Напоминание

Технологии создания и преобразования информационных объектов


Автор: Лисинская Ярослава Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: г.Щигры, Курской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологии создания и преобразования информационных объектов
Дата публикации: 11.06.2025
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Технологии создания и преобразования информационных объектов».

Аннотация: в данной методической разработке отражен опыт работы

преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся на

уроках теоретического обучения, через использование методов проблемного

обучения, информационных технологий.

В разработке четко отражена структура занятия, последовательность всех

этапов.

Тип урока: повторение, закрепление и отработка практических навыков

Форма проведения: деловая игра

Цели урока:

- повторение и закрепление знаний по теме «Технологии создания и

преобразования информационных объектов»

Задачи урока:

Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию

умения использовать возможности компьютерных программных средств, для

оптимизации информационной деятельности человека;

Развивающая: Способствовать развитию навыков самостоятельного

применения знаний, работы с компьютерными программными средствами

Воспитательная: Способствовать формированию устойчивого интереса к

использованию информационных технологий в будущей профессиональной

деятельности;

Ожидаемые результаты:

- Знание основных команд и приемов по работе в программах MS Word, MS

Excel, MS PowerPoint.

- Умения создавать, редактировать, производить вычисления в программах

MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.

По окончании изучения темы студенты должны:

Знать:

- назначение наиболее распространенных средств автоматизации

информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых

процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных);

Уметь:

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с

поставленной задачей;

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств

информационных технологий;

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе

гипертекстовые;

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

- представлять числовую информацию различными способами (таблица,

массив, график, диаграмма и пр.);

Обеспечение занятия:

1. Раздаточный материал

2. Технические средства обучения

компьютеры с ОС Windows XP;

стандартный пакет Microsoft Office

проектор, экран, презентация с заданиями для фронтального опроса

Программа для тестирования Rich Test

3. Литература

Макарова Н.В. Информатика и ИКТ.10 класс. М.: ЛИДЕР, 2008.

Макарова Н.В. Информатика и ИКТ.11 класс. М.: ЛИДЕР, 2008.

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3. Повторение и закрепление полученных знаний

4. Рефлексия и подведение итогов урока

5. Домашнее задание.

Ход урока

I.Организационный момент

- Приветствие.

- Проверка присутствующих и определение готовности к совместной

деятельности.

-Подводящий к теме диалог

Посмотрите на слайд что вы видите?

( Слово Технология и ярлыки программ MS Word, MS Excel, MS PowerPoint)

А для чего нам эти программы нужны?

(Для создания и преобразования информационных объектов)

Значит тема сегодня «Технологии создания и преобразования

информационных объектов».

- Сообщение темы, целей и задач урока.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Характерной чертой нашего времени является рост производства,

потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой

деятельности. В условиях информационного общества очень важно для

будущего специалиста владеть компьютерными технологиями, знать разные

методы создания и преобразования информационных объектов, чтоб быть

востребованным на рынке труда.

Наш урок будет проходить в виде игры. Вы будете работать парами.

Представим, что вы устраиваетесь на работу по своей специальности. Для

этого необходимо пройти конкурс на вакантное место. Наш конкурс

содержит четыре задания.

- тестирование

-работа в MS Word

-работа в MS Excel

- работа в MS PowerPoint

III. Повторение и закрепление ранее изученного материала

3.1. Начнем урок с

устной

разминки,

(за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Какие вы знаете программные средства, реализующие процессы обработки

информации.

-Текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы,

системы управления базами данных, приложения для создания

мультимедийных презентаций

2. Какие вы знаете программы для обработки текстовой информации

- Блокнот, Word

3.Чем отличаются текстовые редакторы от текстовых процессоров?

- Текстовые процессоры имеют в своем составе расширенный набор

функций.

4. Перечислите основные элементы текстового документа

- Символ, слово, строка, абзац, предложение, страница, документ.

5.Что такое редактирование документа

-Проверка и исправление текста при подготовке к печати

6.Как вы понимаете форматирование текста

– процесс оформление страницы, абзаца, строки, символа

7.Какие вы знаете программы для обработки числовых данных на

компьютере

-Калькулятор и электронная таблица

8.Назначение электронной таблицы Excel

- Предназначены для автоматизации табличных расчетов, для наглядного

представления результатов обработки данных в виде диаграмм и графиков

9. Что представляет собой рабочее поле электронной таблицы

- Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов

10.Назовите наименьшую структурную единицу на рабочем листе

- Ячейка

11.Для того чтобы ввести в электронную таблицу формулу необходимо

поставить?

- знак =

12. Графические редакторы предназначены ..?

