Автор: Малыгина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №98 "Ивушка" г. Симферополь
Населённый пункт: г. Симферополь Республика Крым
Наименование материала: Методический материал
Тема: РППС. Требования к организации и оснащению РППС в детском саду.
Дата публикации: 11.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт
коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением
ФГОС ДО одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в
дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно-
пространственной среды (далее РППС).
Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой
организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в
сочетании с определенными принципами разделения пространства.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений
жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и
явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает
богатую пищу для детского развития. Как известно, основной формой работы с
дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно
поэтому
педагоги-практики
испытывают
повышенный
интерес
к
обновлению
предметно-развивающей среды ДОУ.
Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться
каждый воспитатель ДОУ – это воспитание всесторонне развитой личности и
счастливого ребенка. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является
источником его знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя
создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации
развития детей по всем психофизиологическим параметрам: создавать положительное
состояние
у
детей,
организовывать
рациональный
двигательный
режим,
предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной
деятельности и отдыха.
Предметная развивающая среда - это:
-система
материальных
объектов
и
средств
деятельности
ребенка,
функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического
облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
- это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых
для
осуществления
педагогического
процесса,
рационально
организованная
в
пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми
материалами.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую
деятельность,
развиваются
его
любознательность,
творческое
воображение,
умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое
главное, происходит развитие личности.
Окружающая
среда
становится
развивающей,
если
способствует
осуществлению генетических задач возраста. Вопрос организации предметно-
развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с
введением
нового
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических
наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда –это система материальных
объектов
деятельности
ребенка, функционально
модернизирующая
содержание
развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда
предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной
деятельности ребенка»
Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день
стоит особо актуально. В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного
образования
прописаны
требования
к
развивающей
предметно-
развивающей образовательной среде. Почему же именно к развивающей среде ДОУ
предъявляются такие высокие требования?
Ответ на этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой дошкольного
возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших
субъектов образования. Источником знаний, социального опыта и развития ребенка-
дошкольника является среда его пребывания. Поэтому очень важно, чтобы эта среда
была именно развивающей.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на
собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов,
склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна
обеспечивать
каждому
ребёнку
право
и
свободу
выбора
деятельности.
Психологические основы построения развивающей предметной среды детства
основываются на деятельностно-возрастном системном подходе и современных
представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для
психического и личностного развития ребенка. В работах многих отечественных
педагогов
(Г.М.Лямина,
А.П.Усова,
Е.А.Панько)
говориться
о
необходимости
включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы
сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их
сходства и различия. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности
приобретать знания самостоятельно.
С.Л. Новоселова утверждает, что деятельность в своем развитии постоянно
меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом своего
опыта. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-
то заняться ведет к ограничению возможностей, а в дальнейшем - к депривации
личности. Предметный мир детства - среда развития всех специфических видов
деятельности.
Требования к РППС
И при создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Именно поэтому необходим повышенный интерес к обновлению предметно-
развивающей среды ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства Группы, приспособленной
для реализации Программы для развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него
условия;
учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется
образовательная
деятельность;
учет
возрастных
особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной
безопасной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе
расходным
игровым,
спортивным,
оздоровительным
оборудованием,
инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство
должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм
и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе
природных материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в
детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей-инвалидов,
всех
помещений,
где
осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие
всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их
использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое,
спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для
реализации Программы.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с
первых минут его жизни.
Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной
самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия
творческого, познавательного, эстетического развития. При правильной
организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе,
стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
РППС должна отражать содержание образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
РППС должна обеспечивать различные виды детской деятельности:
В раннем возрасте(1год-3года):
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого;
экспериментирование с материалами и веществами;
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
восприятие смысла музыки ,сказок, стихов;
рассматривание картинок;
двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста( 3года- 7лет):
игровая;
коммуникативная;
познавательно-исследовательская;
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и бытовой труд;
конструирование из различных материалов;
изобразительная;
музыкальная;
двигательная
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении
важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей
детей, которые имеют свои отличительные признаки.
Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство,
где они могут быть в активном движении – лазании, катании.
На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-
ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на
взрослых, быть такими же важными и большими.
В среднем - старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре
со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей
среде должно учитываться формирование психологических новообразований в
разные годы жизни.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду
необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех
педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием
развития ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально
положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает
новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой
деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного
возраста.
Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде:
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом,
чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность
каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,
эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел
свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все
основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым
делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям
объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании
являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла,
пружинки, весы, мензурки и прочее;
большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования,
составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
•
центр игры
•
центр двигательной деятельности
•
центр конструирования
•
центр музыкально театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
центр книги
центр отдыха
центр природы
Рабочий сектор: (рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там
предполагается
размещение
оборудования
для
организации
совместной
и
регламентированной деятельности).
центр познавательной и исследовательской деятельности
центр продуктивной и творческой деятельности
центр правильной речи и моторики.
Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от
конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих,
так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и
присоединяются к ним.
Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы
мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с
рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются
предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки,
зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и
вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Важно иметь большое количество «подручных» материалов - веревок, коробочек,
проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения
различных игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы,
способствующие овладению чтением, математикой. Это: печатные буквы,
слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-
печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами,
отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные
принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты
для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы,
стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной
активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о
животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские
журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда
является основным средством формирования личности ребенка и является
источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать безопасность их жизни,
способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
В ходе реализации образовательного процесса необходимо соблюдать принцип
интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды
группы и детского сада в целом, способствующий формированию единой
предметно - пространственной среды.
Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать
закономерности психического развития детей, показатели их здоровья,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и
речевого развития. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми,
пастельными тонами.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от
возрастных особенностей детей.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы,
способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный
мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к
новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы
в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного
взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и
эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические
особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Организация пространства
К функциональным аспектам оборудования пространства детского сада относятся
также
акустическое оформление,
освещение,
цветовая отделка помещения.
Например, по-разному могут восприниматься предметы в зависимости от факторов,
влияющих на восприятие: светлое или темное время суток, дождливый или темный
день и пр.. Немаловажную роль при организации РППС приобретают и цветовые
характеристики. Цвет в помещении, оборудования и различных материалов способен
зрительно изменить восприятие предметов, ограничить или увеличить пространство.
Эмоциональное воздействие цвета может более увеличиться в ограниченном
пространстве.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании
и на участке) должна обладать многофункциональными качествами гибкого
зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а
также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их
самовыражения и эмоционального благополучия.
Использование технических средств в помещениях ДОО должно быть адаптируемым
под конкретные задачи, специфику образовательной программы и основано на
систематическом использовании различных средств информационно-образовательных
технологий (ИОТ).
В настоящее время существуют ИОТ, предназначенные как для фронтальной работы
педагога с детьми, групповой работы, а также индивидуальной работы детей под
руководством взрослого. Причем эти технические средства должны органично
функционировать без разрушения уже созданной РППС без необходимости
организации специализированных компьютерных кабинетов.
Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон,
уголков, секторов, центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми
разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от
воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей
меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для
осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется
образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей
Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени
пребывания детей в ДОО.
Примерный перечень зон для организации РППС: -
для сюжетно-ролевых и режиссерских игр
(театрализованная деятельность,
ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
для познавательной активности
(экспериментирование с различными
материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие
математических представлений и пр.);
для самостоятельной деятельности детей
(конструирование из различных
материалов, художественно-продуктиная деятельность, ознакомление с
литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания
и пр.);
для двигательной активности
(спортивные игры, соревнования и пр.);
для настольно-печатных и развивающих игр
(рассматривание
иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями
(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации
различных проектов и пр.);
для отдыха
(уединение, общение и пр.).
Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы
должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной
обстановки для детей.
Для мобильности пространства РППС предполагается разделение на зоны при помощи
различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы или
стенки, различное игровое оборудование, символы и знаки для зонирования и пр. При
этом необходимо педагогу необходимо обеспечить возможность полноценной
двигательной активности детей.
В то же время следует учитывать и возможность изменения структуры
зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской
импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических
занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним
из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание
РППС, необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов.
Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка
к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС
можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять
смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к
пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Пример построения предметно - развивающей среды
Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций
–
важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы,
поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу,
объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре
дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания
шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке
размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра -
кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с
воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким
представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в
постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации
интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления,
современность материалов вызывают у дошкольников желание играть.
Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты,
создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по
знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.
Центр природы или природный
у
голок служит не только украшением группы, но
и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки
экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный
интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить
некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику
средствами.
Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие
разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой
деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления,
пульверизаторы.
В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала,
экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках.
Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят
даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.
С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке
наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно
расставить пуфики и поиграть в свободные игры.
Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр
познавательной и исследовательской деятельности), который может быть
совмещён с центром природы. Задача данного центра - развитие познавательно –
исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об
окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и
личностное развитие ребёнка
Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые
разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни,
ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование –
все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития
воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты,
алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить
результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.
