Автор: Авчинникова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №18 "Сказка"
Населённый пункт: п. Виноградный Ставропольский край Буденновский район
Наименование материала: опыт работы
Тема: Арт-коворкинг новая педагогическая технология
Дата публикации: 11.01.2024
Раздел: дошкольное образование
Арт коворкинг – новая педагогическая технология
1 слайд. Арт коворкинг - новая педагогическая арт - технология.
2. слайд. Арт-коворкинг это пространство, в котором педагог создаёт
условия, где каждый ребёнок, оставаясь самостоятельным и свободным,
использует общее пространство для своих творческих экспериментов с
художественными материалами, инструментами и техниками.
3 слайд. Преимущество арт-коворкинга заключается в том, что его
компоненты мобильны.
За счет этого есть возможность менять вид изобразительной деятельности
детей, формат выполнения работ и творческих проектов.
В условиях арт-коворкинга дети, начиная с раннего возраста, привыкают
свободно перемещаться по групповой комнате, совершают элементарные
действия по организации своего рабочего места. Конечно, их действия не
всегда скоординированы и точны, но сама потребность в них и доверие со
стороны педагога выступают серьезным стимулирующим фактором в
творческой социализации.
4 слайд. Исследование в области этой технологии проводила известный
педагог, автор многих методический пособий по изобразительному искусству
Светлана Погодина.
Арт-коворкинг создаёт условия, в которых каждый ребёнок, оставаясь
самостоятельным и свободным, использует общее пространство для своих
творческих экспериментов с художественными материалами, инструментами
и техниками. Преимущество арт-коворкинга заключается в том, что его
компоненты мобильны. За счет этого есть возможность менять вид
изобразительной деятельности детей, формат выполнения работ и творческих
проектов. Наличие арт-коворкинга в условиях детского сада позволяет
расширить не только содержательный аспект организуемой с детьми
деятельности, но и решить ряд важных
5 слайд педагогических задач:
1. Включать в образовательное пространство детей разного возраста
или разного уровня подготовки в области изобразительного искусства
путём усвоения правил социального взаимодействия.
2. Сделать искусство стимулом для собственного творчества
дошкольников.
3. Обеспечить интеграцию различных видов детского изобразительного
творчества (живописно-графического, пластического, конструктивного
и декоративного) в ходе создания художественного образа.
4. Создать условия для творческой рефлексии детей после выполнения
ими отдельной работы или проекта, используя при этом работу в
группе, подгруппе или в индивидуальном режиме.
5. Определить индивидуальный вектор творческого становления для
каждого воспитанника.
С помощью арт-коворкинга появляется возможность реализовать
следующие условия:
1. Открытое во всех отношениях пространство позволяет, с одной
стороны, осуществить работу в рамках приоритетного направления
образовательной организации, с другой стороны, раскрыть
индивидуальные возможности и потребности воспитанников.
Количество детей в этом случае не имеет существенного значения.
2. Коворкинг-пространство оснащено мобильными компонентами,
которые трансформируются самими детьми в зависимости от
решаемых ими творческих задач.
3. В условиях коворкинга становится возможным проведение
постоянного мониторинга характера и вектора творческого развития
детей. Этому способствует не только своеобразие среды, но и
дифференцированный подход к постановке изобразительных задач.
Для организации арт-коворкинга важна прежде всего готовность педагогов к
изменению собственной профессиональной позиции в отношении
творческого развития дошкольников.
С раннего возраста среда занимает одно из центральных звеньев
образовательного пространства. Каждый возраст характеризуется
определенным коэффициентом пропорциональности степени воздействия
среды на творческое развитие детей и формирование у них интегративных
качеств. Чем меньше ребенок, тем больше его развитие обусловлено
внешними факторами, выраженными в атрибутах среды. Поэтому от
содержания и оснащения образовательного пространства зависит общий
темп творческого становления дошкольника. И искусство в этом случае
выполняет роль среды, а также стимулирующего средства, активизирующего
художественный потенциал самих детей
Постепенное освоение воспитанниками ряда правил работы в режиме
коворкинга создает предпосылки для развития их самостоятельности и
организованности
6 слайд. Учитывая многоплановость педагогической технологии, можно
выделить принципы её реализации.
Принцип полифоничпости состоит во включении произведений различных
эпох, стилей и направлений в качестве стимулирующего материала в
образовательный процесс, направленный на развитие детского
изобразительного творчества.
Принцип ценности и самоценности означает, что детские работы уникальны
и оригинальны по своей природе, они обладают определенной
ценностью ,как для самого ребенка, так и для его близких. Однако и сам
процесс детского творчества ценен, поскольку благодаря ему взрослые могут
лучше понять природу детского творчества, внутренний мир детей, их
переживаний, впечатлений, чувств и эмоций. С помощью результатов
детского изобразительного творчества можно узнать об отношении ребенка
ко всему, что его окружает, какие проблемы его беспокоят, определить его
эмоциональное состояние, понять, каким образом происходит процесс
восприятия действительности и ее преобразование в художественно-
выразительные образы.
Принцип системности и преемственности в образовательных событиях,
впечатлениях, сопровождающих процесс овладения дошкольниками
художественных эталонов. Данный принцип заключается в том, что все
образовательные события являются компонентами единого педагогического
процесса, которые, с одной стороны, взаимосвязаны между собой, с другой
стороны, являются самостоятельными.
Принцип синкретичности обусловлен тем, что, во-первых, в рамках одного
образовательного комплекса дети могут заниматься разными видами
художественного творчества. Во-вторых, в процессе выполнения одной
работы ребенок использует разные техники и приемы.
