающими

людьми»

3

.

Как и все остальные аспекты личностного развития детей в этом

возрасте, самостоятельность не может развиться без взаимодействия с

взрослыми. Причем как с родителями, так и с педагогами, но роль первых в

данном

вопросе

практически

бесценна.

Родители,

которые

именно

занимаются

родителем

своего

ребенка,

приносят

большую

долю

необходимых в будущей жизни навыков. И развитие самостоятельности

должно занимать одно из первых мест в очереди личностных аспектов, так

как недостаток самостоятельности в конечном итоге может привести к тому,

что у него начнутся серьезные проблемы с адаптацией к учебному

заведению, так как постепенно помощь взрослого становится все меньше, а

от ребенка все больше требуется принятие самостоятельных решений.

Родители,

несмотря

на

их

желание

оградить

ребенка

от

всего

и

неуверенность в правильности его действий, тем не менее, должны развивать

1

Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. Народное образование,–Москва : Просвещение, 2023. №6. –С. 23-

35.

2

Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: занятия с детьми 3-7 лет. –Москва: Мозаика-Синтез,

2020.–С.53.

3

Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности. Дошкольноевоспитание. –2022.–№32.–С.67-70.

в нем это качество, так как оно является залогом хорошего будущего

4

.

Обязательно

стоит

отметить,

что

самостоятельность

и

вседозволенность это не одно и то же. Человек, который не соблюдает

правила окружающего его социума, является нарушителем, а человек,

который следит за своими действиями и совершает обдуманные поступки не

является несамостоятельным. Важно научить ребенка понимать эту тонкую

грань. Исследователь В.Д. Иванов писал: «Самостоятельность человека не

может быть абсолютной, так как личность взаимосвязана отношениями в

обществе и подчиняется его законам, быть независимым от общества нельзя,

ведь все взаимосвязаны друг с другом, взаимоотношения и деятельностные

процессы. Поэтому, имеется в виду достаточный уровень самостоятельности

для успешной социализации личности»

5

.

Для того чтобы понимать, при каких обстоятельствах происходит

разделение на самостоятельность и нарушение правил общества, В.Д. Иванов

отметил наиболее важные составные части любого самостоятельного

поведения:

1.

Адекватная и взвешенная самооценка.

2.

Умение принимать критику и положительно на нее реагировать.

3.

Быть дисциплинированным не только внешне в поведении, но и

внутренне, в своих нравственных убеждениях.

Рассуждая о важности самостоятельности в жизни человека, Т.В.

Маркова отмечала, что без нее невозможно выстраивать отношения с

окружающими людьми, постольку, поскольку они напрямую зависят от

способности людей принимать решения о взаимоуважении и взаимопомощи.

Самостоятельный

человек

может

сам

организовать

свою

трудовую

деятельность, досуг, вести свои финансы. Без наличия этого аспекта человек

теряет возможность критически обдумывать ту или иную сложившуюся

ситуацию

6

.

М. Монтессори по этому поводу писала: «Природа дала людям

возможность развиваться для формирования всех необходимых умений,

реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка –

от приобретаемой умелости в движениях, научения переворачиваться,

сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных

реакций и умений – это шаг ребенка к независимости»

7

. Таким образом,

Монтессори подчеркнула, что все воспитание ребенка в конечном итоге

сводится к одному и самому важному аспекту – создание самостоятельной

личности, способной позаботиться о себе и своих близких в будущем. Такого

же мнения придерживалась Е.О. Смирнова, так как под самостоятельностью

подразумевала умение что-либо делать без необходимости получения

помощи извне. По мнению Смирновой, самостоятельность – это, прежде

всего движение вперед, к развитию, через постановку собственных целей и

4

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. –Москва: Юрайт, 2022.–С.125.

5

Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни

школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. –Москва: Просвещение, 2021. –С.34.

6

Маркова,Т.А.Воспитаниедошкольникавсемье.–Москва:2020.–С.46.

7

Монтессори,М.Полныйкурсвоспитания.–Москва:АСТ,2023.–С.315.