Центр продуктивной и творческой деятельности или
центр
художественного
творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической
стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в
самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют
аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный
изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной
фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для
небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка
красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-
прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы
(рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на
специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.
Центр
конструирования
способствует развитию детского творчества,
конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен.
Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в
любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида,
кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи
построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой
группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство
на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием
занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами
деятельности.
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным
оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично
вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у
детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной
активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования
спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут
заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной
активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное
развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок
тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки,
который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам.
Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют
комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка
позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у
детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь
мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм,
занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные
игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл
регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием
служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность
свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и
интеллектуальному развитию воспитанников.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации
предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная,
многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников
образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление
поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в
ДОУ, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование
стремления к взаимодействию.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами
необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям согласно
их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления
полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности
ребенка со взрослым (педагогом).
Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об
окружающем мире и передачи социального опыта детям.
Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и
связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды.
Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы:
общие
специальные.
Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны
категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на
психическое и физическое здоровье ребѐнка.
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в
роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);
провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим
за рамки его возрастной компетенции;
провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к
расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
В состав критериев другой группы включены качества, направленные на
обеспечение гармоничного развития ребенка:
Полифункциональность.
Это качество должно давать возможность ребѐнку
гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом,
сюжетом игры, в разных функциях.
Применение элементов РППС в совместной деятельности.
Наличие этого
качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в
коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при
инициировании совместных действий.
Дидактическая ценност
ь. Это качество указывает на то, что игровые средства
РППС могут использоваться как средство обучения ребенка.
Эстетическая ценность
. Наличие такого качества подтверждает, что игровые
средства РППС могут являться средством художественно- эстетического
развития ребенка, приобщения его к миру искусств.
Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы
РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы:
Сертификат соответствия
Гигиенический сертификат.
Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей.
Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти
своѐ отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том
числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).
Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС.
Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу,
игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.
Развивающие возможности элементов РППС характеризуются на основе оценки их
«развивающего потенциала», полагая при этом, что чем выше этот потенциал, тем
выше развивающие возможности. Степень этого потенциала можно оценить
следующим образом:
Число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребѐнком с
использованием элементов РППС. Чем больше таких заданий, тем выше развивающий
потенциал.
Число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе
образовательных заданий и «высота» этих ступеней. Чем больше ступеней сложности,
чем равномернее их «высота», тем выше развивающий потенциал элементов РППС.
Смысл двух последних степеней можно понимать следующим образом: на основе
некоторого элемента РППС можно сформулировать несколько заданий, но все они
мало отличаются друг от друга по сложности, а, следовательно, такой элемент не
позволит сформировать большое число ступеней сложности. Возможен и такой
вариант: элемент имеет достаточно много ступеней, но задания на соседних ступенях
значительно отличаются друг от друга по уровню сложности, т.е. «высота» ступеней
сложности различна. При такой неравномерности ребѐнок может легко справится с
одними заданиями, а другие будут для него слишком трудны, и он сможет их
выполнить только с помощью взрослого.
Степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания.
Существуют такие элементы РППС, которые стимулируют творческую активность и
ребѐнка, и взрослого. Они побуждают придумывать новые задания для детей помимо
тех. Чем больше новых заданий может быть придумано на основе использования
элементов РППС, тем выше их развивающий потенциал.
Степень универсальности - возможность применять элементы РППС для нескольких
программных направлений. Чем для большего числа направлений они могут быть
использованы, тем выше его развивающий потенциал.
«Автодидактичность» - структурное свойство игрового средства, которое
«указывает» ребѐнку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного
игрового задания. Чем больше заданий с такими «указаниями», тем выше
развивающий потенциал элементов РППС.
Определяя перечисленные параметры, можно делать выводы о величине
развивающего потенциала различных элементов РППС, сравнивать их между собой, и
выбирать из них те, которые имеют наибольшие развивающие возможности.
Оценивание развивающих возможностей элементов РППС, формирование перечней на
их основе значительно повысит эффективность игровой поддержки образовательного
процесса ДОО. Это обусловлено тем, что один развивающий элемент, благодаря
своим свойствам, может быть использован для организации развивающих игр с
широким диапазоном сложности. В состав перечней РППС для ДОО должны входить
только те элементы, которые удовлетворяют установленным критериям качества,
специальным требованиям, соответствующим профилю ДОО, имеющие все
необходимые сертификаты. Кроме того, желательно, чтобы они имели высокий
развивающий потенциал.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС,
необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если
игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к
ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС
можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять
смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к
пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.