Принцип вариативности предполагает использование в качестве
дидактических единиц разнообразного стимулирующего материала:
репродукции, эскизы, схемы, таблицы и т.д. Принцип вариативности
обеспечивает свободу выбора и возможность варьирования ребенком
материалов, художественных эталонов и содержания работы.
Принцип перспективности обосновывает целесообразность освоения детьми
содержания программы посредством разнообразных образовательных
комплексов, учитывающих степень сложности, уровень общего и
творческого развития воспитанников. Перспективность заключается еще и в
том, что материал, осваиваемый дошкольниками, не только актуален в
настоящем, но и предполагает дальнейшее его активное использование,
поскольку образовательные комплексы построены по принципу усложнения.
Принцип Содеятельности и Сотворчества заключается в совместном
творчестве детей друг с другом, детей с педагогом. Такие совместные
занятия на фоне индивидуального развития учат детей учитывать мнение
других, оказывать помощь в сложных ситуациях.
Принцип мобильности позволяет менять в ходе одного педагогического
процесса образовательный комплекс, темп, характер, форму организации
детей, дидактический материал, особенно если это касается работы с детьми
раннего возраста. В этом возрасте внимание детей более рассеянно, быстро
наступает утомляемость, поэтому во избежание подобных явлений
целесообразно делать комплекс динамичным.
Принцип толерантности способствует воспитанию у детей уважения к
традициям других культур, народов, наций, выраженного в ознакомлении
дошкольников с общими основами мирового изобразительного и
монументально-декоративного искусства.
Реализация педагогической технологии арт-коворкинга позволяет избежать
обезличивания детских работ и шаблонности детского творчества. Развитие
детского изобразительного творчества не будет статичным и однообразным
образовательным процессом
7,8 слайды
Использование педагогической технологии в изобразительном творчестве в
массовой практике позволит создать новое образовательное пространство, в
котором у каждого ребёнка появится шанс реализовать свой
художественный потенциал и социализироваться благодаря
изобразительному творчеству. А это является важным условием не только
функционирования ФГОС ДО, но и прежде всего гармоничного личностного
становления дошкольника, формирования у него интегративных качеств.
Мастер –класс.
Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми классическими и неклассическими
способами рисования по технологии С. В. Погодиной. Формирование
творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с
дошкольного возраста. Но, к сожалению, традиционные способы и методы
обучения детей рисованию не позволяют воспитать творческую личность.
В детстве я очень любила смотреть на светящиеся окна домов. С виду они
все
одинаковые,
в
сумерках
они
вдруг
начинали
преображаться,
расцвечиваться разноцветными огнями, приобретая свою индивидуальность.
Загадка мира, скрытого за окном, волнует меня и по сей день… А замечали
ли вы, что детские рисунки, чаще всего, как окна днем – все очень похожи
друг на друга. Образ солнышка: круг с расходящимися вокруг лучами.
Облака – овалы, птички – галочки, трава – штриховка, – и эти образы в
детских рисунках тоже присутствуют. А потом все «взлетает» над травой:
обычно это квадратный домик с одним окошком и треугольной крышей с
трубой, сбоку – открытая дверь, с другой стороны, чаще всего, мы увидим
лесенку. И немного деталей: цветок – высотой почти с этот дом, а как же
иначе показать его красоту. К старшей группе дети начинают понимать, что
трава такой не очень-то бывает, а цветочек, конечно же, гораздо меньше
домика. Но по-другому они не научились и воспроизводят эти образы так как
умеют. А потом начинают включать их в различные рисунки. Это
происходит потому, что с раннего детства нам прививают эти стереотипы –
эти одинаковые окна. И так передаются они из поколения в поколение, и,
казалось бы, что ж тут можно сделать?..
Но мне всегда хотелось научить детей рисовать не по шаблону, а так как окна
в сумерки – ведь они все разные.
И тут, на моем профессиональном пути, совершенно случайно, встречается
С. В. Погодина – та добрая волшебница, которая показывает мне, раскрывает
тайну, как же вдохнуть жизнь в рисунки детей, сделать их индивидуальными
и динамичными.
И сегодня я хочу вас познакомить с некоторыми техниками классического и
неклассического рисования, но сначала, давайте отгадаем несколько загадок,
касающихся нашей сегодняшней темы.
1.
Когда художник, независимо от века,
Изобразил нам на картине человека,
То ту картину назовем, сомнений нет,
Конечно, не иначе как...
Ответ: Портрет
2.
Если на картине поле и река,
Или горы, лес и облака,
Или домик деревянный наш,
Мы картину назовем...
Ответ: Пейзаж
3.
Цветы на картине, фрукты и торт.
Картину такую зовем...
Ответ: Натюрморт
4.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
Ответ: Художник
Молодцы, вы правильно отгадали загадки, и тех, кто дал первым правильный
ответ, я приглашаю стать участниками фокус-группы. (Участники фокус-
группы занимают свои места).
9, 10,11,12 слайд.
Теперь участников фокус-группы прошу приступить к выполнению заданий.
Сегодня я познакомила Вас лишь с 4 нетрадиционными приёмами
изображения. Надеюсь, использование их в работе позволит сделать занятия
по изобразительной деятельности более интересными и разнообразными.
Сейчас, я продемонстрирую вам различные технологии неклассического
рисования, а участники фокус-группы после этого попробуют создать
свои картины, используя эти технологии. Будьте внимательны! (На
мольберте демонстрируется способ изображения фона с помощью
гуаши и влажных салфеток, способ рисования с помощью ватных
дисков, способ изображения хвои с помощью малярной кисти, способ
изображения лица человека и способ изображения пейзажа с помощью
пластиковой трубочки).