их достижения с помощью своих сил, умений и совершенствования навыков

во всех сферах жизни

8

.

Представитель РАО И.С. Кон, изучая особенности самостоятельности

личности,

указывал

на

то,

что

она

является

синонимом

термина

«независимость». Самостоятельный человек, по мнению академика, не

нуждается в подсказках других индивидов, а сам принимает жизненно

важные решения. При этомчеловек несет ответственность за свои решения и

не боится этого, а также убежден в правильности своего выбора, что

подтверждается

его

желанием

и

возможностями

при

необходимости

отстаивать свою правоту

9

.

Исследователи

психологии

дошкольников

Т.

Гуськова

и

К.П.

Кузовкова указывали на то, что самостоятельность в раннем возрасте может

разделяться

на

уровни

выраженности.

Определяется

этот

уровень

эмпирическим способом, с помощью проведения тестирования на основании

ряда методик. В частности, определяется способность сделать что либо,

сделать это с помощью собственного анализа и идеи, сделать это без

посторонней

помощи

10

.

Вышеперечисленное

говорит

о

том,

что

самостоятельность

важнейший

индикатор

развития

личности,

указывающий на то, что развитие человека идет в правильном направлении.

Ребенок обязан стать самостоятельным, это заложено природой ввиду

того, что человек рано или поздно как минимум станет взрослым, и

вынужден будет самостоятельно обеспечивать свое существование. К этому

моменту, человек должен быть максимально готовым к тому, что дальнейшая

жизнь находится полностью в его руках. Однако стоит отметить, что быть

самостоятельным вовсе не значит проявлять надменность и самоуверенность,

отказываясь в разных жизненных ситуациях от помощи родных и близких

11

.

Самостоятельный

человек

получает

возможность

действовать

нестандартно в той или иной ситуации, что делает его как личность

уникальным

и

не

похожим

на

других

12

.

Самостоятельная

личность

складывается из элементов воспитания дома, и исследования окружающего

мира во время образовательной деятельности. Благодаря этому свойству,

личность фактически имеет ресурсы на то, чтобы быть активной в различных

ситуациях

13

.

Е.В. Оспенникова по этому поводу писала: «Самостоятельность –

интегральное качество личности, которое отражает единство когнитивных и

волевых структур психики и проявляется в сознательной саморегуляции

явлений психической активности как деятельного отношения субъекта к

8

Смирнова,Е.О.Детскаяпсихология.–Москва:Дрофа,2008.–С.108.

9

Кон, И.С. Психология самостоятельность. Педагогика здоровья. –2022.–№7. –С.96-100.

10

Морозова,М.С.Психологическоесостояниешкольниковпри

переходеизначальнойшколывсреднеезвено.В.Д.Абросимова,И.В.Королева. Постулат.Биробиджан, 2020. –№

6 (20).–С. 20.

11

Ожегов,С.И.Толковыйсловарьрусскогоязыка.–Москва:Оникс,2021. –С.414.

12

Педагогический энциклопедический словарь, гл. ред. Б.М. Бим-Бад. –Москва: Большая Рос.энцикл., 2019. –

С.241.

13

Ожегов,С.И.Толковыйсловарьрусскогоязыка.–Москва:Оникс,2021. –С.41.

окружающему миру»

14

. Похожее мнение высказывал Г.К. Селевко, отмечая,

что аспект самостоятельности подразумевает не только умение реагировать

на окружающий мир и взаимодействовать с социумом, но и способность

анализировать самого себя, свои силы и возможности.Такой человек в

конечном итоге получает гармоничное развитие себя и своей жизни, он

способен всегда поддерживать условия, при которых продолжается его

жизнедеятельность, а также складывается образ жизни в целом

15

. Множество

западных исследователей, таких как Ф. Шеллинг, Э. Кей, Г. Спенсер, И.

