Напоминание

"Святки"


Автор: Ключникова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: План - конспект занятия по ознакомлению с окружающем и развитие речи в старшей группе с детьми ОНР. Лексическая тема: «Зимние забавы и развлечения на святочной неделе»
Тема: "Святки"
Дата публикации: 10.11.2025
Раздел: дошкольное образование





Назад




План – конспект занятия по ознакомлению с окружающем и развитие

речи в старшей группе с детьми ОНР.

Лексическая тема: «Зимние забавы и развлечения на святочной неделе»

Тема: «Святки»

Составила: Ключникова Ольга Ивановна – воспитатель высшей категории

ГБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида. г. Дзержинск 2025 г.

Тип занятия

Интегрированная образовательная деятельность

Время реализации

занятия

25 минут

Цель занятия

(образовательные,

развивающие,

воспитательные)

Прививать интерес к национальной культуре России, и русского

народа.

Дать детям представление о Святках и святочной неделе;

прививать интерес и уважение к традиционной культуре

России.

Развивать художественные и физические качества детей.

Воспитывать патриотические чувства к стране в которой мы

живем.

Планируемые

результаты

Знания, умения, навыки и

качества, которые

актуализируют/

приобретут/закрепят/др.

воспитанники в ходе занятия

Обогащение пассивного и активного словаря;

Усвоение норм и правил, принятых в обществе;

Доброжелательного общения со взрослыми и сверстниками;

Развитие двигательной активности посредством народных

игр и плясок под музыку.

УУД

Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со

сверстниками, освоение основ толерантного взаимодействия в

коллективе;

Регулятивные УУД:

умение преобразовывать практическую

задачу в познавательную, умение высказывать предположение и

его доказать, умение рефлексировать свои действия по цели.

Коммуникативные УУД:

высказывание своей точки зрения,

умение задавать вопросы.

Познавательные УУД: умение определить понятие «Святки»,

структурирование знаний из личного опыта.

Пропедевтическая

работа:

Беседа о новогодних праздниках, беседа о зимних играх и

развлечениях; просмотр презентации: «Коляда! Коляда! Отворяй

ворота!», проигрывание музыкальной игры: «Коляда»; разучивание

русских народных подвижных игр с музыкальным

сопровождением: «Ой, ты Баба Яга», «Ходил король по лесу», «Ты

катись веселый бубен», проигрывание в игру – эстафету: «Картошка

в ложке», прослушивание музыкальных произведений из серии:

«Колядки» - новогодняя музыка.

Этап занятия,

интеграция

образовательных

областей,

время, отведённое

на каждый этап

занятия

Содержание работы.

Методы, формы, приёмы,

используемые педагогическим

работником

Предполагаемые

действия (ответы)

воспитанников

Примечание

1

2

3

4

Вводная часть,

интеграция

социально-

коммуникативного

,

речевого,

художественно-

эстетического

развития,

2 минуты

Основная часть

Интеграция

познавательного,

речевого,

художественно-

эстетического,

физического,

социально-

коммуникативного

развития,

20 минут:

Ход занятия

1.Создание мотивации к

занятию

В.: - Ребята, вот и наступил

новый год. А вы знаете, что

после празднования Рождества

Христова наступает святочная

неделя. Это время Святочных

гаданий и колядок.

Дети, вы хотите побывать на

таком празднике наших

предков?

2. Беседа по теме

В.: «Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!»

«Колядую колядую,

Я войду в избу любую.

Попрошу хозяйку:

Сладостей давай – ка.

И печенья, и конфет,

И с орехами щербет,

И халву, и шоколад,

Пастилу и мармелад,

Вкусное пирожное,

Сладкое мороженое,

Мы и сами будем есть,

И друг друга угощать.

А хозяйку, а хозяйку добрым

словом поминать!»

3. В.: “Раздайся народ,

Сейчас Игра пойдет” –

ребята в старину девицы гадали,

валенок бросали, а мы бросать

не будем, по рукам пустим.

Ты беги веселый лапоть

Быстро – быстро по рукам.

У кого веселый лапоть.

