Напоминание

"Педагог - наставник"


Авторы: Королева Зоя Юрьевна, Ермошина Татьяна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №35"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Анжеро-Судженск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Педагог - наставник"
Дата публикации: 10.10.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«МБДОУ д/с № 35» АНЖЕРО – Судженского городского округа

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Педагог – наставник».

Подготовили: Ермошина Татьяна Геннадьевна

Королева Зоя Юрьевна

2025 г.

Педагог-наставник — это опытный педагог, который помогает молодым

специалистам (наставляемым) в их профессиональном становлении. Его роль

заключается не только в передаче знаний, но и в создании условий для

личностного и профессионального роста подопечного.

Функции

Некоторые функции педагога-наставника:

Адаптация — помощь в вхождении наставляемого в педагогический

коллектив, ознакомление с организационной культурой, нормативно-

правовой и материально-технической базой деятельности.

Консультационная — содействие в ускорении накопления опыта

профессиональной деятельности, формировании умений взаимодействовать с

родителями или замещающими их лицами, выработке решений в

проблемных ситуациях.

Контрольно-оценочная — мониторинг педагогической деятельности

наставляемого, выявление в ней недостатков и позитивных изменений.

Аналитическая — выделение ключевых компонентов в предметно-

практической деятельности наставляемого и связей между ними,

установление причинно-следственных связей.

Обязанности

Некоторые обязанности педагога-наставника:

Разрабатывать персонализированные образовательные маршруты с учётом

индивидуальных способностей и потребностей наставляемого.

Регулярно оценивать успехи и достижения подопечных, предоставлять

конструктивную обратную связь, которая поможет им улучшить навыки.

Обеспечивать безопасные и комфортные условия для обучения, где каждый

наставляемый сможет свободно выражать свои мысли и идеи.

Мотивировать наставляемого к учёбе и самосовершенствованию,

вдохновлять на достижение высоких результатов.

Требования

Успешное наставничество требует от педагога-наставника не только

высокого уровня профессионального мастерства, но и способности к

эмпатии, умения слушать и понимать потребности своих подопечных. Также

наставник должен обладать навыками эффективной коммуникации, уметь

донести информацию с учётом особенностей восприятия наставляемого.

Методы работы

Педагог-наставник выбирает методы взаимодействия и сотрудничества с

наставляемым, исходя из специфики его деятельности: темы, глубины

погружения, типа заданий, текущего уровня подготовки подопечного.

Некоторые методы:

Индивидуальная консультация — обсуждение проблем и планов

наставляемого, дача рекомендаций по улучшению работы.

Мастер-класс — интерактивная форма обучения, во время которой опытный

педагог демонстрирует высокий уровень своего профессионального

мастерства.

Проектный метод — наставник и молодой специалист совместно участвуют в

одном проекте, что способствует углублённому изучению темы и развитию

профессиональных навыков.

Некоторые качества, необходимые педагогу-наставнику:

Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах

подопечного и нести личную ответственность за решение возникших

проблем при обучении.

Целеустремлённость. Наставник должен уметь преодолевать трудности,

проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность.

Способность увлечь и заинтересовать. Это повышает мотивацию

подопечного и самого педагога-наставника.

Уважение к личности, её способностям и праву делать собственный выбор в

жизни.

Умение слушать и принимать различные точки зрения. Наставник часто

помогает, просто слушая, задавая продуманные вопросы и с минимальным

вмешательством давая наставляемым возможность исследовать свои

собственные мысли.

Умение сопереживать другому человеку. Даже не имея такого же жизненного

опыта, наставник может сопереживать чувствам и личным проблемам

наставляемых.

Умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Наставник

способен упорядочить кажущиеся беспорядочными проблемы и указать

разумные варианты действий.

Гибкость и открытость. Наставник готов уделить время тому, чтобы узнать

наставляемых, разобраться в важных для них вопросах и даже измениться

под влиянием отношений.

Самоорганизация. Наставник должен уметь управлять своим временем,

включать самомотивацию, саморефлексию, умение устанавливать личные

границы.



В раздел образования