Фихте

ставили

во

главу

угла

воспитания

детей

процесс

обучения

способностям всего добиваться своим трудом и умом

16

. А К.Д. Ушинский

выдвинул концепцию, что в основе обучения в школе перед педагогом лежит

задача не научить ребенка чему-либо, а научить его учиться. Другими

словами, дать ему азы, с помощью которых ребенок станет самостоятельной

личностью, которая способна обучаться без помощи наставника и без

давления ввиду осознанности необходимости получения знаний

17

.

Важность нового для ребенка периода, когда он знакомится со

школой и начинает входить в новый ритм жизни невозможно приуменьшить.

Так как от того, насколько успешным окажется его готовность к школе, как

он будет проходить адаптацию, насколько будет активно стараться быть

самостоятельным и как преодолеет вставшие на его пути сложности, будет

зависеть его последующая социализация и обучение. Без спокойного и

комфортного пребывания в учебном заведении, ребенку будет трудно

воспринимать и запоминать огромный объем информации по разным

предметам. Это может сказаться на его волнении, психике и общем

состоянии здоровья

18

.

Частью готовности ребенка к школе является процесс адаптации. Он

очень разносторонний, имеет в себе множество важных аспектов, в том числе

и выработку в ребенке таких навыков самостоятельности, как выполнение

заданий, поиск информации, умение выбирать себе окружение из друзей и

поддерживание социальных контактов с людьми в целом. Под адаптацией

понимается то, как ребенок воспринимает новое для себя окружение людей и

как он готов справиться с новой для него нагрузкой и новым образом жизни,

включающим в себя множество обязанностей и ответственность за свои

действия

19

.

Недавно введенный в школы РФ стандарт ФГОС внес значительные

изменения в адаптационный процесс. Критерии, указывающие на то, что

ребенок готов к школе и адаптировался к новым условиям, увеличились.

14

Оспенникова,Е.В.Развитиесамостоятельностишкольниковвучении

в

условиях

обновления

информационной культуры общества: в 2 ч. –Пермь, 2023.–С.253.

15

Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии. –Москва: НИИ шк. техн., 2021. –С.14-26.

16

Фребель,Ф.Будемжитьдлясвоихдетей;сост.,предисловиеЛ.М. Волобуева.–Москва, 2020. –С.111.

17

Ушинский,К.Д.Избранныепедагогическиесочинения.В2т.Т.1. Теоретические проблемы педагогики; отв.

ред. А. И. Пискунова. –Москва: Педагогика, 2021. –С.209.

18

Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. – Новосибирск: Наука.

Сиб. издательская фирма РАН, 2019. -С.113.

19

Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. – Новосибирск: Наука.

Сиб. издательская фирма РАН, 2019. -С.119.

Прежде

всего,

создан

системный

подход,

ориентированный

на

разностороннее

развитие

психо-физиологических

и

когнитивных

особенностей

ребенка.

Особое

внимание

уделяется

индивидуальности

каждого ребенка, его личным потребностям и особенностям психологии и

физиологии. Основой должно быть воспитание в каждом личности, а не

выравнивание по принципу «всех под одну гребенку».

Кроме этого, адаптационный период обязательно должен учитывать

важнейшие аспекты, указывающие на состояние готовности ребенка к школе

в целом

20

:

1.

Физическая

подготовка

и

мероприятия,

направленные

на

физическую адаптацию (соблюдение дневного режима, правильный сон,

своевременное распознание при необходимости заболеваний, правильное

сбалансированное питание, подвижность).

2.

Психологическая готовность и адаптация (выявление степени

развития ключевых личностных и когнитивных особенностей, настрой и

мотивация на получение новых знаний, умение проводить анализ своих

действий и достижений).

3.

Выработка

в

ребенке

личностных

особенностей,

которые

становятся базисом его развития и взросления (в него в том числе входит

самостоятельность, которая позволяет постепенно становиться обособленной

от родителей взрослой личностью).

Существует

множество

различий,

с

которыми

приходится

сталкиваться ребенку при переходе на новую ступень развития. До школы,

он ходил в детский сад. Там был мягкий режим, обучение в основном

проходило в виде игры. В школе же, психика ребенка проверяется на

прочность, так как он попадает в серьезный и строгий распорядок дня, где

важная дисциплина и собранность. Игровой процесс перестал быть основным

действием для обучения и развития личностных и психологических

особенностей. Появляется множество новых людей и ребенок должен быть

психологически готов к такому количеству знакомств. Он должен уметь быть

готовым к поддерживанию дружелюбных взаимоотношений со всеми,

включая педагогов

21

.

То, насколько в ребенке развиты психо-физиологические способности

к познанию, оказывает самое важное влияние на то, как будет проходить его

обучение в школе. По мнению А. В. Лобановой: «Важным условием для

формирования интеллектуальной сферы готовности ребенка к школе и

самостоятельности, являются систематические занятия со взрослыми, без

помощи которых ребенку будет трудно ориентироваться в пространстве,

времени, в социальном окружении. Даже при достаточно хорошем уровне

знаний ребенка об окружающем мире, у него может не сформироваться

целостное представление о картине мира, поэтому педагогу необходимо

20

Там же.-С.125.

21

Ромм, М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. – Новосибирск: Наука.

Сиб. издательская фирма РАН, 2019.-С.145.

помочь обобщить и систематизировать имеющиеся знания

22

».

Исследователи В. А. Чернобровкин и O. А. Айгенцигер выделили ряд

важных педагогических условий, благодаря которым будет повышен уровень

психологической

готовности

ребенка

к

школе

и

его

навыков

самостоятельного обучения в ней

23

:

1.

Комплексный подход к психологической готовности ребенка к

школе, основанный на тесной работе педагогов и родителей в важнейших

вопросах адаптации к школьной деятельности.

2.

Своевременная и разносторонняя проверка основных личностных

и интеллектуальных качеств детей. Данные исследования позволят выявить

возможные трудности и вовремя их купировать с помощью подбора

специальной программы и коррекционного процесса.

3.

Принцип осуществления процесса обучения, в который входят не

только

целостные

утвержденные

образовательные

программы,

но

и

особенности психо-физиологического и интеллектуального развития каждого

ребенка в индивидуальном порядке.

Очень важным критерием готовности к школе, является умение

ребенка правильно разговаривать. С.В. Hовикова по этому поводу заявила

следующее: «Прежде, чем дошкольник пойдет в школу, ему необходимо

научиться правильно и четко произносить звуки, грамотно употреблять

слова, строить предложения, уметь составлять рассказы по картинкам,

пересказывать прочитанный взрослыми текст. Любое отклонение в речи

может отрицательно сказаться на обучении в школе

24

».

Исследователи В. В. Петялина и T. Г. Киселева отметили особую роль

родителей и семьи в целом для становления ребенка, его психологической

подготовки к школе и выработки в нем самостоятельности. Была создана

концепция, направленная на выявление неправильного отношения к детям,

что может привести к негативным последствиям социализации ребенка.

Итак, семьи можно поделить на 3 разные группы:

1.

Авторитарные. Семьи, в которых взаимоотношение с детьми

выстраиваются по принципу «взрослый имеет безусловный авторитет». Да,

детям иногда нужно показывать жесткую волю и серьезность. Но если это

сделать целой системой воспитания, это может испортить детскую психику и

в школу ребенок пойдет замкнутым, неуверенным в себе, не наученным

какой-либо

самостоятельности

и

полностью

зависящим

от

мнения

окружающих. Стоит ли упоминать, что для такого ребенка школьная

адаптация будет проходить тяжело. А психологическая готовность к школе

находится под большим вопросом. Что касается самостоятельности, то в

22

Лобанова, А. В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в

школе / А. В. Лобанова // Гуманитарные научные исследования. – 2020. – № 3 (67). -C.308.

23

Чернобровкин,

В.

А.

Педагогические

условия

формирования

интеллектуальнойготовностидетейкшколе/В.А.Чернобровкин, О. А. Айгенцигер // Экология, здоровье и

безопасность

в

современном

образовательном

пространстве:

материалы

Всероссийской

научно-

практической конференции с международным участием. – Магнитогорск, 2022. – C. 83.