- для создания, редактирования и просмотра графических изображений.

13. Чем отличаются векторные изображения от растрового?

- Растровые изображения строятся из точек различного цвета (пикселей),

которые образуют строки и столбцы. Векторные рисунки формируются из

графических примитивов (линий, прямоугольников, окружностей,)

Практическая часть

Декодирование документа работа в MS

Word

Сейчас предстоит расшифровать документ. Время ограничено 8 минутами.

( Получить текст путем ввода приведенного ниже закодированного текста.

Текст отформатируйте в соответствии с данными параметрами формата.

Которые указаны в фигурных скобках, стоящих перед форматируемым

фрагментом текста).

Используемые сокращения

Выравнивание строк: L – по левому краю , R – по правому краю, М – по

центру, L-R – по ширине.

Times, – тип шрифта, 14 …-размер шрифта

Начертание: bl – полужирный, ital –курсив, О - обычный

Перед тем, как приступить к вводу текста, в пустом документе установите

поля размером по 2 см с каждой стороны. Междустрочный интервал

Полуторный. Отступ 1,25

{ Times 14 M; bl} Резюме выпускника КГБОУ СПО «НПГТ»

{ Times 14 M; bl} ФИО

{ Times 14 L-R; О} Адрес: 682430 г Николаевск на Амуре

{ Times 14 L-R; О} Телефон: 2-34-21

{ Times 14 L-R; О} Дата и место рождения: 4 августа 1994 года

{ Times 14 L-R; О} Подданство: Гражданство РФ

{ Times 14 L-R; О} Семейное положение: Холост

{ Times 14 L-R; О} Цель: получение должности мастера, либо рабочего

места, согласно квалификации по специальности

{ Times 14 L-R; О} Квалификация: Техник

{ Times 14 L-R; О} Специальность: Ремонт, реконструкция и эксплуатация

электрооборудования промышленных и гражданских зданий

{ Times 14 L-R; О} Образование: Среднее – профессиональное, КГБОУ СПО

«Николаевский - на - Амуре промышленно-гуманитарный техникум»

{ Times 14 L-R; О} Опыт работы: Практика по профилю специальности в

ТЭЦ

{ Times 14 L-R; О} Дополнительные сведения: Уверенный пользователь ПК.

Имею положительную рабочую характеристику с места практики.

Общителен, энергичен, ответственен. Веду здоровый образ жизни.

{Times 14 R; ital} 22 апреля 2015 года.

3.4 Работа с электронной таблицей

Microsoft

Excel

Заполнить исходные данные таблицы «Оплата электроэнергии».

Произвести расчеты:

- количества израсходованной электроэнергии;

- ежемесячной стоимости потребления электроэнергии;

- Построить круговую диаграмму стоимости потребления электроэнергии по

месяцам.

Месяц

Дата

Показания

счетчика

кВт/ч

Расход

кВт/ч

цена в

руб. коп за

1кВт/ч

Сумма р.

26.12.201

4

2,53

Январь

58882

Февраль

59682

Март

60066

Апрель

60811

Май

61342

Июнь

61690

Июль

62009

Август

62344

Сентябр

ь

62789

Октябрь

62999

Ноябрь

63098

Декабрь

63587-

Всего

3.5 Создание презентации с гиперссылками.

Тема презентации:

1.О своей специальности;

2. День победы;

3. Свободная тема

Советы по созданию презентации

1.Подбери соответствующее оформление слайдов, придерживайся его на

протяжении всей работы, чтобы слайды презентации были в едином стиле

2.Расположи грамотно изображения, тексты и схемы на слайдах. Можешь

для этого воспользоваться шаблонами и макетами Power Point

3.Не перегружай слайд, сделай его лаконичным и четким

4.Специальные эффекты и анимацию используй только там, где необходимо

подчеркнуть что-то важное

3.6 Отчет малых групп (каждая группа показывает свою работу)

IV. Рефлексия и подведение итогов урока

Жюри проводит оценивание группы.

Цель рефлексии: выявление трудностей студентов при изучении темы,

выполнении полученных заданий. Рефлексия осуществляется при помощи

тест-анкеты:

Тест - анкета

Вывод по

уроку.

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Сегодня на уроке в необычной форме мы повторили все ранее изученные

прикладные программы. Вы сумели показать свое умение работы в

прикладных программах, а также продемонстрировали свои компетентности,

приобретенные в процессе изучения курса «Информатика». Конкурс на

вакантное место по своей специальности вы прошли

V. Домашнее задание: Используя пакет Microsoft Office, создать презентацию

«Моя семья», рассчитать семейный бюджет

Приложение 1.

Бланк оценки работы.

