Автор: Лисинская Ярослава Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: г.Щигры, Курской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологии создания и преобразования информационных объектов
Дата публикации: 11.06.2025
Раздел: среднее образование
Тема: «Технологии создания и преобразования информационных объектов».
Аннотация: в данной методической разработке отражен опыт работы
преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся на
уроках теоретического обучения, через использование методов проблемного
обучения, информационных технологий.
В разработке четко отражена структура занятия, последовательность всех
этапов.
Тип урока: повторение, закрепление и отработка практических навыков
Форма проведения: деловая игра
Цели урока:
- повторение и закрепление знаний по теме «Технологии создания и
преобразования информационных объектов»
Задачи урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию
умения использовать возможности компьютерных программных средств, для
оптимизации информационной деятельности человека;
Развивающая: Способствовать развитию навыков самостоятельного
применения знаний, работы с компьютерными программными средствами
Воспитательная: Способствовать формированию устойчивого интереса к
использованию информационных технологий в будущей профессиональной
деятельности;
Ожидаемые результаты:
- Знание основных команд и приемов по работе в программах MS Word, MS
Excel, MS PowerPoint.
- Умения создавать, редактировать, производить вычисления в программах
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
По окончании изучения темы студенты должны:
Знать:
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации
информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых
процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных);
Уметь:
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с
поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств
информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе
гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица,
массив, график, диаграмма и пр.);
Обеспечение занятия:
1. Раздаточный материал
2. Технические средства обучения
компьютеры с ОС Windows XP;
стандартный пакет Microsoft Office
проектор, экран, презентация с заданиями для фронтального опроса
Программа для тестирования Rich Test
3. Литература
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ.10 класс. М.: ЛИДЕР, 2008.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ.11 класс. М.: ЛИДЕР, 2008.
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Мотивация учебной деятельности учащихся;
3. Повторение и закрепление полученных знаний
4. Рефлексия и подведение итогов урока
5. Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка присутствующих и определение готовности к совместной
деятельности.
-Подводящий к теме диалог
Посмотрите на слайд что вы видите?
( Слово Технология и ярлыки программ MS Word, MS Excel, MS PowerPoint)
А для чего нам эти программы нужны?
(Для создания и преобразования информационных объектов)
Значит тема сегодня «Технологии создания и преобразования
информационных объектов».
- Сообщение темы, целей и задач урока.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Характерной чертой нашего времени является рост производства,
потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой
деятельности. В условиях информационного общества очень важно для
будущего специалиста владеть компьютерными технологиями, знать разные
методы создания и преобразования информационных объектов, чтоб быть
востребованным на рынке труда.
Наш урок будет проходить в виде игры. Вы будете работать парами.
Представим, что вы устраиваетесь на работу по своей специальности. Для
этого необходимо пройти конкурс на вакантное место. Наш конкурс
содержит четыре задания.
- тестирование
-работа в MS Word
-работа в MS Excel
- работа в MS PowerPoint
III. Повторение и закрепление ранее изученного материала
3.1. Начнем урок с
устной
разминки,
(за каждый правильный ответ 1 балл)
1. Какие вы знаете программные средства, реализующие процессы обработки
информации.
-Текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы,
системы управления базами данных, приложения для создания
мультимедийных презентаций
2. Какие вы знаете программы для обработки текстовой информации
- Блокнот, Word
3.Чем отличаются текстовые редакторы от текстовых процессоров?
- Текстовые процессоры имеют в своем составе расширенный набор
функций.
4. Перечислите основные элементы текстового документа
- Символ, слово, строка, абзац, предложение, страница, документ.
5.Что такое редактирование документа
-Проверка и исправление текста при подготовке к печати
6.Как вы понимаете форматирование текста
– процесс оформление страницы, абзаца, строки, символа
7.Какие вы знаете программы для обработки числовых данных на
компьютере
-Калькулятор и электронная таблица
8.Назначение электронной таблицы Excel
- Предназначены для автоматизации табличных расчетов, для наглядного
представления результатов обработки данных в виде диаграмм и графиков
9. Что представляет собой рабочее поле электронной таблицы
- Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов
10.Назовите наименьшую структурную единицу на рабочем листе
- Ячейка
11.Для того чтобы ввести в электронную таблицу формулу необходимо
поставить?
- знак =
12. Графические редакторы предназначены ..?
- для создания, редактирования и просмотра графических изображений.
13. Чем отличаются векторные изображения от растрового?
