Автор: Гаврилова Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: М БОУ Арбатская СОШ
Населённый пункт: с.Арбаты
Наименование материала: статья
Тема: «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы» (Из опыта работы)
Дата публикации: 10.11.2024
Раздел: среднее образование
Гаврилова О.В.,
учитель русского языка и литературы
М БОУ Арбатская СОШ
Выступление на педсовете
«Организация проектной деятельности
на уроках русского языка и литературы»
(Из опыта работы)
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Учить надо не мыслям, учить надо мыслить.
Кант
Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не
раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы
производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-
то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать,
оценивать различные варианты действий.
Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Современному
обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и
творчески решать возникающие проблемы.
Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно
ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать
собственные продукты деятельности.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место
занимает проектно-исследовательская деятельность.
(Из Положения о проектной деятельности):
Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно
организованная работа педагогов и школьников по разрешению одной из
актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом
происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных
научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный
интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме,
предназначенный для распространения и применения в различных видах
деятельности.
1.8. Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним из
методов развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена
на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка
проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ
полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и
логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса
и приобщает школьников к конкретным, жизненно важным проблемам.
Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это
применить - это основной тезис современного понимания метода проектов.
Проект в переводе с латыни – брошенный вперёд. Следовательно
метод ставит ученика в позицию исследователя, который делает его не
потребителем готовых знаний, а участником процесса познания;
дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что
обучение идет предельно конкретно;
помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в
активную позицию;
учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?"
А роль учителя – увлечь учащихся, показать им значимость их деятельности и
вселить уверенность в своих силах.
Моей основной целью при организации проектно-исследовательской
работы является формирование у школьников компетенций, определяющих
становление личности, отвечающей запросам современного общества.
При этом я ставлю следующие задачи:
образовательные:
вовлечь учащихся в активную исследовательскую
деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания,
умения по профильному предмету;
развивающие:
развивать
информационные,
коммуникативные,
организаторские, лидерские навыки;
воспитательные:
способствовать
социализации
личности
по
составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности,
понимание своей роли в коллективной деятельности.
Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь,
когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности.
Проектно–исследовательская деятельность позволяет:
- вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками для
освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и
систематизации материала;
- научить самостоятельно решать комплексные задачи на основе полученных
в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной
трудовой деятельности.
Чтобы проект достиг поставленной цели, необходимо строить его строго
композиционно. Некоторые методисты называют проект «5 П»: Проблема,
Проектирование (Планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация +
6.Портфолио (папка, в к-рой собраны все рабочие материалы, планы, отчёты и
др.) Большинство ученых-лингвистов выделяют следующие этапы работы над
проектом:
1.
Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта.
2.
Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование работы по
реализации проекта.
3.
Поиск информации
4.
Изготовление и оформление продуктов.
5.
Выбор формы презентации и подготовка к ней.
6.
Собственно сама презентация
7.
Рефлексия
Этапы подготовки и реализации проекта (по классификации Полат)
-
этап ориентирования
(мотивация работы над проектом, знакомство с
типологией проектов);
- этап планирования (формулировка темы, определение цели, задач проекта,
выбор формы продукта, составление плана работы, составление графика
выполнения плана, перечень ресурсов);
- этап сбора информации;
- этап обработки материала
(структурирование полученной информации:
составление сравнительных схем, таблиц, характеристик);
- этап реализации проекта (создание готового продукта);
- этап оформления результатов работы (оформление проектной папки со всеми
рабочими материалами);
- этап презентации результатов проекта (представление выполненного проекта
к общественному обсуждению);
- этап оценивания проекта (выполняется учителем и учащимися);
- этап рефлексии (самооценка, постановка цели будущей проектной работы на
основе приобретённого опыта
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников,
потому что оно:
- личностно- ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и
вовлечённость в работу по мере её выполнения;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в
конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа
учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию
самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором
самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над
проектом учитель:
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы
учеников над проектом.
В своей педагогической деятельности я использую разные типы проектов:
информационные (презентации о биографии писателя, об истории создания
произведения,
об
адресате
художественного
произведения;
виртуальные
экскурсии); прикладные
(выпуск литературного журнала, газеты; создание
учебного пособия); исследовательские (изучение произведения как явления
культуры,
сопоставление
произведений
разных
авторов,
разных
эпох);
индивидуальные, парные, групповые
Вот неполный перечень тем проектов по русскому языку и литературе,
выполненных учащимися 5-ых классов в этом учебном году:
Темы проектов по русскому языку
1.
