Авторы: Антонова Оксана Николаевна, Маслакова Лариса Михайловна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: Омский авиационный колледж им. Н.Е.Жуковского
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: НОВАЯ ЭРА ЗНАНИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ
Дата публикации: 10.10.2025
Раздел: среднее профессиональное
НОВАЯ ЭРА ЗНАНИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОТИВ
СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ
Антонова О.Н. преподаватель
Маслакова Л.М. преподаватель
Омский авиационный колледж им. Н.Е.Жуковского
Аннотация
В статье рассматривается роль профессионального обучения в преодолении социальных
барьеров,
препятствующих
развитию
человеческого
капитала
и
обеспечивающих
социальную мобильность. Анализируются современные тенденции развития системы
профессионального
образования,
ее
возможности
стать
инструментом
борьбы
с
социальным неравенством, а также вызовы, связанные с социальными барьерами. В
качестве основы для исследования использованы российские и зарубежные источники,
что
позволяет
выявить
основные
направления
совершенствования
системы
профессионального обучения в условиях новых вызовов XXI века.
Введение
Современное общество характеризуется быстрыми изменениями в сфере технологий,
экономики и социальной структуры. В таких условиях профессиональное обучение
становится не только средством повышения квалификации и конкурентоспособности
специалистов, но и важным инструментом борьбы с социальным неравенством.
Социальные барьеры, такие как бедность, недостаток доступа к качественному
образованию, культурные различия и дискриминация, продолжают препятствовать
равным возможностям для всех граждан реализовать свой потенциал. В связи с этим
актуализируется задача создания системы профессионального обучения, которая могла бы
стать драйвером социальной мобильности и инклюзивности.
Основные направления развития профессионального обучения против социальных
барьеров:
1. Инклюзивность и доступность профессиональных программ
2. Социальная адаптация и мотивация к обучению
3. Партнерство образовательных учреждений с социальными институтами
4. Развитие цифровых технологий и инновационных форматов обучения
Использование цифровых платформ, онлайн-курсов, мультимедийных ресурсов позволяет
расширить доступ к профессиональному образованию и снизить социальные барьеры.
Несмотря на достигнутые успехи, система профессионального обучения сталкивается с
рядом вызовов: недостаточной материально-технической базой в регионах, нехваткой
квалифицированных педагогов, низким уровнем мотивации у некоторых категорий
граждан. Важнейшим направлением развития является создание условий для постоянного
обновления программ, учета потребностей рынка труда и социальной среды. Перспективы
развития связаны с внедрением новых технологий, развитию программ социального
партнерства и расширением инклюзивных практик. Важной задачей остается повышение
общественного сознания и мотивации к обучению в течение всей жизни. В условиях
быстроменяющегося
мира
и
глобальных
социальных
трансформаций
проблема
достижения равенства становится одной из центральных задач современного общества.
Социальное
неравенство,
проявляющееся
в
различиях
доступа
к
образованию,
трудоустройству
и
социальным
благам,
препятствует
устойчивому
развитию
и
социальной стабильности. В этом контексте профессиональное обучение выступает
важнейшим инструментом формирования равных стартовых условий, повышения
мобильности и интеграции различных социальных групп. Профессиональное обучение
сегодня может стать мощным инструментом борьбы с социальными барьерами,
обеспечить
социальную
мобильность
и
инклюзивность.
Для
этого
необходимо
совершенствовать
системы
доступа,
развивать
инновационные
формы
обучения,
укреплять межведомственное взаимодействие и учитывать социальные особенности
целевых групп. В условиях новой эры знаний профессиональное обучение должно стать
универсальным механизмом, объединяющим образование и социальную справедливость,
способным обеспечить устойчивое развитие общества. Российская Федерация, принимая
во внимание свой исторический опыт и современные вызовы, предпринимает меры по
развитию инклюзивной системы профессионального образования, способной обеспечить
равенство
возможностей
для
всех
граждан
независимо
от
их
социального
и
экономического положения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью
поиска эффективных путей и механизмов реализации политики равенства через развитие
системы профессионального обучения. Несмотря на достигнутые успехи, система
профессионального обучения сталкивается с рядом проблем: нехватка финансирования,
недостаточный уровень подготовки педагогов, слабая материально-техническая база в
регионах, а также социальные барьеры, связанные с культурными и психологическими
особенностями
обучающихся.
Важнейшими
направлениями
дальнейшего
развития
являются повышение качества программ, расширение инклюзивных практик, развитие
социального партнерства и внедрение инновационных технологий. Перспективы развития
связаны с усилением роли государства в обеспечении равных возможностей, развитием
системы
поддержки
обучающихся
из
социально
уязвимых
групп,
а
также
с
трансформацией системы профессионального обучения в сторону более гибкой,
инклюзивной и адаптивной модели.
Заключение
Пути к социальному равенству в современном обществе во многом определяются
возможностями и качеством профессионального обучения. Эффективное развитие
системы профессионального образования, обеспечивающей равный доступ и поддержку
для всех категорий граждан, является важнейшим условием формирования инклюзивного
общества и устойчивого развития. В условиях новых вызовов XXI века роль
профессионального обучения как инструмента борьбы с социальным неравенством
становится все более актуальной и требует системных решений, межведомственного
сотрудничества и постоянного совершенствования программ.
Литература
1. Баранов, А. А. Человеческий капитал и его роль в современном обществе // Вестник
образования и науки. №3. 2010.
2.Кузьмина, Т. В. Образовательная политика и социальная инклюзия. М.: Академический
проект. 2015.
3. Маслова, Е. В. Инклюзивное образование в профессиональном обучении: теория и
практика. М.: Наука. 2018.
4. Петрова, И. Ю. Партнерство в системе профессионального образования. Журнал
«Образование и общество», №2.2019.
5. Федорова, Е. В. Цифровые технологии в профессиональном обучении: вызовы и
возможности. Электронный журнал «Инновации в образовании». 2021.