Напоминание

Имя существительное как часть речи


Автор: Бахман Татьяна Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ОЦ "Вектор"
Населённый пункт: Муниципальный округ город Партизанск Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Имя существительное как часть речи
Дата публикации: 11.03.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Урок 101

Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и

неодушевлённые существительные.

Ход урока

Слайд 1

Доминанта (эмоциональный настрой)

- Здравствуйте, ребята. Давайте дружно поприветствуем гостей. Садитесь.

- Итак, посмотрите, пожалуйста, на свои парты. У всех на столах есть

рабочие листы?

- Хорошо. Тогда можем начать урок.

- Ребята, сегодня вы будете выполнять различные задания, будьте

внимательны,

слушайте

ответы

своих

одноклассников.

Если

ответ

неправильный, поднимайте руки, чтобы исправить.

Слайд 2

Задание1.

- Ребята, положите перед собой рабочие листы, рассмотрите афишу и

ответьте на вопросы.

1. Куда приглашает рекламный плакат? (в цирк)

2. Как называется цирк? (Цирк-шапито Хищный Форсаж)

3. Весной или летом будет проходить цирк? (Летом)

4. В каком городе будет проходить цирк? (в Ульяновске)

5. Какая акция будет проходить в цирке? (Акция 3+1. При покупке трех

билетов можно получить еще один бесплатно)

6. Кто может пройти на представление бесплатно? (Дети до четырех лет и

тот, кто приобрел билет по акции)

7. Семья собирается посетить цирк 22 июня в первой половине дня. Сможет

ли она это сделать? (Нет)

- Объясните, почему Вы выбрали этот ответ. (Потому что представление

начнется в 6 часов вечера)

- Молодцы, справились с заданием. А теперь еще раз обратите внимание на

название цирка.

«Хищный форсаж».

Что же означает слово «форсаж»?

Давайте в задании под номером 2 прочитаем словарную заметку.

Задание 2

Слайд 3

Форсаж - (от французского «force» — сила) в авиации и автомобильном

спорте

означает

увеличение

мощности

двигателя

или

скорости

до

максимально возможного уровня, часто для обгона или достижения

максимальной скорости.

Слайд

4

Отметь

картинку,

которая

соответствует

прочитанной

словарной статье.

- Правильно. Картинка под номером 1. Как вы догадались? (На ней

запечатлен реактивный самолет в процессе увеличения мощности

двигателя, который является самым быстрым)

- Как вы думаете, почему цирк назван «Хищный форсаж»? (Слово "хищный"

может указывать на участие в шоу животных, например, хищников (львов,

тигров). Может быть, хотят подчеркнуть, что шоу будет таким же

захватывающим и динамичным, как фильмы о гонках. Ведь мотокаскадеры

будут показывать трюки на своих мотоциклах)

Доминанта (эмоциональный настрой)

-

Ребята, слово «форсаж» является какой частью речи?

(Именем

существительным)

Формулирование темы урока

Значит о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

О существительном.

Слайд 5 - Сформулируйте тему урока.

Формулирование задач урока

Слайд 6 Сформулируйте задачи урока.

Вам нужно продолжить фразы. Предположите, какие слова пропущены.

Задачи урока:

1.Вспомнить, что такое имя существительное как часть речи.

2.Выяснить, что может обозначать имя существительное.

3.Научиться

определять

одушевлённые

и

неодушевлённые

имена

существительные.

Основная часть

Теория (устно)

Прочитайте теорию.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает

предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Один пятиклассник читает определение.

Задание 3

Прочитайте пары слов, укажите части речи.

Первый вариант подписывает части речи над словами под цифрой 1.

Второй вариант подписывает части речи над словами под цифрой 2.

1.Бег – бегать, прыжок – прыгать, рисование – рисовать;

2.Храбрость – храбрый, синева – синий, щедрость – щедрый.

Пятиклассники работают самостоятельно, затем проверка.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Молодцы!

- Назовите из первой группы существительные, которые имеют

значение действия, но обозначают его как предмет.

Бег, прыжок,

рисование.

- Назовите из второй группы существительные, которые имеют

значение признака, но обозначают его как предмет. Храбрость, синева,

щедрость.

- Что могут обозначать существительные? Чаще всего существительные

обозначают предмет. В некоторых случаях могут обозначать действие или

признак.

-

Давайте

потренируемся

определять

значения

существительных.

