Авторы: Каштан Татьяна Викторовна, Людмила Валентиновна Пронякина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 55
Населённый пункт: Московская область,город Одинцово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игровые методы в профилактических форм дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями
Дата публикации: 11.01.2025
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему:
“Игровые методы в профилактике фонематических форм
дисграфии у детей с дизартрическими нарушениями”.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В
организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и
обучения, помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре
совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка,
углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание,
мышление и речь, происходит его социализация. Любая игра способствует
воспитанию ни одного, а нескольких качеств, требует участия различных
органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные
переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает
нравственные чувства, организаторские способности, волю,
дисциплинированность, настойчивость, инициативу. Для детей дошкольного
возраста, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая
деятельность сохраняет свое значение и роль, как необходимое условие
всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки
звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов,
нарушение лексико-грамматического строя речи, а также изменения темпа
речи, ограниченность словаря, ее плавности — все это, в разной степени
выраженное у детей с речевыми нарушениями, влияет на их игровую
деятельность, порождает у них и особенности поведения. Так у детей с
дизартрией, нередко вызывает затруднения совместная игровая деятельность
со сверстниками из-за неправильного звукопроизношения, сложностей в
выражении своих мыслей, боязни показаться смешным несмотря на то, что
правила и содержание игр им доступны. Нарушение общей, мелкой и
речевой моторики вызывают быстрое утомление у детей с дизартрией, а
нестойкость памяти, внимания затрудняет их включение в коллективные
игры. В играх данным детям сложно сразу переключиться с одного вида
деятельности на другой. Неуравновешенность, двигательное беспокойство,
суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение их в
коллективную игру.
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только
при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и
обязательного повседневного руководства ею. В дошкольной педагогике
выделяют следующие виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-
ролевые (творческие) и театрализованные, некоторые авторы выделяют еще
один вид игры — традиционные или народные игры. Большую роль ученые
отводят дидактической игре, так как она может использоваться, как игровой
метод обучения. Дидактическая игра, как метод обучения детей, содержит
два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый
является и учителем, и участником игры одновременно, т. е. он учит и
играет, а дети, играя, учатся. В своих исследованиях Васильева С. А.,
Соколова Н. В. обращают внимание на то, что игра, которая используется для
обучения, должна содержать прежде всего дидактическую, обучающую
задачу. Дети в процессе игры решают эту задачу в занимательной форме,
используя определенные игровые действия для ее достижения. Игровые
действия, составляя основу дидактической игры, являются как бы рисунком
сюжета игры.
Педагог в ходе игры управляет поведением детей, а также воспитательно-
образовательным процессом, благодаря правилам игры, которые также
являются обязательным ее компонентом. Организация дидактических игр
педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к
проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку к
проведению дидактической игры входят: – отбор игры в соответствии с
задачами воспитания и обучения: – установление соответствия отобранной
игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной
возрастной группы; – определение наиболее удобного времени проведения
дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в
свободное от занятий и других режимных процессов время);
-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;-
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,
индивидуально);-подготовка необходимого дидактического материала для
выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный
материал);-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и
осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; –
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о
предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения
игровой задачи. С самого начала обучения в школе ребенку сразу
навязывается подход к любой деятельности методами и средствами
взрослого человека. Переход от игры к учебной деятельности часто
получается слишком резким. В качестве переходной формой деятельности
может выступать дидактическая игра. Для детей с речевыми нарушениями, в
особенности для детей с дизартрией, у которых наблюдается помимо
речевых нарушений, недоразвитие некоторых психических функций, в том
числе внимания, памяти, мышления, переключение с игровой деятельности
на учебную может даваться особенно тяжело. Дидактическая игра позволяет
сформировать некоторую психологическую готовность к обучению в школе
и овладению письмом и чтением. Дидактическая игра может использоваться
в развитии фонематических процессов у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией. Речь помогает организовывать игровую деятельность,
а игра, соответственно, позволяет развивать речевые процессы, в том числе
фонематический слух и фонематическое восприятие. Таким образом игра
может помочь в работе по профилактике фонематических форм дисграфии у
детей с дизартрией. Задача заключается в том, чтобы вызвать интерес к игре,
подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно формировать
фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез, то есть те
фонематические процессы, которые необходимы для овладения письменной
речью. Васильева С. А. в своих исследованиях утверждает, что главное место
в игре надо отводить работе со звуком, буквой и предложением. Необходимо
в достаточной мере уделять внимание звуковому восприятию слова,
формируя фонематические процесс. Ведь наличие даже слабовыраженных
дефектов в фонематическом развитии создает для успешного усвоения
ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются
недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом
составе слова.
Игра позволяет также ускорить процесс коррекции имеющихся нарушений
у детей с дизартрией, так как овладение фонематическими процессами, в
особенности звуковым анализом и синтезом протекает у данных детей
медленно и требует длительности занятий и многократности повторения
материала. Таким образом, игра является основной деятельностью ребенка в
дошкольном возрасте. Игра служит средством воспитания и обучения,
помогает всестороннему развитию личности ребенка. В игре
совершенствуется физическое, умственное и нравственное развитие ребенка,
углубляются его познавательные процессы: восприятие, память, внимание,
мышление и речь. При правильном использовании игры, как ведущего вида
деятельности детей дошкольного возраста, она может помочь в развитии
речи у детей с дизартрией, а также скорректировать нарушения в
фонематическом развитии, и позволить более эффективно организовать
работу по профилактике фонематических форм дисграфии.
Литература:
Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. —
М.: «Школа — Пресс», 2016 — с. 78 Катаева А. А., Стребелева Е. А.
Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых
дошкольников. — М.: «БУК-МАСТЕР», 1993 — с. 191 Левина Р. Е. Основы
теории и практики логопедии. — М.: «Просвещение», 1967 — с. 173
Селиверстов В. И. и др. Речевые игры с детьми. — М.: «Владос», 1994 — с.
344 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям –– Киев: Радянська школа, 1973
— с. 320.