Автор: Гаврильева Феодосия Степановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Антоновская СОШ имени Н.Н.Чусовского"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, с.Антоновка
Наименование материала: Любовь к родному краю и родной земле.
Тема: Анализ стихотворения "Родная деревня" Габдуллы Тукая
Дата публикации: 10.10.2025
Раздел: среднее образование
Любовь к родному краю и родной земле.
На примере творчества Габдуллы Тукая.
Предмет: литература
Класс: 6
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о Габдулла Тукае; создать условия для ознакомления с фактами из
биографии поэта, проанализировать стихотворение «Родная деревня», развитие в сельском учащемся, как будущем хозяине земли, агрокомпетенций.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
·
познавательная сфера: владеть навыками анализа стихотворения; выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства
языка;
·
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к стихотворениям Габдуллы Тукая; приобщаться к духовно-
нравственным ценностям литературы;
·
коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения стихотворения; рисовать собственные иллюстрации к стихотворениям поэта;
·
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
·
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы;
·
регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на
уроке;
·
коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Методы и формы обучения: фронтальная (работа с картой, словарная работа, беседа), индивидуальная (выразительное чтение стихотворения,
презентация, групповая (практическая работа).
Этапы урока:
Деятельность учителя:
Деятельность ученика:
УУД:
Организация начала
урока.
Целеполагание и
мотивация
Приветствие учителя
Подарите
улыбку
друг
другу!
Если вы научитесь улыбаться красоте,
добру,
то
ваша
улыбка
будет
возвращаться к вам с радостью. Ведь
окружающий
мир
–
это
большое
волшебное зеркало!
- Ребята, в какой стране мы живем?
– Наша страна состоит из областей,
краев и республик, которые официально
называются субъектами
Федерации. Покажите на карте нашу
область
(край,
республику).
Учитель обращает внимание учащихся на
географическую
карту.
-
Сколько
представителей
разных
народов живут в нашей стране? Более
190. Россия- многонациональная страна.
В
нашей
стране
вместе
с
русской
необычайного
расцвета
достигла
литература других народов. Литература
народов
России
очень
богата
и
многообразна.
Она
чрезвычайно
многоголоса.
Ее
представители
разговаривают на многих языках наций и
народностей России. Многие поэты и
писатели знают русский язык и пишут
свои
произведения
на
русском.
Произведения
других
переводятся.
Приветствие учащихся.
Готовятся к уроку.
Делают вывод, отвечая на вопросы.
Работа с географической картой.
89 субъектов в РФ.
Личностные
УУД: жизненное,
личностное
самоопределение,
ценностно-смысловая
ориентация;
нравственно-
этическое оценивание
Регулятивные
УУД: ориентирование
в
ситуации,
целеполагание,
прогнозирование.
Познавательные
УУД:
выбор
критериев
для
сравнения,
критическое
оценивание,
построение
речевого
высказывания.
Коммуникативные УУД:
умение
вступать
в
диалог,
участвовать в коллективном
обсуждении
проблемы,
владение монологической и
диалогической
формами
речи
Актуализация и
ситематизация знаний
Работа в группах
Многие имена мы прекрасно знаем с
детства:
Чингиз
Айтматов,
Муса
Джалиль,
Расул
Гамзатов,
Кайсын
Кулиев,
Бэлла
Ахмадулина
и
многие
другие.
Имя
Габдуллы
Тукая,
замечательного
поэта
Татарстана,
представителя
российской
поэзии,
также
дорого
нам.
Есть
много
произведений посвященных теме Родины,
родной
стороны.
Сегодня
мы
познакомимся с одним из них. Это
стихотворение Габдуллы Тукая «Родная
деревня».
– Знаете
ли
вы,
где
находится
Татарстан? Как называется столица
этой республики? Что вам известно об
этом крае?
Татарстан - родина замечательного
татарского
поэта
Габдуллы
Тукая.
Сегодня познакомимся с его биографией и
творчеством.
Прочитаем
и
проанализируем
его
стихотворение
«Родная деревня».
Выразительно читаю стихотворение.
- Чем запомнилась родная деревня
Габдулле Тукаю?
- Какие образы запечатлелись на всю
жизнь?
Татарстан расположен в
центре Европейской части
России на Восточно-Европейской
равнине, в месте слияния двух
рек — Волги и Камы.
Столица Республики Татарстан –
Казань.
Прослушивают стихотворение.
- В родной деревне прошло детство
героя,
его
самые
счастливые
годы,
поэтому он помнит все события (и как
играл, и как пахал землю со старшим
братом). Помнит природу: горку, на
которой стояла деревня, ручей и вкус его
воды. Помнит первые духовные уроки:
чтение Корана, молитвы, знания о судьбе
пророка.
Работа по определению
композиции стихотворения
Работа по фоносемантике
стихотворения
А чтобы подробнее познакомиться с
биографией поэта и проанализировать
стихотворение, мы с вами поработаем в
группах. Возьмите задания в файлах,
распределите между собой обязанности
и
выполните
задания.
Внимательно
слушайте
выступление
групп
и
заполняйте
чек-лист,
который
перед
вами.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Композиционно на сколько частей мы
можем разделить данное произведение?
Прошу
по
группам
выразительно
прочитать стихи.
А сейчас я предлагаю вам немножко
поэкспериментировать.
Переверните
ваши чек-листы. Вам даются первые
четыре строчки стихотворения «Родная
деревня». А внизу буквы. Кто догадается,
что это за буквы?
Совершенно верно – это гласные из
этих же строчек. Сейчас я хочу, чтобы
вы
посчитали
количество
каждой
гласной из этого отрывка.
О-19 Е – 9 А – 6 У – 6 Ё –
4 Ю-3 И-3
Оказывается,
после
долгих
исследований ученые пришли к выводу,
что гласные могут обозначать цвета. И
именно эти цвета с точностью могут
передать
картину
слов,
которые
Работают,
распределяют
обязанности,
выступают, слушают, заполняют чек-
листы.
На 3 части. Читают, анализируют.
Считают
количество
гласных.
Сравнивают, делают выводы. Рисуют.
Развивают творческое мышление.
Домашнее задание
находятся
в
тексте.
Какой
цвет
преобладает
в
данном
отрывке?
Почему?
Предлагаю
вам,
используя
данные цвета, нарисовать иллюстрацию
к
этому
стихотворению
или
ваши
ассоциации на тему «Моя малая родина».
-Что ты нарисовал? Почему?
-А сейчас я предлагаю вам послушать
песню в исполнении Марка Бернеса «С
чего начинается Родина».
-Какой вывод уроку мы можем сделать?
Докончить рисунок, приготовиться к
выразительному чтению стихотворения
«Родная деревня».