Напоминание

НОВАЯ ЭРА ЗНАНИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ


Авторы: Антонова Оксана Николаевна, Маслакова Лариса Михайловна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: Омский авиационный колледж им. Н.Е.Жуковского
Населённый пункт: город Омск, Омская область
Наименование материала: статья
Тема: НОВАЯ ЭРА ЗНАНИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ
Дата публикации: 10.10.2025
Раздел: среднее профессиональное





Назад




НОВАЯ ЭРА ЗНАНИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОТИВ

СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ

Антонова О.Н. преподаватель

Маслакова Л.М. преподаватель

Омский авиационный колледж им. Н.Е.Жуковского

Аннотация

В статье рассматривается роль профессионального обучения в преодолении социальных

барьеров,

препятствующих

развитию

человеческого

капитала

и

обеспечивающих

социальную мобильность. Анализируются современные тенденции развития системы

профессионального

образования,

ее

возможности

стать

инструментом

борьбы

с

социальным неравенством, а также вызовы, связанные с социальными барьерами. В

качестве основы для исследования использованы российские и зарубежные источники,

что

позволяет

выявить

основные

направления

совершенствования

системы

профессионального обучения в условиях новых вызовов XXI века.

Введение

Современное общество характеризуется быстрыми изменениями в сфере технологий,

экономики и социальной структуры. В таких условиях профессиональное обучение

становится не только средством повышения квалификации и конкурентоспособности

специалистов, но и важным инструментом борьбы с социальным неравенством.

Социальные барьеры, такие как бедность, недостаток доступа к качественному

образованию, культурные различия и дискриминация, продолжают препятствовать

равным возможностям для всех граждан реализовать свой потенциал. В связи с этим

актуализируется задача создания системы профессионального обучения, которая могла бы

стать драйвером социальной мобильности и инклюзивности.

Основные направления развития профессионального обучения против социальных

барьеров:

1. Инклюзивность и доступность профессиональных программ

2. Социальная адаптация и мотивация к обучению

3. Партнерство образовательных учреждений с социальными институтами

4. Развитие цифровых технологий и инновационных форматов обучения

Использование цифровых платформ, онлайн-курсов, мультимедийных ресурсов позволяет

расширить доступ к профессиональному образованию и снизить социальные барьеры.

Несмотря на достигнутые успехи, система профессионального обучения сталкивается с

рядом вызовов: недостаточной материально-технической базой в регионах, нехваткой

квалифицированных педагогов, низким уровнем мотивации у некоторых категорий

граждан. Важнейшим направлением развития является создание условий для постоянного

обновления программ, учета потребностей рынка труда и социальной среды. Перспективы

развития связаны с внедрением новых технологий, развитию программ социального

партнерства и расширением инклюзивных практик. Важной задачей остается повышение

общественного сознания и мотивации к обучению в течение всей жизни. В условиях

быстроменяющегося

мира

и

глобальных

социальных

трансформаций

проблема

достижения равенства становится одной из центральных задач современного общества.

Социальное

неравенство,

проявляющееся

в

различиях

доступа

к

образованию,

трудоустройству

и

социальным

благам,

препятствует

устойчивому

развитию

и

социальной стабильности. В этом контексте профессиональное обучение выступает

важнейшим инструментом формирования равных стартовых условий, повышения

мобильности и интеграции различных социальных групп. Профессиональное обучение

сегодня может стать мощным инструментом борьбы с социальными барьерами,

обеспечить

социальную

мобильность

и

инклюзивность.

Для

этого

необходимо

совершенствовать

системы

доступа,

развивать

инновационные

формы

обучения,

укреплять межведомственное взаимодействие и учитывать социальные особенности

целевых групп. В условиях новой эры знаний профессиональное обучение должно стать

универсальным механизмом, объединяющим образование и социальную справедливость,

способным обеспечить устойчивое развитие общества. Российская Федерация, принимая

во внимание свой исторический опыт и современные вызовы, предпринимает меры по

развитию инклюзивной системы профессионального образования, способной обеспечить

равенство

возможностей

для

всех

граждан

независимо

от

их

социального

и

экономического положения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью

поиска эффективных путей и механизмов реализации политики равенства через развитие

системы профессионального обучения. Несмотря на достигнутые успехи, система

профессионального обучения сталкивается с рядом проблем: нехватка финансирования,

недостаточный уровень подготовки педагогов, слабая материально-техническая база в

регионах, а также социальные барьеры, связанные с культурными и психологическими

особенностями

обучающихся.

Важнейшими

направлениями

дальнейшего

развития

являются повышение качества программ, расширение инклюзивных практик, развитие

социального партнерства и внедрение инновационных технологий. Перспективы развития

связаны с усилением роли государства в обеспечении равных возможностей, развитием

системы

поддержки

обучающихся

из

социально

уязвимых

групп,

а

также

с

трансформацией системы профессионального обучения в сторону более гибкой,

инклюзивной и адаптивной модели.

Заключение

Пути к социальному равенству в современном обществе во многом определяются

возможностями и качеством профессионального обучения. Эффективное развитие

системы профессионального образования, обеспечивающей равный доступ и поддержку

для всех категорий граждан, является важнейшим условием формирования инклюзивного

общества и устойчивого развития. В условиях новых вызовов XXI века роль

профессионального обучения как инструмента борьбы с социальным неравенством

становится все более актуальной и требует системных решений, межведомственного

сотрудничества и постоянного совершенствования программ.

Литература

1. Баранов, А. А. Человеческий капитал и его роль в современном обществе // Вестник

образования и науки. №3. 2010.

2.Кузьмина, Т. В. Образовательная политика и социальная инклюзия. М.: Академический

проект. 2015.

3. Маслова, Е. В. Инклюзивное образование в профессиональном обучении: теория и

практика. М.: Наука. 2018.

4. Петрова, И. Ю. Партнерство в системе профессионального образования. Журнал

«Образование и общество», №2.2019.

5. Федорова, Е. В. Цифровые технологии в профессиональном обучении: вызовы и

возможности. Электронный журнал «Инновации в образовании». 2021.



В раздел образования