Напоминание

Реализация ОДНКНР по адаптированной программе слабослышащих обучающихся.


Автор: Фатнева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа-интернат №36 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Реализация ОДНКНР по адаптированной программе слабослышащих обучающихся.
Дата публикации: 11.05.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Реализация ОДНКНР по адаптированной программе слабослышащих

обучающихся.

В России стал ощущаться недостаток принимаемых сознательно

большим числом ее граждан правил и принципов жизни, согласия в вопросах

конструктивного и корректного общественного поведения, а кроме этого,

отсутствие творческих ориентиров в смысле их жизни.

Ценности человека складываются в неформальных сообществах, семье,

трудовых и иных коллективах, в сфере СМИ, отдыха, искусства и пр.

Образованию

отведена

ведущая

роль

в

духовно-нравственном

усилении общества в России, его сплочении перед лицом внутренних и

внешних вызовов.

В области основного общего образования развитие и воспитание

личности протекает системно, глубоко и последовательно. Школа в России

сегодня обязана стать главным фактором, который обеспечивает социальную

и культурную модернизацию социума.

С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные организации

Российской Федерации перешли на новые образовательные стандарты

основного общего образования. Стандарты продиктовали необходимость

организации изучения основ духовно-нравственной культуры народов

России (далее – ОДНКНР).

Согласно

нормам

части

2

статьи

28

Федерального

закона

образовательные

организации

свободны

в

определении

содержания

образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных

технологий по реализуемым ими образовательным программам. Таким

образом, выбор способа реализации предметной области ОДНКНР отнесен к

компетенции образовательной организации.

Для понимания того, как реализуется предмет ОДНКНР в связи с

вступлением ФГОС ООО в школе, где обучаются глухие и слабослышащие

дети, хотелось бы остановиться на собственном педагогическом опыте.

Для данной категории детей характерны: недоразвитие речи, трудности

в

составлении

самостоятельных

дилогических

и

монологических

высказываний, преобладание наглядно-образного мышления над словесно-

логическим, недостаточный уровень развития словесной памяти и другие.

Средством обучения является учебник- Н.Ф. Виноградова, В.И.

Власенко, А.В. Полякова для учащихся 5го класса». Данный курс тесно

связна

с

изучением

таких

предметов

как

«Всемерная

история»,

«Литература», «Обществознание», «Изобразительное искусство».

При обучении слабослыщаших и позднооглохших школьников важным

блоком

задач,

являются

задачи

коррекционной

направленности,

обусловленные особенностями данной категории обучающихся.

Слабослышащие дети имеют свои, свойственные только им особенности в

развитии речевой и мыслительной деятельности. В связи с этим усвоение

знаний требует специальной коррекционной работы, использования в

образовательном процессе специальных задач, методов и приемов.

Назову некоторые из них:

-

Коррекция

и

развитие

речи,

развитие

языковой

способности;

совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся;

развитие речевого слуха,

- Формирование произношения на материале уроков, закрепление навыков

устной речи, контроль за реализацией произносительных возможностей и

исправление допускаемых ошибок;

- Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение

словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

В этом учебном году курс ОДНКНР изучает один класс, которые

обучаются по программе для слабослышащих и позднооглохших детей.

Для максимального включения в урок всех детей класса, которые имеют

разный уровень общего и речевого развития, с учетом программных

требований, разработаны речевые наглядные опоры в виде образцов

высказываний,

которые

помогают

детям

овладевать

и

пользоваться

спонтанной лексикой. Для учащихся, испытывающих особые трудности при

усвоении новых знаний, разрабатывается помощь в виде табличек для

индивидуального пользования, используется дифференцированный подход.

Во всех возможных случаях применяется разноуровневый подход, в том

числе в составлении контрольных работ.

Наглядный материал организован так, чтобы увеличивать уровень

самостоятельности более сильных обучающихся, но в то же время помогать

слабым детям.



В раздел образования