Посмотрите, какие еще могут быть значения у имени существительного.

Задание 4

Слайд 7

- Перед вами четвертое задание, давайте прочитаем представленные

значения существительных. Теперь определим в левой колонке, какие даны

существительные. Давайте соотнесем существительное и его значение, поставив

крестик или галочку в соответствующую клетку таблицы.

К какой группе значений существительных, представленной на

диаграмме, можно отнести существительные, перечисленные в левой части

таблицы? Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы.

Названия

вещей

Явления

природы

Названия

выдуманны

х

персонажей

Названия

живых

существ

Названи

я лиц

Теория (устно)

- Перейдем к следующей задаче.

Прочитайте статью.

Все существительные по значению и грамматическим признакам делятся на

одушевленные и неодушевленные. Это их постоянный морфологический

признак.

Одушевленные существительные

обозначают живых существ

(отвечают

на

вопрос

кто?):

девочка,

котенок.

Неодушевленные

существительные обозначают все остальные предметы (отвечают на вопрос

что?): цветок, бег

Пятиклассник читает статью.

- На какой вопрос отвечают одушевлённые существительные? Кто?

- На какой вопрос отвечают неодушевлённые существительные? Что?

Физкультминутка

Слайд 8

Ребята, я прошу вас встать со стульев. Я буду называть имена

существительные. Когда услышите одушевлённое существительное, 2 раза

топнете ногой.

Когда назову неодушевлённое, поднимите руки вверх.

Мама, ножницы, учитель,

Солнце, девочка, водитель,

Сумка, ручка, одуванчик,

Друг, собака, рыба, бантик.

Отлично! Садитесь на свои места. Продолжаем нашу работу.

- Ребята, но в русском языке не может быть все так просто. Деление на

«одушевленное» и «неодушевленное» не всегда совпадает с делением всего

существующего в природе на «живое» и «неживое».

Например, игрушки - неживые, но одушевленные, мертвец – неживой, но

одушевленное существительное. В этом и заключается уникальность

русского языка, что он богат исключительно противоречиями,

исключениями. Но как же тогда определять, какие существительные

относятся к одушевленным, а какие – к неодушевленным. Существует

специальная формула определения одушевленности-неодушевленности имен

существительных. Обратите внимание на таблицу с формулой.

Таблица с формулой

Слайд 9

Одушевленные

Неодушевленные

Формула

В.п. = Р.п.

(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.

(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры:

Ученик

И.п. (кто? что?)

ученики

Р.п. (кого?

чего?)

учеников

В.п. (кого? что?)

учеников

Одуш. /

Неодуш.

Стол

И.п. (кто? что?)

столы

Р.п. (кого?

чего?)

столов

В.п. (кого? что?)

столы

Одуш. /

Неодуш.

кукла

Кто?

куклы

Кого?

кукол

Кого?

кукол

Одуш. /

Неодуш.

матрешка Кто? матрешки

Кого? матрешек Кого? матрешек

Одуш. /

Неодуш.

табун

Что? табуны

Чего? табунов

Что? табуны

Одуш. /

Неодуш.

- Если мы начнем изменять слово ученики во множественном числе по

падежам, а именно именительный, родительный и винительный, а

винительный падеж будет равен родительному, тогда это слово будет

являться одушевленным. (проговорить примеры)

Если же винительный падеж равен именительному, то такое слово будет

являться неодушевленным. (проговорить примеры)

- То есть, нужно определять одушевленность через винительный падеж.

С помощью этой таблицы с формулой вы всегда безошибочно сможете

определить одушевленность-неодушевленность имен существительных.

- Теперь, на основе этой формулы попробуйте самостоятельно определить

одушевленность/неодушевленность у следующих существительных.

Слайд 10 - Какие слова даны? - Измените каждое слово, поставив его во

множественное число в именительный, родительный и винительный падеж,

выделите в кружок одушевленное оно или неодушевленное.

Работа с текстом.

Слайд 11

- Теперь переходим к следующему заданию. Это задание под номером 6.

Перед вами текст. Давайте прочитаем заголовок текста.

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось

им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они

наклонились, напились.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка.

Мальчик засмеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку. - Ведь ручей

не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

— Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки,

мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай,

кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий...

- Ребята, как вы думаете, о чём будет текст, исходя из заголовка?

- Ребята, как вы думаете, для чего люди говорят «спасибо»?

