Авторы: Королева Зоя Юрьевна, Ермошина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Анжеро-Судженск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Педагог - наставник"
Дата публикации: 10.10.2025
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«МБДОУ д/с № 35» АНЖЕРО – Судженского городского округа
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Педагог – наставник».
Подготовили: Ермошина Татьяна Геннадьевна
Королева Зоя Юрьевна
2025 г.
Педагог-наставник — это опытный педагог, который помогает молодым
специалистам (наставляемым) в их профессиональном становлении. Его роль
заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий для
личностного и профессионального роста подопечного.
Функции
Некоторые функции педагога-наставника:
Адаптация — помощь в вхождении наставляемого в педагогический
коллектив, ознакомление с организационной культурой, нормативно-
правовой и материально-технической базой деятельности.
Консультационная — содействие в ускорении накопления опыта
профессиональной деятельности, формировании умений взаимодействовать с
родителями или замещающими их лицами, выработке решений в
проблемных ситуациях.
Контрольно-оценочная — мониторинг педагогической деятельности
наставляемого, выявление в ней недостатков и позитивных изменений.
Аналитическая — выделение ключевых компонентов в предметно-
практической деятельности наставляемого и связей между ними,
установление причинно-следственных связей.
Обязанности
Некоторые обязанности педагога-наставника:
Разрабатывать персонализированные образовательные маршруты с учётом
индивидуальных способностей и потребностей наставляемого.
Регулярно оценивать успехи и достижения подопечных, предоставлять
конструктивную обратную связь, которая поможет им улучшить навыки.
Обеспечивать безопасные и комфортные условия для обучения, где каждый
наставляемый сможет свободно выражать свои мысли и идеи.
Мотивировать наставляемого к учёбе и самосовершенствованию,
вдохновлять на достижение высоких результатов.
Требования
Успешное наставничество требует от педагога-наставника не только
высокого уровня профессионального мастерства, но и способности к
эмпатии, умения слушать и понимать потребности своих подопечных. Также
наставник должен обладать навыками эффективной коммуникации, уметь
донести информацию с учётом особенностей восприятия наставляемого.
Методы работы
Педагог-наставник выбирает методы взаимодействия и сотрудничества с
наставляемым, исходя из специфики его деятельности: темы, глубины
погружения, типа заданий, текущего уровня подготовки подопечного.
Некоторые методы:
Индивидуальная консультация — обсуждение проблем и планов
наставляемого, дача рекомендаций по улучшению работы.
Мастер-класс — интерактивная форма обучения, во время которой опытный
педагог демонстрирует высокий уровень своего профессионального
мастерства.
Проектный метод — наставник и молодой специалист совместно участвуют в
одном проекте, что способствует углублённому изучению темы и развитию
профессиональных навыков.
Некоторые качества, необходимые педагогу-наставнику:
Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах
подопечного и нести личную ответственность за решение возникших
проблем при обучении.
Целеустремлённость. Наставник должен уметь преодолевать трудности,
проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность.
Способность увлечь и заинтересовать. Это повышает мотивацию
подопечного и самого педагога-наставника.
Уважение к личности, её способностям и праву делать собственный выбор в
жизни.
Умение слушать и принимать различные точки зрения. Наставник часто
помогает, просто слушая, задавая продуманные вопросы и с минимальным
вмешательством давая наставляемым возможность исследовать свои
собственные мысли.
Умение сопереживать другому человеку. Даже не имея такого же жизненного
опыта, наставник может сопереживать чувствам и личным проблемам
наставляемых.
Умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Наставник
способен упорядочить кажущиеся беспорядочными проблемы и указать
разумные варианты действий.
Гибкость и открытость. Наставник готов уделить время тому, чтобы узнать
наставляемых, разобраться в важных для них вопросах и даже измениться
под влиянием отношений.
Самоорганизация. Наставник должен уметь управлять своим временем,
включать самомотивацию, саморефлексию, умение устанавливать личные
границы.