Автор: Осьминина Екатерина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ЭКПТ"
Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области
Наименование материала: Адаптивная физическая культура от детского садо до СПО
Тема: Адаптивная физическая культура от детского садо до СПО
Дата публикации: 10.12.2025
Раздел: среднее профессиональное
«Адаптивная физическая культура в образовательной
организации: от детского сада до профессионального
образования»
Добрый день, уважаемые коллеги. В 2002 году я закончила на тот
момент ещё Академию физической культуры имени Лесгафта, став
специалистом
по адаптивной
физической
культуре.
С тех
пор
моя
профессиональная жизнь связана с этим направлением.
Адаптивная физическая культура (АФК) — это не просто раздел
физического воспитания, а комплексная, социально значимая деятельность,
направленная на реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию лиц с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Ее
интеграция в систему непрерывного образования — от дошкольного до
профессионального уровня — является ключевым условием для создания
инклюзивной среды, где каждый человек, независимо от своих физических и
ментальных
особенностей,
имеет
право
на
полноценное
развитие,
образование и самореализацию.
В моем
докладе
речь
пойдет
об образовательных
организациях,
не являющихся
полностью
коррекционными,
где
все
обучающиеся
занимаются по адаптированным программам, по той или иной нозологии, а
имеющие детей, которые обучаются совместно со здоровыми детьми, так как
по закону
Российской
Федерации
любой
родитель
или
законный
представитель, имеющий ребёнка с особыми возможностями здоровья или
инвалидностью
может
привезти
ребёнка
в любую
образовательную
организацию, где и будут созданы условия для него. А в реальных условиях,
например сельской местности - это может быть только одна образовательная
организация, которая будет для них доступна.
Много лет я работала именно в дошкольном образовании и понимаю,
что проблема в детском саду для детей с особыми возможностями здоровья
и для детей-инвалидов заключается в том, что этот возраст является очень
часто периодом принятия проблемы здоровья ребёнка родителями или
законными представителями. А затем происходит получение статуса ребенка
с ОВЗ или инвалидности, что дает основания для педагогов для написания
адаптированной
программы
и включения
в образовательный
процесс
адаптивной физической культуры. Затруднение составляет возможность
убедить родителей в том, что в специализированной учреждении будут
созданы лучшие условия для ребенка.
Во многих детских садах созданы группы для детей с тяжелыми
нарушениями
речи.
Данные
нарушения
часто
сочетаются
с другими
заболеваниями
или
являются
их причиной.
Уникальным
средством
физического воспитания таких детей является бассейн.
Вода, как раздражитель, действует на каждый сантиметр кожи ребенка.
Стоя в воде, дети понимают, что им надо бороться за свою жизнь. Тёплая
вода в то же время, 30 градусов, помогает детям расслабиться. В моей
практике был случай, когда девочка, которая к 5 годам не говорила, стоя
в бассейне сказала: «Мне холодно».
Успешная адаптация в детском саду через АФК способствует плавной
подготовке ребенка к обучению в школе.
В общеобразовательных школах занятия по АФК включают в систему
физического воспитания. Основная задача — стимулировать стремление
детей с ОВЗ и детей-инвалидов к ежедневным физкультурно-спортивным
занятиям,
а
в
дальнейшем — мотивировать
и
вовлекать
их
в
соревновательную и спортивную деятельность.
Во время школьного обучения многие из детей-инвалидов обучаются
на дому. Учитель приходит к ним на дом. Очень часто родители таких детей
оказывают
гиперопеку
своему
ребёнку,
не дают
ему
заниматься
физкультурой, полагая, что ему это недоступно.
Мотивацией для занятий физической культурой таким детям может
стать подготовка к ВФСК ГТО, так как разработанные нормативные
требования дают ориентиры для восьми нозологических групп. Именно
подготовка и участие в фестивале ГТО, которую проводит наш учитель
и коллега физической культуры Александра Проворнов позволили ребенку
не только улучшить свою физическую форму, но и начать самостоятельно
приходить в школу.
В 2024 году Саратовский институт развития образования проводил
спартакиаду
для
образовательных
организаций,
обучающих
по адаптированным образовательным программам.
В них приняло участие 8 команд из разных районов Саратовской
области.
Хочу
отметить,
что
мероприятия
поддержали
федерации
бадминтона, футбола, а также учителя школ Саратовской области приняли
участие в качестве судей. Ребята показали очень высокие результаты, была
очень хорошая дисциплина и доброжелательная атмосфера среди детей.
Команда образовательного центра «Родник знаний» по мини-футболу
проиграла только потому, что участник не стал бить сильно по воротам,
потому что в воротах была девочка. Это говорит о высоких моральных
качествах.
На данный
момент
я работаю
преподавателем
в
ЭКПТ
на педагогической специальности. В колледж поступают ребята в том числе
и с инвалидностью: ДЦП, слабослышащие. Студенты, которые учились
в Энгельсском центре образования Родник знаний, имеют очень хорошую
физическую подготовку, хорошо играют в разные спортивные игры.
На уровне профессионального образования необходимо решать задачи,
связанные с профессией. Будущие педагоги должны развивать мелкую
моторику,
уметь
снимать
эмоциональное
напряжение
и необходимо
сплачивать студенческий коллектив.
Таким средством выступает занятие бадминтоном в секции, где в более
неформальной обстановке можно заниматься адаптивным спортом вплоть
до достижения спортивных результатов. Реализуя программы адаптивной
физической
культуры
в образовательной
организации
разного
уровня
эффективно с точки зрения повышения физической активности, улучшения
физической формы, повышения самооценки и уверенности учащихся.
В
профессиональном
образовании
АФК
трансформируется
из
коррекционно-развивающего инструмента в инструмент личностного и
профессионального
роста,
способствующий
успешной
интеграции
выпускника в трудовой коллектив и общество в целом.