(Слово «спасибо» используется, чтобы выразить признательность за что-

либо. Это может быть помощь, подарок, доброе слово или просто

внимание).

- Как вы думаете, зачем люди благодарят не только друг друга, но и

природу?

(Люди могут испытывать чувство признательности к природе за

множество вещей: за красоту, ресурсы, спокойствие, которые она дает).

- Сейчас мы будем внимательно с интонацией читать текст.

Чтение текста

- Подтвердилось ли ваше предположение, о чём пойдёт речь в этом

тексте?

Поиск и извлечение информации

Вопросы для учащихся:

1.

Кто главные герои текста? (Дедушка и мальчик).

2.

Где происходит действие? (На лесной дороге у ручья).

3.

Что сделали герои, когда подошли к ручью? (Наклонились и напились

воды).

4.

Какое слово сказал дедушка ручью? («Спасибо»).

5.

Почему мальчик удивился? (Ручей не живой, не может услышать или

понять слова благодарности).

Анализ текста

Вопросы для обсуждения:

1. Почему дедушка сказал «спасибо» ручью? (Дедушка сказал «спасибо»

ручью, чтобы выразить благодарность за то, что ручей утолил их жажду.

Хотя ручей — не живое существо и не может услышать или понять слова

благодарности, дедушка сделал это, чтобы показать важность

благодарности как проявления человечности).

2. Как вы понимаете фразу: «Мы не волки, мы — люди»? (Фраза «Мы не

волки, мы — люди» подчеркивает важное отличие человека от животных,

особенно в плане).

3. Какова основная мысль текста?

(нужно говорить «спасибо» не ради того, чтобы получить что-то взамен,

а ради самого себя — чтобы оставаться человеком в полном смысле этого

слова)

- Ребята, теперь самостоятельно поработайте. Ответьте на вопросы,

которые находятся у вас на рабочем листе после текста.

- Ребята, соотнесите слова и их значения.

1. Соотнесите слова и их значения

спасибо

вежливое

слово,

которым

выражают благодарность.

благодарность

существо,

наделённое

разумом,

сознанием, способностью говорить

ручей

чувство

признательности

за

сделанное

добро,

оказанное

внимание, услугу

человек

весь

окружающий

мир,

не

созданный человеком

природа

небольшой

постоянный

или

временный водоток

Вопросы по тексту

1. Из первого абзаца выпишите слово со значением «человек,

совершающий путешествие».

_______Путник______

___________________________

2. В первом абзаце найдите одушевленные и неодушевленные

существительные, выпишите их.

Одушевленные:

дедушка, мальчик, путники

Неодушевленные: дорога, ручей, вода

3. В первом абзаце найдите антоним к слову «громко» и выпишите его.

Тихо___________________________________

4. Заполните таблицу. Верны ли приведённые ниже утверждения?

Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с

каждым утверждением поставьте галочку.

Утверждение

Верно

Неверно

Дедушка и мальчик шли по лесу, потому что

хотели найти ручей.

+

Дедушка сказал «спасибо» ручью, чтобы

научить мальчика быть благодарным.

+

Мальчик сразу понял, зачем нужно говорить

«спасибо».

+

Дедушка считает, что говорить «спасибо»

важно, даже если тот, кого благодарят, не

может понять благодарности.

+

В тексте говорится, что волки тоже умеют

благодарить.

+

5. Что имел в виду Сухомлинский в конце рассказа: «Мальчик

задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий». О

каком пути идет речь? (жизненный путь)

Подведение итогов

Слайд 12

Справились ли мы с поставленными задачами? Всё ли у нас

получилось?

- Ребята, спасибо вам за урок. А зачем учитель или ученики говорят спасибо

за урок? (Ученики и учитель чувствуют, что их усилия ценят, что

повышает мотивацию и вовлечённость. Учитель, услышав "спасибо",

понимает, что урок был полезен, а ученики, получая благодарность за

активность, стремятся участвовать чаще).

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1. Все мы знаем, что существительное — это часть речи, которая обозначает

предмет. А может существительное называть признак или действие? (Да)

2. Что обозначает имя существительное? (предмет)

3. Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые?

(по вопросам «кто» или «что» или по винительному падежу)

4. Какое задание было самым интересным?

Запишите домашнее задание в дневник. Слайд 8

Домашнее задание: выполнить письменно упр. 463, выучить параграф 78



В раздел образования