Автор: Сайфуллина Эльвина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №92 Веснушка
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Возрастные особенности детей средней группы (4-5 лет)
Дата публикации: 11.05.2025
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенности детей средней группы(4-5лет)
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он
является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного
развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется
характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и
коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные
особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать
родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А
это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со
своими сверстниками.
Физические особенности. Возрастают физические возможности ребёнка:
улучшается координация, движения становятся более уверенными. Активно
развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более
ловким и быстрым по сравнению с младшими. Однако физическую нагрузку
нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной.
Психическое развитие. Быстро развиваются различные психические
процессы: память, внимание, восприятие и другие. Значительно
увеличивается объём памяти: ребёнок уже способен запомнить небольшое
стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и
устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного
времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом
деятельности.
Роль игры. Игровая деятельность по-прежнему остаётся основной для
малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним
возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает, появляются
тематические ролевые игры.
Творческие способности. Средние дошкольники с удовольствием
осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится
заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится
изобразительная деятельность.
Развитие речи. Активно развиваются речевые способности: значительно
улучшается звукопроизношение, растёт словарный запас, достигая примерно
двух тысяч слов и больше. Ребёнок уже способен охарактеризовать тот или
иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный
текст, ответить на вопросы взрослого.
Общение со сверстниками и взрослыми. В среднем дошкольном
возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками.
Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны
ровесников.