- Растровые изображения строятся из точек различного цвета (пикселей),
которые образуют строки и столбцы. Векторные рисунки формируются из
графических примитивов (линий, прямоугольников, окружностей,)
Практическая часть
Декодирование документа работа в MS
Word
Сейчас предстоит расшифровать документ. Время ограничено 8 минутами.
( Получить текст путем ввода приведенного ниже закодированного текста.
Текст отформатируйте в соответствии с данными параметрами формата.
Которые указаны в фигурных скобках, стоящих перед форматируемым
фрагментом текста).
Используемые сокращения
Выравнивание строк: L – по левому краю , R – по правому краю, М – по
центру, L-R – по ширине.
Times, – тип шрифта, 14 …-размер шрифта
Начертание: bl – полужирный, ital –курсив, О - обычный
Перед тем, как приступить к вводу текста, в пустом документе установите
поля размером по 2 см с каждой стороны. Междустрочный интервал
Полуторный. Отступ 1,25
{ Times 14 M; bl} Резюме выпускника КГБОУ СПО «НПГТ»
{ Times 14 M; bl} ФИО
{ Times 14 L-R; О} Адрес: 682430 г Николаевск на Амуре
{ Times 14 L-R; О} Телефон: 2-34-21
{ Times 14 L-R; О} Дата и место рождения: 4 августа 1994 года
{ Times 14 L-R; О} Подданство: Гражданство РФ
{ Times 14 L-R; О} Семейное положение: Холост
{ Times 14 L-R; О} Цель: получение должности мастера, либо рабочего
места, согласно квалификации по специальности
{ Times 14 L-R; О} Квалификация: Техник
{ Times 14 L-R; О} Специальность: Ремонт, реконструкция и эксплуатация
электрооборудования промышленных и гражданских зданий
{ Times 14 L-R; О} Образование: Среднее – профессиональное, КГБОУ СПО
«Николаевский - на - Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
{ Times 14 L-R; О} Опыт работы: Практика по профилю специальности в
ТЭЦ
{ Times 14 L-R; О} Дополнительные сведения: Уверенный пользователь ПК.
Имею положительную рабочую характеристику с места практики.
Общителен, энергичен, ответственен. Веду здоровый образ жизни.
{Times 14 R; ital} 22 апреля 2015 года.
3.4 Работа с электронной таблицей
Microsoft
Excel
Заполнить исходные данные таблицы «Оплата электроэнергии».
Произвести расчеты:
- количества израсходованной электроэнергии;
- ежемесячной стоимости потребления электроэнергии;
- Построить круговую диаграмму стоимости потребления электроэнергии по
месяцам.
Месяц
Дата
Показания
счетчика
кВт/ч
Расход
кВт/ч
цена в
руб. коп за
1кВт/ч
Сумма р.
26.12.201
4
2,53
Январь
58882
Февраль
59682
Март
60066
Апрель
60811
Май
61342
Июнь
61690
Июль
62009
Август
62344
Сентябр
ь
62789
Октябрь
62999
Ноябрь
63098
Декабрь
63587-
Всего
3.5 Создание презентации с гиперссылками.
Тема презентации:
1.О своей специальности;
2. День победы;
3. Свободная тема
Советы по созданию презентации
1.Подбери соответствующее оформление слайдов, придерживайся его на
протяжении всей работы, чтобы слайды презентации были в едином стиле
2.Расположи грамотно изображения, тексты и схемы на слайдах. Можешь
для этого воспользоваться шаблонами и макетами Power Point
3.Не перегружай слайд, сделай его лаконичным и четким
4.Специальные эффекты и анимацию используй только там, где необходимо
подчеркнуть что-то важное
3.6 Отчет малых групп (каждая группа показывает свою работу)
IV. Рефлексия и подведение итогов урока
Жюри проводит оценивание группы.
Цель рефлексии: выявление трудностей студентов при изучении темы,
выполнении полученных заданий. Рефлексия осуществляется при помощи
тест-анкеты:
Тест - анкета
Вывод по
уроку.
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Сегодня на уроке в необычной форме мы повторили все ранее изученные
прикладные программы. Вы сумели показать свое умение работы в
прикладных программах, а также продемонстрировали свои компетентности,
приобретенные в процессе изучения курса «Информатика». Конкурс на
вакантное место по своей специальности вы прошли
V. Домашнее задание: Используя пакет Microsoft Office, создать презентацию
«Моя семья», рассчитать семейный бюджет
Приложение 1.
Бланк оценки работы.