Русская азбука
2.
Возникновение письменности
3.
Как учили грамоте на Руси
4.
История падежей
5.
Омонимы
6.
Прямое и переносное значение слов
7.
Занимательный русский
8.
Лингвистическая сказка о
прилагательном
9.
Портрет слова «Улыбка»
10.
Портрет слова «Семья»
11.
Портрет слова «Радуга»
12.
Глагол в пословицах
Темы проектов по литературе
1.
Народное творчество для детей
. (Скороговорки, потешки, колыбельные,
сказки...)
2.
Художники-иллюстраторы русских народных сказок
3.
Сопоставление сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» и сказки
А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»
4.
Иллюстрации к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
5.
Сочини сказку
6.
Стихи о Великой Отечественной войне
7.
Инсценирование сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
8.
Терминологический кроссворд
9.
Викторина по творчеству писателей 19 в.
Интересной стала работа над групповым проектом «Мы играем в КВН»,
организованная к неделе русского языка и литературы, прошедший публичную
защиту
в
форме
внеклассного
мероприятия
«Лингвистический
КВН».
Участниками стали ученики 5а и 5б классов. Хочется отметить при работе над
данным проектом самостоятельность ребят 5а класса, которые в итоге стали
победителями.
(Фрагмент игры КВН)
Признавая все достоинства метода проекта, следует сказать и о трудностях.
1. Первая заключается в необходимости затрат учителем большого количества
времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.
Работа над проектами, конечно, позволяет полнее раскрыть творческий
потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода
обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются.
2.
В учебнике русского языка нет ни раздела, ни темы, ориентированных
на проектную деятельность. Учитель самостоятельно разрабатывает тематику
проектов, определяет основные и дополнительные цели и этапы работы,
позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
3.
Отсутствие оптимальных условий для работы над проектом в рамках
урока. Большинство проектов по количеству участников – индивидуальные,
учащимися они выполняются дома - объём нагрузки не уменьшается (как это
предусмотрено ФГОС), а порой, напротив, увеличивается. Также не у всех ребят
одинаковые возможности по оформлению результата, продукта проекта.
Для ребят учение обретает личностный смысл, развивается интерес, волевые
качества,
осознаются
жизненные
ценности,
корректируется
самооценка,
улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются
интересы, повышается учебная мотивация.
Дети
выполняли проектные работы и ранее, т.е. имели какой-то опыт
проектной деятельности. Но, начиная работу по проектной деятельности, в целях
отслеживания эффективности работы, мною был проведён опрос. (В начале и в
конце 5-го класса), результаты которого свидетельствуют об увеличении числа
учащихся, которые умеют формулировать не только проблему, но и цель, и
задачи проекта (с 21% - 58%)
Также мною было проведено анкетирование:
1. Нравится ли Вам работать над проектами? (да, нет)
2. Какой этап работы над проектом Вам особенно интересен?
3. Повышает ли работа над проектами Ваш интерес к предмету? (да, нет)
4. Научились ли Вы чему-то, работая над проектом? (да, - Чему? нет)
Применение
проектной
деятельности
даёт
позитивные
результаты
в
повышении интереса учащихся к предмету, в развитии творческой личности
учащихся. Дети с удовольствием выполняют учебные проекты, участвовали в
олимпиадах, предметной неделе, интернет-конкурсах и т.п. Среди более
активных, ответственных и самостоятельных учащихся в работе над проектами
можно назвать Тимонину В., Сазанову А., Мишалёнкову К., Горшкову М.,
Новикову Д.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно
надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: Успех в
современном мире во многом определяется способностью человека организовать
свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и
привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,
достичь поставленных целей.
И в заключение хочется вспомнить слова известного педагога С.Соловейчик:
«Если нет охоты учиться – учение мучительно и бессмысленно».
Поэтому, используя проектную деятельность, одной из основных задач,
которую я ставлю перед собой как учителем, является создание условий для
проявления познавательной активности учащихся через содержание учебного
материала, через процесс организации познавательной деятельности и, конечно
же, через отношения, складывающиеся в учебном процессе между учениками,
учениками и учителем, что помогает развитию интереса к учению и обретению
его смысла.
Спасибо за внимание!