Авторы: Меньщикова Ирина Александровна, Окуловская Татьяна Александровна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №1 "Радость"
Населённый пункт: г. Кольчугино
Наименование материала: Презентация
Тема: "Характеристика игрушки, её воспитательно-образовательная ценность.Современные требования к игрушкам".
Дата публикации: 10.10.2023
Раздел: дошкольное образование
Характеристика игрушки, её
воспитательно-образовательная
ценность.
Современные требования к
игрушкам.
Подготовили:
Меньщикова Ирина Александровна
Окуловская Татьяна Александровна
Игрушки
- это специально изготов-
ленные предметы, предназначенные
для игр, обеспечения игровой
деятельности детей и взрослых.
Главной особенностью игрушки
является то, что в ней в общенном
виде представлены типичные черты,
свойства предмета, в зависимости
от которых ребенок, играя,
воспроизводит те или иные
действия.
Виды игрушек:
1.Сюжетно-образные игрушки: это игрушки
которые способствуют развитию сюжетно-
ролевых игр.
-куклы и фигурки, изображающие людей и
животных;
- транспортные средства;
- посуда;
- мебель и др.
Значение сюжетно-образных игрушек:
•
игрушки данного вида во многом
определяют сюжет игры;
•
развивают творчество;
•
уточняют и расширяют кругозор ребенка,
его социальный опыт ;
•
помогают малышу защититься от
отрицательных переживаний и снять
эмоциональное напряжение.
2. Дидактические игрушки: это игрушки
предназначенные для умственного и
сенсорного развития и обучения детей.
- погремушки, матрешки, пирамиды, вкладыши,
разноцветные шары, бочонки;
- сборно-разборные игрушки, предметы для
нанизывания;
-мозаики, настольные и печатные игры с правилами;
Значение дидактических игрушек:
•
играя с дидактическими игрушками,
ребенок решает различные задачи.
Условия такой задачи заключены в
конструкции игрушки (разобрать и собрать
пирамиду, башенку, матрешку);
•
ребенок не только совершенствует умение
действовать, но и осваивает сенсорные
эталоны;
•
действия ребенка приобретают
результативность и целенаправленность;
3. Спортивно-моторные игрушки: это игрушки
предназначенные для реализации задач
физического воспитания.
- мячи, обручи;
- каталки, велосипеды, коньки, скакалки;
настольные баскетбол, хоккей;
Значение спортивно-моторных игрушек:
•
предназначены для реализации задач
физического воспитания;
•
способствуют развитию ловкости и
меткости движений, крупной и мелкой
моторики;
•
способствуют развитию пространственных
ориентировок, свойств внимания;
•
способствуют развитию таких волевых
качеств, как выдержка, смелость,
инициативность, организованность.
4. Строительно-конструктивные игрушки: это
игрушки рассчитанные на детское конструи-
рование, техническое изобретательство.
- конструкторы с разными способами
соединения деталей: наложение, приставле-
ние (с крепежными устройствами);
-архитектурные наборы, включающие разные
блоки (стены, арки, крыши)
- конструкторы
нового поколе-
ния «LEGO».
Значение строительно-конструктивных
игрушек:
•
развивают конструктивные навыки,
способности;
•
развивают мышление;
•
используются на занятиях по
конструированию, в строительных играх.
5. Музыкальные игрушки: предназначены
для развития музыкального слуха.
- музыкальные инструменты: детские бала-
лайки, гармошки, барабаны, дудки и др.;
- сюжетные игрушки с музыкальным
устройством (пианино, рояль);
- наборы колокольчиков, бубенчиков,
- игровые приборы для прослушивания
музыкальных записей.
Значение музыкальных игрушек:
•
используются на занятиях, праздниках,
развлечениях, в самостоятельных играх, в
музыкальных дидактических играх;
•
ребенок подчиняет ритму свои движения;
•
совершенствуются музыкальный слух,
чувство ритма.