ФИО учащегося:____________________________________________________
Проверил:_________________________________________________________
_
№ Название заданий
баллы
Замечания
1
Разминка
1 за пр.
отв.
2
Тестирование
(17 -16)-5
(13-16)-4
(10-13)-3
ниже -0
3
Декодирование
документа
3
4
Электронные
таблицы
3
5.
Создание
презентации
5
Итого
Приложение №2
Тестовые задания
1. Минимальным объектом электронной таблицы является
Варианты ответа:
Ответ №1 Диапазон ячеек
Ответ №2 ячейка
Ответ №3 столбец
Ответ №4 строка
2. К операциям форматирования абзаца относятся:
Варианты ответа:
Ответ №1 начертание, размер, цвет, тип шрифта
Ответ №2 удаление символов
Ответ №3 выравнивание, межстрочный интервал, задание отступа
Ответ №4 копирование фрагментов текста
3. Рабочая книга состоит из:
Варианты ответа:
Ответ №1 ячеек
Ответ №2 таблиц
Ответ №3 строк и столбцов
Ответ №4 рабочих листов
4. Базы данных - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 набор сведений, организованный по определенным правилам и
представленный в виде, пригодном для обработки автоматическими
средствами
Ответ №2 программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сбора,
хранения, обработки и передачи информации
Ответ №3 программные средства, осуществляющие поиск информации
Ответ №4 программные средства, позволяющие организовывать
информацию в виде таблиц
5. Какие данные не могут находиться в ячейке:
Варианты ответа:
Ответ №1 формула
Ответ №2 лист
Ответ №3 число
Ответ №4 текст
6. Документ в электронной таблице называется:
Варианты ответа:
Ответ №1 ячейка
Ответ №2 таблица
Ответ №3 рабочий лист
Ответ №4 рабочая книга
7. Информационная система - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 программные средства, позволяющие организовывать
информацию в виде таблиц
Ответ №2 программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сбора,
хранения, обработки и передачи информации
Ответ №3 набор сведений, организованный по определенным правилам и
представленный в виде, пригодном для обработки автоматическими
средствами
Ответ №4 программные средства, осуществляющие поиск информации
8. В электронной таблице буквами A, B, … обозначаются:
Варианты ответа:
Ответ №1 столбцы
Ответ №2 строки
Ответ №3 ячейки
Ответ №4 нет таких обозначений
9. Краткие сведения об описываемых объектах - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 документальная БД
Ответ №2 распределенная БД
Ответ №3 централизованная БД
Ответ №4 фактографическая БД
10. Вся информация хранится на одном компьютере - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 централизованная БД
Ответ №2 документальная БД
Ответ №3 фактографическая БД
Ответ №4 распределенная БД
11. В иерархической БД информация организована в виде:
Варианты ответа:
Ответ №1 прямоугольной таблицы
Ответ №2 сети
Ответ №3 дерева
12. В реляционной БД информация организована в виде:
Варианты ответа:
Ответ №1 прямоугольной таблицы
Ответ №2 дерева
Ответ №3 сети
13. Абзац- это:
Варианты ответа:
Ответ №1 текст начинающийся с отступа
Ответ №2 Фрагмент текста, заканчивающийся нажатием на клавишу Enter
Ответ №3 одна строка текста
Ответ №4 текст, начинающийся несколькими пробелами
14. К операциям форматирования символов относятся:
Варианты ответа:
Ответ №1 копирование фрагментов текста
Ответ №2 выравнивание, межстрочный интервал, задание отступа
Ответ №3 удаление символов
Ответ №4 начертание, размер, цвет, тип шрифта
15. Чтобы сохранить документ под другим именем или в другом месте,
нужно выбрать команду:
Варианты ответа:
Ответ №1 Файл - Сохранить…
Ответ №2 можно выбрать любую из команд Файл - Сохранить или Файл -
Сохранить как…
Ответ №3 Файл - Сохранить как…
16. текстовый документ должен включать разделы
Варианты ответа:
Ответ №1 основную часть
Ответ №2заголовок
Ответ №3 сопроводительную часть
Ответ №4 все перечисленные позиции
17. Какая формула содержит ошибку?
Варианты ответа:
Ответ №1 нет ошибок
Ответ №2 =F15^2
Ответ №3 =N45*N46
Ответ №4 =(A1+B1)/(A2+B2)
Ответ №5 =2(А1+В1)
Приложение №3
Тест - анкета
Ф.И_______________________________________________
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен