Напоминание

Анализ стихотворения "Родная деревня" Габдуллы Тукая


Автор: Гаврильева Феодосия Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Антоновская СОШ имени Н.Н.Чусовского"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, с.Антоновка
Наименование материала: Любовь к родному краю и родной земле.
Тема: Анализ стихотворения "Родная деревня" Габдуллы Тукая
Дата публикации: 10.10.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Любовь к родному краю и родной земле.

На примере творчества Габдуллы Тукая.

Предмет: литература

Класс: 6

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о Габдулла Тукае; создать условия для ознакомления с фактами из

биографии поэта, проанализировать стихотворение «Родная деревня», развитие в сельском учащемся, как будущем хозяине земли, агрокомпетенций.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

·

познавательная сфера: владеть навыками анализа стихотворения; выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства

языка;

·

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к стихотворениям Габдуллы Тукая; приобщаться к духовно-

нравственным ценностям литературы;

·

коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения стихотворения; рисовать собственные иллюстрации к стихотворениям поэта;

·

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

·

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы;

·

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на

уроке;

·

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная (работа с картой, словарная работа, беседа), индивидуальная (выразительное чтение стихотворения,

презентация, групповая (практическая работа).

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

УУД:

Организация начала

урока.

Целеполагание и

мотивация

Приветствие учителя

Подарите

улыбку

друг

другу!

Если вы научитесь улыбаться красоте,

добру,

то

ваша

улыбка

будет

возвращаться к вам с радостью. Ведь

окружающий

мир

это

большое

волшебное зеркало!

- Ребята, в какой стране мы живем?

– Наша страна состоит из областей,

краев и республик, которые официально

называются субъектами

Федерации. Покажите на карте нашу

область

(край,

республику).

Учитель обращает внимание учащихся на

географическую

карту.

-

Сколько

представителей

разных

народов живут в нашей стране? Более

190. Россия- многонациональная страна.

В

нашей

стране

вместе

с

русской

необычайного

расцвета

достигла

литература других народов. Литература

народов

России

очень

богата

и

многообразна.

Она

чрезвычайно

многоголоса.

Ее

представители

разговаривают на многих языках наций и

народностей России. Многие поэты и

писатели знают русский язык и пишут

свои

произведения

на

русском.

Произведения

других

переводятся.

Приветствие учащихся.

Готовятся к уроку.

Делают вывод, отвечая на вопросы.

Работа с географической картой.

89 субъектов в РФ.

Личностные

УУД: жизненное,

личностное

самоопределение,

ценностно-смысловая

ориентация;

нравственно-

этическое оценивание

Регулятивные

УУД: ориентирование

в

ситуации,

целеполагание,

прогнозирование.

Познавательные

УУД:

выбор

критериев

для

сравнения,

критическое

оценивание,

построение

речевого

высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение

вступать

в

диалог,

участвовать в коллективном

обсуждении

проблемы,

владение монологической и

диалогической

формами

речи

Актуализация и

ситематизация знаний

Работа в группах

Многие имена мы прекрасно знаем с

детства:

Чингиз

Айтматов,

Муса

Джалиль,

Расул

Гамзатов,

Кайсын

Кулиев,

Бэлла

Ахмадулина

и

многие

другие.

Имя

Габдуллы

Тукая,

замечательного

поэта

Татарстана,

представителя

российской

поэзии,

также

дорого

нам.

Есть

много

произведений посвященных теме Родины,

родной

стороны.

Сегодня

мы

познакомимся с одним из них. Это

стихотворение Габдуллы Тукая «Родная

деревня».

– Знаете

ли

вы,

где

находится

Татарстан? Как называется столица

этой республики? Что вам известно об

этом крае?

Татарстан - родина замечательного

татарского

поэта

Габдуллы

Тукая.

Сегодня познакомимся с его биографией и

творчеством.

Прочитаем

и

проанализируем

его

стихотворение

«Родная деревня».

Выразительно читаю стихотворение.

- Чем запомнилась родная деревня

Габдулле Тукаю?

- Какие образы запечатлелись на всю

жизнь?

Татарстан расположен в

центре Европейской части

России на Восточно-Европейской

равнине, в месте слияния двух

рек — Волги и Камы.

Столица Республики Татарстан –

Казань.

Прослушивают стихотворение.

- В родной деревне прошло детство

героя,

его

самые

счастливые

годы,

поэтому он помнит все события (и как

играл, и как пахал землю со старшим

братом). Помнит природу: горку, на

которой стояла деревня, ручей и вкус его

воды. Помнит первые духовные уроки:

чтение Корана, молитвы, знания о судьбе

пророка.

Работа по определению

композиции стихотворения

Работа по фоносемантике

стихотворения

А чтобы подробнее познакомиться с

биографией поэта и проанализировать

стихотворение, мы с вами поработаем в

группах. Возьмите задания в файлах,

распределите между собой обязанности

и

выполните

задания.

Внимательно

слушайте

выступление

групп

и

заполняйте

чек-лист,

который

перед

вами.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

- Композиционно на сколько частей мы

можем разделить данное произведение?

Прошу

по

группам

выразительно

прочитать стихи.

А сейчас я предлагаю вам немножко

поэкспериментировать.

Переверните

ваши чек-листы. Вам даются первые

четыре строчки стихотворения «Родная

деревня». А внизу буквы. Кто догадается,

что это за буквы?

Совершенно верно – это гласные из

этих же строчек. Сейчас я хочу, чтобы

вы

посчитали

количество

каждой

гласной из этого отрывка.

О-19 Е – 9 А – 6 У – 6 Ё –

4 Ю-3 И-3

Оказывается,

после

долгих

исследований ученые пришли к выводу,

что гласные могут обозначать цвета. И

именно эти цвета с точностью могут

передать

картину

слов,

которые

Работают,

распределяют

обязанности,

выступают, слушают, заполняют чек-

листы.

На 3 части. Читают, анализируют.

Считают

количество

гласных.

Сравнивают, делают выводы. Рисуют.

Развивают творческое мышление.

Домашнее задание

находятся

в

тексте.

Какой

цвет

преобладает

в

данном

отрывке?

Почему?

Предлагаю

вам,

используя

данные цвета, нарисовать иллюстрацию

к

этому

стихотворению

или

ваши

ассоциации на тему «Моя малая родина».

-Что ты нарисовал? Почему?

-А сейчас я предлагаю вам послушать

песню в исполнении Марка Бернеса «С

чего начинается Родина».

-Какой вывод уроку мы можем сделать?

Докончить рисунок, приготовиться к

выразительному чтению стихотворения

«Родная деревня».



В раздел образования