6. Театрализованные игрушки: декорации и
атрибуты предназначены для различных
видов театра и самостоятельной театрально-
игровой деятельности.
- куклы бибабо, куклы-марионетки;
- наборы сюжетных фигурок для разыгры-
вания сценок по сказкам;
- костюмы, атрибуты, элементы декораций,
маски и др.;
Значение театрализованных игрушек:
•
используются в детских театрах при орга-
низации театрализованных игр, развлече-
ний на праздниках;
•
сохраняют для ребёнка атмосферу празд-
ничности, эмоциональной приподнятости.
•
вызывают у детей желание вспомнить и
проиграть их содержание;
7. Технические игрушки:
- технические предметы для детского
творчества с использованием механических,
магнитных, электрических, заводных,
электронных и др. устройств;
- детские орудия сельскохозяйственного и
бытового труда;
-игрушечные фотоаппараты, бинокли,
подзорные трубы,
летательные
модели;
Значение технических игрушек:
•
открывают для ребенка область техники и
знакомят с ее использованием;
•
знакомят с внешним видом технических
предметов (машины, механизмы,
транспортные средства;
•
формируют представление о профес-
сиональной деятельности взрослых;
•
развивают некоторые специальные
способности к техническому
конструированию и изобретательству.
8. Игрушки - самоделки: изготавливаются из
дерева, ткани, бумаги, природного и
бросового материала, самими детьми, их
родителями и воспитателями.
- для театрализованной игры дети мастерят
фигурки «артистов», элементы декораций,
маски;
- для сюжетно-ролевой
игры-«продукты»,
«тетрадки» и
«книжки» и др.
Значение игрушек – самоделок:
•
создавая игрушку, наблюдая, как это
делает взрослый, посильно помогая ему,
ребенок испытывает радость, стремление
к созидательной деятельности.
•
игрушки- самоделки выполняют
развивающую и воспитательную
функции.
9. Игрушки - забавы: с механизмами, с сюрп-
ризами, световыми и звуковыми эффектами.
- дергунчики;
- мячи на резинках;
- крутящиеся на турниках гимнасты;
- подпрыгивающие птички, лягушки, зайчик
и другие;
Значение игрушек-забав:
•
«веселые игрушки», используются для
развлечения детей;
•
вызывают у детей любопытство, радость
положительные эмоции;
•
поддерживают бодрое настроение,
развивают чувство юмора и
любознательность;
•
побуждают детей к изучению их
устройства, принципа действия.
Воспитательно-образовательная ценность
игрушек:
- игрушки объединяют детей, требуют
совместной деятельности;
- являются обязательным спутником жизни
детей;
- участвуют в создании игры;
- помогают осуществить свой замысел, войти в
роль;
- часто подсказывают идею игры;
- влияют на воображение ребенка; развивают
мышление, память, воображение, внимание,
вырабатывают выдержку, волевые качества;
Требования к игрушкам:
Педагогические требования:
1.Игрушка должна содействовать развитию ребенка
на каждой возрастной ступеньке дошкольного
детства.
2.Особое требование предъявляется к тематике,
содержанию игрушки.(что она отображает).
3.Игрушка должна быть динамичной, побуждать
ребенка к разнообразным действиям в игре.
4.Игрушка нуждается в привлекательном,
красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка
эмоциональное отношение, воспитывать
художественный вкус.
Гигиенические требования к игрушкам:
1.Игрушки должны быть изготовлены из
высококачественного нетоксичного материала.
2.Воспитатель должен следить за состоянием
игрушек и своевременно устранить появившиеся
дефекты. Особое внимание следует обращать на
незаделанные края металлических и деревянных
частей, плохо укрепленные мелкие детали
игрушек, прочность окраски и т. д
3.В детском саду игрушки должны быть
соответствующим образом размещены.( в шкафы,
стелажи, ящики).
Спасибо за внимание!