Автор: Фатнева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа-интернат №36 города Ставрополя
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Реализация ОДНКНР по адаптированной программе слабослышащих обучающихся.
Дата публикации: 11.05.2025
Раздел: среднее образование
Реализация ОДНКНР по адаптированной программе слабослышащих
обучающихся.
В России стал ощущаться недостаток принимаемых сознательно
большим числом ее граждан правил и принципов жизни, согласия в вопросах
конструктивного и корректного общественного поведения, а кроме этого,
отсутствие творческих ориентиров в смысле их жизни.
Ценности человека складываются в неформальных сообществах, семье,
трудовых и иных коллективах, в сфере СМИ, отдыха, искусства и пр.
Образованию
отведена
ведущая
роль
в
духовно-нравственном
усилении общества в России, его сплочении перед лицом внутренних и
внешних вызовов.
В области основного общего образования развитие и воспитание
личности протекает системно, глубоко и последовательно. Школа в России
сегодня обязана стать главным фактором, который обеспечивает социальную
и культурную модернизацию социума.
С 1 сентября 2015 года все общеобразовательные организации
Российской Федерации перешли на новые образовательные стандарты
основного общего образования. Стандарты продиктовали необходимость
организации изучения основ духовно-нравственной культуры народов
России (далее – ОДНКНР).
Согласно
нормам
части
2
статьи
28
Федерального
закона
образовательные
организации
свободны
в
определении
содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных
технологий по реализуемым ими образовательным программам. Таким
образом, выбор способа реализации предметной области ОДНКНР отнесен к
компетенции образовательной организации.
Для понимания того, как реализуется предмет ОДНКНР в связи с
вступлением ФГОС ООО в школе, где обучаются глухие и слабослышащие
дети, хотелось бы остановиться на собственном педагогическом опыте.
Для данной категории детей характерны: недоразвитие речи, трудности
в
составлении
самостоятельных
дилогических
и
монологических
высказываний, преобладание наглядно-образного мышления над словесно-
логическим, недостаточный уровень развития словесной памяти и другие.
Средством обучения является учебник- Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Полякова для учащихся 5го класса». Данный курс тесно
связна
с
изучением
таких
предметов
как
«Всемерная
история»,
«Литература», «Обществознание», «Изобразительное искусство».
При обучении слабослыщаших и позднооглохших школьников важным
блоком
задач,
являются
задачи
коррекционной
направленности,
обусловленные особенностями данной категории обучающихся.
Слабослышащие дети имеют свои, свойственные только им особенности в
развитии речевой и мыслительной деятельности. В связи с этим усвоение
знаний требует специальной коррекционной работы, использования в
образовательном процессе специальных задач, методов и приемов.
Назову некоторые из них:
-
Коррекция
и
развитие
речи,
развитие
языковой
способности;
совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся;
развитие речевого слуха,
- Формирование произношения на материале уроков, закрепление навыков
устной речи, контроль за реализацией произносительных возможностей и
исправление допускаемых ошибок;
- Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение
словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
В этом учебном году курс ОДНКНР изучает один класс, которые
обучаются по программе для слабослышащих и позднооглохших детей.
Для максимального включения в урок всех детей класса, которые имеют
разный уровень общего и речевого развития, с учетом программных
требований, разработаны речевые наглядные опоры в виде образцов
высказываний,
которые
помогают
детям
овладевать
и
пользоваться
спонтанной лексикой. Для учащихся, испытывающих особые трудности при
усвоении новых знаний, разрабатывается помощь в виде табличек для
индивидуального пользования, используется дифференцированный подход.
Во всех возможных случаях применяется разноуровневый подход, в том
числе в составлении контрольных работ.
Наглядный материал организован так, чтобы увеличивать уровень
самостоятельности более сильных обучающихся, но в то же время помогать
слабым детям.