ФИО учащегося:____________________________________________________

Проверил:_________________________________________________________

_

№ Название заданий

баллы

Замечания

1

Разминка

1 за пр.

отв.

2

Тестирование

(17 -16)-5

(13-16)-4

(10-13)-3

ниже -0

3

Декодирование

документа

3

4

Электронные

таблицы

3

5.

Создание

презентации

5

Итого

Приложение №2

Тестовые задания

1. Минимальным объектом электронной таблицы является

Варианты ответа:

Ответ №1 Диапазон ячеек

Ответ №2 ячейка

Ответ №3 столбец

Ответ №4 строка

2. К операциям форматирования абзаца относятся:

Варианты ответа:

Ответ №1 начертание, размер, цвет, тип шрифта

Ответ №2 удаление символов

Ответ №3 выравнивание, межстрочный интервал, задание отступа

Ответ №4 копирование фрагментов текста

3. Рабочая книга состоит из:

Варианты ответа:

Ответ №1 ячеек

Ответ №2 таблиц

Ответ №3 строк и столбцов

Ответ №4 рабочих листов

4. Базы данных - это:

Варианты ответа:

Ответ №1 набор сведений, организованный по определенным правилам и

представленный в виде, пригодном для обработки автоматическими

средствами

Ответ №2 программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сбора,

хранения, обработки и передачи информации

Ответ №3 программные средства, осуществляющие поиск информации

Ответ №4 программные средства, позволяющие организовывать

информацию в виде таблиц

5. Какие данные не могут находиться в ячейке:

Варианты ответа:

Ответ №1 формула

Ответ №2 лист

Ответ №3 число

Ответ №4 текст

6. Документ в электронной таблице называется:

Варианты ответа:

Ответ №1 ячейка

Ответ №2 таблица

Ответ №3 рабочий лист

Ответ №4 рабочая книга

7. Информационная система - это:

Варианты ответа:

Ответ №1 программные средства, позволяющие организовывать

информацию в виде таблиц

Ответ №2 программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сбора,

хранения, обработки и передачи информации

Ответ №3 набор сведений, организованный по определенным правилам и

представленный в виде, пригодном для обработки автоматическими

средствами

Ответ №4 программные средства, осуществляющие поиск информации

8. В электронной таблице буквами A, B, … обозначаются:

Варианты ответа:

Ответ №1 столбцы

Ответ №2 строки

Ответ №3 ячейки

Ответ №4 нет таких обозначений

9. Краткие сведения об описываемых объектах - это:

Варианты ответа:

Ответ №1 документальная БД

Ответ №2 распределенная БД

Ответ №3 централизованная БД

Ответ №4 фактографическая БД

10. Вся информация хранится на одном компьютере - это:

Варианты ответа:

Ответ №1 централизованная БД

Ответ №2 документальная БД

Ответ №3 фактографическая БД

Ответ №4 распределенная БД

11. В иерархической БД информация организована в виде:

Варианты ответа:

Ответ №1 прямоугольной таблицы

Ответ №2 сети

Ответ №3 дерева

12. В реляционной БД информация организована в виде:

Варианты ответа:

Ответ №1 прямоугольной таблицы

Ответ №2 дерева

Ответ №3 сети

13. Абзац- это:

Варианты ответа:

Ответ №1 текст начинающийся с отступа

Ответ №2 Фрагмент текста, заканчивающийся нажатием на клавишу Enter

Ответ №3 одна строка текста

Ответ №4 текст, начинающийся несколькими пробелами

14. К операциям форматирования символов относятся:

Варианты ответа:

Ответ №1 копирование фрагментов текста

Ответ №2 выравнивание, межстрочный интервал, задание отступа

Ответ №3 удаление символов

Ответ №4 начертание, размер, цвет, тип шрифта

15. Чтобы сохранить документ под другим именем или в другом месте,

нужно выбрать команду:

Варианты ответа:

Ответ №1 Файл - Сохранить…

Ответ №2 можно выбрать любую из команд Файл - Сохранить или Файл -

Сохранить как…

Ответ №3 Файл - Сохранить как…

16. текстовый документ должен включать разделы

Варианты ответа:

Ответ №1 основную часть

Ответ №2заголовок

Ответ №3 сопроводительную часть

Ответ №4 все перечисленные позиции

17. Какая формула содержит ошибку?

Варианты ответа:

Ответ №1 нет ошибок

Ответ №2 =F15^2

Ответ №3 =N45*N46

Ответ №4 =(A1+B1)/(A2+B2)

Ответ №5 =2(А1+В1)

Приложение №3

Тест - анкета

Ф.И_______________________________________________

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен



В раздел образования