Тот загадки про калядки

отгадает нам”.

Как всегда под Рождество

В каждом доме — торжество.

Под аудиозапись

дети встают около

экрана

мультимедиа,

звучит музыка из

серии «Колядки».

Ответы детей:

Да, хотим.

Дети повторяют

движения за

воспитателем.

Дети на

перечисление

продуктов

загибают

пальчики на

руках.

Дети отгадывают

Звучит

аудиозапись

на экране

мультимедиа

транслируется

Трансляция

репродукции

картины:

«Святочные

гадания» - К. Е.

Маковский на

экране

мультимедиа.

Звучит

спокойная

музыка

Сначала педагог

опрашивает

активных детей

с большим

словарным

Угощений много сладких,

Ходят дети на....колядки

Кружевами нарядила

Реки, улицы, дома

И мороза напустила

Нам проказница-...Зима

Пусть на ней искрятся блёстки,

Расцветает канитель,

Мы красавицей зелёной

Называем нашу... Ель

Говорят, что он идет,

А на деле — падает.

Так пускай на Рождество

Взор он наш порадует! Снег

Под Рождество всегда бывает,

Что руки, щеки замерзают,

Замерзает сильно нос,

Сильный на улице... мороз

Сами мы его слепили,

За окном теперь стоит.

Руки, ноги прикрепили,

Нос-морковочка торчит.

Снеговик

«Крутятся, вертятся, с горки

летят.

Игр с ними много всегда у

ребят.

Есть и ватрушки, а есть и

ледянки,

Ну а у нас — просто быстрые...

Санки»

В.: Хорошо играли,

Все загадки отгадали.

4. А сейчас детвора,

Ждет вас новая игра.

«Баба Яга»

«Ой ты Баба Яга,

Костяная нога,

Ты по небу летишь.

Громко – громко кричишь.

Ты метлой – помелом,

Заметешь все кругом,

И стоит дивный лес,

Полон сказочных чудес»

Хорошо с Бабой Ягой играли, да

задание от Бабы Яги еще не

выполняли. Вы, друзья не

загадки про

зимнюю природу

и погоду.

Де

ти под музыку

выполняют

движения игры.

запасом, затем

побуждает к

ответам

застенчивых

ребят.

Показ картинок

– ответов по

мультимедиа в

более крупном

масштабе.

Звучит музыка

трек Марии

Басовой «Баба

Яга»

Заключительная

часть,

интеграция

социально-

коммуникативного

,

речевого,

художественно-

эстетического

развития,

3 минуты

зевайте, а под музыку овощи и

фрукты разбирайте.

5. Игра – эстафета: «Перенеси

картошку в ложке».

Молодцы, ребята, хорошо

заданье выполняли, да немного

устали. Предлагаю вам

отдохнуть.

6. «Русские гадания»

«Затопили печку и зажгли уж

свечку,

И по лавкам

Тихо, тихо…

(страшно всё-таки трусихам)

Будем нынче мы гадать

Про судьбу всё узнавать!»

В.: «Раздайся, народ,

Сейчас пляска пойдет!

Пойду попляшу,

На народ погляжу!»

7. П/И: «Ходил король по

лесу»

Что нового для себя вы открыли

на этом занятии?

Я уверена, что вас не оставит

равнодушным, то, что вы

увидели и услышали сегодня,

что зарождающаяся любовь к

прекрасному народному

наследию останется с вами

навсегда

Задания

выполняют

сначала активные

дети, а затем

остальные.

В шапке спрятана

атрибутика:

конфета, комок

ваты, витамин,

массажный мячик,

самолет и т. д.

Дети по очереди

достают предметы

и передают

владельцу – игра

проводится по

типу фант: «Кому

этот предмет?»

Дети выполняют

движения по

тексту.

Звучит веселая

музыка, на

экране

мультимедиа

заставка задания

Звучит

спокойная

музыка

Обобщающие

ответы детей

Педагог

активизирует

деятельность

застенчивых и

неразговорчивых

детей.

Рефлексия

Педагог

побуждает детей

выражать

именно своё

мнение



В раздел образования