24

Новикова, C. В. Психологическая подготовка – ведущий фактор готовности детей к школе / C. В.

Новикова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6. -C.127.

таких семьях ее проявления у детей становятся редкими и, как правило, это

негативные действия в виде протеста сложившимся правилам, когда ребенок

проявляет самостоятельность искаженно, делая это скорее назло своим

родителям. Самостоятельность в авторитарных семьях подавляется как

таковая, в итоге ребенок растет фактически ограниченный в своих действиях.

Он не способен принимать решения, делать собственный выбор чего-либо.

Такое поведение переносится и на взаимоотношения со сверстниками –

ребенок становится ведомым, может попасть в неприятную или даже

опасную

ситуацию

с

компанией

тех,

кто

может

использовать

его

несамостоятельность.

2.

Либерально-попустительские.

Прямая

противоположность

предыдущему варианту. Методика воспитания, при которой ребенок выходит

с совершенно бесконтрольным поведением, без каких либо навыков

уважения

и

понимания

к

людям.

Такие

дети

росли

в

принципах

вседозволенности, их психика не готова к школе по той причине, что им

будет крайне тяжело осознать тот факт, что теперь им нужно держать себя в

рамках дисциплины и необходимости делать то, что им не всегда хочется.

Самостоятельность в поведении при данном типе воспитания становится

искаженной, выливается в нездоровое влечение к разнузданности, действиям

с непродуманными наперед последствиями, которые могут принести вред не

только

ребенку,

но

и

окружающим.

Ребенок,

который

рос

во

вседозволенности, не отдает себе отчет в том, что делает, но и повлиять на

такое

его

мнение

непросто

ввиду

того,

что

его

самостоятельность

превратилось в самоуверенность и неуважение к тем, кто пытается держать

его в рамках. В конечном итоге, и сами родители, избравшие такой тип

воспитания, сталкиваются с негативными последствиями.

3.

Демократические. Своего рода золотая середина. Семьи, в

которых занимаются с ребенком, не подавляя его волю и личностные

особенности, дающие возможность развивать свои качества. Дети, где

преобладает демократический тип воспитания, в большинстве случаев,

лучше психологически готовы к обучению в школе, так как чувствуют

поддержку родителей, сумели развить свои коммуникационные способности,

знакомы с правилами поведения и нравственностью. Что же касается

самостоятельности, то в таких семьях она выражается в максимально

сбалансированный аспект воспитания. Родители воспитывают этот навык

умеренно, с одной стороны проявляя внимания и поддерживая рамки

дозволенного, и с другой стороны, передавая опыт и знания, предоставляя

возможность ребенку проявлять их на практике (самостоятельно выполнять

те или иные домашние обязанности, домашнюю работу, ответственно

относиться к собственным вещам и деньгам, отвечать за свои негативные

поступки и т.д.).

Перечисленные типы семей являются эталонными примерами

воспитания детей. Но в любом случае, необходимость ведения работы с

родителями, направленной на повышение их знаний в вопросах воспитания

детей и их подготовки к школьному образованию, является очень важной

25

.

Особенно это касается факторов, на которые большая часть родителей просто

закрывает глаза (например, то, что ребенок по какой-то причине не хочет

идти в школу). Поэтому, должно быть сотрудничество педагогов и

родителей

26

.

Таким образом, мы определили, что самостоятельность – важнейший

аспект

личностно-психологического

развития

человека,

который

закладывается в нем с детства. С ее помощью, человек учится получать

знания и навыки собственными силами, принимать решения, выбирать

вектор развития, анализировать свои возможности и отвечать за свой выбор.

25

Пeтялина, В. В. Влияние семьи на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В. В.

Пeтялина, T. Г. Киселева // Чтения Ушинского: материалы V международной конференции. – Ярославль,

2020. – C.160.

26

Козьмина, Я. Я. Согласованность представлений родителей и педагогов дошкольного образования / Я. Я.

Козьмина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2023. – № 9 (7). – C.37.



В раздел образования